У России и Казахстана общая история. Делить нам нечего!

Западные политтехнологии умело используют манипуляции с историей для разжигания межнациональной розни между казахами и русскими. Особенно присоединение Казахстана к России требует аккуратного анализа и толкования, так как в ней много болезненных тем.

К примеру, тема ликвидации ханской власти. Ликвидация происходила сразу по нескольким причинам: родоплеменные внутренние распри, слабый авторитет наследников хана и усиление царизма. После смерти хана Абылая в 1781 году, власть которого признавали все 3 жуза, началась борьба за власть в Среднем жузе между сыновьями Абылая, в которой победил Уали (Вали).

В 1795 году казахские племена Среднего Жуза, уставшие от гнета хана Уали, написали коллективное письмо императрице Екатерине Второй с просьбой отстранить Уали от власти и дать возможность переселиться на правый берег Иртыша, подальше от гнета Уали. Но тогда было принято решение не ликвидировать ханскую власть. Уали побежал к китайцам искать поддержки. Тогда был поставлен соправителем другой чингизид, султан Бокей.

Российская администрация дождалась смерти хана Уали и султана Бокея и просто перестала назначать ханов. Происходило соперничество между обедневшими ханами и богатыми скотовладельцами-султанами. Зажиточные султаны перешли на сторону российской администрации и стали ее опорой в дальнейшем управлении без ханской власти. Эпоха ханов закончилась из-за постоянной грызни между потомками-чингизидами.

Советский казахский историк Е. Бекмаханов указывает на беспредел, который творили старшие султаны, ставшие чиновничьим сословием российской администрации. Злоупотребляя властью, старшие султаны занимались незаконным поборами местного казахского населения, которое поднимало мятежи и убивало этих султанов. В итоге институт султанства был также ограничен и стали брать людей из народа для работы в администрации.

Также вводились реформы, которые давали импульс для развития торговых отношений. Так, ограничивая откочевку из одного округа в другой округ, никаких ограничений на передвижение для сбыта товаров казахам никто не ставил. Из округа в округ в целях торговли можно было свободно передвигаться. Также в рамках устава от 1822 года отменялись все подати для всех категорий населения сроком на 5 лет. Устав также вводит новую судебную систему с введением уголовной ответственности за барымту (угон скота). Судебное делопроизводство проводилось с привлечением суда биев, который потеряет свою юридическую силу с 1864 года.

Ликвидация суда биев – тоже сложная тема. Суд биев в действительности защищал интересы зажиточного сословия. Бии использовали свод правил «Жеты Жаргы» еще со времен хана Тауке 17 века. Так убийство обычного кочевника оценивалась в 1000 голов скота, а вот за смерть благородного человека из ханской семьи, торе и султанов надо было отдать уже 7 тыс. голов. За убийство раба можно было откупиться одним лишь беркутом. Таким образом, свод правил хана Тауке узаконил деление на «белую кость» (аристократия) и «черную кость». И ведь пишут же современные историки, что суд биев был всегда справедливым.

Радует, что создается группа из казахстанских и российских историков, которые будут проводить совместную работу в борьбе против фальсификации истории. А то, знаете ли, я устал в одиночку разоблачать исторические мифы. История казахстано-российских отношений настолько сплетена между собой, что порой трудно понять, где тут история России, а где история Казахстана. Это наша общая история.

Та же история Золотой Орды (улус Джучи), которой так хвалится Токаев, тесно связана и с историей народов России, так как сама Золотая Орда была расположена большой частью на территории современной РФ. Ни одна из трех столиц Золотой Орды не находилась на территории современного Казахстана, все они были на территории РФ. Поэтому еще раз повторяю, это наша общая история. Делить нам нечего. История должна объединять наши народы, а не разъединять.