Двадцать два года назад — летом 1999-го — ушел из жизни известнейший и популярнейший советский киноактер Александр Демьяненко — знаменитый Шурик из гайдаевских комедий.
Неканонический Александр Демьяненко. Фото filmanic.com
Будущая звезда киноэкрана появилась на свет в провинциальном Свердловске. Его отец, Сергей Петрович Демьяненко, был очень творческой и очень увлекающейся натурой. В конце двадцатых годов он окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) и затем работал в эстрадно-театральной группе «Синяя блуза». Для «Синей блузы» создавали спектакли знаменитые советские поэты, композиторы и писатели: Владимир Маяковский, Василий Соловьев-Седой, Михаил Блантер, Виктор Ардов и многие другие. В составе «синеблузников» играли такие известные артисты, как Михаил Жаров, Эммануил Геллер, Михаил Гаркави, Владимир Зельдин.
Гастрольная афиша театра «Синяя блуза». Фото commons.m.wikimedia.org
И отец будущего «Шурика» не потерялся даже на фоне таких знаменитостей. «Синяя блуза» часто гастролировала и как-то после гастролей по Уралу Сергей Демьяненко решил переехать из Москвы в Свердловск, где ему предложили работу в Свердловском театре оперы и балета имени А. В. Луначарского. Сергей Петрович стал местной знаменитостью — у него появилась масса поклонниц. В конце концов, практически сразу после рождения сына, он ушел из семьи и женился на одной из своих поклонниц. Впрочем, новая его семья также вскоре распалась, несмотря на то, что там у него появились еще дети — дочь и еще один сын. Через два года Сергей Петрович вновь создал семью с матерью Александра Демьяненко. И в этот — второй — «заход» у Александра появились еще две сестры — Наталья и Татьяна. Кстати, его единокровный брат Владимир тоже стал творческим человеком — он играл на пианино и даже стал народным артистом РСФСР и директором Свердловской филармонии.
Владимир Сергеевич Демьяненко — младший брат Александра Демьяненко. Кадр из фильма, посвященного его 75-летию.
В общем, гены Демьяненко-старшего проявились во всех его потомках — у будущего актера тоже был прекрасный голос — баритон, он ходил в музыкальную школу, а также выступал в школьном театральном кружке. А иногда он даже выступал на сцене оперного театра, принимая участие в массовках. К слову, после того, как на свет появилась самая младшая сестра Демьяненко, Сергей Петрович окончательно ушел от их матери…
Разумеется, из такой семьи да с таким бэкграундом у Александра была лишь одна дорога — в театральный институт. Но, к своему удивлению, он провалил приемные экзамены, которые в Свердловске проводила комиссия из МХАТа, и он решил стать юристом. Правда, легко поступив в Свердловский юридический институт, он так же легко из него через полгода ушел — понял, что карьера адвоката или прокурора не для него. И на следующий год Александр Демьяненко отправился покорять Москву. И подал документы сразу в два театральных института — ГИТИС и Театральное училище имени Щукина. И прошел в оба. Но так как надо было выбирать один, он решил учиться там же, где получал театральное образование его отец — в ГИТИСе.
Уже на втором курсе института — в 1958 году — состоялся его дебют на киноэкране. Демьяненко получил приглашение от режиссера Владимира Алова сыграть роль комсомольца Мити в драме о Гражданской войне «Ветер». Демьяненко, разумеется, это приглашение принял — тогда еще не было суеверий, и актеры соглашались играть роли, в которых их героев убивают — Митя в конце фильма погибает. На съемках этого фильма Демьяненко встретился и с исполнителем роли красного командира Науменко — Леонидом Гайдаем… К слову, на съемках этого фильма Демьяненко познакомился со многими будущими советскими звездами — Юрием Яковлевым, Эльзой Леждей, Анатолием Ромашиным, Львом Перфиловым.
Александр Демьяненко в роли комсомольца Мити в киноромане «Ветер».
После окончания ГИТИСа Александр Демьяненко стал работать в Московском академическом театре имени Маяковского. Но кино привлекало его все больше и в итоге Демьяненко покинул театр, а вместе с ним и Москву и перебрался в Ленинград, где ему предложили квартиру (в Москве у него были проблемы с жильем) и съемки в картинах «Ленфильма». Он, правда, иногда выходил и на сцену. В основном, это были антрепризные спектакли. Впрочем, с 1984 года он числился актером Театра комедии имени Акимова, где сыграл несколько ярких ролей. А с середины девяностых после смены главного режиссера в «акимовском» театре он вошел в состав труппы театра «Приют комедианта», где был занят в спектаклях «Владимирская площадь» и «Антигона».
Но главным делом для него было кино. В начале шестидесятых Алов с Наумовым пригласили его на роль младшего лейтенанта Александра Ивлева в картину «Мир входящему». Фильм, в котором Демьяненко в полной мере продемонстрировал свой талант драматического актера, получил Специальный приз жюри за лучшую режиссёрскую работу и «Кубок Пазинетти» (приз итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм) на Венецианском кинофестивале 1961 года.
Александр Демьяненко в роли младшего лейтенанта Ивлева в фильме «Мир входящему».
А как актер дубляжа, он принял участие почти в двух сотнях зарубежных и отечественных кинокартин. Его голосом говорят герои Донатаса Баниониса, Стива Бушеми, Роберта де Ниро, Джека Леммона и множества других знаменитых актеров. Но если озвучку Юозаса Будрайтиса в фильме «Девушка в черном» или Нуркулы Ораздурдыева в «Тяжелой ноше» можно легко понять и объяснить — уж слишком силен был акцент у этих актеров, то часто он озвучивал и тех, у кого, казалось бы, нет проблем с русским языком. Так, именно его голосом говорят герои Михаила Светина в драме «Не болит голова у дятла», Николая Гринько в фильме «Два долгих гудка в тумане», Юрия Визбора в «Дневнике директора школы» и даже Сергея Мигицко в комедии «Соломенная шляпка». Вот так видели и слышали своих героев режиссеры этих фильмов.
Степан Степанович в исполнении Михаила Светина в фильме «Не болит голова у дятла» говорит голосом Александра Демьяненко
Но несмотря на огромное количество фильмов, в которых снялся Демьяненко или героев которых он озвучил, для большинства зрителей он остался тем самым «Шуриком — недотепистым студентом-блондином из гайдаевских комедий. И хотя именно эта роль принесла ему всесоюзное признание и любовь кинозрителей, сам Демьяненко ее не любил. А ведь именно после комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», вышедшей на экраны в 1965 году, актер получил звание заслуженного артиста РСФСР. В отборе на роль Шурика (точнее, тогда еще Владика — именно так звали героя по сценарию) приняли участие более сорока актеров. Среди них такие звезды, как Олег Видов, Евгений Жариков, Александр Збруев, Андрей Миронов и даже Евгений Петросян. Но никто не нравился Гайдаю. И уже отчаявшись, он вспомнил о Демьяненко, который за несколько лет до этого сыграл Диму Горина — интеллигентного персонажа, очень напоминающего героя будущей «Операции «Ы»…» И в итоге гениальную комедию Гайдая с не менее гениально сыгранным Шуриком (имя все-таки герою поменяли) только в том году посмотрели десятки миллионов зрителей. Демьяненко стали узнавать на улицах, а этого он страшно не любил. Он старался уединиться у себя на даче и читать книги. Очень любил слушать классику, особенно реквиемы. Сам он о себе говорил: «Я вообще-то человек не светский, не очень общительный и замкнутый — короче, не совсем типичный актер. Я не слишком люблю откровенничать с незнакомыми людьми, нагружать их своими проблемами. Мне не доставляет большой радости, когда в меня тычут пальцем на улице, бросаются в объятия, обращаются на «ты». Я предпочитаю, чтобы меня не замечали…»
О скромности Демьяненко слагали легенды. Так, однажды на гастролях в Тольятти, еще во времена тотального дефицита, его пригласили в компанию руководители местного автозавода. Поинтересовались у актера, нет ли у того каких-либо автомобильных проблем. Демьяненко ответил, что хорошо бы треснувшее лобовое стекло заменить на машине. На что ему просто предложили выбрать любой автомобиль себе на заводской стоянке. Разумеется, бесплатно. Демьяненко решительно отказался и никогда об этом не жалел.
Ну а режиссеры видели в нем, особенно, после снятого Леонидом Гайдаем продолжения «Операции «Ы»…» исключительно вечного студента Шурика и предлагали ему однотипные роли. Гайдай, по сути, превратил его в заложника этой роли.
Александр Демьяненко — Шурик в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница»
В середине семидесятых у Демьяненко разладилась и семейная жизнь. Он довольно рано — в двадцать один год — женился. Его избранницей стала Марина Склярова — девушка, с которой он был знаком еще со Свердловска — они вместе занимались в театральном кружке. Они счастливо прожили вместе шестнадцать лет, но в 1975 году Демьяненко познакомился во время работы на «Ленфильме» с ассистенткой режиссера дубляжа Людмилой Неволиной. И ушел к ней. Правда, развод длился у него довольно долго, и официально они отношения оформили лишь через двенадцать лет. С Людмилой Акимовной Демьяненко прожил до конца своих дней. Александр Сергеевич говорил, что встреча с Людой стала для него «подарком судьбы, даром божьим». А Людмила Акимовна вспоминала: «Мы вообще не ругались. Господи, за двадцать четыре года совместной жизни ни разу не поссорились. Прожив столько лет, продолжали друг друга в чём-то по-хорошему стесняться. Мы часто расставались в связи с гастролями, съёмками, и каждая встреча превращалась в праздник».
Людмила и Александр Демьяненко. Фото kinoistoria.ru
Последней его киноролью стал…опять Шурик. Точнее уже Александр Сергеевич Тимофеев — изобретатель машины времени (тот самый — из «Ивана Васильевича…», только постаревший на четверть века) в фильме «Старые песни о главном — 3». Круг замкнулся… А вообще, в одном из своих интервью Демьяненко сказал: «Мне уже 60 лет, а я для зрителей все равно Шурик!.. Ну и ладно. Люди, видя меня, вспоминают любимые фильмы, улыбаются, а значит, чуточку улучшают свое настроение…»
Александр Демьяненко скончался 22 августа 1999 года на 63-м году жизни. Похоронен на Серафимовском кладбище недалеко от церкви Серафима Саровского. В 2005-м рядом с ним упокоилась и Людмила Акимовна.
Памятник на могиле Александра и Людмилы Демьяненко на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.