Лев Сорников: «Продолжение разговора о марксизме-ленинизме»

ПРОДОЛЖИМ РАЗГОВОР О МАРКСИЗМЕ-ЛЕНИНИЗМЕ

«Мы открываем Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни». (По Маяковскому).

        «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».  К.Маркс.

Повторение – мать учения. – Поговорка.

Идеал – это представление о желаемом. А различные описания желаемого устройства жизни, которых и сегодня полным полно, есть идеология – производное от слова «идеал». Наука же– имеет дело только  с фактами. Поэтому, по мнению К.Маркса, «где начинается идеология, там кончается наука».  Это отличие очень хорошо видно на отношении науки к религии. Адепты веры бросают атеистам упрек, что они не могут доказать несуществование Бога, а просто верят в это. То есть атеизм есть тоже вид религии. Ответ прост: атеизм – это научное учение, а наука не занимается поиском доказательств несуществования чего-либо. Предъявите доказательства, что Бог есть, и ученые займутся ими. А до тех пор – увольте. И не ссылайтесь на чудеса: они иди нечто вроде «благодатного огня» в Иерусалиме раз в год, понятного всякому химику, или что-то и правда, непонятное, пока, ученые не поймут, что это на самом деле. Вроде шаровой молнии.

Учение К.Маркса – это не только представление об идеале справедливости, равенства и свободы всех членов общества, но и указание пути достижения этого идеала в эпохе коммунизма. Сегодня, через 150 лет после Парижской коммуны, вполне очевидно, что путь к идеалу без установления на длительный срок диктатуры пролетариата в его национальных формах невозможен. Такми образом, марксизм, по характеристике В.И.Ленина, – это НАУЧНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: представление об идеальном устройстве общества и знание пути к нему.

К.Маркс установил деление развития общества на три «царства», что в сжатом виде представляет собой всю диалектику истории.

  1. «Царство естественной необходимости» — миллионолетняя предыстория гуманизма как типа развития. В предыстории повивальной бабкой развития является насилие, а законы развития носят объективный характер. Это и есть исторический материализм – распространение законнов диалектического материализма на историю общества..
  2. «Царство осознанной необходимости» — коммунизм, становящиеся гуманизм, переходная эпоха в
  3. «Царство свободы» — положительный гуманизм, не сязанный с необходимость снимать слои самоотчуждения, накопившиеся в первом царстве.

Теорией развития общества в первом царстве является исторический материализм., сущностные категории которого (СК истмата):

Первая СК истмата: самоотчуждение человека от его родовой сущности как универсального существа – «от своего понятия — свобода». – В.И.Ленин

Вторая СК истмата: углубляющееся общественное разделения труда на труд умственный – управляющий и физический – управляемый.

Третья СК истмата – представление о предыстории как о цепочке закономерно сменяющих друг друга способов производства. (Что касается категории ОЭФ, то ещё Ф.Энгельс показал в «Анти-Дюринге», что предыстория таковых не знает: ни один СП не успел развиться до полноты ОЭФ).

Четвёртая СК истмата – классовая борьба и революции как механизм смены СП,

Поскольку исторический материализм есть теория развития общества в предыстории, он не годится для исполнения роли теории во втором «царстве», в коммунистической эпохе, в «царстве осознанной необходимости».

Тип развития общества в коммунизме является обратным по отношению к предысторическому, в т.ч. капиталистическому.

Если в предыстории действует диалектика ПС и ПО, при которой общественное бытие определяет сознание людей, а не наоборот, то в коммунистической эпохе, в т.ч. в трёхступенчатой фазе социализма, общественное сознание становимся всё более ведущим по отношению к общественному бытию, в т.ч. именно оно определяет плангомерное и гармоничное развитие ПС.

Согласно взглядам  Маркса и Энгельса коммунизм как царство осознанной необходимости есть, другими словами, царство субъективности. Но не анархизма! Развитие общества в коммунизме есть следствие осмысленной работы нового субъекта истории — правящей марксистко-ленинской партии.

Поэтому любая ошибка Партии или тормозит развитие общества, или отбрасывает его назад, как это и произошло в СССР, начиная с 50-х годов прошлого века.

Поскольку в предыстории классовое общество прошло через две фазы, через шесть ступеней самоотчуждения, поскольку на каждой ступени общество многоукладно, т.е сохраняет в снятом виде ПО предыдущих ступеней, то коммунизм – это, при социализме, есть планомерное снятие отчужденных экономических отношений распределения, затем обмена и, на третьей ступени, отраслевого разделения труда, с выходом на ступень «цельный социализм, страна-фабрика» (В.Ленин).

Вторая фаза – это три ступени снятия отчужденных отношений регламентации жизни с помощью законов, затем снятие властных отношений с полной заменой их сложной системой самоуправления и, наконец, снятие отношений индивидуальной собственности и утверждение полного господства собственности общественной.

Коммунистическая общественная собственность отличается от форм общественной и коллективной собственности в первых двух фазах коммунизма тем, что её уже совершенно невозможно использовать в частных или групповых интересах.

Третья, высшая фаза коммунизма –это последовательный уход общества из семьи, т.к. все общество становится единой семьей коммунаров.

Это уход людей из религии, из всякой ритуальности.

И, наконец, отказ от стереотипности поведения. Что и будет означать переход в «царство свободы».

Именно высшая фаза коммунизма вызывает наибольше непонимание и недоверие у многих и многих. Они утверждают, что люди не изменились за 2000 лет, и стоит «отпустить вожжи», как люди тут же становятся в своем большинстве «социоэгоистами» (Р.К.) вплоть до бандеровщины. Поэтому, дескать государство, в т.ч. государство диктатуры пролетариата, вечно, а коммунизм – это красивая сказка.

Эти гражане плохо знают учение Маркса-Ленина, еще меньше его понимают. Да, классовое общество насчитывает не менее 10 тысяч лет, и поэтому для построения общества коммунаров требуется пусть и меньшее, (история ускоряет свой ход), но весьма длительное время, в ходе которого все люди, искалеченные частной собственностью, станут коммунарами. Если для этого потребуется тысяча или две тысячи лет (как в романах И.Ефремова), то так и будет. Десять тысяч лет? А человечеству  не менее 2-3 миллионов». Из них «первобытному коммунизму» не менее ста тысяч! 

Почувствуйте разницу!

Л.Сорников