Россия и Япония: рыболовные отношения в меняющемся мире

В Москве вышел сборник Конференции «Мы и Япония: к нормализации отношений на основе исторической правды и национальных интересов России», проведённой с участием депутатов, сенаторов Федерального собрания Российской Федерации, представителей министерств, ведомств, широкой общественности и ученых-японоведов. В сборник вошли 21 выступление и Итоговая Резолюция.

Редакция Фишкамчатки располагает текстом выступления на ней Зиланова В.К. в котором анализируются российско-японские отношения в области морского рыболовства и высказаны предложения автора по их дальнейшему развитию в современных условиях. Ниже публикуем это выступление с согласия автора. Приводим также и текст Итоговой Резолюции.

Россия и Япония: рыболовные отношения в меняющемся мире

Вячеслав Константинович ЗИЛАНОВ
Заслуженный работник рыбного хозяйства РФ, член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ, экс-заместитель Министра рыбного хозяйства СССР

Уважаемый председательствующий, Виктор Иванович Соболев! Уважаемые депутаты, все присутствующие, представители прессы!

Прежде всего, хочу поблагодарить за приглашение на столь ответственную Конференцию и в столь тревожное время, в котором сейчас находятся российско-японские отношения. Действительно, эта точка отношений, пожалуй, самая низшая за весь период послевоенной нашей совместной истории.

Напомню, что с Японией мы граничим только по морю, и то граница эта небольшая по протяжённости, чуть более 194 километров. И как бесспорно и то, что эта низшая точка двухсторонних российско-японских отношений во многом обусловлена влиянием Соединенных Штатов Америки на политику Японии. По существу американцы задают тон внешней политики Японии. И вряд ли кто-то из политиков, историков, аналитиков с нашей стороны, да и сама японская сторона может это отрицать. И, бесспорно, и то, что в этих условиях предложить траекторию «к нормализации отношений российско-японских», как это определено в наименовании Конференции, это весьма амбициозно.

Многим из присутствующих такой подход может показаться нереально. Но, с моей точки зрения, к этому надо стремиться. Мы — соседи, и нас никто друг от друга не удалит. И соседями мы останемся на все времена. Так распорядилась география, история и политика. Вместе с тем, предложить «нормализацию российско-японских отношений», определить на основании «исторической правды и национальных интересов России», что тоже находится в контексте наименования Конференции, вполне реально. Это давно надо было осуществить, отбросив в сторону все «заигрывания» с японской стороной, которые на протяжении горбачевско-ельцинско-путинского периода, существовало, и висят грузом в сегодняшней нашей истории.

В последнее время, точнее с 2022 года, Кремль, убедившись в ошибочности своей политики на японском направлении, пытается, правда робко, определить новый политический курс в отношении Японии с учётом её милитаристских притязаний на российские территории. Полагаю, что данная Конференция должна помочь в этом Кремлю и, бесспорно, внесёт свой достойный вклад в этом направлении.

Тема моего выступления показать на примере рыболовства, в какой точке российско-японские отношения в настоящее время они находятся, и как их можно скорректировать, чтобы действительно мы сотрудничали, а не словесно пререкались различными протестами, заявлениями между министерствами иностранных дел двух соседних стран и не ставили преграды для мирной работы рыболовных флотов.

Опуская, так сказать, историческую канву. Вы все ее знаете, начиная с российско-японской войны 1904 года, даже еще ранее. Япония всегда стремилась завладеть сырьевыми морскими живыми ресурсами, прилегающих вод к российскому дальневосточному побережью.

Прежде всего, это Охотское, Берингово моря. В определенной степени, хотя мы и соседи, касается это и рыбных запасов в Японском море. И здесь можно много предъявить претензий к японской стороне, хотя бы по такому весьма болезненному эпизоду, как разрушительный японский дрифтерный промысел лососевых российского происхождения, который нанес колоссальные ущербы, вплоть до разгрома отдельных её запасов.

В годы Второй мировой войны рыбные ресурсы Охотского моря были одними из основных источников пополнения продовольствия не только населения Японии, но и ее армии и флота. По экспертной оценке, именно из районов, прилегающих к острову Сахалин и Курильским островам, в Охотском море добывалось в военные годы японским рыболовством до 1,5–2 млн тонн рыбы и морепродуктов ежегодно. В этих целях Япония использовала заключённые ранее концессионные договорённости по промыслу её рыбопромышленниками рыбных запасов в прибрежных водах российского Дальнего Востока. Для этих же целей, в определённой степени, служил как «зонтик» для японского рыболовства в наших водах и заключённый 13 апреля 1941 года между Японией и Советским Союзом «Пакт о нейтралитете».

На предвоенные и первые военные годы приходится развитие агрессивного дрифтерного морского промысла лососевых у северных Курил, который препятствовал проходу на нерест рыбы в реки Камчатки. Этот вид промысла был развит вопреки мнению даже ряда японских ученых и отдельных рыбопромышленников, которые считали, что лов лососей дрифтерными сетями в открытом море «приведет в недалеком будущем к еще большему сокращению их ресурсов».

В последующем именно развитие интенсивного японского морского дрифтерного промысла побудило участников Сан-Францисского мирного договора 1951 г. ввести в упомянутом договоре специальную статью, которая обязывала Японию заключить договоренности с Союзными Державами по сохранению и рациональному использованию рыбных запасов. В частности, в статье 9 было сформулировано, что «Япония немедленно приступит к переговорам с Союзными Державами, желающими этого, о заключении двусторонних или многосторонних соглашений, предусматривающих меры по регулированию или ограничению рыболовства и консервации и развитию рыбного промысла в открытом море». И действительно, такие договоренности были достигнуты в 1952 г., прежде всего между США, Канадой, с одной стороны, и Японией — с другой, посредством подписания «Конвенции о рыболовстве в северной части Тихого океана».

В соответствии с Конвенцией, а также под давлением США японские рыбаки взяли обязательства не вести промысел лососевых дрифтерными сетями в северо-восточной части Тихого океана — восточнее 175 градуса западной долготы. Другими словами, эта договоренность спровоцировала направление деятельности мощного для того времени японского дрифтерного флота на интенсивную эксплуатацию лососевых, образующихся в реках Камчатки, Сахалина, Курильских островов, Приморья, Хабаровска и других районов Дальнего Востока Советского Союза. Одновременно с этим начала расти японская рыболовная активность и по использованию других рыбных запасов в Охотском, Беринговом морях, в частности, сельди, крабов, камбалы, минтая и других объектов промысла.

В этих условиях советское правительство приняло в 1955–1956 гг. ряд мер по защите своих экономических интересов, введя в одностороннем порядке запрет на японский промысел лососевых в определенных открытых районах Охотского моря, у восточной Камчатки и Курил, известной как «Линия Булганина».

Кроме того, морской лов лососевых Японией ограничивался лимитом в 50 тыс.т. Такой активный шаг с нашей стороны побудил японских рыбопромышленников и правительство Японии пойти на переговоры и выработать в 1956 г. «Конвенцию о рыболовстве в открытой северо-западной части Тихого океана между Советским Союзом и Японией», которая действовала почти 20 лет, вплоть до объявления института 200-мильных экономических зон.

По существу, рыболовные проблемы, с которыми столкнулась Япония в первые послевоенные годы, были определенным катализатором к скорейшему заключению «Совместной Декларации между СССР и Японией от 19 октября 1956 г.».

Пункт 8 Декларации полностью был посвящен вопросам настоящих и будущих отношений двух стран в этой весьма динамичной сфере деятельности в северной части Тихого океана, каким является морское ры- боловство.

В частности, в нем, наряду с вступлением в силу Конвенции о рыболовстве и Соглашения о сотрудничестве при спасении людей, терпящих бедствие в море, с момента вступления в силу самой Декларации было сказано: «Учитывая заинтересованность, как СССР, так и Японии в сохранении и рациональном использовании природных ресурсов рыбы и других морских биологических ресурсов, СССР и Япония будут в духе сотрудничества принимать меры в целях сохранения и развития рыболовных ресурсов, а также регулирования и ограничения ловли рыбы в открытом море».

Таким образом, уже в самом начале установления дипломатических отношений с Японией в послевоенный период наша страна стремилась обеспечить свою безопасность, включая и рациональное использование рыбных ресурсов у своего побережья на Дальнем Востоке, ограничивая интенсивное японское рыболовство в открытом море. Такой подход нашей страны сыграл важную роль в развитии в целом советско-японских отношений. Безусловно, были определенные отрицательные элементы в условиях существующего тогда режима свободы рыболовства за пределами 12-мильных территориальных вод, что привело к падению, а в ряде случаев и к длительной депрессии запасов сельди в Охотском море, запасов лососевых, крабов и минтая.

В этом немалая доля вины не только рыбопромышленников, но и политиков обеих сторон, которые использовали рыболовство для достижения сиюминутных политических целей.

Вместе с тем в период 20-летнего действия «Конвенции о рыболовстве в открытой северо-западной части Тихого океана» удалось, наряду со сдерживанием экспансии рыболовного флота Японии по интенсивной эксплуатации запасов морских живых ресурсов в водах, прилегающих к побережью российского Дальнего Востока, развивать российско-японское деловое сотрудничество по различным научно-техническим направлениям в области рыбного хозяйства, а также организовать координацию действий двух стран в различных международных рыбохозяйственных организациях. Последнее направление имело важное значение в укреплении авторитета Советского Союза и Японии в этих международных организациях с учетом того, что в 60–80-х годах Япония и Советский Союз занимали соответственно первое и второе место в мире по вылову морских живых ресурсов, что в сумме достигало почти 35% от мирового вылова.

С введением в 1976–77 гг. 200-мильных рыболовных, а в последующем экономических зон отношения Советского Союза с Японией вступили в новую фазу развития, которую в целом можно характеризовать как этап вытеснения японского флота из 200-мильной зоны России в дальневосточных морях с одновременным развитием коммерческих отношений по широкому спектру в области рыбного хозяйства.

Вылов японского флота в 200-мильной зоне России был уменьшен в десятки раз с 800–1200 тыс. тонн до 80-120 тыс. тонн. В последние годы он не превышает 50 тыс. тонн ежегодно. Российский же промысел в 200-мильной зоне Японии сохраняется на уровне 60- 70 тыс. тонн ежегодно.

Что касается японского промысла лососевых, происходящих в дальневосточных реках России, то он с 80–120 тыс. тонн сократился до 3–7 тыс. тонн и осуществляется только в 200-мильной зоне Японии по взаимной договорённости.

Кроме того, с середины 90-х годов удалось добиться полного прекращения нерационального японского дрифтерного промысла лососевых российского происхождения в открытом море за пределами 200- мильных зон в северо-западной части Тихого океана. Последняя мера, наряду с другими мероприятиями, позволили восстановить запасы лососевых и не только предотвратить дальнейшее падение их вылова российскими рыбаками, но и стабильно наращивать в последние годы уловы, доведя их до 450–560 тыс. тонн ежегодно.

В целях восполнить своих рыболовных потерь японская сторона настойчиво продолжает выдвигать необоснованные претензии на российские южные Курильские острова и прежде всего на морскую акваторию, прилегающую к ним, которые богаты рыбными ресурсами.

Попытки Кремля на протяжении последних более 20 лет осуществлять в отношении Японии сдержанную политику, стремясь склонить Токио занять реалистическую позицию, умерив свои территориальные притязания на российские южные Курильские острова, не привели к положительным результатам.

Убедившись в бесперспективности этой политики, да еще и получив от японской стороны «букет» санкций, правда под предлогом украинских событий, российская сторона заявила о прекращении переговорах по мирному договору в увязке с южными Курильскими островами.

Прекращены всякие договоренности об их демилитаризации, совместной хозяйственной деятельности и многие другие проекты, навязываемые японской стороной.

В результате произошло то, что и прогнозировалось рядом отечественных общественных деятелей, депутатами, сенаторами и аналитиками. Полное расставание кремлевских политиков с горбачевско-ельцинским наследием на японском направлении происходит со значительным сопротивлением японского лобби и сторонников сдачи части российских южных Курильских островов.

Как пример, не желание Кремля расстаться с «забытой ельцинской загогулиной», а именно с японским промыслом в территориальных водах российских южных Курильских островов. Хочется верить, что это чисто техническое упущение чиновников, а не желание, оставить Токио надежды на возврат, при определенных условиях, к горбачёвской-ельцинской политике на японском направлении.

Что же в действительности представляет собой японский промысел в территориальных российских водах южных Курил? На какой правовой основе он осуществляется вот уже почти 25 лет?

В 1998 году при президенте Ельцине было заключено Соглашение между правительством России и правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов [далее по тексту Соглашение 1998 года — прим. автора]. Эта договоренность впервые в отечественной рыболовной практике предоставляла право на промысел морских живых ресурсов японским подданным в российских территориальных водах — море южных Курильских островов.

Соглашение 1998 года было инициировано японской стороной при активном лоббировании ряда президентских, правительственных и мидовских специалистов, курировавших в то время российско-японские отношения, а также при поддержке некоторых ученых-востоковедов.

Определенным катализатором Соглашения 1998 года стали массовые набеги японских рыбаков, базирующихся в портах Хоккайдо (Япония), в территориальные воды российских южных Курильских островов для браконьерского промысла морских живых ресурсов, что приводило к столкновению с Погранслужбой ФСБ.

Соглашение 1998 года преследовало исключительно политические цели президента Ельцина и его команды по созданию якобы посредством такой договоренности соответствующего российско-японского «климата доверия» в целях получения кредитов и инвестиций.

Дальневосточные рыбохозяйственные круги, включая тех российских рыбопромышленников, кто осуществляет рыболовство в районе южных Курильских островов, а также специалисты рыбной отрасли, курирующие международные связи в области рыболовства, были против заключения подобного соглашения, как одностороннего и несбалансированного по своим задачам.

Сахалинская областная Дума шесть раз выступала против его заключения и исполнения и настаивала, прежде чем оно вступит в действие, на его ратификации (2.10.1997 г.,05.11.1998 г., 4.02.1999 г.,07.12.2000 г., 14.09.2001 г., 10.10.2002 г.), что сделано не было.

Само Соглашение 1998 года содержит преамбулу, 7 статьей, приложения к нему с координатами морского района, в котором должны вести промысел морских живых ресурсов японские рыбаки и ежегодных Меморандумов о понимании.

Из ряда статей Соглашения 1998 года (1,2,3 и др.), а также Меморандумов следует, что японские рыболовные суда осуществляют промысел морских живых ресурсов в территориальных российских водах южных Курильских островов, по существу, явочным порядком, да еще и сами себя контролируют.

В самом соглашении даже не упоминается, что это российские территориальные воды, в которых действуют соответствующие законодательные акты.

20032023gif.gif
Карта-схема морского района по межправительственному российско-японскому Соглашению от 21.02.1998 года. Составители: А. Бражник, В. Зиланов, С. Пономарев. Красная линия — государственная граница России. Синяя линия — граница морского района, внутри которого ведётся японское рыболовство. Жёлтая линия — граница территориального моря России.

Объёмы вылова для японских рыболовных судов определяются в ходе ежегодных российско-японских консультаций с соответствующей согласованной оплатой, которая поступает в федеральный бюджет и оформляется Меморандумом. Так в последние годы квоты для японских судов обшей численностью до 40 маломерных судов прибрежного лова, базирующихся в японских портах Хоккайдо, устанавливалась в объеме 2,1-2,3 тыс. тонн различных объектов при фактическом вылове около 1 тыс. тонн с оплатой около 20- 22 млн японских иен. Безусловно, это небольшие объемы, но такого японского промысла в территориальных водах российских южных Курильских островов осуществляется на значительной морской площади, что лишает отечественных курильских рыбаков возможности вести здесь прибрежное рыболовство с поставкой выловленной рыбы и морепродуктов на переработку береговыми рыбоперерабатывающими фабриками.

Сам факт промысла японцами в российских территориальных водах является косвенным подтверждением их притязаний на Курильские острова.

Более того, Соглашение 1998 года является несбалансированным, а по сути неравноправным, поскольку Япония не предоставляет России на взаимной основе право осуществлять промысел в ее территориальных водах.

Обращает на себя внимание и несбалансированность сторон подписания ежегодных Меморандумов. С российской стороны их подписывают государственные органы — Росрыболовство и Погранслужба ФСБ России, — а с японской — общественная региональная неправительственная организация — Хокайдской ассоциация рыбопромышленников.

Соглашение 1998 года, поскольку касается территориального моря России, должно было проходить процедуру ратификации Федеральным Собранием. Однако ельцинская администрация в обход этого ввела его в действие посредством одобрения правительством.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным, на основе положения статьи 7 Соглашения 1998 года, которая предусматривает прекращение его действия при извещении письменно одной из сторон об этом за шесть месяцев до дня истечения соответствующего периода его действия, принять Россией такое решение, поставив об этом в известность японскую сторону.

В условиях санкций пора приступить к развитию только отечественного рыболовства в территориальном море Российской Федерации вдоль всего своего побережья в целях решения укрепления продовольственной безопасности за счет рыбы и морепродуктов. Это касается и вод в районе южных Курильских островов, что дополнительно лишит японскую сторону косвенных аргументов по их притязанию на российские острова.

Потенциал российско-японских отношений в области рыбного хозяйства с учетом того, что обе стороны являются пока еще лидерами морского рыболовства в северо-западной части Тихого океана и в прилегающих морях, на порядок превышает нынешнюю реальность.

В качестве основы нового прагматического курса сотрудничества в области морского рыболовства без всяких территориальных притязаний могли бы быть приняты, по моему мнению, следующие направления:

— совместные научно-поисковые работы по освоению рыбных запасов открытых районов северной части Тихого океана, как и в целом Мирового океана;

— создание российско-японского научно-исследовательского центра по управлению, сохранению и рациональному использованию лососевых северо-западной части Тихого океана;

— кооперация в развитии марикультуры, как основы устойчивого рыболовства в прибрежных районах обеих сторон;

— совместные операции по переработке и сбыту рыбы и морепродуктов с использованием новейших технологий и применительно к рынкам России, Японии и других стран;

— обучение рыболовным профессиям, обмен программами, опытом и кадрами в этой области.

В качестве первого практического шага было бы полезным разработать и заключить на межправительственном уровне:

— Декларацию об управлении, сохранении и оптимальном использовании морских живых ресурсов северо-западной части Тихого океана, а также

— Осуществить коррекцию существующих пяти межправительственных соглашений в области рыболовства с учётом произошедших изменений в отношениях двух стран.

Безусловно, имеется и целый ряд других направлений сотрудничества, но все они, включая и вышеупомянутые, требуют, прежде всего, обсуждения и одобрения на региональном уровне соответствующих субъектов Российской Федерации и провинций Японии их рыбопромышленными кругами, учеными и специалистами.

Полезным было бы предложить японской стороне, ее рыбопромышленным кругам провести следующие организационные мероприятия:

1. «Круглый стол» с участием рыбопромышленников Японии и России, в ходе, которого выявить наиболее взаимоприемлемые долгосрочные направления сотрудничества в области рыбного хозяйства.

2. Научно-практическую Конференцию с участием исполнительных властей приморских регионов Дальнего Востока России и соответствующих провинций Японии, на которой обсудить предложения по сотрудничеству рыбопромышленников двух стран и механизмы, пути их реализации.

Президент, правительство, политические партии, движения, Государственная Дума, Федеральное Собрание Российской Федерации должны сформулировать ясную и реалистическую консолидированную позицию в отношении развития двухсторонних отношений с Японией, исходя из существующих политических реалий, и информировать общественность и население страны о своих шагах по защите территориальной целостности Российской Федерации. Такой подход будет отвечать как национальным интересам России, так и формированию нового климата доверия и безопасности в этом Тихоокеанском регионе.

Что касается позиции работников рыбного хозяйства России относительно территориальных притязаний Японии на российские южные Курилы, то она была ранее четко высказана в специальном Заявлении III Съезда профсоюзов отрасли и принята единогласно. В нем, в частности, говорится: «…Российские рыбаки ставят перед руководством государств вопрос о сохранении целостности Российской Федерации и прекращения на всех уровнях переговоров и дискуссий о возможности передачи южных Курил Японии». Данное Заявление было в своё время передано в исполнительные и законодательные органы Российской Федерации.

Территориальные притязания Японии к России — это, по моему мнению, продукт, рожденный «холодный войной» с подачи США, и руководство обеих стран, народы России и Японии, осознав это, должны снять его окончательно с повестки дня в своих двусторонних отношениях.

И в завершении. Между нашими странами были очень сложные периоды. Но эти сложные периоды не мы, в прошлом Советский Союз или царская Россия, и сегодняшняя Россия их создавали, и возвращение дня Победы, которое было завоевано в 1945 году, Победы над Японией – это долг депутатов, долг правительства, долг президента возвратить его нашему народу.

Наступила пора всенародного празднования, как это было ранее в Советском Союзе, ежегодно 3 сентября День Победы над Японией. Эта дата была принята в своё ПОБЕДНОЕ время Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года, и он является действующим государственным правовым актом. Полагаю, что депутаты на этот раз выдержат напор тех, кто пытается остановить Всенародное празднование Победы над Японией. Это позволит создать именно те условия, которые будут служить определенным положительным импульсом в нормализации российско-японских отношений на перспективу.

Итоговая резолюция

Конференции «Мы и Япония: к нормализации отношений на основе исторической правды и национальных интересов России» В Москве в Доме Союзов 27 июня 2022 года состоялась конференция «Мы и Япония: к нормализации отношений на основе исторической правды и национальных интересов».

В конференции приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, члены Совета Федерации РФ, ведущие учёные-японоведы, общественные деятели, представители ветеранских и других общественных организаций.

На конференции были рассмотрены вопросы многостороннего характера: экономики, политики, безопасности. Конференция поддерживает решение российского руководства прекратить переговоры по давно ставшему анахронизмом и эвфемизмом территориальных притязаний Японии «мирному договору», который по требованию японской стороны предусматривает сдачу японцам геостратегически-ключевого и ресурснобогатейшего южнокурильского форпоста нашей страны в остроконфликтном Тихоокеанско-Азиатском регионе.

Отказ от изначально тупиковых переговоров, тем более после активного присоединения Японии к антироссийским санкциям и других враждебных шагов нынешнего японского правительства, выбивает почву из под ног японских реваншистов и может открыть новые перспективы для нормализации добрососедских российско-японских отношений.

В этих условиях с учетом мнения широкой российской общественности создается благоприятная обстановка вернуть достойную оценку славной даты военной истории нашей страны — 3 сентября — День Победы над милитаристской Японией.

Конференция поддерживает законопроект об уточнении формулировки по дате 3 сентября в перечне дней воинской славы России, внесённый 24 июня 2022 года группой членов СФ и депутатов ГД РФ от фракций партии «Единая Россия» и КПРФ.

Участники конференции заявляют и предлагают:

I.                    Реваншисты и русофобы в руководстве Японии приходят и уходят, а японский народ остаётся нашим соседом, и в нем имеются здравомыслящие круги, заинтересованные в добрососедских отношениях с Россией. Поэтому Конференция, отвергая враждебные антироссийские шаги нынешнего японского правительства и какие-либо территориальные претензии Японии к России. Вместе с тем с позиций долговременных национальных интересов РФ готова поддерживать усилия по нормализации российско-японских отношений и развитию созидательного добрососедства, в том числе по линии налаживания политических, деловых и гуманитарных связей и обменов.

II.                  Запретить какую-либо деятельность японцев на южнокурильских островах и в прилегающих акваториях до тех пор, пока Япония не дезавуирует реваншистские и пересматривающие итоги Второй мировой войны парламентские законы 2009 года о «японском суверенитете на северных территориях» (за исключением благотворительной и научной деятельности, а также посещения могил предков удостоверенными их потомками).

III.                Денонсировать «Соглашение между Россией и Японией о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов» от 21 февраля 1998 года как не отвечающее национальным интересам России.

IV.                Конференция считает целесообразным пересмотреть с точки зрения приоритета национальных интересов России действующие соглашения с японскими инвесторами по разработке полезных ископаемых России, в частности, в сфере нефтегазовых проектов на Северном Сахалине («Сахалин-2»).

V.                  Следует в ближайшее время собственными силами развернуть работы по добыче редкоземельного элемента рений на вулкане Кудрявый (остров Итуруп), что в значительной степени позволит обеспечить промышленность страны этим дефицитным металлом.

VI.                В ответ на продолжающуюся японскую картографическую агрессию при изображении «японскими» Курильских островов и южной части Сахалина в выпускаемых японскими ведомствами атласах, учебниках, путеводителях, туристических проспектах, а также в материалах японских выставок за рубежом, реагировать незамедлительно по линии МИД РФ.

VII.             В целях противодействия иностранной картографической агрессии и её пособникам на территории Российской Федерации считать целесообразным установление административной ответственности за грубое искажение изображения границ Российской Федерации или отсутствие на картах территорий, на которые претендуют иностранные государства.

VIII.           Создать поддерживаемое правительством РФ Общество российско-японского сотрудничества с учётом опыта работы и с использованием архивов и имущества бывшего Общества «СССР – Япония».

IX.                Размещать в школьных учебниках доходчивую, правдивую и эмоционально-окрашенную информацию о решающем вкладе СССР и его Красной Армии в Победу над милитаристской Японией.

X.                  X. В сотрудничестве с Всенародным движением «Бессмертный полк России» и Всероссийским движением-конкурсом «Моя родословная» поддержать издание в центре и регионах «Книг памяти» по образцу книги, изданной профсоюзной организацией Государственной Думы РФ. Привлечь при издании материалы из семейных архивов о предках — победителях, награждённых медалью «За Победу над Японией», дабы такие «Книги памяти» стали реликвией и объектом гордости в семьях потомков участников советско-японской войны 1945 года.

XI.                К 77-й годовщине Дня Победы над милитаристской Японией 3 Сентября 2022 года изготовить памятную медаль для награждения потомков участников советско-японской войны 1945 г., а также представителей общественных организаций, ведущих активную борьбу за восстановление Дня Победы над Японией и защиту территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации.

XII.             Для развития взаимопонимания между российской и японской молодёжью и налаживания добрососедских отношений предложить японским властям и организациям рассмотреть вопрос о проведении встреч потомков участников боевых действий в советского-японской войне 1945 г.

XIII.           XIII. Рассмотреть предложение о создании Музея Победы над милитаристской Японией в Международном институте информатики, управления, экономика и права на условиях наделения его статусом филиала Музея Победы с соответствующим финансированием и привлечением экскурсий школьников и гостей столицы.

XIV.           Наладить с китайскими, корейскими и монгольскими коллегами и с привлечением представителей (делегаций) из стран СНГ ежегодное проведение в России и в этих странах 3 сентября совместных мероприятий, посвящённых Дню Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны.

XV.             Изыскать возможность издания для школьных библиотек однотомника Бориса Тимофеевича Воробьева с его увлекательными произведениями о подвигах солдат и офицеров Красной Армии в советско-японской войне 1945 года.

XVI.           Поддержать Южнокурильскую ассоциацию развития (ЮКАР), которая в 2017 году выступила против затаскивания под видом «совместного освоения» японских предпринимателей на южные Курилы, чтобы приступить к реализации плана самостоятельного развития островов под лозунгом «Южные Курилы — Русская Земля! Свои острова освоим сами!». XVII. Поддержать проект создания под государственным контролем и страховых гарантиях Народной Дальневосточной Компании в целях форсированного развития восточных регионов страны, прежде всего сахалинско-курильского, через привлечение на льготных налоговых и иных условиях средств юридических и физических лиц, направляемых на освоение дальневосточных богатств.

XVII.         Изучить планы по развитию навигации через незамерзающий глубоководный пролив Екатерины между островами Кунашир и Итуруп как кратчайшего и приобретающего стратегическое значение пути из Японского и китайских морей в Северную Пацифику и через Северный Морской Путь в Европу с перспективой строительства перевалочного хаба в одной из бухт Сахалина или Курильских островов.

XVIII.      Поддержать проект туристического освоения Сахалина и южнокурильских островов через организацию недельных туров китайских туристов преимущественно из континентальной 40-миллионной провинции Хэйлунцзян (центр Харбин) чартерными авиарейсами в Южно-Сахалинск и затем на круизных лайнерах по маршруту Корсаков-Итуруп-Кунашир-Шикотан-Корсаков-Южно-Сахалинск.

XIX.           Издать материалы данной Конференции и распространить сборник среди депутатов всех уровней и гражданско-общественного актива.