На вопросы корреспондента «Правды» отвечает председатель профсоюза «Курьер» Кирилл УКРАИНЦЕВ
— В чём заложен корень проблем, с которыми сталкиваются курьеры? Какова их природа?
— Основная проблема заключается в том, что курьеров устраивают на работу не по трудовым, а по гражданско-правовым договорам как самозанятых. Тех, кто трудится по гражданско-правовому договору, нанимает на работу фирма-посредник, которая, согласно договору, реализует процесс доставки. Эта фирма-посредник непосредственно сотрудничает с самим агрегатором, который выполняет информационные функции. То есть это заёмный труд. Курьеры де-факто являются постоянно занятыми, а де-юре они — самозанятые. На таких работников действие трудового законодательства не распространяется. Это и есть тот самый корень проблем, из которых вытекают штрафы до 20% от всего заработка. И это всё «в рамках закона».
— Как образовался профсоюз «Курьер»? Правда ли, что всё началось в июне, когда курьеры Delivery Club самоорганизовались и провели забастовку?
— Да, всё началось в июне. Опять же причиной этого социального взрыва стала система штрафов, о которой я упоминал. Курьеры работали честно в течение всего карантина, а в начале июня они лишились части своего заслуженного заработка. Люди не выдержали такого отношения к себе, тем более что некоторые ребята работали без выходных. В сети публиковались видеообращения, в которых курьеры эмоционально требовали не обращаться с ними, как с рабами, записывали их в разных точках Москвы. Эти случаи получили широкую огласку в СМИ и Телеграм-каналах. А 4 июня курьеры заявили о приостановке работы с требованиями отменить штрафы за май и систему штрафов в целом. Вышли на забастовку 40—50 человек, и людям удалось добиться выплат зарплаты. Я приехал на место с товарищами, мы записали репортаж для Ютьюб-канала московской ячейки интернет-издания «Вестник Бури» — «Вестник Бури Originals», взяли контакты у курьеров, в другой день встретились и записали полноценное интервью. Мы предложили им создать профсоюз, для того чтобы самоорганизоваться в противовес корпорациям в целях защиты своих трудовых интересов. Курьеры поддержали наше предложение, понимая необходимость сохранить ядро инициативных и активных работников и биться за свои трудовые права. Так мы и создали профсоюз.
— Почему именно вы, Кирилл, вызвались организовывать профсоюз? У вас имеется опыт работы курьером?
— Взялся за это дело, так как я сторонник социализма и выступаю за социальную справедливость: за социальное равенство, интернационализм, солидарность, за борьбу против капитализма и за самоорганизацию наёмных работников. Эти принципы, которым я следую уже более десяти лет, привели меня к тому, что нужно бороться за свои права коллективно, только так можно добиться успеха. Мой первый опыт проведения забастовки был в 2013—2014 годах в Новосибирске на предприятии «Сибтрубопроводстрой». Многим вахтовикам тогда не выплатили зарплату, и местные левые активисты вписались в кампанию. Удалось добиться выплат и провести митинг в центре Новосибирска. Тогда я и понял, какую силу может представлять пролетариат, когда действует коллективно и организованно.
Я работал ведущим преподавателем в учебном центре службы доставки «Dостаевский» в Москве. Отработал полтора года, удалось за это время обучить около 400 сотрудников различного профиля — от поваров и кладовщиков до администраторов производства. В марте, в период начала пандемии, меня сократили, два месяца ходил без работы, выплатили 10 тысяч рублей компенсации — ясно, что этого было крайне недостаточно. Я решил, если у меня появится возможность помочь людям, чтобы они не оказывались в таком же положении, то я ею воспользуюсь. И вот такая возможность появилась.
— Раньше многие воспринимали работу курьера не более чем как подработку и мигрантов в службах доставки трудилось меньше. Сейчас ситуация кардинально поменялась?
— Она коренным образом поменялась с началом пандемии, так как изменился сектор фудтеха, работающий в сфере производства, упаковки и доставки еды по принципу крупных информационных агрегаторов, которые за счёт сетевого устройства объединяют огромное число пользователей через приложение и работают с бизнесом в сфере быстрого питания. Существует большое количество компаний, которые производят продукцию, по типу Макдоналдса, KFC, Burger King, когда у работника не множество работодателей, а всё в одном приложении. Люди активно пользуются услугой доставки в период пандемии, и курьеры наравне с врачами стали героями карантина: они не только снабжали продуктами, но и своими силами спасали ресторанный бизнес, приносили владельцам ресторанов прибыль.
А теперь курьеры оказались ещё и в авангарде наёмных работников, они активно борются за свои права и не желают терпеть бесчеловечное отношение к себе. Сейчас для многих работа курьера стала постоянной, на рынок доставки ушли те, кто временно или окончательно лишился работы в период режима самоизоляции. Из-за этого численность курьеров Delivery Club, например, увеличилась чуть ли не в два раза.
— В июле и ноябре профсоюз «Курьер» организовал две забастовки около офиса Mail.ru. Каких успехов удалось добиться?
— В июле удалось добиться выплаты зарплаты для 326 курьеров, которые оказались в бедственном положении. А в результате забастовки работники получили на всех более 26 миллионов рублей от работодателя. В октябре — ноябре провели ещё одну забастовку. Она длилась три дня: 30 октября, 1 и 2 ноября. Более сотни курьеров ушли со смены. Тогда руководство пошло на уступки. К нам на переговоры вышел заместитель генерального директора Владимир Габриелян.
4—6 ноября штрафы стали снижать с 3000 до 900 рублей, также был снижен штраф за отказ от заказа на удалённые расстояния от зоны работы курьера — более 5—6 километров. Штраф с 300 рублей снизился до 120. Мы добились также, что при весе доставки свыше 5 килограммов компания «Ситимобил» обязуется вызвать курьеру такси. Работодатель пообещал фиксированный обед, кнопку «конфликт» в приложении, когда курьер сталкивается с хамством со стороны работников сетей фастфуда (а такие случаи бывают). Такая кнопка поможет курьеру записать подтверждение того, что он не был зачинщиком конфликта. Это подтолкнёт работников ресторанов уважительнее общаться с доставщиками, а самим курьерам избежать штрафа за низкую культуру общения. Если за смену курьером пройдено более 4 километров, то ему будет дополнительная оплата.
— После октябрьской забастовки полиция задержала вашего сопредседателя Саида Шамхалова, и, как сообщается, он был избит. Как профсоюз намерен реагировать на незаконное применение силы в отношении своего активиста?
— Саид действительно столкнулся с насилием со стороны неизвестных нам лиц. Произошло это 30 октября рядом с офисом Mail.ru. Саида задержал сотрудник полиции. Протокол задержания составлен не был, задержанного завели в автозак. Далее сотрудник полиции покинул автозак, вместо него вошли пять человек в штатском и потребовали от Саида прекратить его профсоюзную деятельность, угрожали его родным, обещали сделать жизнь невыносимой, а затем избили. Ещё они отняли у него мобильный телефон, попытались узнать мой адрес и номер телефона, но доступ был под паролем, а Саид им ничего не сказал и отказался прекращать профсоюзную деятельность.
После этого неизвестные покинули автозак, и Саида увезли в УВД Хорошёвское, оформили обвинение по статьям 20.2 «Нарушение правил проведения пикета, митинга, шествия» и 20.5 «Организация несанкционированного митинга». По этому случаю мы разбираемся вместе с Антоном Камалтыновым, адвокатом профсоюза. Написали заявление в Следственный комитет РФ, запросили запись с камер видеонаблюдения, чтобы опровергнуть ложные обвинения, выдвинутые в протоколе. Пока что уголовное дело не заведено против неизвестных, применивших силу, но мы продолжим бороться и добиваться справедливости. Член фракции КПРФ в Московской городской думе Елена Янчук взяла под личный контроль это происшествие для заведения уголовного дела в отношении нападавших на Саида.
— В ваш профсоюз не обращались за помощью курьеры сервисов «Яндекс.Еда», «Dостаевский», доставщики пиццы?
— Конечно, обращались. Из «Пешкариков» обращались, работники OZON жаловались на задержки зарплаты, на нарушение режима труда и отдыха. Из «Яндекс.Еды» обращались реже, обычно по поводу производственных травм, отсутствия компенсации и амортизации транспортных средств, отсутствия медицинской страховки и чётко выверенного графика работы. У них, кстати, отменили все штрафы, в чём я также вижу частично нашу заслугу.
В случае с «Dостаевским» в Санкт-Петербурге в октябре был сигнал о применении физической силы в отношении оператора. Мы его поддержали и потребовали публичных комментариев от руководства сервиса, а также возмещения ущерба. Для этого мы создали петицию на Change.org, сняли ролик, в котором призывали подписывать петицию и активно её распространять. В целом там, где самые неблагоприятные условия для работы, люди действуют более решительно и сплочённо.
— С какими политическими силами и другими профсоюзами взаимодействует профсоюз «Курьер»?
— Левый блок, Союз марксистов, Российское социалистическое движение, Марксистская тенденция, Социалистическая тенденция. Если говорить о профсоюзах, то это профсоюз журналистов и работников СМИ, профсоюз работников IT, студенческий профсоюз «Community». Также сотрудничаем с депутатами Московской городской думы от КПРФ Еленой Янчук, Евгением Ступиным и Павлом Тарасовым. Секретарь МГК КПРФ Павел Тарасов участвовал в мероприятии 30 октября, сопровождал курьеров на встречу, помогал решить вопрос с сотрудниками полиции, которые не хотели нас пускать в офис. Также сотрудничаем с Конфедерацией труда России.
— Каковы планы профсоюза?
— Мы планируем зарегистрировать профсоюз, создать широкую сеть первичных организаций в регионах, добиться трудовых договоров для тех, кто постоянно работает в компании, мы — за полную отмену системы штрафов для курьеров Delivery Club, добиваемся фиксированного обеда, медицинской страховки. Кроме того, хотим развивать внутреннюю курьерскую культуру, то есть организовывать сети солидарности, кассу взаимопомощи, спортивные мероприятия, кинопоказы, обучающие семинары, учёбу курьеров в сфере трудового законодательства. Будем доносить до них мысли о том, что необходимо бороться за мир без угнетателей и угнетённых, за социалистическое будущее, то есть будем продвигать антикапиталистическую повестку в среде работников служб доставки.