14 февраля в Московском киноклубе, организуемом РУСО и КПРФ, демонстрировался художественный фильм «Чапаев». Этот фильм был выбран не случайно: в 2024 году отмечается 90-летие первого выхода на экран этой киноленты.
Я, конечно, не впервые смотрю этот фильм, но среди нас были молодые зрители, для которых этот фильм оказался в новинку. Мы попросили их поделиться своими впечатлениями.
Илья Тиханков:
— Отличная идея соединять собрания с просмотром и обсуждением фильмов. Это даёт большую возможность привлекать новых людей в РУСО. Было очень интересно посмотреть фильм Чапаев и после обсудить не только сам фильм, но и другие вопросы. Например кинематограф . А так же обсудить некоторые проблемы современного общества. Спасибо большое за организацию просмотра и дальнейшее обсуждение. Хотелось чаще бывать на таких собраниях и привлекать новых людей, в частности молодежь, а то не все смотрели этот фильм или уже забыли про него.
Константин Кердан:
— Фильм смотрел впервые, очень понравился. Повествование о положительном героизме и о том, что даже в условиях войны на фронте все остаются людьми, идет красной нитью через весь фильм. Данное произведение учит сохранять человечность и защищать любимых и друзей, находясь при этом даже в самых патовых ситуациях. Герои на экране чувствуются словно живые, во время просмотра мы вместе с ними проживаем все их эмоции и чувства. Говоря об этом фильме, хочется сказать, что это бессмертная классика.
Андрей Чигишев:
Чапаев — это культовая классика советского кинематографа.
30-ые годы, будучи крайне важными для кинематографа в целом, дарили один шедевр за другими. Пока в Америке бушевали «Унесённые ветром», «Белоснежка и семь гномов», «Кинг-конг», «Франкенштейн», «Новые времена» и «Огни большого города», то в СССР легендарными стали такие картины как «Подкидыш», «Александр Невский», «Весёлые ребята» и «Чапаев» (последние две картины и вовсе вышли в один год). Пелена времён и множество событий сделали так, что, к сожалению, советская классика становится всё больше похожа на шедевры предтечей, чем на что-то достижимое нынешним отечественным кинематографом. И чтобы в этом убедиться, достаточно пересмотреть (или посмотреть, если Вы ещё почему-то не ознакомились) мастодонта советской классики — Чапаева 1934 года, снятого по мотивам одноимённого романа Дмитрия Фурманова 1923 года.
Братья Васильевы (которые, к слову, не братья, а однофамильцы) провели колоссальную работу. В 20-ые и 30-ые выходило огромное количество картин про гражданскую войну и революцию, из-за чего многие выглядели однообразно. Более того, Николай Баталов, известный актёр тех лет, предположительно отказался от роли в фильме, потому что он устал сниматься в роли очередного военного на гражданской войне.
Баталов ошибся, потому что Чапаев — не про войну, а про то, как при этой войне сохранить человечность. Этот фильм про братство, дружбу, желание справедливости, про стремление к знаниям и победе над эксплуатацией человека человеком. Фильм отличается как от какого-нибудь «Иди и смотри», который показывает все ужасы военного времени, так и от «1917», показывающего чрезмерно вылизанную кинематографическую картинку. Он наполнен некоторой детской неловкостью Чапаева, который очень хочет познать новое, он стремится усовершенствоваться, поэтому впитывает знания как губка (тот же момент с Александром Македонским), чтобы стать сильным лидером для своей дивизии.
Но это не значит, что Чапаев совсем прост. Это видно по сцене убийства бунтовщика, который начал призывать чапаевцев к бегству от грядущей битвы.
Роль абсолютной невинности достаётся крестьянам, которых «сначала грабили белые, а теперь будут грабить красные», что заметно по прекраснейшей комичной сцене, когда один из крестьян спрашивает Чапаева — «А Вы марксист или большевик?», на что тот, пораздумав, заявляет о своём интернационализме.
Постановка, музыка, актёрская игра (особенно Бабочкин) возвращают зрителя в то время, и пытаются объяснить, почему в той схватке победили «прогрессивные силы». Это ещё одна неловкость фильма, убавляющая оттенков между «белыми» красными и «чёрными» белыми.
Конечно, спустя почти что век, фильм не может продемонстрировать прорывную для современности постановку кадра, высокое качество звука или спецэффекты, но Чапаев на то и классика, чтобы и без всех этих компонентов заставить зрителя смеяться, плакать, мечтать и действовать.
Андрей Аганин:
Летом 1932 года «братьям» Васильевым было предложено снять фильм по сценарию «Чапаев», написанному А.Н. Фурмановой при участии В. Трофимова. Снять фильм о начдиве мечтал её тогда уже покойный супруг — писатель Д.А. Фурманов, служивший комиссаром в 25-й дивизии в 1919 году и написавший в 1921 году роман «Чапаев». «Братьям» Васильевым рукопись сценария не понравилась категорически — он был написан людьми, далёкими от кинематографа, плакатно и дидактично. Но первооснова сценария увлекла их, так как они сами участвовали в Гражданской войне. Васильевы критически оценивали все фильмы-предшественники по тематике Гражданской войны. На их взгляд, большинство из них либо страдало излишним натурализмом, либо за батальными сценами терялись живые герои — «стрельба ради стрельбы, дым и грохот… Пулемёты стреляли — люди безмолвствовали». Васильевы же хотели соединить эпическую легендарность участников Гражданской войны с реалистичностью их человеческих образов.
Премьера фильма «Чапаев» (снятого на Ленинградской фабрике «Ленфильм») состоялась 5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан». Афиши к нему отсутствовали, имелись только рукописные объявления, так как съёмки фильма «Чапаев» и его монтаж были закончены всего за две недели до премьеры и афиши просто не успели подготовить. На утреннем сеансе зрителей в зале кинотеатра «Титан» было немного, но уже на вечерний просмотр появилась очередь желающих это сделать, затем же фильм вызвал всеобщий ажиотаж. В связи с этим его показывали одновременно во многих кинотеатрах Ленинграда на протяжении нескольких недель. Так, например, в ленинградском кинотеатре «Сатурн» фильм шёл каждый день на протяжении двух лет.
Фильм «Чапаев» открывал I-й «Советский кинофестиваль в Москве», состоявшийся в 1935 году.
И.В. Сталин считал фильм «Чапаев» лучшим фильмом советской кинематографии и просмотрел его больше 30 раз между 1934 и 1936 годами. Фильм собрал много наград и премий, таких как:
Первая премия «Серебряный кубок» I-го «Советского кинофестиваля в Москве» (предшественника современного
Московского международного кинофестиваля) в 1935 году;
Награду «Лучший фильм на иностранном языке» по версии Национального совета кинокритиков США (National Board of Review) в 1935 году;
Гран-при Парижской Всемирной выставки в 1937 году;
Сталинскую премию I степени в 1941 году. Лауреаты премии стали Г.Н. Васильев, С.Д. Васильев, Б.А. Бабочкин;
бронзовую медаль на кинофестивале в Венеции в 1946 году.
золотую медаль на третьем смотре фильмов в Лидо-дельи-Эстензи (итал. Lido degli Estensi), посвящённом «Борьбе народов за свободу и независимость» в честь 100-летия объединения Италии в 1961 году.
По итогам опроса киноведов мира, проведённом в 1978 году фильм включён в число ста лучших фильмов мирового кино.
Фильм «Чапаев» имел успех в зарубежных прокатах, имевших место выхода на экран в США — 14 января 1935 года, в Испании — 7 мая 1936 года (в Барселоне впоследствии фильм был запрещён 17 июня 1936 года) и 2 ноября 1936 (в Мадриде), в Дании — 24 мая 1937 года, в Польше — 1945 год, в Чехословакии — 1946 год, в Германии — 14 марта 1946 года, в Австрии — 23 мая 1946 года, в Финляндии — 31 октября 1947 года, в Италии — 1961 год.
Впоследствии, фильм «Чапаев» был восстановлен в 1963 году.
Режиссёры — «братья» Васильевы — в своём фильме отразили ряд реальных событий из жизни В.И. Чапаева и боевого пути 25-й дивизии, произошедших в различное время, но поместили их во время боёв на реке Урал, незадолго до гибели комдива.
Возможным прототипом Анки-пулемётчицы была уроженка города Красный Кут Саратовской губернии, санитарка (по другим данным — боец разведывательного взвода) 25-й стрелковой дивизии (впоследствии Чапаевской) Мария Попова.
Именно фильм «Чапаев» доказал, что сам В.И. Чапаев родился не в Самаре, как многие предполагали, а в Будайке. В чебоксарский театр «Родина» на этот фильм случайно пришли его односельчане: Б.А. Бабочкин так натурально сыграл В.И. Чапаева, что один из деревенских крикнул: «Так это ж — наш Васька!».
Наталия Хрусталева: