(Альтернатива правительственной программы)
Не сворачивая с пути… с 1991 г.
Если бы не было коронавируса, то его надо было бы выдумать. За время с 1991 г. ежегодный рост ВВП в нашей стране составил 1%. Коронавирус «посадил» экономику, скажем, на 3%, следовательно, по общей логике для ее восстановления понадобиться 3 года. Программа правительства обещает это сделать к концу 2021 г. Если же учесть вторую и третью волну коронавируса (или его заменителей), то правительство и вложится в 1%. То есть, в 2023 г. мы будем жить так же как и в кризисном 2019 г после устойчивого падения доходов населения с 2013 г. и т.д. Теперь это называют «новая нормальность», которая означает ползучую деградацию, вполне соответствующая неолиберальной политики компрадорской власти с 1991 года.
Для такого хода вещей все условия давно налажены. Во-1-х, экономика не может развиваться без своего инвестиционного ядра — станкостроения, приборостроения, тяжелой промышленности и т.п. Известно, что он был разрушен еще в 1990-е и о нем больше никто и никогда не вспоминал, не говорится о нем и в правительственной программе. Речь идет только о строительстве в периферийных отраслях. Поэтому и импортозамещение, чтобы хоть как-то защитить экономику от санкции Запада, продвигать не получиться.
Во-2-х, Центральный Банк (ЦБ) России, по-прежнему остается частным предприятием, управляется ФРС (США) и также, как и прежде, лишая предприятия кредитов, разрушает экономику (по словам Дерибаски Набиуллина разрушила 2 млн. рабочих мест), создавая наиболее благоприятные условия для иностранных спекулянтов. Правда, в последние месяцы Центробанк, похоже, под давлением Госдумы пошел на снижение ключевой ставки ниже 6% годовых (в США -0,25%, в странах ЕС – 0% и ниже) и то – для отдельных регионов и на время эпидемии, так как помогать бизнесу идет в разрез требованиям МВФ.
В-3х, деофшоризация позволила бы увеличить госбюджет, по оценкам экспертов, более чем на сто триллионов рублей, но либералы «в другую сторону глядят».
В- 4-х, что же касается роста народного благосостояния, то для власти 12 130 руб. на чел. в м-ц (МРОТ, прожиточный минимум) — это тот предел, где заканчивается бедность; а 17 тыс. руб., по Путину, это уже средний достаток. Поэтому для власти главное — подачками в 3 — 5 тыс. руб.. вперемешку с пресловутым «все для человека» дотягивать до этого минимума еще долгие годы, так как во многих местах он еще не достигнут.
На деле же 12 130 руб. на чел. в месяц – это нищета с вымиранием (с питанием — 100 руб. на чел. в день. Для сравнения: обед Сечина — главы «Роснефти» стоит 60 тыс. руб.). – таких в стране не менее 25 млн. чел. По расчетам специалистов, люди с доходом 22 тыс. руб. – это тоже нищие (с питанием 150 руб. в день), хотя уже с выживанием. Всего у нас нищих и бедных в стране 60 – 70 млн. чел., то есть половина населения, из которых 25 млн. чел. находятся в зоне смертельной опасности. В условиях «ползучей» девальвации рубля, неудержимого роста цен (уже на 50%), снижения заработной платы в результате вынужденных каникул и увеличения безработицы численность нищих и бедных будет только возрастать (уже сейчас прогнозируется – на 30%).
Следует заметить, что нищие и бедные с низким иммунитетом наиболее подвержены болезням, в т.ч. и коронавирусу, и поэтому они относятся к группе риска (свыше 70 млн. чел.), являются источником повышенной смертности. Эту зависимость власть замалчивает. Однако, известно, что, например, в США три четверти зараженных коронавирусом – это афроамериканцы и латиноамериканцы с низкими уровнем доходов. Так что задача по вымиранию людей, по требованию МВФ, вполне решаема.
В-5-х, оставляя на голодном пайке экономику и большинство трудящихся, власть никогда не забывает отправлять по «бюджетному правилу» огромные суммы в Центр мирового империализма, мотивируя это – на «черный день», а на деле кормит чужую экономику.
Эта власть никак не может быть другой. Она представляет собой часть «золотого миллиарда», которая гнобит свой народ так же, как мировая олигархия – весь мир. Кроме того, она сама управляется этой мировой олигархией, проводит ее интересы в ограблении нашей страны. Это — единый спрут «либерального интернационала». Поэтому эта власть не поддается никаким исправлениям, в том числе и поправками к Конституции. Она может быть только разрушена, а на ее место должна быть установлена власть в интересах трудящегося большинства – Советская власть.
Программа борьбы за Советскую власть
Парламентский путь к власти оставим заклятым реформаторам, политическим жуликам, которые не мыслят себя без парламентских кресел, надежной обеспеченности, а тем, кто еще питает наивные иллюзии, что власть берется бюллетенем, еще раз напомним издевательские слова Ленина о парламентаризме, который называл его слабоумием, надувательством широких масс трудящихся, разлагающим образом действующего на рабочее движение (См.- Ленин В.И. ПСС, т.40 стр. 14).
В условиях буржуазной диктатуры для борьбы за Советскую власть необходимо организовать силу (назовем ее – единый фронт освобождения (ЕФО), способную противостоять фашистским вылазкам правых, антинародной политике компрадорской власти, а в случае противоправных ее действий народ вправе мирно-принудительным путем применить насилие и взять власть в соответствии с Декларацией ООН по правам человека. Эта сила по своей сознательности и организованности ее участников, должна быть несоизмеримо выше их количества.
Учитывая, что в стране больше половины населения являются сторонниками социализма в той или иной форме, а свыше 80% — левых взглядов, то эта сила может объединять главным образом работников наемного труда — рабочий класс, учителей, врачей, научных работники, инженеров, служащих и др., как класса, антагонистически противостоящего буржуазии и ее государству. Авангардная роль здесь принадлежит рабочему классу, ядром которого является промышленный пролетариат.
ЕФО по направлениям действия включает «улицу» (активную, сознательную, организованную) и всеобщую политическую стачку. Кроме того, условием успешного выступления является моральная, а то и материальная поддержка, по Ленину, значительной части населения.
Для организации такой силы необходимо:
1.Организовать обучение пролетариата и широких масс трудящихся, прежде всего, основам марксизма, научного социализма с целью формирования целостного марксистского мировоззрения как необходимого условия для выработки убеждения в правоте коммунистических идей и активных действий по их реализации.
Наряду с обучением, вести широкую пропаганду и идей научного социализма и агитацию с использованием газет, листовок, интернета и т.п. При этом решительно бороться против всякого рода ревизионизма и оппортунизма, раскалывающие рабочий класс, революционные силы.
2. Организовать работников наемного труда на борьбу за свои экономические и политические интересы. Для этого необходимо:
— создавать и развивать на предприятиях и организациях (образовательных, медицинских, научных и др.) сеть рабочих организаций (классовых профсоюзов, советов рабочих и т.п.);
— оказывать всемерную помощь рабочим в составлении коллективных договоров с включением в них не только требований повышения заработной платы наемных работников, улучшения условий труда и т.п., но и требований введения рабочего контроля, участия рабочих в управлении производством и распределением, а в случае банкротства предприятий – передачу их в собственность работников или в государственную собственность при рабочем контроле и т.п.;
— оказывать помощь в проведении забастовок на предприятиях и в учреждениях (в т.ч. оказывать помощь в программно-организационном, финансовом, юридическом и т.п. обеспечении);
— добиваться объединения рабочих предприятий различных форм собственности и отраслевой принадлежности в их общей классовой борьбе, а также установления тесных связей со служащими, инженерно-технической интеллигенцией, добиваться содействия силовых и властных органов на местах и т.п.;
— бороться за единство пролетариата городского и сельского, привлечения на свою сторону все другие прогрессивные силы;
— всячески утверждать интернационализм и интернациональную солидарность через Всемирную федерацию профсоюзов (ВФП) — единственно классово ориентированную профсоюзную организацию, насчитывающая 92 миллиона трудящихся из 120 стран мира; активно сотрудничать с рабочими других стран на основе взаимопомощи и взаимоподдержки в их общей борьбе против мировой финансовой олигархии;
— добиваться единства экономической и политической борьбы так, чтобы, как писал Ленин, отдельные ручейки классовой борьбы сливались в один всеобщий поток борьбы трудящихся за свое освобождение.
Главное в этой борьбе пролетариата и других левых сил вырабатывать у них способность к борьбе, необходимой, в частности, для проведения при необходимости всеобщей политической стачки.
2. Организация на территориях советов общественного самоуправления (советы депутатов, советы представителей и т.п.), представляющих источник активной протестной силы «улицы» и очаги будущей Советской власти.
3. Объединять все другие левые, прогрессивные силы страны в ЕФО.
4. Важнейшим объединительным фактором входящих в ЕФО сил является организация митингов, демонстраций по наиболее актуальным вопросам, касающихся, в частности, спасения и развития промышленного производства, ликвидации нищеты и бедности, спасения образования и здравоохранения, науки и культуры и др. При этом добиваться, чтобы в демонстрациях и митингах участвовали различные отряды протестующих, независимо от того, касаются ли их интересы вопросов данного митинга или нет, и таким наращивать общую силу.
5. Участвовать в выборах во все органы власти с целью использования парламентской трибуны для пропаганды коммунистических идей.
6. Стремиться к достижению моральной, психологической поддержки значительных масс населения. Для этого коммунистам надо вести пропаганду своих идей со всеми, всегда и везде.
Так как основную часть ЕФО составляет пролетариат, главной задачей которого является социалистические преобразования в стране, то его авангардом могут быть только коммунисты, стоящие на позициях революционного марксизма.
В настоящее время коммунистическое движение России раздроблено на множество компартий, крупных и мелких, часто мало чем отличающихся между собой по программах, однако по практическим действиям нередко страдающих реформизмом, ревизионизмом и т.п. В результате — раздробленность и неэффективность действий в решении главных задач коммунистов.
Поэтому первым делом необходимо создать коммунистическое революционное движение, ядром которого может стать коммунистическая партия ленинского типа, то есть партия, стоящая на позициях революционного марксизма.
Необходимо коренным образом изменить точку зрения на революционную ситуацию, как наиболее удобный момент для взятия власти. Как известно, по Ленину, революционная ситуация возникает объективно, когда «низы» уже не хотят жить по-старому, а «верхи» не могут управлять по-новому; чаще всего, при наступлении чрезвычайных обстоятельств, например, во время мировой войны. Такое представление было вполне оправдано в тех условиях, когда население в подавляющем большинстве было неграмотным (как, например, в России в 1917 г.), когда большинство населения оказывалось в положении жизни или смерти, а выступления носили характер «народного бунта», который надо было использовать, чтобы взять власть. Так думают и сейчас большинство коммунистов, ожидая «революционного взрыва» и полагая, что власть будет «валяться под ногами» и ее надо будет просто поднять. Глубочайшее заблуждение! Положение изменилось как «верхов», так и «низов».
Буржуазия теперь имеет огромные средства, силы, связи, опыт, в том числе и международный, чтобы подкупать верхушку рабочего класса, его авангард различного рода привилегиями, доходными местами во власти, включением его отдельных представителей во властную элиту и т.п. Она хорошо организовалась, чтобы координировать свои действия, особенно во время кризисов, социального обострения ситуации, манипулировать сознанием трудящихся масс, прогнозировать развитие событий и таким образом сознательно сглаживать накал социальных противоречий. Буржуазия чует своим классовым чутьем приближение критической ситуации и вполне сознательно упреждает ее наступление и никогда не допустят, чтобы власть «валялась под ногами». Коммунисты же, находясь в плену прежних представлений, снижение накала ситуации воспринимают как ее отсутствие.
В то же время огромный образовательный и культурный, профессиональный и интеллектуальный потенциал рабочего класса, трудовой интеллигенции позволяет значительно легче осознавать им свое положение угнетенных в буржуазном обществе и необходимость борьбы за свое освобождение. Кроме того, народы России и других стран бывшего социализма имеют огромный опыт строительства социализма и хорошо знают его преимущества, оставаясь в большинстве своем советскими людьми.
В новых условиях появляется возможность заранее прогнозировать, а то и сознательно создавать, формировать благоприятную ситуацию для прихода к власти пролетариата. И чем выше уровень подготовленности масс, тем менее острая революционная ситуации необходима для взятия власти. Другими словами, острота революционной ситуации, необходимая для взятия власти, обратно пропорциональна сознательности пролетариата. Кроме того, возникает целый диапазон ситуаций, которые могут быть использованы для взятия власти, – от частых экономических кризисов, депрессий до ситуаций во время выборов, когда победу социалистических сил незаконно попытается перехватить буржуазия.
Программа восстановления и развития социализма в России после восстановления Советской власти.
Советское прошлое нашей страны и компрадорский характер олигархо-бюрократической власти, которая совместно с мировым капиталом разграбили и разорили нашу страну, позволяет рассматривать период после завоевания власти пролетариатом как восстановительный период (аналогичный периоду после Великой Отечественной войны), исключающий всякого рода коалиционные правительства и многоукладность экономики, характерные для классического переходного периода от капитализма к социализму. Программа ставит задачу ликвидировать внешнюю зависимость России от мировой олигархии во главе с США и внутренний паразитизм правящего класса для постоянного роста благосостояния населения и развития экономики. Представим ее основные пункты.
Первоочередные задачи восстановления и развития социально-экономической сферы с учетом имеющихся средств:
1. Ликвидировать нищету и бедность в стране и на этой основе поднять средний уровень благосостояния людей уже в первый год пролетарской власти.
Для этого в первую очередь необходимо:
— увеличить МРОТ (прожиточный минимум) по меньшей мере в 3 раза, то есть, до 40 тыс. руб. и на этой базе поднять «средний достаток» до 60-70 тыс. руб. Как уже отмечалось, сейчас МРОТ — 12 130 руб. на чел. в месяц – это нищета с вымиранием. Всего в стране нищих и бедных 60 – 70 млн. чел., то есть половина населения, из которых 25 млн. чел. – нищих с вымиранием. Их следует отнести к группе рыска с низкой иммунной системой.
— обеспечить государственное регулирование цен на потребительские продукты и ежегодное их снижение в соответствии с повышением общественной производительности труда;
— ввести всеобщую трудовую повинность, обеспечив при этом всеобщую занятость трудоспособного населения.
2. Обеспечить население благами здравоохранения, образования (от дошкольного до высшего), культуры и искусства на принципах бесплатности (или по доступным ценам), доступности для всех, высокого качества и с нацеленностью на всестороннее развитие личности. Для этого провести полную национализацию материального имущества и финансовых средств в этих сферах, включая здания и сооружения, оборудование, исследовательские и образовательные центры и др.
При этом в сфере здравоохранения:
— обеспечить все населенные пункты медучреждениями с доступной удаленностью (низовых звеньев) 3 -5 км, а все население — качественными средствами защиты и другим оборудованием от всякого рода возможных эпидемий;
— ввести государственную монополию на производство и реализацию лекарственных препаратов, ликвидировав разгул мафии и спекулянтов в этих сфера, достигнуть самодостаточности в производстве лекарств и продавать их по ценам, доступным для широких масс;
— обеспечить подготовку медицинских кадров по всем требуемым, в том числе, и инфекционным болезням, специальностям и ввести научно-обоснованные нормы обслуживания для каждого пациента;
— повысить ответственность врачей и медперсонала за результаты лечения и повышенную оплату, а часть из них с особо высоким риском для здоровья приравнять по оплате и социальному обеспечению к военнослужащим;
— возобновить работу сети домов отдыха, санаториев и др., доступных для широких масс трудящихся (по примеру советского времени), всячески пропагандировать здоровый образ жизни. Медицина должна работать не на прибыль, а реально на здоровье человека.
В сфере образования:
— вернуть в целом советскую систему образования с учетом требований новой НТР, обеспечивающую всестороннюю подготовку творчески мыслящих школьников и специалистов широкого профиля в вузах с практической подготовкой, социалистической идеологией и советским патриотизмом;
— обеспечить всех учеников школьными принадлежностями и горячим питанием на бесплатной основе;
— вернуть детям кружки творчества, а на каникулы – различного рода походы, путешествия и другие виды активного отдыха.
В сфере культуры и искусства обеспечить всем доступность всех очагов культуры — театров, картинных галерей, библиотек, очагов детского и народного творчества (различного рода кружки творчества, ансамбли, спортивные секции и т.п.); создать наиболее благоприятные условия для здорового, всестороннего развития всех членов общества;
3. На высочайший уровень поставить науку, обеспечив высокой оплатой и условиями жизни ученых, высокотехнологичной экспериментальной базой и т.п.; вернуть прежний статус Российской академии наук.
Значительным источником решения этой задачи может быть перераспределение доходов между «верхами» и «низами». Во-1-х, на предприятиях и учреждениях всех форм собственности между средней зарплатой работников и зарплатой руководства установить соотношение 1:4. Во-2-х, в обществе: соотношение между средним доходом по стране и высшими доходами (например, федерального министра) может быть установлено на уровне 1:5. В 3-х, ввести прогрессивную шкалу налогообложения сверх высоких доходов (например, по региону) в 50-70%. В 4-х, высвобождение средств путем троекратного сокращения чиновников в стране.
Далее, на эти задачи можно использовать часть резервного фонда — сейчас он составляет 560 млрд. долл. (свыше 40 трлн. руб.), а для резерва достаточно иметь 100 -150 млрд. долл.; часть средств из финансовой системе страны, где находится 125 трлн. руб., которые не используются в реальной экономике; за счет офшоризации и дедолларизации можно увеличить госбюджет более чем на 100 трлн. руб.; использовать Фонд национального благосостояния – свыше 10 трлн. руб.
Однако, неисчерпаемыми источниками средств для роста благосостояния трудящихся и развития экономики являются богатства нашей страны – природные, материальные и трудовые ресурсы, на которых сейчас паразитируют как мировая олигархия, так и компрадорская власть. Освободится от внешней зависимости и от внутреннего паразитизма правящего класса станет первейшей задачей пролетарской власти.
Для ее решения необходимо:
— национализировать:
а. сырьевые, топливно-энергетические ресурсы, предприятия стратегического назначения, высокотехнологичные, наукоемкие и другие крупные производства;
б. вернуть в общенародную собственность землю, ее недра, воды, леса и т.п. (за исключением приусадебных участков и т.п.). При этом передать землю в вечное пользование крестьянам, — объединенным в коллективные хозяйства (народные предприятия), работающим семьям, фермерам, живущим за счет своего труда и т.п.
в. финансовую систему вместе с ЦБ России и перенаправить ее на нужды экономического роста; произвести дедолларизацию экономики и создать независимую национальную денежно-платежную систему; ввести государственную монополию на валютные операции;
г. производство и сбыт спиртосодержащей продукции, табачных изделий и фармацевтической продукции (экономия – несколько трлн. руб.).
д. крупные торговые сети (в т.ч. и иностранные, — возможно с полным или частичным выкупом) с ликвидацией торговых посредников-паразитов и на этой основе в 2-3 раза снизить цены на потребительские и промышленные товары. Выйти из ВТО. Ввести государственную монополию на внешнюю торговлю.
4. Ликвидировать коррупцию и казнокрадство, применив жесточайшие меры наказания (длительные сроки заключения и конфискация имущества виновных и их семей). Сократить количество охранных предприятий, силовых структур, заменив их частью народными дружинами.
Собранные таким образом средства — сотни триллионов рублей будут достаточны для восстановления и развития производственной, социально-экономической, культурной и др. сфер общества.
Восстановить и обеспечить развитие народного хозяйства страны
В промышленности:
— восстановить на инновационной основе уцелевшие предприятия, что позволит, прежде всего, существенным образом сократить безработицу;
— восстановить и обеспечить развитие инвестиционного ядра промышленности – станкостроения, приборостроения, электроники, тяжелого машиностроения и т.п.
— развивать организацию вертикальной интеграции производства, когда движение продукта по всем отраслевым переделам и звеньям производства – от добычи сырья до выпуска готового продукта – объединяется в единый технологический процесс;
— создать самодостаточную экономику на инновационной основе, охраняющую национальную экономику от мировых кризисов, неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке, а в конечном счете, обеспечивающий суверенитет и независимость страны;
— создать единый народнохозяйственный комплекс с рациональным территориальным размещением производства для выравнивания условий проживания населения страны, (а также создавать агрогородки для соединения промышленного и сельского труда).
В сельском хозяйстве, призванное полностью обеспечить потребности в предметах потреблении все население страны и сырьем пищевую и легкую промышленность:
— всемерно развивать существующие и строить новые крупные госпредприятия, призванные обеспечить основную часть производства сельхозпродукции;
— оказывать всемерную государственную поддержку производственным, снабженческим, сбытовым и другим кооперативам, а также фермерам и семейным хозяйствам, не использующих наемный труд;
— развивать систему переработки сельхозпродукции на местах. В частности, вместо импорта зерна за рубеж развивать отечественное животноводство;
— ликвидировать всякого рода посредников-паразитов между производителями и потребителями, в частности, путем всемерного развития производственно-потребительской кооперации
— развивать систему агрогородков для соединения промышленного и сельского труда.
Развитие работника как главной производительной силы включает:
— всестороннее образование учащихся (советского типа) с обязательным средним и высшим образованием;
— соединение обучения и воспитания с производительным трудом. Для этого ввести работу по 4 -6 час. в неделю (2 дня работы по 3 часа или 3 дня по 2 часа) в научно-производственных мастерских, на школьном поле и на производстве – для учащихся средних школ и по 8-10 час. в неделю — для учащихся ВУЗов. При таком соединении образования, воспитания и труда возможно превращение учебных заведений в школы- коммуны (по методу Макаренко)
— обогащения содержания труда творческими функциями;
— развития системы перемены труда;
— постепенное сокращение рабочего дня до 6 -5 час. с обязательным прохождением после работы обучением 2 часа по профессиональным и общеобразовательным дисциплинам.
(опережающего развития способностей человека при достижении рациональных норм потребления;
— развития участия трудящихся в управлении производством и распределением.
Восстановление и развитие производственно-экономических, организационных связей народного хозяйства
Главными из них является планирование народного хозяйства и товарно-денежные отношения (ТДО).
Планирование, в свою очередь, выступает в трех основных формах – директивное, индикативное и прогнозирование при ведущей роли директивного планирования.
Товарно-денежные отношения с их законом стоимости существуют в разных формах в зависимости от уровня обобществления производства и возможности их планомерного регулирования. В наибольшей мере они планомерно регулируются в государственном секторе, меньше – на уровне коллективных предприятий и в наименьшей мере – в частном секторе.
Развитие распределительных отношений на основе
— распределения по труду с дифференциацией по научно-обоснованным норам, позволяющим в достаточной мере стимулировать труд каждого работника;
— опережающего развития общественных фондов потребления, создающих равные условия для развития способностей всех членов общества;
Организация общественно-политической жизни.
Установление и функционирование Советской власти включает:
— создание советов народных депутатов на местах;
— выборы вышестоящих, центральных органов власти по принципу «снизу-вверх»;
— совмещение в советах законодательной, исполнительной и судебной власти;
— организация прямых и обратных связей в системе органов власти;
— отзыв избирателями любого депутата и в любое время;
— участие трудящихся в работе комиссий, созданных при органах власти всех уровней, и контроль «снизу» за их деятельностью.
— обеспечение граждан демократическими свободами — голоса, печати, объединений, собраний, уличных шествий и т.п.
— защита отечества и развитие социалистических преобразований с использованием различных методов диктатуры пролетариата – воспитательных, насилия и т.п.
Крепить союз России и Белоруссии и развивать интеграционные связи с другими государствами, прежде всего, — на постсоветском пространстве как основы воссоздания в перспективе Союза Советских Социалистических Республик