Как человек, родившейся в 1942 году, я много лет воспринимал искусство советской эпохи в социалистическом государстве и искусство постсоветского времени в капиталистическом государстве. При этом ещё и исследовал искусство, художественную культуру как социальный психолог и защитил докторскую диссертацию, обосновав новую научную отрасль «Социальная психология искусства» (Семёнов, 1988, 2007).
Я рос и учился в ленинградских школах и университете в окружении позитивной художественной культуры. Телевидения в моем раннем детстве в быту ещё не было, но было проводное радио, по которому постоянно передавали народную и классическую музыку, спектакли и замечательные детские передачи вроде «Клуба знаменитых капитанов», а также читали сказки, стихи и рассказы выдающиеся артисты с завораживающими голосами. Отец дарил мне великолепные книги: прекрасно оформленный том с цветными иллюстрациями «Малахитовая шкатулка» сказителя Павла Бажова, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Марка Твена и, конечно, сказки и стихи Пушкина, а также большой и объёмный «Детский календарь, в котором, кроме интересных литературных текстов об истории нашей страны, можно было вырезать и склеить суворовских и вражеских солдатиков и устраивать исторические сражения.
В обычной школе, в которой я учился, постоянно проводились «культпоходы» в «Театр юных зрителей», где в строгом соответствии с возрастом мы смотрели детскую классику. В школе педагоги периодически устраивали инсценировки, где ученики сами становились исполнителями ролей. В советское время вообще была распространена всевозможная «художественная самодеятельность». В домах и дворцах культуры совершенно бесплатно можно было заниматься в самых разнообразных «кружках» (певческих, танцевальных, художественного слова, рисовальных, литературных и др.)
Причем были аналогичные возможности и для взрослых (я, например, уже будучи студентом, посещал «литературное объединение», которым руководила поэтесса и переводчик Татьяна Гнедич). В 1960-х гг. в Ленинграде даже появилось «кафе поэтов», где выступали не только члены Союза писателей, но и поэты-любители. Шестидесятые годы ХХ века стали в СССР годами необыкновенной популярности поэзии и бардовской песни. Поэты Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина и барды Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор затмили известных артистов и собирали огромные аудитории, а также звучали из миллионов магнитофонов. Это было уникальное романтическое явление, которое невозможно в современном российском обществе потребления.
Как показали наши социально-психологические исследования, в Ленинграде в 1983 г. у рабочих (мужчины и женщины) ценность искусства была важной для 60,4% опрошенных, а в 1992 г. (уже в Санкт-Петербурге) – для 51,7%. При этом в 1983 г. среди писателей рабочими предпочитались А. Пушкин, С. Есенин, М. Шолохов, В. Пикуль, В. Шукшин. И в 1992 г. – выбор остался тот же, за исключением Шолохова, которого заменил Л. Толстой. Вместе с тем, исследование среди молодежи (от 16 до 30 лет) в Санкт-Петербурге в 2002 г. показало, что художественная деятельность является значимой ценностью только для 27,8% молодых людей. Среди писателей они предпочитали Ф. Достоевского, М. Булгакова и А. Пушкина, затем с отрывом называли Л. Толстого, С. Есенина и М. Лермонтова. Некоторые опрошенные вспомнили и современных писателей: Д. Донцову, Б. Акунина и В. Пелевина, а также зарубежных писателей – Дж.Р. Толкиена и С. Кинга.
В нашем исследовании учащейся и работающей молодежи, проведенном в Петербурге и десяти городах российской провинции в 2004 г., были получены данные о том, что молодежь РФ больше читает современную зарубежную литературу (19,5% в Петербурге и 10,9% в провинции), чем современную российскую (соответственно 11,2% и 9,6%). В СССР предпочитали свою литературу. Очевидно, что это влияние новых капиталистических условий жизни. Но самыми популярными авторами среди российской молодежи по-прежнему остаются Ф. Достоевский, М. Булгаков, Л. Толстой и А. Пушкин. Тем не менее, самое печальное, что «самая читающая страна в мире» перестала быть таковой уже к 2002 году (23% наших активных читателей против 43-52% в Великобритании, Франции, Швеции и Финляндии и т.д.). (Семёнов, 1988, 2004, 2007).
В Советском Союзе всегда важнейшее значение имело киноискусство, причем зрители любили, прежде всего, отечественные фильмы. И настоящими звёздами были наши актеры и актрисы, которые играли людей из народа: рабочих, крестьян, интеллигенции, военных, а также полководцев и героев российской истории: Николай Черкасов, Борис Бабочкин, Николай Крючков, Марина Ладынина, Борис Андреев, Любовь Орлова, Алексей Баталов, Николай Рыбников, Нонна Мордюкова, Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Людмила Гурченко и др. Наше исследование среди рабочих одного из промышленных предприятий и персонала большого универмага в Ленинграде в 1983 г. показало, что 86% рабочих и 87% персонала универмага предпочитают советские фильмы иностранным, причем практически всем опрошенным больше нравятся советские артисты. Чаще всех называли В. Тихонова, Е. Леонова, О. Янковского, Л. Гурченко и А. Фрейндлих.
В опросе петербургской молодежи в 2002 г. выяснилось, что молодые люди предпочитают российских и американских артистов и самыми предпочитаемыми оказались голливудские артисты Брюс Уиллис и Джулия Робертс, а далее следовал уже почивший Андрей Миронов и затем А. Абдулов, О. Меньшиков, недавно погибший Сергей Бодров-младший («Брат-1» и «-2»), Д. Певцов и А. Фрейндлих. Удивляться первенству американских артистов, особенно во время, когда подавляющее большинство фильмов в нашем прокате были американскими, не приходится. Это закономерное явление постсоветской рыночно-капиталистической политики. К настоящему времени на американских фильмах, в том числе детских мультиках, выросло уже не одно поколение молодых российских граждан.
Исследования предпочтений ленинградцев в сфере музыки в первой половине 1980-х гг. свидетельствуют, что 89% рабочих выбирали эстрадную музыку, 9% были склонны к русской и зарубежной классике и только 2% предпочитали народные песни. При этом самыми популярными исполнителями с огромным отрывом оказывались во всех исследованиях, в том числе и в других регионах, Алла Пугачева и Юрий Антонов. Опрос петербургской молодежи в 2002 г. показал, что она, всё-таки, более всего предпочитает музыку представителей русского рока Виктора Цоя и Юрия Шевчука. Однако затем следовала поп-музыка Ф. Киркорова, А. Пугачевой и Алсу. И вместе с ними зарубежные экстремисты-аморалы Мадонна и Ф. Меркури. Предпочитающие классическую музыку еле заметны, а народная музыка просто отсутствует в сознании постсоветской молодежи (Семёнов, 2007).
Надо сказать, что в советское время своеобразным видом художественной культуры было домашнее застольное пение, особенно военных песен. На собственном опыте могу подтвердить, как духоподъемно влияло на меня песнопение отца, который прошел всю войну, и его друзей-сослуживцев по НИИ связи ВМФ, когда они приходили к нам в гости. Больше всего мне нравились песни «Вечер на рейде», «Прощайте, скалистые горы», «В лесу прифронтовом», которые просто восхищали и вдохновляли.
В старших классах я увлекся живописью. Со школьным приятелем мы изучали живопись импрессионистов в Эрмитаже и живопись К. Петрова-Водкина и других русских художников 1910-20 гг. в Русском музее, благо, что билеты в музеи были в Советском Союзе дешевые, по сравнению с нынешней капиталистической Россией. Цены также позволяли активно посещать наши и иностранные художественные выставки, а также театры и концертные залы.
Исходя из личного опыта и опыта моих социально-психологических исследований, могу сделать вывод о разнообразном и духовно богатом искусстве в Советском Союзе, которое имело позитивно-нравственную направленность и в целом сохраняло традиционные российские нравственные ценности (добро, семья, честный труд, патриотизм, коллективизм, справедливость). Это наглядно фактологически отражено в моей книге «Искусство созидающее, искусство разрушающее. (Актуальные социально-психологические проблемы), изданной тиражом 50.000 в «Лениздате в 1984 г. Однако то, что я писал о искусстве тогдашнего капиталистического Запада, ныне, к сожалению, во многом можно отнести и к современному российскому искусству (Семенов, 1984).
А теперь перейдем к особо острым проблемам современного российского постсоветского либерально-капиталистического искусства, несущего большой вред нашему народу и в первую очередь молодежи.
В «Литературной газете» (2021, №20, май) была опубликована моя статья «В фильме содержатся сцены… Кино как стимул насилия и психопатологии», которая была высоко оценена читателями. В ней анализировались российские кино и телевизионные фильмы и сериалы, содержащие и стимулирующие проявления насилия и жестокости, в том числе проблема так называемых расстрелов в учебных заведениях. Особенно нашумевшие и принесшие многочисленные жертвы произошли в Керчи в октябре 2018 г. и в Казани в мае 2021 г., после чего я и написал свою статью. Эти российские трагедии продолжили ужасную традицию убийства учащимися других учеников и учителей в американских школах, начало которым было положено в 1999 году в школе «Колумбайн». Я обращал внимание на возросшую российскую кино-продукцию, посвященную деятельности всевозможных убийц, маньяков и садистов, становящуюся на экранах всё более изощренной и натуралистичной, писал о экспериментально доказанном негативном воздействии подобных фильмов, прежде всего, на детей, подростков и молодежь, о фактах их подражания увиденному, осознанное и неосознанное.
Увы, ни министр культуры, к которой я обращался в своей статье, ни другие, казалось бы, заинтересованные лица (руководители образования и педагоги, представители полиции и юристы, коллеги-психологи и психиатры, наконец, сознательные и ответственные кинематографисты) не откликнулись на мою статью. Всех интересовали только проблемы охраны школ, привлечения к этому полиции и Росгвардии, ограждений и металлодетекторов. Однако, уже в сентябре того же 2021 г. произошел расстрел по тому же сценарию в Пермском госуниверситете с убитыми и ранеными студентами, преподавателями и охранником, учиненный 18-летним студентом первого курса юридического факультета того же университета. Прекратил это побоище мужественный младший лейтенант ДПС. Показательно, что оставшийся в живых убийца был признан вменяемым. И снова были горячие дебаты об усилении охраны учебных заведений…
И вот ровно год спустя, 27 сентября 2022 года, новый расстрел в школе №88, теперь г. Ижевска. Убито 17 человек, из них 11 детей (в том числе мальчик и девочка семи лет), а также учителя и охранники, ещё многие ранены. Охранники были пожилыми и безоружными (закон не позволяет им серьезно вооружаться). На сей раз убийца был не юнец, а 34-летний мужчина, когда-то выпускник этой школы, вооруженный двумя пистолетами, переделанными для настоящих патронов. В данном случае была явная психопатология – он состоял на учете в психиатрическом диспансере (диагноз – «вялотекущая шизофрения»). Однако суть явления остается всё той же: подражательное воспроизведение экстремального поведения убийц вплоть до одежды, которое было увидено в кинофильме об убийстве в «Колумбайн» или в множестве других американских, а теперь уже и российских фильмах и сериалах, а также в патологически кровавых клипах рэперов вроде Оксимирона и Элджея, где звучат призывы к уничтожению «биомусора». Поэтому в Ижевске всё идет по тому же образцу и кончается типовым самоубийством стрелка-убийцы и его предсмертной электронной запиской о ненависти к людям. И снова учителя и безоружные немолодые охранники проявляют героизм, защищая своих учеников и гибнут…
А что демонстрировалось на наших экранах в годы после моей статьи, в которой анализировались тогдашние фильмы и сериалы, где убийцы-маньяки вдруг стали «героями времени»? До начала СВО 24 февраля 2022 г., в репертуаре телевидения и кино практически ничего не изменилось. По-прежнему преобладали американские фильмы и отечественные сериалы с криминальным содержанием, изобилующие всяческим насилием и непристойностями. Так, уже более 15 лет продолжается «детективный» отечественный сериал «След» (количество серий которого приближается к 3000?!), неизменно изо дня в день повествующий об убийствах с психопатологическим уклоном, о серийных убийцах и маньяках. Создателем сериала называют Константина Эрнста, его авторы за образец взяли американский сериал «CSI: Место преступления», в 2007-2011 гг. сериал выходил на 1-м канале, с 2011 – на 5-м. Особенно меня поразила сцена, когда я однажды наугад включил телевизор: папаша с юным сыном истязали заголенную девушку и сынок с нетерпеньем просил дать ему сделать надрез на теле несчастной. Я инстинктивно тут же выключил телевизор.
Однако, «След» жив и сейчас. И в программе ТВ можно прочесть подобные сюжеты: «В лесу обнаруживают труп девушки, прикованной цепями к странной конструкции»… «В школе-интернате одного из воспитанников находят погибшим в пищеварочном котле»… «Воронов за деньги обучал всех желающих правильно убивать и вскрывать людей»… А ведь среди сценаристов этого бесконечного ужастика порядка пятнадцати дам. И несколько, начиная с самой главной роли, постоянных персонажей-актрис. Как они мирятся с этой психопатологией столько лет? Впрочем, отметим, что в российских фильмах и сериалах в последнее время дамы-следователи уже явно вытесняют мужчин ( «Анна-детектив», «Ищейка», «Тайны следствия», «Мама-детектив», «Метод-2», «Морозова», «Тайны госпожи Кирсановой», «Частный детектив Татьяна Иванова», «Ваша честь», «Следователь Горчакова» и т.д.).
Первый канал до 24 февраля 2022 г. (начало СВО) продолжил свою «сагу» о маньяках («Метод» и «Метод-2») сериалом «Хрустальный» (показан в январе-феврале 2022 г.)по сценарию Олега Маловичко, который был сценаристом и в предыдущих «Методах». Главным героем сериала является московский следователь Сергей Смирнов, один из лучших «охотников на маньяков» (артист Антон Васильев, ставший известным после криминального сериала «Невский»). Так как Смирнов вырос именно в этом провинциальном городке «Хрустальный», он погружается в противоречивую и болезненную систему отношений со своими бывшими друзьями и врагами. В результате мы имеем одаренного профессионала-невротика, постоянно стимулирующего себя никотином и алкоголем, типичного «героя» современного российского кинематографа («Левиафан», «Географ глобус пропил», «Метод» и др.). Положительным персонажем, кроме Смирнова, в сериале выступает только местная проститутка, подруга его детства. После сложных и душераздирающих розысков следователь обнаруживает «безобидного» сумасшедшего-педофила, создавшего в заброшенной шахте «кукольный детсад», в котором утишает себя игрой в куклы. А живые дети в городке продолжают исчезать. Однако в конце концов ценой всяческих жертв, вплоть до убийства начальника полиции города, настоящий маньяк-педофил обнаружен и оказывается … уважаемым пожилым местным педагогом(!?). О, униженные современные педагоги! Характерны отзывы о сериале в интернете: «Атмосферная чернуха, оставляющая тяжелый осадок после просмотра», «Весьма жуткий сериал о маньяке педофиле», «Нуар по-русски», «Вот уж где жесть!»… Закономерно, что исполнитель главной роли отказался от съемок в продолжении сериала, сославшись на нервное истощение.
И в суровое, требующее особенной ответственности и здравомыслия военное время, наступившее после 24 февраля, психопатологическая чернушная тематика продолжает демонстрироваться на первом канале. Сериалы «Молчание», «Мосгаз», «Миссия “Аметист”», «Заключение», «Ваша честь», «Отчим» и т. п. идут на фоне военной операции на Украине. Особенно гнетущее впечатление производит сериал «Ваша честь» — очередная «адаптация» российскими постановщиками ещё одного израильского сериала и его американской версии (был показан на Первом канале в мае 2022 г.). Ужасные натуралистические сцены изнасилования и последующего самоубийства жены главного героя, сожжение живьем, дробление кисти руки и брызги крови убиваемых, вопиющий аморализм преступников и охранителей закона…
Возникает закономерный вопрос: зачем руководители 1-го главного канала отечественного телевидения это показывают? И собираются ли они заняться настоящим духовно-нравственным «импортозамещением» в киноискусстве? Впрочем, целый ряд вроде бы российских телевизионных каналов остаётся американизированным во время нашей гибридной войны с США. Эти телеканалы продолжают демонстрировать фильмы США, прежде всего о американских суперменах-победителях. Достаточно заглянуть в телевизионную программу, чтобы убедиться. Вот СТС («100-процентно развлекательный») состоит преимущественно из американских фильмов. То же самое «ТВ-З» («мистический»), «Кино ТВ» и «ТВ 1000» — вообще ничего кроме фильмов США. Канал «CINEMA» — только американское и европейское кино. Каналы «ПЯТНИЦА» и «СУББОТА», а также «РЕН ТВ» явно предпочитают американские фильмы. Кроме аж ещё в 1989 г., появившегося общероссийского коммерческого канала «2х2», где демонстрируются преимущественно американские мультипликационные фильмы для взрослых, теперь в программе ТВ можно увидеть репертуар сплошь фильмов США на каналах «TV 1000 ACTION», «FOX”, «SCI-FI», «BLACK», «RED».
На наших каналах сейчас зачем-то вновь демонстрируют фильмы о американском супермене Рембо «Первая кровь» и «Последняя кровь», причем в последнем фильме сцены жестокости и насилия просто зашкаливают. Опять показывают российский вариант американской «Первой крови» — «Кремень» и нечто психопатологическое — «Кремень. Освобождение», где смакуется некий конкурс «российских» убийц!? Вместо того, чтобы снимать фильмы о реальных российских героях-воинах нам опять и опять навязывают подражания западной психопатологической продукции о серийных убийцах и маньяках, где действуют извращенцы и предатели, с которыми с трудом справляются наши силовики. А в конце 2023 г. лучшим российским сериалом года был назван «Слово пацана. Кровь на асфальте». Фильм, в котором каждые 2-3 минуты происходит насилие, в основном подлый кровавый мордобой, в том числе скопом на одного, лежащего ногами и т. п.
Настоятель московского храма Св. Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов (член Союза писателей России) назвал подобные чернушные произведения «преступление искусством», а православный телеканал «Спас» показывает только фильмы, снятые в атеистическом СССР, а не в современной России. По той простой причине, что советские кинофильмы оказались более духовными и нравственными по сравнению с современными российскими фильмами.
Вышел ещё один вариант «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», подписанный Президентом (Указ № 400 от 2.07.2021), где предельно ясно выражены наши ценности (патриотизм, гражданственность, крепкая семья, созидательный труд, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России и др.). Там же говорится о недопущении распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия. Не пора ли теперь в условиях военного времени и российскому киноискусству и телевидению прозреть и выполнять положения «Стратегии национальной безопасности Российской федерации»…
В следующей статье я расскажу о состоянии других видов массового искусства в нашей стране.
***
Литература
Семёнов В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее (Актуальные социально-психологические проблемы). Л., Лениздат, 1984.
Семёнов В.Е. Социальная психология искусства. Л. Изд-во ЛГУ. 1988
Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб. Изд-во СПбГУ. 1995. ( Изд. второе испр. и доп. Самара. Изд-во Самарского научного центра РАН. 2007)
Семёнов В.Е., Юрков Е.Е. Русская речь в современной России: тенденции развития. СПб. Изд-во «Политехника». 2004
Семёнов В.Е. Социальная психология искусства // Социальная психология (Учебное пособие для ВУЗов) /Под ред. А.Л. Журавлева. М. «Форум». 2011. С. 454-489
Семёнов В.Е. Социальная психология искусства. Предмет и проблематика //Социальная психология: учебное пособие / Под ред. А.Л. Журавлева. М., «Инфра-М». 2023. С. 345-368