Я долго размышлял над поступком И. Никитчука, о его заявлении о выходе из партии. Почти 50 лет в партии и вдруг такое заявление. Думаю, нелегко ему далось принять это решение. В нем чувствуется боль за судьбу партии, за подлинную ее революционность, за право называться Коммунистической.
На мой взгляд решение такое обусловлено тем, что в КПРФ действительно сегодня преобладает мелкобуржуазный оппортунизм, на опасность которого всю свою жизнь указывал В.И. Ленин. Оппортунисты всегда отрицали революцию, подменяя ее буржуазным реформизмом, отрицали классовую борьбу с ее необходимым превращением, в известные моменты, в гражданскую войну, проповедуя сотрудничество классов, превращая необходимое использование парламентаризма и буржуазной демократии в их фетишизирование. Но сама жизнь ставит на очередь лозунг социалистической революции, который становится тем насущнее, чем больше ложатся тяготы повседневной жизни на плечи трудящихся. И как бы не казались велики трудности подготовки такой революции, коммунисты никогда не откажутся от систематической, настойчивой, неуклонной деятельности в этом направлении. Коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время они отстаивают и главную цель – построение социализма и коммунизма.
Разве это не измена марксизму, когда мы не видим всего этого в заявлениях лидеров КПРФ и в документах партии? Вместо разоблачения подлости власти руководители партии принимают от нее ордена и медальки. Разве это не предательство революционности партии? Разве это не служит отвлечению внимания трудящихся масс от внутреннего политического и экономического кризиса, их одурачиванию с целью ослабления революционного движения? Почему даже в руководстве партии есть люди совершенно чуждые марксистской идеологии и марксистским взглядам?
Все это надо признать и понять его причину, чтобы можно было реально строить новое, более прочное сплочение сознательных рабочих.
Нам, коммунистам, больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергается в нашей стране простой человек. Но мы гордимся тем, что этот простой человек начинает осознавать свое рабское положение. Еще недавно в массах не было явно выраженных революционных настроений, а теперь они есть. С каждым днем все явственнее возрождается революционный дух, давший человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм. Этот дух несовместим с рабской психологией, и всякий, кто не только чуждается стремлению к свободе, но оправдывает и приукрашает свое рабство, такой раб вызывает законное чувство негодования, презрения и омерзения, как холуй и хам.
Мне кажется, что пришло время точных, положительных выводов, способных служить основой для систематической практической деятельности, пропаганды, агитации и организации. Десятилетия так называемой мирной эпохи накопили в партии массу мелкобуржуазного, оппортунистического навоза. Время показало наглядно, что оппортунисты изменяют социализму, вредят рабочему делу, губят его. Оппортунисты – это буржуазные враги пролетарской революции, которые ведут свою работу не афишируя ее, тайком. Кто не разобрался с этим вопросом, тот безнадежно обманывает себя и трудящихся.
Сегодня КПРФ терпит в своей среде оппортунизм. Пролетариат всегда будет находиться, пока существует капитализм, по соседству с мелкой буржуазией. Неумно отказываться иногда от временных союзов с ней, но оппортунистическое единство с ней могут защищать только враги трудящихся или одураченные рутинеры переживаемого времени. Но переживаемое время характеризуется активизацией трудящихся, следовательно, всякое проявление оппортунизма в партии необходимо решительно выкорчевывать.
Для сознательных рабочих социализм – серьезное убеждение, а не удобное прикрытие мещански-примирительных стремлений. Всякое проявление оппортунизма они могут воспринимать только как вопиющую измену коммунистами своим убеждениям, заявлениям в резолюциях и решениях. Не видеть такой измены в КПРФ могут только те, кто не хочет видеть ее, кому это не выгодно. Формулируя дело научным образом, т.е. с точки зрения отношения между классами, надо сказать, что КПРФ стоит скорее на стороне буржуазии, чем на стороне пролетариата. И как бы ни было это неприятно руководителям КПРФ, мы обязаны прямо взглянуть на вещи, назвать их своими именами, сказать рабочему человеку правду. Самые левые, архиреволюционные принимаемые партий резолюции, как и самые бесстыдные забвения их – вот одно из самых наглядных доказательств того, что верить в заверения приверженности социализму на этом основании могут лишь люди, у которых беспримерная наивность граничит с желанием увековечить лицемерие. Только люди без тени социалистических убеждений, без капельки социалистической совести могут брать всерьез подобные документальные заверения, могут не назвать их иезуитством, лицемерием и проституированием идеи социализма. Коммунистическая партия – не дискуссионный клуб, а организация борющегося пролетариата, и, когда ее руководство перешло на рельсы оппортунизма, то это надо расценивать как предательство интересов трудящихся, не давая себя поймать лицемерными речами и резолюциями о широте взглядов на сложившуюся ситуацию и т.п.
Главная и бесспорная обязанность коммунистов и Коммунистической партии вскрывать перед массами наличие революционной ситуации, разъяснять ее ширину и глубину, будить революционное сознание и революционную решимость пролетариата, помогать ему переходить к революционным действиям и создавать соответствующие революционной ситуации организации для работы в этом направлении. Встряхивать, возбуждать народ, а не усыплять его всякого рода оппортунистическими выдумками, руководствоваться примерами Парижской коммуны и Великого Октября 1917 года. Неисполнение КПРФ этой своей обязанности и есть явным доказательством ее отречения от роли политического вождя рабочего класса, ее оппортунистического содержания. Гегель говорил справедливо, что оправдывающие доводы можно подыскать решительно для всего на свете, но диалектика требует всестороннего исследования данного явления в его развитии, к сведению к классовой борьбе. И это исследование явно не в пользу руководства КПРФ. Мы видим попытку убить марксизм посредством мягкости, удушить его в объятиях буржуазной демократии. Другими словами, взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии, вплоть до борьбы за реформы, вплоть до классовой борьбы, но без диктатуры пролетариата, отбросив живую душу марксизма – его революционность. Но марксизм – это теория освободительного движения пролетариата, и всякая его переделка, оправдывающая уступки буржуазии, является ничем иным, как оппортунизмом.
Существует реальная опасность превращения КПРФ в своеобразного попа. Поп утешает угнетенные массы, разрисовывая блага рая для послушных, не берясь хоть как-то доказать существование самого рая. Но тот, кто утешает раба, вместо того, чтобы поднимать его на восстание против рабства, тот помогает рабовладельцам. Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы смягчения бедствий, отваживать трудящихся от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость. Не смея отрицать обострение бедствий трудящихся, руководство КПРФ своей оппортунистической позицией в какой-то мере лакействует перед олигархической властью жуликов, исповедуя боязнь открытого протеста против ее антинародной политики, выполняя роль такого попа.
В этой ситуации совершенно понятно отношение И. Никитчука, как честного и порядочного коммуниста, к ситуации, сложившейся в руководстве партии. Сердце коммуниста чувствует фальшь и не может с этим смириться. Правда на стороне таких как И. Никитчук и именно за такими коммунистами будущее Коммунистической партии.