С.П. Обухов: «В России наступило новое смутное время»

Не может быть народного единства между грабителями и ограбленными

4 ноября Россия отмечает День народного единства – праздник, посвященный освобождению Москвы от польских интервентов в 1612 году. Он учрежден Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» и отмечается ежегодно, начиная с 2005 года. Впрочем, как бы эти выходные дни не назывался, его миссия – нейтрализация 7 ноября, «красного дня» торжеств Октябрьской революции 1917 года. О сути, подоплеке и особенностях праздника рассказывает депутат Государственной Думы от фракции КПРФ, доктор политических наук Сергей ОБУХОВ

Сергей Павлович, что мы отмечаем 4 ноября? В чем смысл праздника?

— Не буду лукавить, этот праздник, как и все новоделы, не понятный. Он не имеет реального отношения ни к истории, ни к победам нашей страны. 4 ноября приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери, любимому народом празднику.  С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым взяли штурмом Китай-город и изгнали из Москвы польских захватчиков. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения Российского государства. А икона стала предметом особого почитания и освящала монархическую идею. Еще в 1649 году царь Алексей Михайлович своим указом объявил день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) церковно-государственным праздником в России.

Но какая сейчас монархическая идея?! И что такое День народного единства в нынешнем конкретном смысле? Сама дата к истории не имеет отношения, потому что Москву освободили от польских интервентов и «Семибоярщины» 7 ноября. Поэтому если делать кальку, то  подлинный День народного единства — 7 ноября! Кстати, до 2005 года единороссы и власть предержащие 7 ноября исправно ходили и возлагали цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Москве, а коммунисты торжественно отмечали День Великой Октябрьской социалистической революции. Все проходило мирно, дружно, торжественно. Потом демиург современной демократии господин Сурков решил развести эти два праздника.  

Вызывает недоумение, что Москву освободили от поляков в 1612 году, а праздновать событие начали с 2005 года… Что кроется за этим?

— Бесцеремонное устранение подлинного Дня народного единства, чем было для всех советских людей 7 ноября, напоминающее о победе труда над капиталом, о возможности построения более справедливого общества.  Если вернуться к событиям 400-летней давности, то в 1613 году царь Михаил Федорович учредил День очищения Москвы от польских интервентов. А Русская православная церковь в этот день чтит память Казанской иконы Божией Матери «за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года».

В советские годы 4 ноября не отмечалось. Праздничным днем было 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. В 1996 году его переименовали в День примирения и согласия. В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Президент Владимир Путин подписал указ, и этот день стал выходным вместо 7 ноября, которое получило статус памятной даты — День Октябрьской революции 1917 года. Стоит отметить, что все это делалось без малейшего изучения общественного мнения, без оглядки на него. Таким образом, отечественная буржуазия, приватизировав народную собственность, делает сегодня все, чтобы очернить советское наследие, чтобы испохабить былые советские праздники, вытравить их из народной памяти.

Исторически этот праздник увязывают с окончанием смутного времени на Руси в 1613 году. Можно ли сказать, что у нас сейчас наступило новое смутное время?

— Да, мы реально живем после разрушения СССР, живем в смутном времени, которому не видно конца, как бы нам не говорили про эпоху стабильности, про эпоху здорового консерватизма. Произошел государственный переворот, в результате которого Россия оказалась отброшенной от своего содержательного проекта современного развития. И нынешняя власть, устроившись внутри золотого миллиарда, пытается искать свою нишу выживания. На деле же мы видим обанкротивший капиталистический проект.

Если говорить о смутном времени той исторической Руси, то оно во многом напоминает нынешнее. То была эпоха глубокого кризиса Московского царства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «Семибоярщина» — открыто изменившая русским правителям, призвав на трон польского королевича Владислава, который люто ненавидел Россию и мечтал о ее порабощении. За ним стоял его отец Сигизмунд III, желающий полностью истребить православие и повсеместно насадить католичество.

Большинство русского народа было оскорблено явным предательством. По всей стране создавались отряды сопротивления. Первое ополчение под руководством Прокопия Ляпунова было создано служилыми людьми Рязани, Тулы, Северска, Калуги. Второе ополчение под руководством  Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, как уже говорилось выше, было создано в Нижнем Новгороде. Их усилиями в Ярославле, где ополчение провело четыре месяца, в апреле 1612 года был создан «Совет всея земли» — представительный орган всех уездов России. Это было, своего рода, временное правительство, которое на первых порах решало насущные вопросы страны, опираясь на земские органы. В него были включены представители всех сословий разных национальностей.

Со всех сторон России в Ярославль стали поступать челобитные по разным вопросам, которые необходимо было решать. Это свидетельствовало о признания народом представительного органа. Собранные средства, необходимое вооружение позволили ополчению победно завершить поход на Москву. России на тот момент ее развития нужен был царь. И 21 февраля 1613 года власть в стране была передана вновь избранному царю — Михаилу Романову. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой в стране, торжеством православия и национального единства.

Особое недовольство народа вызвало то, что 7 ноября стало рабочим днем…

— Да, 63%  россиян выразили недовольство отменой 7 ноября как праздничного дня. И социология показывает, что довольно значительная часть общества поддерживает идею возвращения 7 ноября статус полноценного праздника. Думаю, эти настроения дальше будут только нарастать по мере увеличения социального неравенства и роста требований установить власть от народа.

Официоз часто говорит, что праздник 4 ноября «сплотил народы». Мне же непременно хочется уточнить: если и сплотил, то в неприятии, в отторжении этого праздника…

— Согласен. Во-первых, народы сплотила советская власть, продолжая традиции того «Совета всея земли», который стал прообразом Советов, возникших в 1917 году. Сплочение было против эксплуататоров и тех, кто в своих интересах поддерживал зарубежных интервентов. Как это было и в 1612, и в 1812, и в 1917 годах. Во-вторых, сегодня за единение народов выступает КПРФ, хотя бы для того, что бы избавиться от диктата капиталистов. Мы приветствуем такие проявления, когда человек человеку – «друг, товарищ и брат» — это позволяет буржуазный эгоцентричный мусор оставить на свалке истории.

Все, к чему не прикоснется власть при огромном недоверии к ней и огромном неприятии того, что она делает, не вызывает никакой поддержки. Все победы нынешней власти, в том числе выборные, это технологические манипуляции, полученные с  помощью политической коррупции, политического принуждения и устрашения.  Мы видим, как расширяется зона ее активных противников и власть все больше и больше вынуждена с помощью ухищрений цепляться за пофигизм значительной части народа, выдавая его за лояльность к нынешнему режиму. Но последние выборные кампании показали: власть проиграла борьбу за умы и поддержку политически активной части населения. 

По  недавним социологическим опросам  большинство россиян – 43% воспринимают 4 ноября как обычный выходной день, 22% как государственный праздник и лишь 3% как свой личный…

— Это и есть социальная база поддержки нынешнего режима. 3%, как я полагаю, это разного рода прихлебатели, которые идентифицируют себя с нынешней властью. 22% — это часть общества, которая при любом режиме, так или иначе, зависит от властных структур и всегда к ним лояльна.  Мы видим очень показательные данные.

На вопрос: есть ли сегодня в России народное единство – 37% ответили  утвердительно, а 54 % ответили «скорее нет».

— Это подтверждает мой тезис о том, что не может быть народного единства между грабителями и ограбленными.  4 ноября – это День фейкового, ложного единства, самый искусственный праздник в стране. Какое народное единство может быть у класса трудящихся и у тех, кто их эксплуатирует, так называемым классом эффективных собственников?! Несмотря на любые басни о скрепах, мы должны понимать: чем сильнее будут усугубляться противоречия между владельцами средств производства и эксплуатируемыми массами, тем сильнее в обществе, на самых разных уровнях, будут вспыхивать очаги недовольства со стороны трудящихся.

Что бы Вы сказали тем, кто празднует 4 ноября?

— Люди вольны праздновать все, что хотят: одни – Хэллоуин, другие – День единения… Мы стремимся к свободной демократической стране, поэтому предпочитаем не навязывать праздничные вкусы. Однако, в любом случае понятно, что большинство отвергает этот праздник в том виде, как он преподносится. Впрочем, если кому-то дорог Ельцин и духовно близки торжества по разрушению России в силу того, что они являются сторонниками режима, то пусть пока празднуют. Праздник, дарованный властью, и есть само олицетворение этой власти! Пройдет ее время, завершатся и фейковые торжества.

Можно ли сказать, что День народного единства как праздник, так до конца не прижился в России и стал провалом Кремля?

— Да, равно как и 12 июня, когда случилось разрушение  исторической России. Праздник объявлен как День России, но он знаменует победу Бориса Ельцина над Михаилом Горбачевым. И 12 июня, и 4 ноября – это все искусственные праздники. Подлинный день народного единства – это Новый год, который отмечают все, но это не политический праздник. У любого политического праздника всегда будут сторонники и противники, так же как и у 1 Мая. Сколько не называй его Днем весны, он все равно – праздник солидарности трудящихся в борьбе  против капитала и угнетателей. И угнетатели отнюдь не рады этому празднику солидарности.

Так же и 7 ноября – День победы труда над капиталом. Он напоминает о десяти величайших завоеваний социалистической революции, которые сейчас потеряны и игнорируются властью. Это – и бесплатная медицина, и гарантированное  трудоустройство, и бесплатное получение жилья, путевок на отдых для трудящихся… Поэтому любой политический праздник будет иметь противников и сторонников, весь вопрос, в каких  пропорциях?

Как мы видим, нынешний праздник народного единства – это праздник 3% общества, скорее всего, олигархов и их приспешников. Я не беру религиозное содержание – это совсем другое. Казанская икона не имеет никакого отношения к политической подоплеке этого праздника.

А вот что отмечаем 4 ноября, начиная с 2005 года? День народного единства, который стал, наоборот, одним из разобщающих страну факторов. Достаточно напомнить, что в этот день некоторые организации проводят «Русские марши».  В этот день обостряются непримиримые споры о народном единстве, которые разобщают народ. Но глубинного смысла праздник так и не приобрел.   

В этом году мероприятия, приуроченные к празднованию Дня народного единства, проведут в онлайн-формате.

— И это очень символично. У нас все больше проявляется цифровая диктатура, и она выхолащивает все политические смыслы. Поэтому празднование онлайн-народного единства чем-то напоминает онлайн-любовь, онлайн-фуршет… И это лишний раз подчеркивает суррогатность праздника.

Павел АНОХИН