Уважаемый товарищ Тарабрин!
Ответ вам я назвал так же, как вы своё письмо. А отвечаю через газету потому, что согласен с вами: не только у вас есть сомнения относительно необходимости диктатуры пролетариата после преодоления реставрации капитализма и перехода к социалистическому строительству. Вы ставите вопросы, на которые требуются публичные ответы. К тому же «Правда», будучи постоянным проводником марксистско-ленинских идей в современном российском обществе, стремится помогать коммунистическим пропагандистам и агитаторам, да и всем членам КПРФ, всем читателям нашей газеты не уклоняться от любых вопросов, давать ответы с позиций классовых, пролетарских.
Вы ставите в своём письме вопросы, вполне заслуживающие серьёзного внимания:
«Если нельзя обойтись при переходе общества от капитализма к социализму без диктатуры пролетариата, о чём писали К. Маркс и Ф. Энгельс, В.И. Ленин и И.В. Сталин, то, может быть, можно сократить её применение самим периодом социалистической революции и коротким временем после неё? А то если эта диктатура растягивается на долгие десятилетия, то она легко может превратиться в диктатуру беззакония и произвола. Нельзя ли порядок проведения пролетарской диктатуры чётко прописать в законах и подзаконных актах? И вообще, как согласуются между собой диктатура пролетариата и лозунг верховенства права, правового государства?»
Обойтись в переходный период от капитализма к социализму без диктатуры пролетариата нельзя не потому, что так написали классики марксизма-ленинизма, а потому, что после завоевания власти (и неважно, мирным или вооружённым путём, хотя мирным было бы предпочтительнее) рабочим классом и его стратегическими союзниками, эту власть трудящимся надо сохранить и не позволять классовому противнику вырвать её из рук пролетариата и снова сесть на шею работников наёмного труда. Буржуазия, находясь у власти, ради её сохранения устанавливает диктатуру капитала, то есть диктатуру своего класса. Она, как и всякая диктатура, предполагает насилие, но оно чаще всего в мирное время обеспечивается всё же не тюрьмами и дубинками-демократизаторами, а… законами. Законы по форме своей — это нормы поведения для граждан, которые устанавливает правящий класс от имени созданного им государства, а штрафы, тюрьмы, Росгвардия и ОПОН с дубинками, слезоточивым газом и прочими находящимися в распоряжении силовиков «прелестями» — это инструмент для того, чтобы добиться исполнения законов, принимаемых в интересах эксплуататоров. Что касается их содержания, то это всегда воля и интересы правящего класса. Если крупному капиталу становится невыгодно проводить выборы в один день, то появляется закон о проведении их в течение трёх дней, и т.п.
Ядром законодательства является вопрос о собственности. Поскольку буржуазии надо, чтобы господствовала её частная собственность, то это и закрепляют законы буржуазного государства. Более того, в нём (например, нынешней РФ) законы закрепляют не только всевластие частной собственности, но и ограничивают право граждан выступать против такого порядка. И иначе при капитализме не может быть: законодательство ему и нужно-то для защиты эксплуатации человека человеком, неизбежно ведущей к имущественному, социальному, политическому и экономическому неравенству.
Значит, диктатура закона ничуть не противоречит диктатуре буржуазии, потому что законы соответствуют её интересам. Значит, для ликвидации эксплуатации человека человеком, то есть для установления социальной справедливости, необходимо сменить государство буржуазии на государство рабочего класса и его надёжных союзников. А это не смена вывески, а разрушение государства эксплуататоров. Это во-первых. Во-вторых, отстранив буржуазию от власти, надо создать новое, антибуржуазное, то есть пролетарское государство, отменить всё прежнее законодательство, заменив его новым, выражающим интересы не частных собственников, а трудящихся. Чтобы решить эти задачи, приходится устанавливать диктатуру, но теперь уже — диктатуру пролетариата.
Провозгласить диктатуру пролетариата можно в первый же день после взятия государственной власти трудящимися. Но реальностью диктатура пролетариата станет лишь тогда, когда у неё будет надёжная экономическая база, то есть когда основные средства производства перейдут в собственность трудящихся и управлять ими будет пролетарское государство в интересах тех классов, которые его создали.
Право — это воля господствующего класса, существующая в форме законов. Ясно, что государство диктатуры рабочего класса и его союзников устанавливается раньше, чем появляется новое право, потому что формулирует и принимает законы государство. И на этой стадии диктатура пролетариата действует как прямая воля рабочего класса, трудящихся, то есть без законов, ибо они ещё не написаны и не утверждены государством.
Но диктатура пролетариата заинтересована в создании своей правовой системы, чтобы эта система узаконила власть классов, свергших буржуазию, то есть диктатуру пролетариата. С утверждением новой правовой системы и соответствующих институтов, обеспечивающих господство права, которое будет выражать интересы трудящихся, диктатура пролетариата получает правовую основу, образно говоря, она становится отлитой в Конституции и вытекающем из неё законодательстве.
Поэтому само противопоставление диктатуры закона и диктатуры пролетариата — это хитрая выдумка, которую сторонники капитализма использовали в борьбе с Советской властью, с советским социализмом. В действительности сам вопрос о замене диктатуры пролетариата, то есть его власти, диктатурой закона — бессодержательный. И нарушение норм социалистического права связано, как правило, не с усилением, а с ослаблением диктатуры пролетариата.
А вот над понятием «правовое государство» стоит задуматься. Оно вызывает сомнения потому, что было придумано буржуазными идеологами для борьбы с социализмом и до сих пор обозначает государство, в котором господствует буржуазное право. Тут та же история, что и с правозащитниками: по логике, они должны бы следить за соблюдением норм того права, которое существует в данном государстве, но практика показала: они соотносят действительность с нормами только буржуазного права.
Вы, товарищ Тарабрин, правильно отмечаете, что в ходе классовой борьбы с советским социализмом идеологами антикоммунизма были запущены в обиход понятия «гуманный социализм», «демократический социализм», а Горбачёв в этот ряд добавил ещё и лукавое словосочетание «обновление социализма». Понятия — это тоже мощный вид оружия, и относиться к ним надо соответственно, то есть с классовых позиций.
Вы в своём письме ставите ещё один содержательный вопрос: когда исчерпает себя диктатура пролетариата? Ответ на него был дан ещё К. Марксом: когда будет завершён переходный период от капитализма к социализму, когда будет исключена возможность реставрации капитализма. Думаю, вы согласитесь: будь на рубеже 1980—1990-х годов в СССР диктатура рабочего класса, она, во-первых, вымела бы из руководства в КПСС и Советском государстве всю горбачёвщину, во-вторых, не допустила бы реставрации капитализма.
Заслуга марксистско-ленинского учения состоит в том, что оно вывело объективные законы развития общества, в том числе место и роль диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму. Практика подтвердила истинность открытых ими законов. Но теория только тогда работает, когда люди, изучив её, ей сознательно следуют.
Желаю вам, товарищ Тарабрин, успехов в пропаганде наших коммунистических идей, в том числе того, что касается диктатуры пролетариата.