Павел Корчагин о двух идеологиях (марксистской и буржуазной) в современной России

Вопрос стоит так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда никакой внеклассовой или надклассовой идеологии.

В. Ленин

Согласно 13 статье Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие.

Следовательно, в Российской Федерации признаётся и марксистская идеология, и что, следовательно, каждый вправе её распространять.

А между тем в настоящее время вопрос об идеологии в современной России так извращён доморощенными буржуазными социологами, что не только простой человек, а даже высоко образованный человек путается в этом вопросе. Дело доходит до смешного: даже те социологи, которые получили образование в марксистском СССР, мучаются в поисках идеологии для современного российского общества. И это в то время, когда всем мировым социологическим сообществом уже давно признано, что марксистское определение идеологии является единственно верным определением. А именно: идеология – это теоретическая система взглядов того или иного класса на то, как должно быть организовано общество, каким должно быть его государственное устройство, какую политику следует осуществлять.

Общество, в котором признаётся частная собственность на средства производства, неумолимо раскалывается на классы, т.е. на большие группы людей, одна из которых владеет средствами производства, другая – лишена их, что делает возможной эксплуатацию последних собственниками средств производства. Ясно, что интересы эксплуататоров и эксплуатируемых прямо противоположны. Поэтому, разумеется, мнение об общественном устройстве, отношение к государству и представление о том, какие задачи оно должно решать, у этих классов не совпадают. Отсюда возникает борьба мнений, в которой каждый класс стремиться обосновать и защитить своё мнение на то, как должна быть организована общественная жизнь. По мере усиления этой борьбы развивается и укрепляется политическая идеология – теоретическая система взглядов, прямо или опосредствованно отражающая экономические и социальные особенности общества, выражающая положение, интересы и цели определённого класса и направленная на сохранение или изменение существующего общественного устройства.

Что современная Россия (РФ) расколота на два класса: с одной стороны – капиталистов, монополизировавших все средства производства, с другой стороны – рабочих, лишённых всякой собственности на средства производства, не обладающих ничем, кроме собственной рабочей силы, – это факт бесспорный. Точно также не требуется марксовых очков, чтобы видеть, что рабочие эксплуатируются капиталистами. Следовательно, интересы капиталистов и рабочих прямо противоположны и не могут быть примерены. То, что хотят капиталисты, встречает противодействие со стороны рабочих. И наоборот. То, что хотят рабочие, встречает противодействие со стороны капиталистов. «Продукт труда, за вычетом всех издержек, разделяется, как неопровержимо доказал Давид Рикардо, на две доли: одну долю составляет заработная плата рабочего, другую – прибыль капиталиста. А так как этот чистый продукт труда в каждом отдельном случае является некоей определенной величиной, то ясно, что доля, именуемая прибылью, не может быть увеличена без уменьшения доли, именуемой заработной платой. Отрицать, что капиталист заинтересован в снижении заработной платы, это все равно что утверждать, будто он не заинтересован в увеличении своей прибыли» (Ф. Энгельс, «Тред-Юнионы», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 19, с. 262).

Отсюда возникает экономическая борьба рабочего класса, т.е. борьба рабочего класса за увеличение своей зарплаты, сокращения рабочего дня и улучшение условий труда. Но эта борьба не затрагивает основ капитализма – частной капиталистической собственности и не ставит себе задачу ликвидировать государственную власть капиталистов. Цель этой борьбы не уничтожение эксплуатации, а только её ограничение, смягчение.

С ростом и развитием рабочего класса экономическая борьба рабочего класса принимает политический характер, т.е. борьба рабочего класса становится борьбой за уничтожение самих основ капитализма, борьбой за государственную власть, за диктатуру пролетариата.

Но чтобы поднять рабочий класс на широкую экономическую и особенно политическую борьбу, необходимо помочь ему осознать свои коренные классовые интересы. Это осознание даётся рабочему классу марксисткой, социалистической идеологией.

Социалистическая идеология проникает в сознание рабочих не автоматически. На пути её распространения стоит буржуазная идеология. Капиталистическое государство широко её пропагандирует в учебных заведениях, в печати, по радио, в телевидении, интернете, средствами искусства, религии. Поэтому социалистическая идеология может проникнуть в сознание рабочего класса и трудящихся в ожесточённой борьбе с идеологией буржуазной.

Посредством буржуазной идеологии капиталисты стремятся защитить свои классовые интересы, обосновать вечность принципа частной собственности на средства производства и использовать государство для её охраны, ибо она основа их существования. Рабочие же, наоборот, посредством социалистической идеологии добиваются осуществления своих классовых интересов, стремятся отобрать у класса капиталистов государство с целью ликвидации частной собственности на средства производства, поскольку она служит причиной их эксплуатации.

История общества со времени его раскола на противоположные классы: эксплуататоров и эксплуатируемых, есть и история борьбы идей – идей прогрессивных с идеями реакционными. В этих условиях вопрос о борьбе между буржуазной и социалистической идеологиями приобретает громадное значение. Это борьба за умы. «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (К. Маркс, «К критике философии права», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 1, с. 422).

Под лежачий камень вода не течёт. Чтобы восстановить социализм, нужен переворот в сознании рабочего класса, который без сомнения, хоть и сравнительно медленно, уже сейчас происходит. Для того же чтобы этот переворот совершился, как можно быстрее, нужно внедрять в сознание рабочего класса социалистическую идеологию в виде простых вопросов:

1) На кой чёрт нужен капиталист, если всю работу выполняют рабочие и служащие?

2) На каком основании земля, – это природой данное первичное условие всякой жизни, – находится в частной собственности? Зачем нужны отдельному человеку десятки и сотни га земли, если он не может их единолично использовать?

3) На каком основании средства производства находятся в частной собственности, если они создаются исключительно усилиями всего общества? Зачем нужны отдельному человеку средства производства, если он не может их единолично привести в движение?

4) Почему в СССР цены постоянно снижались, а в РФ, наоборот, они постоянно растут?

5) Почему в СССР не было безработицы, а в РФ, наоборот, она стала бичом общества?

6) Почему в СССР земля и жильё предоставлялись бесплатно, а налог на землю и жильё и во сне не мог присниться, а в РФ, наоборот, земля и жильё стали платными, да ещё за пользование этими жизненно необходимыми условиями человеческой жизни приходиться платить налоги?

7) Если можно взимать налог со стоимости жилья, то почему нельзя платить и квартплату со стоимости жилья?

Почему в СССР лечение, образование, занятие спортом и искусствами были бесплатными, а в РФ, наоборот, они стали платными?  

И так далее.

За рабочий класс!