Современная молодежь о кинофильме «Любовь и голуби»

Пишу эту статью и заранее представляю, как сильно меня разнесут в комментариях. Но очень хочется поделиться своим мнением по поводу данного фильма.

Да, впервые полностью и осознанно я посмотрела «Любовь и голуби» лишь в 2020-ом году. Собственно, когда мне было 28 лет. Почему так? Нет, не потому что я раньше не слышала про этот фильм. Просто всё моё детство было построено на диснеевских мультиках и голливудских фильмах. Из советских мне нравились некоторые картины, но лишь в качестве исключения.

Каждый раз перед новогодними праздниками я пересматривала «Иван Васильевич меняет профессию» (этот фильм навсегда в моём сердечке), «Бриллиантовую руку», «Кавказскую пленницу» и «Операцию Ы». Всё остальное — ну правда, не моё. Иногда смотрю «Иронию судьбы», ну просто по старой привычке из детства. Но от поведения персонажей тоже не в восторге. Ни в коем случае не принижаю уровень советских режиссёров и актёров. Многие из них были потрясающими, ну а современный отечественный кинематограф не идёт с ними ни в какое сравнение. Это в прямом смысле слова небо и земля.

Но вернёмся к теме статьи. История стара как мир: в прошлом году 31-го декабря я села резать салатики. Для ностальгии включила себе любимые советские фильмы. В итоге рекомендации выдали мне «Любовь и голуби». И я не стала сопротивляться.

Конечно, я знала, о чём этот фильм. Помню, как бабушка его смотрела по телевизору, видела некоторые самые забавные сцены, знала всех актёров. Но целиком и осознанно никогда не смотрела. Мне изначально не нравился посыл фильма: измена, прощение, настоящая любовь, которая не знает преград. Такой уж я человек с детства. Верю в моногамию. Не принимаю измены ни в каком виде. Считаю, что прощать измену — это не сила, а слабость.

Собственно, поэтому данный фильм никогда не был в моём списке «обязательно к просмотру». Но салаты резались, время шло, праздник приближался. Поэтому решила посмотреть. А вдруг я что-то неправильно поняла в детстве? А что, если в фильме всё не так, как мне тогда показалось?

Быстренько перескажу сюжет для тех, кто не смотрел или уже начал забывать. В центре повествования самая обыкновенная деревенская семья Кузякиных: муж, жена и трое детей. Их жизнь превратилась в сплошной быт, там нет страсти и любви. Скорее, просто привязанность и привычка. Вася Кузякин получает производственную травму, после чего ему дают путёвку в санаторий на юге. Там он знакомится с Раисой Захаровной (более известной, как суч*а крашена). И происходит то, что происходит: искра, буря, безумие, курортный роман.

Обычный деревенский мужчина, погрязший в быту, невероятно сильно увлекается стильной городской дамой. Ему всё в новинку, он чувствует себя желанным и важным.

К чему всё приходит? Вася понимает, что новый роман не приносит ему того счастья, которое было с Надей и детьми. Он добивается свидания с женой. В итоге она его прощает, а любовь и семейные ценности оказываются сильнее мимолётного романа.

Но так ли всё радужно? Я бы не сказала. Мне стало интересно, что скажут про этот фильм психологи. Почитала несколько разборов на крупных сайтах: абсолютно все романтизируют данную историю и роняют слёзы умиления. Я решительно не согласна ни с одним из них.

Это не любовь

Начать хотелось бы с того, что я не вижу в этом фильме любви (не считая любви главного героя к своим голубям). Я внимательно смотрела, но не увидела, честно.

Что здесь любовь? Сварливая жена, которая постоянно пилит своего мужа? Если честно, этот стереотип был отвратителен мне с самого детства. Ну знаете, классическая семья из анекдота. Жена, которая не ухаживает за собой, не работает, воспитывает детей, встречает мужа на пороге со сковородкой в руке и отнимает всю получку. И муж, который только и ищет повода покопаться в гараже или накатить с друзьями. Он вечно затюканный, боится жену, находит романы на стороне и не получает ни копейки с честно заработанных денег. А в доме у таких семей обычно лишь крики, истерики и скандалы.

И этот фильм, боже. Он буквально пронизан истериками, противными воплями и скандалами. Если это любовь — то я, видимо, ничего не понимаю в жизни.

У Васи Кузякина есть страсть — его голуби. Но жена не понимает подобного увлечения. А я задаюсь вопросом: зачем вообще заводить семью с человеком, чьи увлечения ты не можешь принять? В надежде, что после рождения детей он «одумается и исправится»? Спорно, крайне спорно.

Кадр из фильма «Любовь и голуби»

Кадр из фильма «Любовь и голуби»

Не вижу любви и в паре дяди Мити и тёти Шуры. Да, иногда они веселятся и даже танцуют вместе. Но всё остальное время? Всё остальное время дядя Митя врёт и ищет повода накатить. А тётя Шура от этого не в восторге, конечно. Это любовь? Да нет, точно такая же привычка. Они привыкли к своему быту, пусть и не идеальному. Она занимается домом, он накатывает по поводу и без. Благодаря этому появляется возможность поскандалить. А скандалить такие пары любят. Если в жизни всё хорошо, они будут искать повод для скандала, чтобы получить от этого какое-то странное удовлетворение.

Понять и простить?

Надя — не идеальная жена. Она пилит мужа, не понимает его увлечений, превращает в безвольную тряпку. Но заслуживает ли она измены? Мой ответ такой: никто этого не заслуживает. Есть проблемы в семье? Поговорите. Просто сядьте и обсудите всё, что наболело. Либо вы начнёте уважать и ценить друг друга, либо поймёте, что пора расстаться и попробовать отношения с кем-то другим. Конечно, не могла обычная деревенская семья того времени просто взять и пойти к семейному психологу. Но просто поговорить? Почему нет?

Как пишут психологи, курортная интрижка стала для этой семьи настоящим спасением. Только благодаря этому они начали ценить друг друга и осознали, что такое настоящая любовь.

Кхм. Простите, но я не считаю, что настоящая любовь должна проходить через измену и прощение. Настоящая любовь даже не столкнётся с подобной проблемой. Разве я не права?

Ну а по поводу прощения. Многие пишут, что это сильная женщина, которая простила своего мужчину, сохранила семью и прошла через все невзгоды. Но я в этом прощении вижу не силу, а слабость. Страх принять неизбежное, остаться в одиночестве на старости лет, резко изменить весь привычный уклад жизни. И эта ситуация взята не с потолка: в реальной жизни миллионы женщин прощают мужей-изменщиков. Ну потому что ошибиться может каждый, он обязательно всё поймёт и больше так не будет. Вот только не ясно, почему он раньше не понял, что это плохо? Никто не говорил человеку, что изменять — не хорошо? Нет уж, в таком возрасте люди так сильно не меняются. Их личность может претерпеть некоторые изменения, но подобные привычки, как правило, остаются.

Кадр из фильма «Любовь и голуби»

Кадр из фильма «Любовь и голуби»

Хотелось бы отметить, что режиссёрская работа отличная. Игра актёров мне тоже понравилась. Кто-то может сказать, что актёры переигрывают. Но такова и была задумка: показать персонажей гротескными. Да и в целом фильм получился очень колоритным и атмосферным. Кто жил в глубинке, тот поймёт. Но есть ли какая-то мораль в этом произведении? Я считаю, что её попросту нет. Жена-тиран и безвольный муж, который вынужден врать, преподносятся как нормальная ячейка общества. Измена и прощение неверного мужа — как что-то само собой разумеющееся. Ведь это настоящая любовь.

Я не вижу, какую мораль можно вынести из фильма. Жена пилит? Заведи роман. Муж завёл роман? Пойми, прости и прими обратно. Ведь вы семья, и всё у вас будет хорошо.

Для меня этот фильм не о семейных ценностях и любви. Это очень грустная история, которая взята из суровой реальности. Но, к сожалению, эта история не говорит в финале, что так жить не надо. И заканчивается всё на позитивно-романтичной ноте.

Тут стоит отметить, что в фильме не обязательно должна быть какая-то мораль. Человек сам вынесет из него то, что захочет вынести для себя. Но лично мне неприятно читать психологов, которые рассматривают измену как нечто хорошее для восстановления семьи. Я бы, скорее, рассматривала данное кино в качестве пособия «как не надо».

Я пойму, если вы не согласитесь с моим мнением. Мне просто захотелось выговориться. Сколько людей, столько и мнений. И все мы можем по-разному относиться к одним и тем же произведениям.