Статья доктора философских наук Д.В. Джохадзе к 200-летию Фридриха Энгельса

28 ноября 2020 года исполнилось  200 лет со дня рождения одного из основоположников научного коммунизма, гениального философа, ближайшего друга и соратника Карла Маркса — Фридриха Энгельса. 

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в городе Бармене, в Рейнской провинции Прусского королевства, в семье фабриканта. Жизненный путь и творческая деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса неразделимы, а их имена неотделимы. «…Имена Маркса и Энгельса,— писал В. И. Ленин,— справедливо ставят рядом, как имена основоположников современного социализма»

1. Исходя из целостности теоретического наследия Маркса и Энгельса, В. И. Ленин подчеркивал, что «нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса»

2. Историческая заслуга Ф. Энгельса состоит в том, что он вместе с Марксом выступил за революционное переустройство общества в то время, когда на арене классовой борьбы появляется самый революционный в истории класс — пролетариат. Ф. Энгельс всю свою сознательную жизнь посвятил научному обоснованию всемирно-исторической роли пролетариата, его идейному и политическому просвещению, делу борьбы за освобождение всех трудящихся от всякой эксплуатации, святому делу борьбы за коммунизм.

Выработав научную теорию социализма и коммунизма, правильно отражавшую закономерности исторического развития общества, Маркс и Энгельс превратили социализм из утопии в науку, и тем самым стихийное движение рабочего класса против своих поработителей они превратили в сознательную борьбу за революционное свержение капитализма, за победу коммунизма. 

Разработанные Марксом и Энгельсом философия диалектического и исторического материализма, научная политическая экономика и научный коммунизм составляют три основные части марксизма, каждая из которых — это результат критической переработки, освоения и дальнейшего развития всей истории человеческого мышления вообще и немецкой классической философии, английской политической экономии и французского утопического социализма в частности. Ф: Энгельс, внесший свой собственный вклад в разработку марксистского учения во всех его трех основных частях, был широко эрудированным человеком, ученым, глубоким философом, историком, филологом, экономистом, политиком и литературным критиком, вникал в самые узловые проблемы естествознания, занимался он и военным делом. 

Вместе с Марксом, а сначала независимо от него, Энгельс быстро прошел путь от радикального буржуазного демократизма к революционному научному коммунизму и диалектическому материализму. Будучи еще гимназистом, Энгельс возненавидел самодержавие и произвол чиновников прусского полицейского государства. В молодости он знакомится и начинает сотрудничать сначала с представителями литературного прогрессивного течения «Молодая Германия», а затем принимает активное участие в кружке «младогегельянцев», где выступает как представитель радикальных, буржуазно-демократических  взглядов.Однако Энгельс вскоре понял, что его не удовлетворяет умозрительное философское настроение «младогегельянцев», подменявших действительную политическую борьбу фразерством, и стремится связать философию с действительностью, с классовой борьбой, политикой. Впоследствии Энгельс, будучи еще младогегельянцем, на основе глубокого изучения философии Гегеля сделал революционные выводы из его диалектики, глубже вникнул в общественную жизнь капиталистического мира, в частности, то, что Известное гегелевское положение «все действительное разумно, все разумное действительно» реакцией использовалось для обоснования того, что прусская монархия — это высшее совершенство, венец исторического развития. Для Энгельса диалектика служила теоретическим доказательством борьбы с существующей действительностью, в этом именно он видел сущность закономерного развития общества.

Мировоззрение Маркса и Энгельса. Впитавшее все прогрессивное в гегелевской философии, развивалось дальше к диалектическому материализму. Плодом революционно-демократических взглядов Энгельса явились его «Письма из Вуперталя» (1839 г.), в которых он показывает нищенское положение рабочих, их эксплуатацию, памфлет «Шеллинг и откровение» (1842 г.), открыто провозглашающий атеизм, и другие.1842-1844 гг. – это период, когда Ф.Энгельс вместе с Марксом переходит от идеализма  к материализму и революционному демократизму, а от революционного демократизма к коммунизму.Окончив военную службу в 1842 г., он переезжает в Англию, в центр текстильной промышленности Манчестер., где ближе знакомится с пролетариатом, с его жизнью, чаяниями..

Здесь, по словам В.И. Ленина, он ходил по грязным кварталам, где ютились рабочие, сам своими глазами видел их нищету и бедствия (3). Энгельс много читал о положении рабочего класса Англии, и свои взгляды об экономическом и политическом положении и борьбе классов внутри страны он синтезировал в серии статей, опубликованных в редактировавшейся Марксом «Рейнской газете», а также «Немецко-французском ежегоднике», на страницах которых он вместо с Марксом выступает уже как идеолог пролетариата.Результатом критического изучения произведений социал-утопистов и буржуазной политической экономии явились «Наброски к критике политической экономии», названные в последствии Марксом гениальным очерком, в котором «…были уже сформулированы некоторые общие принципы научного социализма»(4).           

Итогом глубокого изучения общественной жизны и борьбы  английского пролетариата явилась книга Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845 г., ставшая ужасным обвинением  капитализма и буржуазии» и названная В.И. Лениным  «одним из лучщих произведений в мировой социалистической литературе» (5). До Энгельса много писали о страданиях рабочего класса , однако, он первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс, но и деятельный, творческий, способный завоевать политическое и экономическое господство в обществе. В противоположность социал-утопистам, мечтавшим о социализме, без политической и  и классовой борьбы., Энгельс подчеркивал , что социализм лишь тогда  может стать силой и превратиться из мечты  в реальную действительность, когда он станет  целью политической борьбы рабочего класса. Здесь , как и во всех произведениях Энгельса, красной нитью проводится мысль о том, что  коммунизм служит всеобщему прогрессу  человечества.Будучи последовательным революционером и борцом за дело победы  трудящихся, Энгельс разрабатывал  научную теорию  о диктатуре пролетариата.

Противопоставляя диктатуре буржуазии диктатуру пролетариата, вместе с Марксом боролся за создание  политической партии, способной повести массы к  завоеванию власти. Теоретическому и практическому обоснованию такой партии Маркс и Энгельс посвятили  всю свою деятельность со дня знакомства., состоявшегося в Париже в августе 1844 т. Уже  в таких первых совместных трудах, как «Немецкая идеология» и «Святое семейство», они заложили фундамент революционного мировоззрения, сформулировали философские основы научного коммунизма –диалектического и исторического материализма.Огромную роль в деле создания  Союза коммунистов и подготовки его первого конгресса ( июнь 1847 г.) сыграл Энгельс, написав вскоре после этого ко второму Конгрессу Союза коммунистов – «Принципы коммунизма».

В частности, в этом наброске, написанном Энгельсом в 1846 г., четко были сформулированы следующие пункты основной задачи  пролетарской партии: 1)отстаивать интересы пролетариата а противоположность интересам буржуазии; 2)достижение этого путем ликвидации частной собственности. И замены ее коллективной собственностью;  3) признание того, что осуществление этих целей возможно лишь путем насильственной демократической революции. Эти основные идеи «принципов коммунизма» получили свое дальнейшее развитие  в совместном гениальном творении Маркса и Энгельса  — в «Манифесте коммунистической партии» (февраль 1848)  — первом программном документе международного коммунизма, в котором марксизм во всех своих составных частях – политической экономии,  философии и социализма  (стратегии и тактики пролетариата) представлен как цельное и глубоко последовательное  мировоззрение.

«Манифест Коммунистической партии» — первый программный документ международного пролетариата. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое мировоззрение, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика  как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы  и всемирно-исторической роли пролетариата, творца нового коммунистического общества»(6). В «Манифесте»  Маркс и Энгельс рассмотрели закономерности развития общества на основе разработанного  ими мировоззрения, поставили перед рабочим классом великую цель – свержение капитализма путем социалистической революции, построение коммунистического общества. Все содержимое «Манифеста Коммунистической партии» проникнуто идеей диктатуры пролетариата, пролетарского интернационализма.Ф.Энгельс вместе с Марксом принял активное участие в революции 1848 – 1849 годов.

Для идейно-практического   руководства революцией  ими был создан Центральный партийный орган – «Новая Рейнская газета» (главный редактор К. Маркс), первый номер которой вышел 1 июля 1848 г. На страницах «Новой Рейнской газеты» Энгельс в своих пламенных статьях последовательно защищал  революционно-демократическую программу Союза коммунистов. Отстаивал интересы пролетариата в буржуазной революции, призывал европейский пролетариат к свержению диктатуры буржуазии.Итоги революции 1848 – 1849 гг. Энгельс резюмировал в своих трудах «Крестьянская война в Германии» (1850 г.) и «Революция и контрреволюция  в Германии» (1852 г.). В своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс поставил вопрос о неизбежности исчезновения классов и государств, о диктатуре пролетариата, о государстве  эксплуататоров и государстве пролетарском, о государстве и революции, о пролетарской солидарности и пролетарской демократии против буржуазной демократии и др.На опыте  Парижской Коммуны Энгельс обогатил теорию диктатуры пролетариата.

После Парижской Коммуны все указания  Энгельса о первоочередных задачах пролетариата  в социалистической революции сводятся к использованию  опыта Парижской Коммуны. На вопрос, что такое диктатуры пролетариата, Энгельс отвечал: «посмотрите на парижскую Коммуну. Эта была диктатура пролетариата» (7).Касаясь вопроса социалистической революции и завоевания диктатуры пролетариата, Энгельс указывал на необходимость организации пролетариата. Для этой цели он требовал укрепления классового характера пролетарской партии, повышения сознания пролетариата, его боеспособности. Маркс и Энгельс совместно заложили основы организации, стратегии и тактики пролетарской партии, что способствовало превращению марксистской теории в революционную практику. В.И.Ленин так характеризует Энгельса в связи и этим: «…глубочайшее понимание коренных преобразовательных целей пролетариата и необыкновенное гибкое определение данных задач тактики, с точки зрения этих революционных целей и без малейших уступок оппортунизму и революционной фразе»(8).

Они воспитывали рабочий класс в духе пролетарского интернационализма, нашедшего свое яркое выражение в провозглашенном ими лозунге – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».Энгельс вместе с Марксом был вдохновителем и организатором создания 1 Интернационала – «Международного товарищества рабочих», бескомпромиссным борцом против всякого оппортунизма в — 1 Интернационале: прудонизма, бакунизма и других мелкобуржуазных теорий, расчищая тем самым путь к идеям научного социализма и коммунизма.Как одному из основоположников марксизма Энгельсу принадлежит заслуга в обосновании и разработке проблем марксисткой политической экономии. Благодаря Энгельсу, Маркс познакомился с английским социализмом и приступил к более глубокому изучению политэкономии. 

В «Очерках критики политической экономии», получивших высокую оценку Маркса, «Положении рабочего класса в Англии», «Анти-Дюринге», в рецензиях: «К критике политической экономии» и «Капитала» Маркса, а также в других своих трудах Энгельс дал глубоко обоснованное решение проблем марксистской политэкономии. Бессмертное творение человеческой мысли «Капитал» создавался в тесном сотрудничестве двух гениев. Известно, что Энгельс оказывал Марксу огромную помощь в работе над «Капиталом», вооружившим пролетариат революционной теорией, знанием законов возникновения, развития и гибели капитализма. «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, — к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, — вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли»(9). Энгельсу принадлежит величайшая заслуга как автору, издателю и редактору П и Ш томов «Капитала».

«…Изданием П и Ш томов «Капитала» Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник, на котором невольно неизгладимыми чертами вырезал свое собственное имя. Действительно эти два тома «Капитала» — труд двоих: Маркса и Энгельса»(10).Энгельс, издавая П и Ш тома, учел новые явления в политико-экономическом развитии капитализма после смерти Маркса. В частности, он отмечал новые тенденции в развитии капитализма – роль биржи и банков, трестов и других крупных объединений в промышленности.Энгельс вошел в историю как гениальный мыслитель, внесший свой огромный вклад в историю философии вообще и философию марксизма в частности. В своих трудах, посвященных проблемам философии, осмысливая огромный фактический материал, накопленный философией за более чем 2000-летнее ее существование, начиная с Гераклита и Аристотеля и кончая Гегелем, Энгельс создал диалектический и исторический материализм – философию марксизма, изучающую общие законы природы, общества и человеческого мышления. «Маркс и я, — писал Энгельс, — были, пожалуй, единственными людьми, которые из немецкой философии спасли сознательную диалектику, перенеся ее в материалистическое понимание природы и истории». Энгельсу принадлежат бессмертные творения, специально посвященные философии: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» и другие, которые внесли весомый вклад в обоснование, разработку, защиту и в дальнейшее развитие теоретических основ марксизма, в формирование марксистских кадров во всем мире.В «Анти-Дюринге» «разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук… Это удивительно содержательная и поучительная книга»(11). Здесь, в отделе «Философия» Энгельс четко излагает основы марксистской материалистической диалектики, раскрывает диалектику практической и духовной деятельности человеческого познания, объективный характер законов природы и общества. Разрабатывая проблемы исторического материализма, он обосновывает происхождение частной собственности, классов и государства, вскрывает роль классовой борьбы в развитии общества.

Диалектически и материалистически осмыслив мир, он пришел к выводу, что как в основе всех явлений природы лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных производительных сил. Положение о том, что бытие людей определяет их сознание, Энгельс оценивает как такое, откуда вытекают в высшей степени революционные выводы не только для теории, но и для практики. Вопреки постсоветским площадным крикунам, т.н. антимарсистам, разглагольствующим о якобы  устарелости марксизма-ленинизма, творчество Маркса, Энгельса, Ленина в 20-ом столетии также актуально, как в эпоху поднимающегося капитализма. Так, Маркс и Энгельс ввели в литературный обиход множество новых понятий, категорий и связанных с ними положений. В частности,  например, Энгельс вводит весьма важное для современности понятие «пролетариат умственного труда» («intellectual proletariat»): «Пусть ваши усилия, – обращается он к Международному конгрессу студентов-социалистов в декабре 1893 года – приведут к развитию среди студентов сознания того, что именно из их рядов должен выйти тот пролетариат умственного труда, который призван плечом к плечу и в одних рядах со своими братьями рабочими, занятыми физическим трудом, сыграть значительную роль в надвигающейся революции.Буржуазным революциям прошлого от университетов требовались только адвокаты, как лучшее сырье, из которого формировались их политические деятели; для освобождения рабочего класса понадобятся, кроме того, врачи, инженеры, химики, агрономы и другие специалисты(как сказал бы Энгельс множество компьютерных программистов) и т.п. , ибо дело идет о том, чтобы овладеть управлением не только политической машиной, но и всем общественным производством, а тут уж нужны будут отнюдь не звонкие фразы, а солидные знания»(12).

На основе результатов совместного творчества Маркса и Энгельса видно, что  между ними имело место своего рода разделение труда, согласно которому Энгельс уделял большое внимание также, что очень важно, проблемам истории философии, истории логики и истории диалектики, на основе которых, кстати сказать, сделал он ряд теоретико-познавательных выводов и отдельных существенных замечаний и предвосхищений, в том числе, ставшей в постсоветское время чрезвычайно актуальной проблемы –  критики никак необоснованного отрицания  со стороны части политиков и даже экономистов, значения планомерности развития производства: «В самых передовых промышленных странах, писал Энгельс, мы укротили силы природы и поставили их на службу человеку; благодаря этому мы безмерно увеличили производство, так что теперь ребенок производит больше, чем раньше сотня взрослых людей.

Но каковы же следствия этого роста производства? Рост чрезмерного труда, рост нищеты масс и каждые десять лет – огромный крах. Дарвин — продолжает Энгельс  в одном из своих главных произведений  «Диалектика природы» — не подозревал, какую горькую сатиру он написал на людей, и в особенности на своих земляков, когда он доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, является нормальным  состоянием мира животных. Лишь сознательная организация общественного производства с планомерным производством и планомерным распределением может поднять людей над прочими животными в общественном отношении точно также, как их в  специфически биологическом отношении подняло производство вообще. 

Историческое развитие  делает такую организацию с каждым днем все более необходимой и с каждым днем все более возможным. От нее начнет свое летоисчисление  новая историческая эпоха»(13).

В разделе «Политическая экономия» Энгельс изложил основы марксистской политической экономии, дал определение политэкономии и ряда других проблем под углом зрения философского их осмысления. Равным образом в разделе «Социализм» он дает стройную теорию марксистского научного социализма, его отношение к утопическому социализму и ряд других кардинальных проблем социализма.Дальнейшую разработку диалектический и исторический материализм получили в «Людвиге Фейербахе», где Энгельс излагает развитие марксистской философии в аспекте ее отношения к предшествовавшей философии. Здесь большим достижением явилась формулировка им основного вопроса философии, в результате чего Энгельс отметил (констатировал) наличие двух основных противоположных направлений в философии – материализма и идеализма, борьба которых проходит через всю историю философии.

Тем самым впервые в истории философии был найден (предложен) критерий для решения вопроса об отношении бытия и мышления, который дает ключ для принципиального отличия материализма от идеализма.Энгельс не признавал философию, которая стоит вдали от всякой политики, идеологии и общественной жизни вообще. Он усмотрел в философии классовый, партийный характер. Философия так же партийна, как 2000 лет тому назад. Таким образом, Энгельс в философии обращает свое главное внимание на ее действенную сторону, на то, как она воздействует на общественную жизнь, и рассматривает философию как теоретическое оружие для преобразования общественной жизни.Разработав проблемы философии и диалектической логики применительно к вопросам естествознания, Энгельс дал блестящий образец решения философских проблем естествознания.

Переворот, происходивший ко времени Энгельса в естествознании, и огромный фактический материал, накопленный в истории естествознания, требовали своего осмысления. Энгельс, диалектически осмысливая великие открытия естествознания Х1Х века, показал их материалистическое значение в специальном труде «Диалектика природы», являющегося образцом диалектико-материалистического подхода к проблемам естествознания. В «Диалектике природы» Энгельс исследует философские проблемы истории естествознания, физики, химии, математики и т.д. И сегодня «Диалектика природы» продолжает иметь  неоценимое значение для философского осмысления новых открытий науки.После смерти Маркса Энгельс «…и один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов»(14).

Он особенно переживал смерть Маркса. «Его любовь к живому Марксу и благоговение перед памятью умершего были беспредельны. Этот суровый борец и строгий мыслитель имел глубоко любящую душу»(15). Он в бескомпромиссной борьбе со всеми проявлениями оппортунизма, догматического и сектантского «марксизма» отстаивал чистоту марксистской теории, был гениальным популяризатором и распространителем идей Маркса, создателем и руководителем П Интернационала, сыгравшего немаловажную роль в деле международного сплочения пролетариата всех трудящихся.Энгельс, также как и Маркс, хорошо знал русский язык и читал на нем, интересовался рабочим движением, перспективами российской революции и возлагал большие надежды на нее. Он восторженно приветствовал образование группы «Освобождение труда», живо интересовался развитием марксистской теории в России. Он был разносторонне одаренным ученым, блестящим литературным критиком, занимался проблемами языкознания и философии, глубоко вникал в военное искусство и был первым пролетарским военным теоретиком.

Несмотря на казалось бы повсеместный отказ в постсоветские годы от марксизма, по сути дела это не так, ибо, как возможно известно уважаемым читателям, эти и множество других проблем марксизма-ленинизма, профессионально, с привлечением большого числа эмпирических материалов, на разных уровнях, рассматривались и разрабатывались в трудных условиях нигилизма, а то и агрессивной фальсификации, постсоветского времени, в том числе и  на заседаниях единственного в системе РАН регулярного открытого академического теоретического семинара «Марксовские чтения» ИФ РАН, начиная с его обоснования (1997 г.) по настоящее время. В них, пусть и усеченно, продолжалось  с учетом глобальных проблем современности изучение и аргументированная оценка вклада классиков марксизма-ленинизма, как признанных во всем мире выдающихся мыслителей, политических и государственных деятелей, коренным образом изменивших и ускоривших ход мировой истории.

Так,  в целом в сельскохозяйственной стране после Великой октябрьской социалистической революции в Советской России и других республиках СССР, в невиданно короткий исторический срок была ликвидирована неграмотность населения и поднята промышленность, экономика, наука, техника и в целом культура, на высочайший мировой уровень, страна с триумфом вышла победителем из Второй Мировой и Отечественной войн в борьбе против международного фашизма, 75-летие победы которой, несмотря ни на что, отмечается в России и мировой прогрессивной общественностью в текущем году. По всему видно, что прощания  с марксизмом-ленинизмом, как это предсказывали его фальсификаторы, не произошло и, конечно, не произойдет никогда. Социализм и коммунизм — это не каприз аутентичных марксистов и коммунистов, а категорическое требование современной эпохи.

Вопрос сегодня стоит так: социализм или варварство? О чем красноречиво свидетельствует всеобщее понимание современным человечеством того, что давно уже невозможно далее терпеть то безнравственное и иррациональное положение, царящее  на планете Земля, когда в переполненном богатством мире 70% ее населения устойчиво пребывает в бедности и за чертой бедности.   Энгельс в воспоминаниях близко знавших его современников – не только гениальный мыслитель и революционер, но также человек большой души, вобравший в себя самые благородные человеческие качества. До конца своих дней Энгельс сохранил свойственную ему кристально нравственную чистоту, скромность, простоту и правдивость. Неутомимый, бодрый телом и душой, он был прекрасным наездником. Всю жизнь его сопровождал несокрушимый оптимизм. Энгельс всегда оставался неизменно гостеприимным, всюду вносил оживление, был душой компании, любил шутить и заразительно смеялся. Он, обремененный множеством работы, всегда находил время, чтобы вспомнить о своих друзьях, подать им совет или помочь в нужное время.

Его знания и влияние никогда не делали его высокомерным. Энгельс всегда открыто высказывал свое мнение независимо от того, как на это реагировали другие. Обычно терпеливый и снисходительный, он никогда не прощал лицемерия, лжи, фальшивого величия и поддельной славы. Шатания и беспринципные компромиссы ему были чужды.«Энгельс был самым замечательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире, вечная память Фридриху Энгельсу, великому борцу и учителю пролетариата», — справедливо писал В.И. Ленин в своей статье в связи с кончиной Энгельса (16)Уместно здесь лишь заметить, что известное положение Ленина о том, что главное достижение гегелевской и в целом немецкой философии – это «диалектика» — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, целиком органически перекликается с утверждением Энгельса о том, что без немецкой философии не было бы и научного социализма, творческое развитие которого, как известно, сыграло положительную роль в  формировании совместного творчества Маркса и Энгельса, что вполне понятно, так как объективный идеалист Гегель,  вскрыв ряд противоречий капитализма  первым в системе немецкого объективного идеализма диалектически обосновал природную негативность капитализма и соответствующего ему общества, основанного в целом на своекорыстной деятельности, «в котором труд создает мир, как отчужденную от человека и властвующую над ним реальность, в котором господствует «духовное животное царство» и всеобщий обман, и в котором нет места ни для действительного возвеличения, ни для жалобы, ни для раскаяния»(17).Между тем, учитель ранних лет Маркса и Энгельса — Гегель, понятно, даже не подозревал, что революционный скачок от капитализма в социализм в Советской России и в СССР в целом, доказал всему миру все исторические преимущества Советского социализма во всех областях человеческой деятельности, о чем красноречиво свидетельствуют, в том числе, потрясавшие мир бесспорные статистические данные экономического развития еще молодого советского государства:
             Динамика валовой продукции в ценах 1926/1927 гг. (в процентах к предшествующему году): 1921г. 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929
142,7% 130,5% 152,4% 116,7% 166,4% 138,2% 117,3% 122,4% 124,3%
(Народное хозяйство СССР).См. Статистический справочник. М. 1932, с. 4-5). (19) Следовательно, среднегодовой прирост производства за эти годы составлял 34,5 % (!!!).Темпы роста крупной промышленности в 1921 – 1926 гг.:
  1921г. 1922г. 1923г. 1924г. 1925г. 1926г.
          41,3% 30,8% 53,3% 16,4% 65,9% 38,3%
         См. Я.А. Иоффе, Мы и планета. Цифры и факты. Изд. 7, дополн., М. 1988, с. 34)(20)
    Среднегодовой прирост производства за эти годы составлял 41 % (!!!).
 Понятно, поэтому, не требующая источниковедческих ссылок и отсылок широко известная в мире правда об явных преимуществах советского социализма по сравнению с капитализмом, перечислять и комментировать которые было бы очень интересно и во всех отношениях (теоретико-познавательном, политическом, мировоззренческом и т.п.) полезно в специально написанной на эту тему книге, в том числе: 1. У каждого в СССР была работа. Что такое «безработица» в СССР не знали.
2. Рабочий день — не больше 8 часов, государство строго следило за условиями труда. Больничный лист можно было брать без проблем: никто не увольнял часто болеющего работника. Сидеть с ребёнком молодая мать мола до года с охранением место работы, зарплаты и т.п.
3. У каждого было жильё, бездомных и бомжей не было. Плата за квартиру и ее техническое обслуживание и – стабильная и копеечная по сравнению с теперешней.
4. Государство бесплатно давало квартиры нуждающимся.5. Люди труда — в почёте. Быть рабочим — престижно.
6. Всем положен отпуск. На отдых можно было бесплатно или почти бесплатно съездить на курорт.
7. Образование полностью бесплатно. Масса дворцов пионеров и кружков, куда можно было отдать детей, где с ними занимались математикой, авиамоделированием,  спортом, художественным творчеством и массой других видов культурно-просветительской деятельности. Кстати, в школе можно было бесплатно научиться водить автомобиль и получить права. Летом детей можно было бесплатно (или почти бесплатно) отправить в пионерский лагерь или санаторий.
8. Что такое  широко и открыто организованная коррупция никто не знал.
9. На любую несправедливость было куда пожаловаться: партком, местком, народный контроль. На любом уровне в государственных, партийных и общественных организациях  на жалобы граждан, как правило, внимательно реагировали и компетентно во всём разбирались.
10. В стране Советов планомерно и устойчиво крепло и развивалось народное хозяйство, экономика. Новые фабрики, заводы и культурно-просветительские учреждения строились один за другим. Весь мир восхищался растущими темпам экономического роста СССР11. Пробок, правда, не было, но зато в каждом городе, в каждом посёлке отлично работал общественный транспорт. Проезд, кстати, (копеечный) был доступен каждому.
12. Студентам и аспирантам платили хорошие стипендии, на которые можно было жить и даже посещать ресторан
ы, предоставлялись льготы на авиабилеты на 50%, Пенсионерам платили достойные пенсии, которых с избытком хватало на жизнь.
13. Всем была доступна достойная и абсолютно бесплатное медицинское обслуживание всего населения. Мест в больницах и лекарств хватало на всех. Продолжительность жизни год от года рос
ла.
14. У людей, что исключительно важно, было  ощущение, что много национальная и много конфессиональная страна в целом движется в верном направлении. Люди в массе своей были глубоко идейными и хорошо понимали  зачем и во имя чего живут.
15. Культура и наука расцветали. Быть учёным было почётно. При этом зарплаты учёного хватала на достойную жизнь. Работы наших учёных цитировались по всему миру. За рубеж, как теперь, никто не рвался на заработки. Талантливая советская молодёжь после окончания вузов направлялась работать в советские же 
НИИ и ВУЗИ. Не было такой интенсивной утечки интеллектуальных кадров («мозгов»), как в постсоветское время.16. В СССР Армия — школа жизни. Дедовщины не было, а были спортивные упражнения, социализация и обучение призывников военному ремеслу, а также, что очень важно, гражданским специальностям.
17. Проблем наций и национальных отношений, как токовых, в СССР не существовало: была дружба народов и интернационализм. Дискриминация по расовым, национальным и религиозным признакам не слышали.
18. В стране не было открыто продающих и приобщающих к наркотикам молодёжь. Преступность вообще была гораздо ниже: про маньяков редко слышали,  а терроризма и захвата заложников в обществе  вообще не было, поэтому отпускать детей в школу одних было совершенно не страшно.
19.  Цены на промышленные товары и медикаменты, как теперь, бесконтрольно не менялись годами, денег хватало на нормальную жизнь. Сытный обед в столовой — 1 рубль.
20. Духовная жизнь была неизмеримо богаче и содежательнее. Люди ходили в кино, театры, музеи, на концерты. Материальные ценности — не на первом месте: всем безразлично, кто сколько зарабатывает, кто лучше одет, у кого квартира богаче обставлена.
21. В советском обществе не было столь огромного разрыва в материальном положении людей и связанного с ним нравственного упадка.( Средняя зарплата — 165 рублей в месяц. В прошлом году была ниже, в будущем году будет выше).
22. С алкоголизмом эффективно боролись: вытрезвители, лечебно-трудовые профилактории.
23. Дети мечтали стать не богачом, не рок-звездой и не фотомоделью и телохранителем, а космонавтом.24. Нечего и говорить о всемирно значимых прорывах Советского Союза на планете и в космосе.

На наш взгляд, возразить  на данный, далеко не полный перечень  преимуществ СССР перед капитализмом, нечего (21).     В то же время за этот период США отметились следующими «достижениями». Начиная с Хиросимы и Нагасаки, государственнно-террористических войн США и НАТО в Индокитае, Вьетнаме, Северной Корее,вот далеко не полный перечень их преступлений только с 1991 г.: военная агрессия США против Ирака под названием «Буря в пустыне» (17 января – 1 марта 1991 г.), на Гаити (19 сентября — 31 марта 1994 г.), в Боснии (29 августа – 21 сентября 1995 г.), Афганистане и Судане (20 августа 1998 г.), Ираке (16-20 декабря 1998 г.), Югославии (24 марта – 10 июня 1999 г.); оккупация Афганистана (с 25 сентября 2001 г. по настоящее время) и, наконец, очередная многолетняя война, приведшая к оккупации США и НАТО Ирака (с 20 марта 2003г. по настоящее время) и военные действия в Сирии. На очереди – длинный список т.н. стран-изгоев. Все эти военно-террористические броски США и НАТО на Восток принесли многочисленные человеческие жертвы и уничтожение материальных и культурных ценностей.    Примечания: 1. В.И. Ленин.. ПСС. Т.24, с. 2692. В. И. Ленин. ПСС. , соч., т. 26, с. 933. В.И. Ленин. ПСС., соч. т. 2, с.  84. К.маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 19, с. 2415. В.И.Ленин. ПСС., т. 2, с. 96. В.И. Ленин. ПСС., т.26, с. 487. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.  22, с, 4328. В.И.Ленин. ПСС., т. 24, с. 2649. В.И. Ленин. ПСС., т.24, с. 26410. В.И. Ленин. ПСС., т.2, с. 1211. В.И. Ленин. ПСС., т. 2, с. 1112. В.И.Ленин. ПСС., т. 2, с.1313. В.И. Ленин. ПСС., т. 12, с.1214. К. Маркс и Ф. Энгельс. СОЧ., т. 20, с.35915. В.И.Ленин. ПСС, т. 2, с.1316. В.И.Ленин, ПСС. 4 изд., т. 2, с. 5-1317. см. Гегель Г.В.Ф. Соч. М. –Л., т. 4, с. 21418. В.И. Ленин. 4 изд., т.2, с. 5-119. см.Народное хозяйство СССР. Статистический справочник. М. 1932, с. 4-5).20. см. Я.А. Иоффе, Мы и планета. Цифры и факты. Изд. 7, дополн., М. 1988, с.3421. см.preimuscнеstva – sssr.нtml