К 100-летию ФКП во Франции были опубликованы страницы из дневника генерального секретаря партии Мориса Тореза.
РОДИВШИЙСЯ в 1900 году в шахтёрском городке Нуайель-Годо на севере Франции в рабочей семье Морис Торез находился во главе Французской компартии с 1930 года до своей смерти в 1964 году, в том числе в годы немецко-фашистской оккупации Франции, когда он с 1940 по 1944 год жил в Советском Союзе в эмиграции. На протяжении большей части своей политической жизни Торез писал заметки «на полях». Часть из них хранится в фондах «Архива Коминтерна» в РГАСПИ (бывшем Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС), а часть находится во Франции в Национальном архиве.
Дневник, который Торез вёл с 1952-го до последних дней жизни, стал результатом терапии после тяжёлого сердечного приступа: врачи посоветовали генеральному секретарю записывать распорядок дня во избежание переутомления. Но форма дневника, начавшегося с малых коротких записей, со временем эволюционировала, комментарии становились всё обширнее и перемежались интересными цитатами и наблюдениями. Этот дневник является частью традиции, общей для многих коммунистических деятелей, таких как Карл Либкнехт, Марсель Кашен, Георгий Димитров, Емельян Ярославский, Александра Коллонтай…
Дневниковые записи Тореза вращаются вокруг нескольких основных тем: политическое окружение, тактический анализ, текущие события и советско-французские отношения.
В своё время историк Энни Кригель охарактеризовала французский коммунизм как контробщество. Дневник Мориса Тореза является свидетельством тому. Вплоть до конца 1950-х годов Французская коммунистическая партия, выстроенная Морисом Торезом по примеру ленинской, была настолько влиятельна, что повсеместно признавалось существование двух Франций — реакционно-буржуазной генерала де Голля и прогрессивно-коммунистической Мориса Тореза. Коммунисты, умело закрепившие позиции на муниципальном и государственном уровнях благодаря тактике антифашистского Народного фронта, в котором они сумели перехватить лидерство у социалистов, и благодаря активнейшему участию в движении Сопротивления, были первой оппозиционной силой в стране.
Чтение дневника помогает понять силу коммунистического контробщества во Франции: коммунисты стоят во главе рабочего и интеллектуального авангарда. Торез, обладавший высоким уровнем культуры и вкуса, дружил с Пабло Пикассо, Луи Арагоном, Эльзой Триоле, Надей Леже и Жоржем Бокье.
Дневник Тореза является полезным инструментом для понимания выработки линии партии. Это касается как политической жизни Франции, так и разработки инструкций и анализа по подготовке участия в выборах. Целью ФКП эпохи Мориса Тореза являлось установление рабочей демократии — диктатуры пролетариата, как указано в декабрьских примечаниях 1954 года к «Пособию по политэкономии».
При этом дневниковые записи Тореза свидетельствуют о его радикальном противостоянии меньшевистским тенденциям и «демократическому социализму». Именно в этот период он выработал тезис об «обнищании масс». Дневник является и свидетельством неопровержимого авторитета генерального секретаря: Торез тесно работает с главным идеологом партии Жаком Дюкло, товарищи по партии и гражданские активисты приходят к Торезу на консультации, сверяя с ним свой анализ и согласовывая действия.
Торез до последнего участвовал в сессиях Национального собрания. Он придавал огромное значение каждому публичному выступлению. Для него трибуна была в первую очередь возможностью продемонстрировать линию партии, где каждое слово было на вес золота.
Наконец, дневник Тореза — живое свидетельство коммунистической советско-французской солидарности. Она многократно подтверждалась и отмечена безоговорочной поддержкой СССР, как например, в период венгерских событий в 1956 году, о которых Торез писал: «Венгерская контрреволюция подавлена с помощью Красной Армии… Мы готовим заявление для ПБ [политбюро], поддерживающее венгерский рабочий класс и Советский Союз». Дневник также даёт представление о процессе принятия решений, в котором большинство руководителей ФКП делают выбор в пользу Советов или сотрудничества с Советским Союзом.
Находясь в эмиграции в Москве в годы немецко-фашистской оккупации Франции и будучи спасённым советскими врачами после инсульта в 1952 году, Торез на протяжении всей своей жизни высоко ценил пролетарский интернационализм советского народа и руку помощи, протянутую им.
Дневник Тореза интересен его рабочим графиком, географией перемещений и красным календарём праздников и памятных дат. Показательны его записи 1957 года: после того как он 21 июля 1957 года сел на пароход в Гавре, он прибыл в Ленинград, где состоялась протокольная встреча с партийным руководством города. После этого Торез едет на поезде в Москву, где его встречают товарищи из Международного отдела ЦК КПСС, перед тем как принять участие в открытии Всемирного фестиваля молодёжи и студентов и встретиться с Хрущёвым.
Примечательны также встречи руководства ФКП в Крыму с лидерами международного коммунистического движения: вождём освободительного движения Вьетнама (бывшего французского Индокитая) Хо Ши Мином и председателем Госсовета ГДР Вальтером Ульбрихтом. В таком ритме он живёт из года в год.
На протяжении всех этих лет Торез оставался верен советскому курсу, несмотря на своё несогласие с докладом Хрущёва на ХХ съезде партии. Торез был абсолютно не согласен с тем, как Хрущёв подошёл к проблеме культа личности Сталина и с замалчиванием роли Сталина в последующей советской историографии. Интересно, что 23 апреля, два месяца спустя после участия в съезде, Торез пишет в дневнике по-русски: «Читаю одиннадцатый том сочинений Сталина», а 30 апреля выписывает цитату самого И.В. Сталина: «Массы рабочего класса… нередко боятся критиковать своих вождей… Опасность эта может привести к тому, что вожди могут зазнаться и признать себя непогрешимыми… Ясно, что ничего, кроме гибели для партии, не может выйти из этого». Кстати, Торез, прилетевший в Москву 1 марта 1953 года и заставший смерть Сталина на советской земле, проплакал, по свидетельству жены, всю ночь.
Отдельный интерес вызывает антиколониальная деятельность Мориса Тореза на посту генерального секретаря ФКП: именно он понял важность этого вопроса для укрепления позиций французской компартии в стране и в международном коммунистическом движении. Именно Торез проявил инициативу и убеждал советское руководство обратить внимание на антиколониальную борьбу в Алжире, Марокко и Тунисе и поддержать коммунистов в этих странах.
Публикация дневника Мориса Тореза, пусть он и не содержит никаких откровений, предоставляет читателям и историкам дополнительную информацию о ходе его мыслей и процессе принятия политических решений. Его дневник — свидетельство мощи мировой социалистической системы, организационной силы коммунистического движения и принципов внутрипартийного равенства и дисциплины, разделяемых всеми членами партии. Но если в буржуазном понимании история — это в первую очередь наука о прошлом, то в диалектическом марксистско-ленинском анализе она является инструментом для понимания закономерностей развития человеческого общества.
Дневник Мориса Тореза в этом смысле — живой источник творческого развития ленинской идеи о партии, тактики классовой борьбы. Изучение его записей и хода мыслей чрезвычайно важно не только для обновившегося руководства ФКП и подрастающего поколения французских коммунистов, но и в международном масштабе: у Тореза, всю свою жизнь беспристрастно и последовательно отстаивавшего линию партии, есть чему поучиться.