(пленарный доклад на XVI Всемирном Научном Конгрессе,
состоявшемся
18 — 19 ноября 2022, С.-Петербург — Париж)
А.И.Субетто
Дорогие коллеги, товарищи, друзья!
Я представляю, для краткости изложения, свой Доклад в форме 4-х основных тезисов.
Тезис первый
То, что мир бытия человечества на Земле в начале XXI вошёл в Эпоху кардинальных изменений, признается многими политическими деятелями, учеными, экспертами, деятелями культуры, простыми людьми. Но на вопросы:
- «Каков вектор этих изменений?»,
- «Куда направлены происходящие тектонические сдвиги в основаниях истории человечества, на геополитической карте мира?»,
- «Каковы главные движущие силы этой Эпохи кардинальных изменений?»
– ответы даются разные, за которыми прячутся разные мировоззренческие и ценностные позиции, экономические, геополитические и классовые интересы, разные уровни познания и понимания мира, в котором живет человек и человечество.
В первом своем слове Президент Бразилии Лула да Сильва, после его победы на выборах, недавно сказал [1]:
«Мы будем жить в новые времена мира, любви и надежды… Дальнейшее существование всего нашего человечества – социализм. Социализм – не о том, чтобы отобрать и разделить, а о том, чтобы объединить, интегрировать ресурсы и пустить их всему обществу. Идея разделить и разобрать – это как раз буржуазная идея» (конец цитаты).
Данный социалистический императив Будущего, сформулированный Лулой да Сильвой, в XXI веке приобретает только новое содержание императива ноосферного социализма, как основы стратегии спасения человечества от экологической гибели на рыночно-капиталистическом пути развития. Он императив, объединяет в себе:
- социализм, как форму справедливой организации воспроизводства общества (без эксплуатации человека человеком), раскрывающего творческий потенциал и космическое призвание каждого человека,
- и ноосферизм, как новый путь развития человечества во взаимодействии с Природой Земли – Биосферой в виде единственной формы устойчивого развития – научно управляемой социоприродной эволюции.
Это необходимый синтез Социализма и Ноосферизма и определяет новое качество Социализма XXI века – Ноосферный Экологический Духовный Социализм.
Тезис второй
Чтобы правильно выстроить «Образ Будущего» для Человечества, уже недостаточно опираться только в той или иной трактовке на основания Внутренней Логики Социального Развития, потому что глобальный экологический кризис, который, по моим исследованиям, к рубежу 80-х – 90-х годов ХХ-го века,
- перешел в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы
- и проманифестировал выход на Арену Истории Большой Логики Социоприродной Эволюции, поставившей под Экологический Запрет не только всю мировую рыночно-капиталистическую систему хозяйствования, принявшую образ глобального империализма (и экономического колониализма) строя мировой финансовой капиталократии, но и всю Стихийную Парадигму Истории человечества.
К.Маркс всю историю эксплуататорских обществ, деливших людей и народы на богатых и бедных, избранных (богоизбранных) и изгоев, назвал «предысторией». И переход к коммунизму по Марксу означал собой переход самой истории в состояние «подлинной истории», в которой человек становится подлинным «Субъектом Истории» и начинает ею управлять.
Именно этот переход человечества к «подлинной истории» по Марксу и начался с Великой Русской Социалистической Революции в 1917 году, с появления в 1922 году первой в мире социалистической державы – Союза Советских Социалистических Республик – 100-летие которой и отмечаем 30 декабря этого года.
Анри Барбюс в книге «Сталин», изданной в начале 30-х годов ХХ века, по итогам его посещения СССР, отметил особый вклад успехов советской плановой экономики в «эпоху Сталина» в новые представления о развитии, которое становится управляемым социально-экономическим развитием.
«Вход» стихийной истории человечества в рыночно-капиталистическом формате к концу ХХ-го века в первую фазу Глобальный Экологической Катастрофы и возвестил, что наступил Конец этой стихийной форме, на основе рынка, конкуренции и частной собственности, развития.
Возник императив экологического выживания человечества именно как императив перехода к управляемой («подлинной») истории, но в новом, расширенном – социоприродном, содержании, а именно – как управляемой социоприродной, или ноосферной, эволюции.
Тезис третий
Россия в истории человечества не только «подарила» миру его первый прорыв к социализму, не только космический прорыв человечества из СССР в виде полета летчика-космонавта на космическом аппарате Ю.А.Гагарина, но и «подарила» миру учение о переходе Биосферы в Ноосферу В.И.Вернадского.
Развитие этого учения в СССР и потом в Российской Федерации «породило» Русскую Ноосферную Научную Школу всемирного масштаба. На основе обобщения её достижений за последние 30 лет (1992 – 2022гг.) я разработал теоретическую систему Ноосферизма, которая выступает, по моей оценке, с одной стороны, как научно-мировоззренческая система и научная идеология XXI века, а, с другой стороны, как научно обоснованная стратегия спасения человечества от экологической гибели в XXI веке – именно через его переход к ноосферному социализму, и на его базе – к управляемой социоприродной эволюции.
По В.И.Вернадскому Ноосфера – это новое состояние Биосферы, в котором отразилась роль «культурной энергии», с которой человечество воздействует на живое вещество и ход её глобальной эволюции.
В «Ноосферизме» [2] я развил это определение ноосферы В.И.Вернадским, подчеркнув базовый признак категории «ноосфера» – это научное управление социоприродной эволюцией (при соблюдении законов-ограничений, отражающих действие гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов).
Но теперь, в отличие от «эпохи», в которой жил В.И.Вернадского, – в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, особо важно осознать, что императив К.Маркса, вытекающий из его формационной теории, перехода от «предыстории» к «подлинной» истории, приобретает новое ноосферное качество – качество перехода человечества к Научно Управляемой Социо-Биосферной, или социоприродной, эволюции, что означает, что «история человека» возвращается в «историю природы» на Земле, но в новом качестве, когда Разум Человека поднимается на «высоту ответственности» за будущее всей Биосферы, т.е. становится «Разумом-для-Биосферы, Земли, Космоса», или другими словами – Ноосферным Разумом.
Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома, которая охватит весь XXI век, есть, по моей оценке, Эпоха Родов Действительного, т.е. Ноосферного, Разума, которые одновременно есть Роды Ноосферной Науки, Ноосферной Культуры, Ноосферного Образования, Ноосферного Управления и Ноосферного Человечества.
И выполнить эту миссию «родов» и призван Ноосферизм или Ноосферный Экологический Духовный Социализм.
При этом подчеркну, что человечество должно совершить переход к принципиально новой стратегии своего развития на Земле на базе ведущей роли Закона Кооперации, перейти к планетарной кооперации народов-этносов, ноосферному союзу цивилизаций на базе ноосферного социализма и благодаря этому к – тысячелетий мечте человечества – к Миру без Войн и Насилия. И обеспечить это сможет только Ноосферный Социализм.
Организация Объединенных Наций (ООН) должна будет стать Организацией Объединенных Ноосферный Наций (ООНН). Подчеркну еще раз – это императив.
Когда-то в университетах США читала свои лекции профессор Айн Рэнд, делавшая ставку на культ доллара и эгоизм человека и американского общества. Она даже выдвинула два «уравнения» [4]:
эгоизм = капитализму,
альтруизм = коммунизму
И резко выступала против альтруизма человека. Теперь эгоизму человека, эгоизму наций и цивилизаций подписала экологический приговор Природа, как и капитализму и рынку в целом.
Экологическое спасение человечества связано с Прорывом Человечества к Ноосферизму и к Ноосферному Социализму, который, по моему убеждению, начнёт Россия.
В 2011 году я написал и издал «Манифест ноосферного социализма» (он выставлен на сайтах в Интернете) [3]. В этом «Манифесте» в первом разделе «Призрак бродит по планете – призрак ноосферного социализма» я подчеркивал:
«В спор с капитализмом уже вступает не только угнетенная и эксплуатируемая часть человечества, которая никогда не мирилась и не может мириться с участием отбросов истории, но и сама Её Величество Природа.
Природа подписала приговор капитализму и рынку на своем языке Глобального Экологического Кризиса, который приблизительно на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века перешел в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.
В первом десятилетии XXI века контуры Глобальной Экологической Катастрофы проявились еще более грозно. Все больше экологических признаков указывает на то, что человечество может перейти в так называемую «точку невозврата», когда экологические гибель приобретает характер необратимого процесса, между 2020 и 2030 годами.
Поэтому ноосферно-социалистический императив – это набат, тревога, зовущие человеческий коллективный разум, мыслящую часть общества, которая ещё не подвергалась воздействию эпидемии безумия, вызванной
- поклонением «золотому тельцу» и прибыли,
- всепоглощающей страстью наживы,
- безграничным властолюбием,
– к смене ценностей рыночно-капиталистической цивилизации, к отказу от институтов рынка, частной капиталистической собственности, капиталократии, эксплуатации человека человеком» (конец цитаты).
Четвертый тезис
Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это Ноосферный Ренессанс Истинного Человека, связанный с его возвышением на Ноосферную Высоту Ответственности за все, что он творит на Земле (в будущем – в Космосе).
Эта ответственность требует нового – научно-образовательного общества, нового синтеза науки и государства, которые бы обеспечили через ноосферные образование и науку то необходимое качество управления социоприродной эволюцией, в котором так нуждаются и человечество, и Природа, т.е. Биосфера и планета Земля, как суперорганизмы, имеющие собственные гомеостатические механизмы.
Ноосферизм, который рождается в России, – и определяет основы, принципы и императивы стратегии выхода человечества из того гибельного динамического состояния, которое определяется ускоряющимися процессами первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, идущими уже 30 лет. Он определяет стратегию, таким образом, спасения человечества от экологической гибели в XXI веке.
Теоретический комплекс Ноосферизма подкреплен 10-томным собранием сочинений (16 книг) А.И.Субетто «Ноосферизм», огромным комплексом коллективных научных монографий «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечество» (3 тома, 6 книг), «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (11 томов, 16 книг), и «Ноосферизм – новый путь развития» (по результатам «Субеттовских чтений»; 2 тома, 3 книги), а также 2-мя международными патентами на научное открытие.
Спасибо за внимание!
Литература
- Лула да Сильва – в первом же слове после победы на выборах: «Будущее человечества – социализм»/ «Советская Россия». – 2022. – 3 ноября. – №123(15238). – с. 3
- Субетто А.И. Ноосферизм. Тои первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537с.
- Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма. – СПб.: Астерион, 2011. – 108с.
- Клуге К. Коммунизм Христа. Анализ Нового Завета. – М.: Искусство, 1992. – 127с.
Справка об авторе:
Субетто Александр Иванович: член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, директор Центра Ноосферного Развития Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Гранд-доктор философии, Полный профессор Оксфорда, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, Лауреат Международной Золотой Медали Мира Махатмы Ганди, профессор кафедры истории религии и теологии Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества