Если буржуазия заботится о существовании рабочих лишь постольку, поскольку это ей необходимо, то не приходится удивляться, если она и образование даёт им лишь в той мере, в какой это отвечает её интересам.
Ф. Энгельс, Положение рабочего класса в Англии, 1845 г.
Всякое образование строится на определённом миропонимании природы и общества, которое господствуют в данном обществе. В этом смысле сравнивать советское образование с буржуазным вообще не корректно, ибо они построены на диаметрально противоположных миропониманиях природы и общества: советское образование построено на материалистическом миропонимании природы и общества, между тем как буржуазное образование построено на идеалистическом миропонимании природы общества.
Согласно материалистическому миропониманию природы и общества материя первична, а сознание – вторично, является продуктом материи. Это положение очевидно и вытекает из того простого факта, что, прежде чем заниматься наукой, искусством, философией, политикой и т.д., люди должны есть, пить, иметь жилище, одежду и т.д., т.е. производить материальные средства существования.
Категорическая необходимость производить материальные средства существования фактически означает, что общество, в первую очередь, должно изучать природу и законы её развития, накапливать знания о свойствах и взаимодействиях веществ природы, участвующих в процессе производства в качестве сырья и орудий труда. В обществе, где господствует материалистическое миропонимание природы и общества, оно так и происходит: образование строится на приоритете наук о природе, т.е. естественных наук, (физика, химия, технические науки, математика и т.д.) над общественными науками, т.е. гуманитарными науками (философия, история, юриспруденция, социология, политология, экономика и т.д.).
Поэтому в СССР, где безраздельно господствовало материалистическое миропонимание общества, – т.е. понимание необходимости «максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники» (И. Сталин, Экономические проблемы социализма в СССР, 1952 г.,), – образование было построено на приоритете естественных наук над гуманитарными науками. Этот факт общественной жизни СССР обусловливал то, что в СССР специалистов для решения народно-хозяйственных задач (инженеров, технологов, конструкторов, проектировщиков и т.д.) готовили больше, чем специалистов для решения имущественных и правовых вопросов (юристов, экономистов, адвокатов и т.д.). С другой стороны, в СССР именно в силу безраздельного господства общественной собственности имущественные споры и экономические преступления были резко ограничены по сравнению с капиталистическими странами. В СССР вообще были исключены такие преступления, как обманутые дольщики, биржевые махинации, рейдерские захваты предприятий, земли, жилья и т.д. Короче говоря, в СССР просто не было необходимости готовить специалистов по имущественным и правовым вопросам в таких масштабах, как в капиталистических странах.
Для правильного понимания образовательной системы СССР важно уяснить, что явления общественной жизни в одном пункте существенно отличаются от явлений природы. Поскольку производство материальных средств существования является необходимым условием существования всякого общества, постольку в классово разделённом обществе различные классы используют явления природы одинаковым образом. Отсюда следует, что основное содержание естественных наук лишено классового характера.
Иначе обстоят дела в общественных науках. Их предмет прямо и непосредственно затрагивает интересы различных классов, и поэтому их основное содержание имеет классовый характер. Так, буржуазия и рабочий класс имеют противоположные точки зрения на частную собственность на землю и средства производства: буржуазия заинтересована в её увековечивании, ибо она основа её паразитического существования; рабочий же класс, наоборот, заинтересован в её ликвидации, поскольку она служит условием его эксплуатации. Таким образом, в общественных науках борьба мнений, обычная для каждой науки, оказывается ареной классовой борьбы, которая предполагает преодоление иной точки зрения и их развёрнутую критику. Именно поэтому в СССР обязательным было изучение во всех высших учебных заведениях основ марксистско-ленинской философии и политической экономии, которые со всей научной строгостью разоблачают ложность идеалистического мировоззрения, звериную сущность капитализма.
Потому-то сразу же после того, как был реставрирован капитализм, буржуазия запретила преподавание марксистко-ленинской философии и политической экономии во всех учебных заведениях. Все высшие руководители РФ имеют советское образование. И уже самый факт, что они в упор не замечают наглое отрицание буржуазными социологами материалистическое миропонимание природы и общества, показывает, что преподавание общественных наук в современной буржуазной России не может быть чем-либо иным, как обыкновенным лицемерием, одурачиванием студентов.
Диаметрально противоположно обстоят дела с образованием в буржуазном обществе. В буржуазном обществе господствует идеалистическое понимание природы общества. Что это значит? Это значит, что в буржуазном обществе господствует взгляд, будто не материальные потребности людей являются движущей силой развития общества, а идеи, возникающие в головах людей: «Идеи правят миром» – говорят идеалисты. Опираясь на это ложное понимание развития общества, буржуазия представляет себе грядущий общественный процесс в виде осуществления идей (моделей), которые выдумывают из головы теоретики-дельцы от общественных наук. Это тем более удобно делать, что гуманитарные науки имеют дело с вещами, которые не повторяются, не поддаются точным количественным оценкам, словом, не поддаются экспериментальной проверке; каждый, кому не лень, может выдумывать из головы вздорную идею и с пеной у рта доказывать, что она самая правильная. В естественных науках это просто невозможно, ибо они имеет дело с явлениями, фактами, которые строго повторяются, поддаются точным количественным измерениям, словом, экспериментально подтверждаются; а факты – вещь упрямая, с ней не поспоришь.
Короче говоря, господство идеалистического миропонимания природы и общества в буржуазной РФ естественным образом обуславливает построение её системы образования на приоритете гуманитарных наук над естественными науками. А так как буржуазное общество построено на абсолютизации частной собственности, из-за которой все конфликтуют друг с другом, то нет ничего удивительного в том, что здесь специалистов по решению имущественных и правовых вопросов: юристов, адвокатов, оценщиков всего и вся и т.д. готовят больше, чем специалистов для потребностей развития материального производства. Сюда ещё следует добавить, что, поскольку образование в буржуазном обществе есть коммерческое дело, то это последнее обстоятельство, конечно, стимулирует штампование липовых специалистов с липовыми дипломами и диссертациями.
Наконец, поскольку в буржуазном обществе господствующий класс – капиталисты – эксплуатируют трудовой народ, то в этом обществе господство можно осуществлять только насилием, обманом и лестью. К насилию буржуазия прибегает только тогда, когда ей кажется, что она теряет власть. А пока ей это не угрожает, она применяет обман и лесть. А чтобы обмануть общество, его надо просто довести до такого состояния, чтобы оно потеряло способность понимать, где ложь, а где правда. А это можно сделать просто признанием всех точек зрения на вещи двояко верными, например, суд: у истца своя правда, а у ответчика – своя; но если это так, к чему же тогда судебное разбирательство, суд вообще? Кроме того, лицемерие буржуазии со всей очевидностью обнаруживает ещё и то, что она, прекрасно понимая, что религиозное миропонимание природы и общества ложно, тратит огромные деньги на пропаганду религии с целью дебилизации общества.
Между тем существует только одно истинное решение какого-либо вопроса, и в этом смысле истина всегда однозначна. Вместе с тем ложных решений того же вопроса, вариантов лжи может быть неограниченное количество, что и позволяет буржуазии одурачивать народные массы, всё общество.
Возьмем для примера экономическую науку. В СССР признавалось единственно правильной только экономическое учение К. Маркса, которое, например, точно объясняет причину экономических кризисов – противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения продуктов производства. Отсюда следует, что до тех пор, пока будет сохраняться это противоречие, кризисы будут периодически повторяться, как смена времён года. Доказательство – постоянно повторяющееся экономические кризисы каждые 8-10 лет, начиная, с 1825 года.
В буржуазном же обществе существуют десятки экономических учений, и все они друг другу противоречат. Каждый, кому не лень, выступает со своим прогнозом развития экономики, и все эти прогнозы противоречат друг другу. Чтобы сказали, например, про астрономов, если бы одни из них утверждали, что Земля вращается вокруг Солнца, а другие – утверждали бы обратное?
Когда возникла необходимость заменить феодальные производственные отношения капиталистическими, на арену политической борьбы выступила буржуазия. Тезису о божественном происхождении власти она противопоставила идею естественного права всех граждан. «Свобода, равенство, братство» – эти благородные слова были начертаны на знамени французской буржуазной революции. Но что скрывалось за ними? Буржуазии действительно была нужна свобода от феодальных ограничений, ибо последнии сковывали её деятельность, сужали возможности её обогащения. Ей нужна была свобода и для крестьянства. Но какая? Буржуазии были нужны рабочие, свободные от крепостной зависимости и в то же время свободные от орудий и средств производства. Буржуазии нужно было равенство. Капиталистическое общество – это общество товаропроизводителей, а в нём особые привилегии, если они основаны не на капитале, являются помехой. На рынке формально все торговцы должны быть равны. Требование формального равенства вытекает из самой природы экономических отношений капиталистического способа производства. Таким образом, буржуазия, проповедуя свободу, равенство, братство, стремилась руками трудящихся масс добиться политической власти и укрепить своё экономическое положение.
Но стоило буржуазии прийти к власти, как она растоптала все свои благородные идеи. «Буржуазия во Франции и в Англии завоевала политическую власть. Начиная с этого момента, классовая борьба, практическая и теоретическая, принимает всё более ярко выраженные и угрожающие формы. Вместе с тем пробил смертный час для научной буржуазной политической экономии. Отныне дело шло уже не о том, правильна или неправильна та или другая теорема, а о том, полезна она для капитала или вредна, удобна или неудобна, согласуется с полицейскими соображениями или нет. Бескорыстное исследование уступает место сражениям наёмных писак, беспристрастные научные изыскания заменяются предвзятой, угодливой апологетикой» (К. Маркс, «Капитал», т. 1, с. 17, К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 23, с. 17).
В современном буржуазном обществе, т.е. в обществе наёмного рабства, экономической науки нет и быть не может. Это убедительно доказал К. Маркс в своём гениальном «Капитале»; все современные буржуазные экономические теории являются попыткой гальванизации нелепых домарксовых экономических учений, от которых К. Маркс не оставил камня на камне. Все экономические прогнозы, международные экономические форумы, проводимые якобы с целью выявления условий (инвестиционный климат – что это такое?) развития экономики, есть лишь отвлечение внимания трудового народа от действительных причин общественных катаклизмов на пустопорожнюю болтовню Я. Кузьминова, В. Мау, А. Кудрина, С. Глазьева, М. Делягина, М. Хазина и прочих шарлатанов и пройдох с корочками профессоров и академиков.
Короче, «Ни единому из этих профессоров, способных давать самые ценные работы в специальных областях химии, истории, физики, нельзя верить ни в едином слове, раз речь заходит о философии. Почему? По той же причине, по которой ни единому профессору политической экономии, способному давать самые ценные работы в области фактических, специальных исследований, нельзя верить ни в одном слове, раз речь заходит об общей теории политической экономии. Ибо эта последняя – такая же партийная наука в современном обществе, как и гносеология. В общем и целом, профессора-экономисты не что иное, как ученые приказчики класса капиталистов, и профессора философии – ученые приказчики теологов» (В. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, т. 18, с. 363-364).