О дорожно – транспортных происшествиях представители МВД говорят много, штрафы за те или иные нарушения заоблачные, а об учёте и расследовании несчастных случае происшедших с работниками в период исполнения ими трудовых обязанностей чиновники от власти помалкивают. Между тем, это важный, первостепенный вопрос, – защита пострадавшего и его семьи. Попавший в ДТП месяцами, а то и годами (или его близкие) ходят по чиновничьим кабинетам, ибо добиться объективности проблематично, а порой невозможно. Еще труднее если семью постигло горе — погиб близкий человек. При нынешней правоохранительной системе и безразличии к чужому горю, защита пострадавшего при исполнении обязанностей, одна из проблемных и болевых в сфере охраны труда. В стране не налажен должный учет и содержательное расследование таких происшествий. Поэтому, в разряд погибших и раненых работников при ДТП входит менее одного процента от общего количества лиц пострадавших на дорогах, что не соответствует действительности. Суть в том, что проблема находится на стыке интересов и полномочий многих властных структур: Минтруда России, Минздрава России, МВД России, Минтранса России, Минэкономразвития России, Росстата, Роструда и других Федеральных структур. Не зря в народе говорят: – «У семи нянек дитё без глазу» .
В рамках реализации требований Федерального закона от 31.07.20г. № 247-ФЗ «Об обяательных требованиях в Российской Федерации» в стране идет обновление нормативно-правовой базы по различным направлениям деятельности. Каждый федеральный орган исполнительной власти проводит инвентаризацию документов, изданных в прошлые годы, и с учетом запросов времени готовит новые нормативно-правовые акты. Обратимся к постановлению Правительства РФ от 19. 09. 20г. № 1502 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий (ДТП), об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила). Требования этого документа имеют определенное отношение к охране труда, так как в целом ряде случаев лица, погибшие и раненые в ДТП (по терминологии ТК РФ – пострадавшие), являются работниками. Такие ДТП в соответствии с трудовым законодательством одновременно считаются несчастными случаями на производстве. По данным Роструда, должностными лицами государственных инспекций труда (ГИТ) в субъектах РФ в 2019 г. было расследовано более 9,5 тыс. несчастных случаев. Произошло 5086 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, из них 3705 – тяжелые; 1099 – со смертельным исходом, 282 – групповые. Для сравнения, в 2018 г. произошло 5394 несчастных случая, в 2017 г. – 5371, в 2016 г. – 6819. Погибли 1312 работников, из них 54 женщины (в 2018 г. – 110). Частые причины несчастных случаев, %: падение с высоты – 33 (в 2018 г. – 34, в 2017 г. – 32); воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов – 23 (в 2018 – 23, в 2017 г. – 26); падение, обрушение, обвал предметов, материалов – 11 (в 2018 г. – 13, в 2017 г. – 12); транспортные происшествия – 12 (в 2018 г. – 12). При этом 20 % случаев произошло при следовании на работу на транспорте работодателя, а 5 % – с пешеходами. Выявлено и расследовано 590 скрытых несчастных случаев на производстве, включая 208 случаев со смертельным исходом (в 2018 г. – 562 и 172 соответственно). Погибли трое несовершеннолетних; в 2018 и 2017 гг. – по одному. Это официальные цифры федерального органа исполнительной власти, который в соответствии со ст. 356 ТК РФ и Положением о Федеральной службе по труду и занятости (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04г. № 324) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, в том числе – осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, анализ состояния и причин производственного травматизма. По результатам расследований несчастных случаев на производстве в органы прокуратуры направлено 5813 материалов (в 2018 г. – 6155) для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с несчастными случаями на производстве.
По информации Роструда (письмо от 02.03.20г. № 673-ТЗ), «Сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве, связанных с дорожно — транспортными происшествиями, отдельно не выделяются». Для сравнения имеет смысл обратить внимание на статистику ДТП за аналогичный период времени. В 2019 г. в стране произошло 168 099 ДТП, при которых погиб 16 981 чел. и ранено (пострадало) 210 877 чел. По оценкам экспертов, среди причин смерти населения не только России, но и других стран есть несколько основных факторов, и один из них – дорожно-транспортные происшествия. Так, если 5 % населения умирают от старости, то 1 % – в результате ДТП. Это самая разновозрастная группа, основную часть которой составляет трудоспособное молодое здоровое население. Согласно статистике аварий, в разных странах мира за 2018 г. РФ занимает 72-е место из 175 стран. Ситуация по формальному признаку выглядит средне. При этом благодаря принимаемому комплексу мер в стране в последние годы наблюдается устойчивое снижение количества ДТП и последствий от них. Никто не говорит о достижении «нулевого травматизма», хотя стремиться к этому, безусловно, необходимо. Наибольшее количество нарушений в 2019 г. случилось по вине лиц, управлявших легковыми автомобилями: 119 026 происшествий. В это входят, в том числе, лица, которые по согласованию с работодателем использовали личный легковой транспорт в служебных целях или управляли легковым транспортом, принадлежащим организации. 12 040 водителей, пострадавших в ДТП, были в состоянии алкогольного опьянения. Среди граждан, имеющих лицензию на перевозочную деятельность, наблюдается рост аварийности на 28,8 %, или на 2748 ДТП. Аварийность на грузовом транспорте снизилась в 2019 г. по всем показателям. Общее количество аварий, в которых виновниками были грузовики, составило 10 790. Водителей в состоянии опьянения в данной категории ДТП было на 1,4 % меньше, чем в 2018 г. Крупная категория виновников ДТП – водители автобусов, – они совершили 5535 аварий. Другие категории водителей распределились следующим образом: водители трамваев – 145 ДТП (снижение на 19 %), троллей- бусов – 319 (-0,6 %), тракторов и других самоходных механизмов – 921 (-1,9 %). Сопоставление количества несчастных случаев, причиной которых являются ДТП, учитываемых федеральной инспекцией труда, с аналогичными показателями ДТП, учитываемыми ГУ ОБДД МВД России, наводит на определенные размышления.
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что в результате ДТП гибнут и получают ранения лица, которые в этот период времени не находились при исполнении трудовых обязанностей. Количество тех, кто находился на работе, составляет всего 0,25 % от общего числа погибших и раненых (пострадавших) при ДТП. Так ли это на самом деле? Автором для сравнения использованы данные за 2019 г., так как на момент подготовки статьи данные о несчастных случаях и их последствиях за 2020 г. Рострудом опубликованы не были. Целесообразно обратить внимание на перечень работников, ДТП с которыми следует считать несчастным случаем на производстве. Погибшими и ранеными (пострадавшими) при ДТП могут быть водители, пешеходы и пассажиры, которые в момент ДТП находились при исполнении трудовых обязанностей или следовали по заданию работодателя. Их условно можно разделить на восемь категорий: 1. Пешеходы при следовании по распоряжению работодателя к месту выполнения работы (поручения) и обратно пешком. Это почтальоны, курьеры, социальные работники и многие другие, на законных основаниях выполнял задание работодателя и в силу различных обстоятельств оказался под колёсами автомобиля. 2. Штатные водители легковых, грузовых и иных транспортных средств, у которых имеются трудовые договоры с работодателем, оформленные в порядке, установленном ТК РФ. Это большой отряд водителей автобусов, трамваев, троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов и другой самоходной техники. 3. Работники, которые в соответствии со ст. 227 ТК РФ следовали к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем. Здесь на практике просматривается определенный парадокс, когда органи- зация использует не свой транспорт, а арендует его у перевозчика – владельца транспортного средства. Несчастный случай учитывается и расследуется предприятием, работники которого погибли или пострадали, хотя оно имеет к происшедшему инциденту косвенное отношения. Перевозчик – владелец транспортного средства выходит при такой ситуации, образно говоря, сухим из воды: к нему не будут применены надбавки при оплате страховых платежей в ФСС РФ; в рамках риск- ориентированного подхода в связи с несчастным случаем к нему не придет ГИТ с проверкой и т.д. Эта позиция нормативно должным образом не отрегулирована, хотя в есть необходимость. 4. Руководители и другие должностные лица предприятий, в особенности малого и среднего бизнеса, если они на официальных и законных основаниях используют личный автотранспорт в служебных целях. 5. Согласно ст. 227 ТК РФ к категории пострадавших при ДТП относятся работники, следовавшие к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте. 6. Водители при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве). Это касается водителей больше- грузных автомобилей (автофур), которые осуществляют доставку грузов на значительные расстояния. 7. Работники, которые используют транспорт как вспомогательное средство при решении служебных вопросов. Это, например, торговые агенты, доставщики еды, риелторы, мастера по ремонту бытовой техники и т.д. Автомобиль им пре- доставила организация, с которой у них заключён трудовой договор. При этом, они не являются штатными водителями, а согласно штатному расписанию числятся на других должностях. 8. Индивидуальные предприниматели, использующие автобусы, грузовой или легковой транспорт для оказания услуг и производящие в установленном порядке отчисления в Фонд социального страхования РФ. В этот разряд могут попасть и само-занятые работники (водители такси), если они заключили договор с ФСС РФ и производят страховые выплаты. Расследование несчастных случаев, причиной которых явилось ДТП, имеет свою специфику. В большинстве случаев сроки проведения расследования, которое проводят органы дознания или предварительного следствия, значительно превышают сроки, установленные ТК РФ. Наглядным примером может быть ДТП, совершенное артистом М. Ефремовым. Авария произошла 08.06.20г. в центре Москвы. Ефремов двигался по Садовому кольцу за рулём джипа Grand Cherokee, выехал на встречную полосу в районе Смоленской площади и столкнулся в лоб с фургоном «Лада». Пострадавшим оказался водитель — курьер интернет-магазина С. Захаров, 1963 г. рождения, который впоследствии от полученных травм скончался в больнице. Это типичный случай ДТП, которое для С. Захарова одновременно являлось несчастным случаем на производстве. Следствие по делу при всей очевидности происшедшего длилось долго, и только 08.09.20г. Пресненский суд столицы принял решение по этому ДТП, признав Ефремова виновным и назначив ему наказание в виде лишения свободы. Особенность расследования несчастных случаев, связанных с ДТП, заключается не только в сроках, но и в самой процедуре. Много лет назад Министерство автомобильного транспорта РСФСР в целях дальнейшего совершенствования работы по профилактике аварийности и повышения качества служебного расследования обстоятельств и причин дорожно — транспортных происшествий приказом от 26.04.90г. № 49 утвердило Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. Сегодня этот документ по понятным причинам не действует, хотя на практике отдельные организации его применяют, ибо в нем детально прописан механизм расследования несчастного случая, связанного с ДТП. ДТП с участием автомобиля. Есть необходимость издать подобный нормативный акт с учетом правоприменительной практики и действующего законодательства. Приказ МВД России от 19.06.15г. № 699 «Об организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях» (вместе с «Порядком организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях, контроля за полнотой и достоверностью этих сведений») регулирует механизм учета, сбора и анализа сведений о ДТП, а также устанавливает форму карточки статистического учета ДТП. Она содержит довольно широкий перечень данных по всем обстоятельствам ДТП. В ней отражается социальный статус водителя транспортного средства, а так- же позиции, касающиеся прибытия на место ДТП подразделения МЧС России и т.д. Но при этом в ней нет информации о том, находились ли погибшие и раненые (пострадавшие) в момент ДТП при исполнении трудовых (служебных) обязанностей. По линии Роструда имеется схожий приказ от 23.01.14г. № 21 «Об утверждении ведомственной отчётности о работе территориальных органов Роструда». Он в сравнении с указанным приказом МВД России менее полный по набору представляемой информации о несчастных случаях, причиной которых является ДТП. Новые Правила учета дорожно-транспортных происшествий устанавливают единый порядок учета ДТП на всей тер- ритории РФ. В них даны следующие принципиально важные понятия: владельцы транспортных средств – юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств; погибший – лицо, являвшееся участником дорожно-транспортного происшествия, умершее на месте ДТП либо от его последствий в течение 30 последующих суток. Таким образом, если пострадавший умер в лечебном учреждении в течение месяца после ДТП, то это является основанием считать, что его смерть связана с ДТП. По линии охраны труда такого временного критерия нет. Это создает сложности в установлении причинно-следственной связи смерти работника с несчастным случаем (ДТП); раненый – лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его лечение в медицинских организациях в стационарных условиях на срок не менее одних суток либо в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара; транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (устройство на колёсном ходу категорий L, M, N, О, велосипед с двигателем, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, мотоблок, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных). Учету подлежат все ДТП, произошед- шие на территории РФ. Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий. Учет сведений о дорожно-транспортных происшествиях осуществляется органами внутренних дел РФ; владельцами автодорог и владельцами транспортных средств. Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в ДТП, получивших медицинскую помощь в медицинских организациях. Наличие этой нормы в Правилах дает возможность органам внутренних дел проводить сверку данных и максимально полно осуществлять учет погибших и раненых при ДТП. В то же время в ТК РФ и в постановлении Минтруда России от 24.10.02г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и орга- низациях» (с изменениями и дополнениями) норма о ведении учета погибших и пострадавших медицинскими учреждениями отсутствует. Это не дает возможности ГИТ на уровне субъектов РФ и Роструду на фе- деральном уровне производить сверку по погибшим и пострадавшим при несчастных случаях на производстве с органами здравоохранения. В соответствии с Правилами в официальную статистическую информацию по ДТП включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших на автомобильных доро- гах общего пользования, в которых ранены либо погибли люди. Если ДТП произошло в гараже, на поле или пляже, то такой инцидент не квалифицируется как ДТП. В официальную статистическую инфор- мацию в соответствии с Правилами не включаются сведения о ДТП, произошедших: а) во время проведения на специально подготовленных территориях официальных спортивных мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов), культурно-зрелищных или иных публичных мероприятий с использованием при их проведении транспортных средств, когда получили ранения или погибли зрители, участники и персонал, обслуживающий эти мероприятия, а также при постановочных действиях при съёмках фильмов либо проведении театрализованных мероприятий; б) в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Имеет смысл обратить внимание на ситуацию с таким видом транспортных происшествий, как пожары. Они могут происходить во время стоянки, ремонта или технического обслуживания транс- портного средства; при его движении; при ДТП; в результате умышленного поджога транспортного средства. Не каждый пожар транспортного средства, даже если пострадало несколько единиц техники, можно расценивать как ЧС локального характера. Учет пожаров ведет Федеральная противопожарная служба МЧС России. В каждом конкретном случае в целях исключения двойного учета одного и того же инцидента вопрос учета пожара на транспортном средстве (как ДТП или как пожара) решается органами, осуществляющими государственный надзор в этих сферах деятельности (ГИБДД и Госпожнадзором). При этом многое зависит от того, что явилось первопричиной инцидента с транспортным средством; в) при выполнении транспортными средствами технологических и (или) производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, рубка лесных насаждений, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и др.); г) вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транс- портных средств (запуск двигателя при включённой передаче, при сцепке – расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений), в том числе при осуществлении ремонта (технического обслуживания) транспортных средств, установленных органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, органами предварительного расследования преступлений или судом. В Правилах применяется выражение «техника безопасности», которое не гармонирует с понятием «охрана труда», используемым в ТК РФ. КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ также не предусматривают административной и уголовной ответственности за нарушение требований техники безопасности. В данном случае словосочетание «техника безопасности» следует рассма- тривать как термин «охрана труда», если это касается выполнения работ, обусловленных трудовым договором работника с работодателем, или как нарушение требований безопасности, если такие работы выполнялись, например, для личных нужд; д) в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба, установленных органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, органами предварительного расследования или судом; е) в результате падения пассажиров внутри движущихся транспортных средств категорий М2 и МЗ, а также трамваев, троллейбусов, осуществляющих перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, независимо от наступивших для их жизни и здоровья последствий, при отсутствии нарушений правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства со стороны водителей, управлявших такими транспортными средствами, а также других участников дорожного движения при условии, что не погибли и (или) не получили ранения иные участники этих происшествий, не повреждены транспортные средства, груз или сооружения, установленных органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, органами предварительного расследования или судом; в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством либо умышленным причинением вреда своему здоровью или действиями, совершенными в состоянии невменяемости, которые установлены органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, органами предварительного расследования или судом; з) вследствие смерти лица от последствий различных заболеваний (инфаркта, инсульта, простудных, инфекционных и других заболеваний), а также острых отравлений, подтвержденных выводами судебно-медицинской экспертизы либо исследования трупа об отсутствии прямой причинно-следственной связи между установленными (имеющимися) телесными повреждениями и наступлением смерти; и) в результате умышленных действий лица (или группы лиц), при этом получившего ранение либо погибшего, направленных на остановку транспортного средства либо воспрепятствование движению транспортного средства, установленных органами, уполномоченными рассматривать дела об административ- ных правонарушениях, органами предварительного расследования или судом; к) в результате действий должностных лиц, уполномоченных осуществлять принудительную остановку транспортных средств. Представленные выше позиции (их 10), при которых гибель или травмирование человека при эксплуатации транспортного средства не учитывается как ДТП, указывают на то, что ряд из них должны учитываться как несчастные случаи на производстве. Это, образно говоря, «довесок» к несчастным случаям, учитываемым федеральной инспекцией труда, причиной которых является ДТП. Из этого следует, что фактический учет гибели и травматизма работников при эксплуатации транспортных средств требует существенного совершенствования. Правила предусматривают, что официальный статистический учет ДТП ведется МВД России на основе учётных данных, представляемых его территориальными органами. Форма федерального статистического наблюдения по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается МВД России по согласованию с Минтрансом России и утверждается Федеральной службой государственной статистики. На каждое ДТП заполняется карточка учета в электронном виде. Форма карточки учета ДТП, порядок и объем собираемых в ней сведений определяются МВД России. При схожих условиях Минтруд России, который осуществляет государственную политику и нормативное регулирование в сфере условий и охраны труда, в отличие от МВД России не ведет официальный статистический учёт несчастных случаев. Роструд и ГИТ субъектов РФ ведут учет только тяжелых и смертельных несчастных случаев. Информация о ДТП, при котором пострадали работники в период исполнения трудовых обязанностей, поступает не от ГИБДД и не из медицинско- го учреждения, а от работодателя. Многие работодатели в силу незнания не связывают ДТП с несчастным случаем на производстве, а те, которые знают об этой обязанности, не заинтересованы направлять информацию в ГИТ субъекта РФ, ибо становятся дважды виноватыми: один раз – по линии безопасности дорожного движения, второй раз – по линии охраны труда. Правила предусматривают еще ряд важных моментов. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются открытыми для опубликования и размещаются на официальном сайте ГИБДД, входящем в состав аппаратно — программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация размещается очень оперативно и по широкому спектру показателей дорожного движения. Организация учета ДТП, сбор и обобщение данных, контроль за полнотой и достоверностью этих сведений осуществляются МВД России. Ни ТК РФ, ни Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утв. постановлением Минтруда России от 24.10.02г. № 73) не устанавливают конкретный федеральный орган исполнительной власти, обязанностью которого являются учет несчастных случаев, сбор и обобщение сведений о них, контроль за их полнотой и достоверностью. Для того чтобы обеспечить полноту учета ДТП, руководители территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне организуют сверку с медицинскими организа- циями, находящимися на территории обслуживания, сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях. По линии Минтруда России, органов управления по труду, Роструда и ГИТ субъектов РФ сверка сведений с медицинскими организациями, находящимися на территории обслуживания, по погибшим и пострадавшим не практикуется. Это касается не только несчастных случаев с ДТП, а практически всех несчастных случаев с работниками на производстве. Не секрет, что при любом несчастном случае работник, получивший травму, обращается в медицинскую организацию, а при смертельном несчастном случае труп доставляют в морг лечебной организации. Медицинские организации владеют всей информацией о погибших и пострадавших, поэтому Правила содержат раздел «Учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях в меди- цинских организациях». В нем предусматривается следующее: «Медицинские организации учитывают сведения о раненых в дорожно-транс- портных происшествиях, которые обратились или доставлены для оказания медицинской помощи, а также погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших на территории Российской Федерации. Форма учета медицинскими организациями сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях в рамках осуществления федерального статистического наблюдения, а также форма извещения органов внутренних дел о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи либо направленных в другие медицинские организации, и о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министер- ством внутренних дел Российской Феде- рации. Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить сведения в территориальные органы внутренних дел по месту своего нахождения: а) о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи либо направленных в другие медицинские организации; б) о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях; в) о скончавшихся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия. Медицинские организации предоставляют органам внутренних дел возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых в дорожно-транс- портных происшествиях, а также по их запросам справки о раненых, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи». В Правилах есть еще один важный раз- дел – «Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами автомобильных дорог». В соответствии с ним: «Владельцы автомобильных дорог ведут учет дорожно-транспортных происшествий, совершенных на автомобильных дорогах, находящихся в их ведении, на основе данных учета дорожно-транспортных происшествий, производимого органами внутренних дел с использова- нием автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения органов внутренних дел». Сегодня сложно сказать, сколько несчастных случаев, в том числе связанных с ДТП, произошло, например, на объектах Минздрава России или Минпромторга России. Так почему владельцам автомобильных дорог можно наладить учет ДТП, а конкретные министерства и ведомства не могут организовать такой учет? Не зная реальной статистики, невозможно активно заниматься профилактикой подобных происшествий. Проблема совершенствования учета и расследования несчастных случаев, связанных с ДТП, не нова. Она неоднократно обсуждалась в том числе на страницах журнала «Охрана труда и социальное страхование». Для того чтобы её решить, требуется политическая воля целого ряда федеральных органов исполнительной власти, и в первую очередь – Минтруда России. Указанному ведомству необходимо не только стремиться к достижению минимального травматизма, но и совершенствовать нормативную базу, организовать взаимодействие с Минздравом России, Минтрансом России, МВД России и другими федеральными органами исполнительной власти. Учитывая, что вопросы ДТП злободневны, актуальны ибо связаны с жизнью людей, решать их надо незамедлительно.
Председатель Президиума ЦС РУСО, Профессор, член Союза писателей и журналистов РФ В.А. Попович
27.04.2021г.