В.А. Попович: «Помните господа —  Россия великая морская держава!»

                                          Русский флот по праву считается более древним,

                                               чем британский …, лучшими моряками своего

                                                         времени  были русские.

                                                       /Английский историк Ф. Джейн/

        Обстановка в мире с каждым днем накаляется, в воздухе пахнет «грозой». 13 мая глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс комментируя перспективы присоединения к военному блоку Швеции и Финляндии, сказал, что  Балтийское море становится внутренним морем НАТО. Главный информатор  Кремля Песков назвал вступление Финляндии в НАТО угрозой для России – это так.  Отсюда вывод, — где были наши руководители,  наш МИД во главе с С. Лавровым,  остальные государственные деятели допустившие такое положение дел, — такого  исхода. Если И. Сталин, В. Молотов и другие советские руководители из врагов делали друзей, то ныне всё наоборот. Случайно ли это? Будучи союзницей Германии  в годы Великой Отечественной войны Финляндия  в конечном итоге прекратила войну против СССР,  повернула оружие против немцев, стала дружественным  нам государством, а теперь вступает в НАТО, снова  становится нашим противником,  готова воевать против России. (Справка: На 22 июня 1941 г. для войны против СССР на территории Финляндии была развёрнута группировка немецко-финских войск общей численностью 407,5 тыс. чел. (примерно 21,5 дивизий, из них 17,5 финских и 4 немецких дивизии).

    Глава МИД Литвы Габриелюс Ландсбергис со своей стороны  назвал планы Хельсинки и Стокгольма присоединиться к альянсу – «чётким посланием, что северная часть Европы — это территория НАТО». А их коллега из Эстонии Эва-Мария Лийметс обратила внимание, что «Финляндия полностью совместима с вооруженными силами НАТО». Министры иностранных дел трех стран Балтии рассчитывают, что армии Финляндии и Швеции усилят НАТО, особенно их парки самолетов, которые могут быть задействованы в операциях по патрулированию…  Выходит, что Петр I прорубил окно в Европу, а ельцинисты своим бездарным руководством довели страну до того, что под улюлюкнье  карликовых государств (вчерашних Советских Республик  Прибалтики), за территорию которых   Петр Великий уплатил огромные суммы хотят  это окно захлопнуть. Допустимо ли это? Так — Петр Первый уплатил за Прибалтику и Карелию шведской королеве Ульрике два миллиона ефимков. Ефимок —  серебряный талер весом от 28 до 32 грамм. (Справка: За Прибалтику  Швеции было уплачено примерно 56 тонн серебра. Именно во столько обошлись России Прибалтийские земли. В эти земли за следующие три столетия Российской империей — СССР вложено  не меньше.

Говоря о том, что в планах НАТО сделать Балтийское море внутренним (закрытым), свободным  только для этого блока – недопустимо. Россия великая морская держава. Ее берега омывают 13 морей, принадлежащие бассейнам трёх океанов.   Разговоры, которые ведут отдельные господа  из стран НАТО опасны и могут привести к ядерной катастрофе. Руководство России должно сделать выводы и понять, — славянские народы не должны конфликтовать друг с другом. Наша главная задача восстановить страну  в границах Союза ССР и жить в мире и согласии со всеми соседями.  Что касается морей и океанов, то здесь СССР-России не было и,  не должно быть  равных. Открытия земель и морей русскими мореплавателями  признаны во всем мире.

                               Достижения  и гибель  на водах.

          История мореплавания – не только покорение океанских просторов, морских глубин, открытие новых земель и материков, познание  мира, людей,  но   и хроника разбушевавшейся океанской стихии,  трагедии с людьми, плавучими средствами. Освоение мирового океана неразрывно связано с проблемой обеспечения безопасности мореплавания ибо морские трагедии относятся к самым древним «транспортным происшествиям». В море ежегодно терпят крушение более 200 крупных судов (общей валовой вместимостью до 1, 5 млн. рег. тонн), а мелких судов (менее 500 рег. тонн)  гибнет несколько тысяч. Морская стихия ежегодно забирает свыше 2 тыс. человеческих жизней, более 1 млн. тонн груза. По подсчётам американских специалистов, на дне океанов покоиться не менее одного миллиона утонувших судов. Большинство из судов и кораблей погибло на скалах и подводных рифах.  Но точные координаты многих погибших кораблей и судов не известны. Место трагедии отдельных кораблей знают только страховщики, историки и  искатели затонувших сокровищ.

        С древних времен западные державы стремились изолировать Россию от моря, оттеснить ее в глубь  континента. Этой цели пытались достичь многими путями – политическим давлением, силой оружия в многочисленных войнах,  повсеместной пропагандой идеи  в том, что нашему народу море чуждо, а Россия – континентальная держава, и для нее нет необходимости иметь мощный флот. Однако руссичи,  издревле связаны с морем, понимали важность флота, слыли искусными мореплавателями, покоряли не только бурные, неспокойные реки, моря, но и океаны.

         За несколько столетий до похода князей Олега и Игоря в Византию, флотилии славянских племен плавали в Черном, Мраморном и  Балтийском морях. В 626 г. восточные и южные славяне принимали участие в осаде Константинополя. Известны и многие другие морские походы  славян в УII и УIII веках, где они заслужили славу отважных мореходов. В IХ веке  славяне создали мощное Древнерусское государство с центром в Киеве. Регулярного флота они не имели. Создавался ладейный флот, где  ладья составляла отдельную боевую до 40 чел. Воины делились на десятки, то есть отделения. Ладьи разбивались на отряды, которые составляли флот во главе с князем. В походе  князя Олега на Византию в 907 году участвовало около двух тысяч ладей. С помощью судов князь Святослав разгромил хазаро – иудейский каганат.

       На просторы русских людей влекло  стремление не только к  торговле.  Благодаря Великому торговому пути «из варягов в греки» развивались экономические, культурные и политические связи, которые помогали древней Руси  ХI в. занять видное положение в Европе. Великий водный путь соединял Балтийское (Варяжское) море с Черным (Русским), а через Керченский пролив, Дон и Волгу – с Каспийским (Хвалынским) морем. О дальних походах восточных славян на Черном, Средиземном, Студёном морях известно давно. Не спроста в IX-X в. Чёрное море называлось русским. Морские ладьи, челны и струги ходили навстречу штормам, бушующим в бескрайних морских  и океанских просторах.

         В ХII в. отважные поморы вели промысел в Студёном море (Северном Ледовитом океане), а с начала ХV в. совершали плавание на Грумант (Шпицберген — который надо вернуть России) и Новую Землю. Подвиг на море совершил  С. Дежнёв,  впервые прошедший проливом, отделяющим Азию и Америку (в 1648г.), вышел в Тихий океан. Как отмечает бывший командующий Черноморским флотом России адмирал В.П. Комоедов — флот — сложнейший организм, состоящий из множества структур, подразделений, органов и организаций, объединённый между собой огромным количеством вертикальных, горизонтальных, внутренних и внешних связей, конструкций и коммуникаций. Среди этих структур  особое  место занимают спасательные и судоподъёмные  службы и подразделения.

       История российского  флота неотделима от  истории страны территорию которой омывают воды тринадцать  морей и трех океанов — Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого.  Протяженность морских рубежей превышает более 40 тыс. км. На Западе и на Востоке, на Юге и Севере плещутся морские волны у берегов нашей земли. Не зря Россию называют великой морской державой. У такой страны должен быть сильный военный и гражданский флот. Исторический путь русского флота, это героический путь борьбы и побед нашего народа. С флотом связаны имена выдающихся государственных деятелей, людей науки, культуры и искусства, чьими достижениями гордилась  страна. Но ельцинисты разрушили страну и флот – теперь восстанавливаем. К сожалению, никто за развал ответственности не понёс – по суду.

     Стремительный выход России к морю начался при Петре I. Но чем больше упрочивалось положение нашей страны как морской державы, тем более интенсивно было противодействие со стороны западных стран. В условиях начинавшегося разделе мира они усматривали в лице России опасного,  сильного конкурента.   Петра I  не мог смириться с тем, что Россия оторвана от большой воды. Он принимает большие усилия для выхода к Балтийскому, Азовскому  и Черному морям, строит верфи,  приглашает иностранных кораблестроителей, обучает специалистов за рубежом. В многочисленных боях с иноземными флотами – турецким, шведским, прусским, английским, французским, датским, японским – русские моряки  (все народы сражавшиеся за Россию) проявили мужество и отвагу, бесстрашие и высочайшее военное мастерство.

     Не числом, а умением разили врагов русские моряки под командованием  Петра Михайлова (Петра I) в боях за Выборг  и Гангут. Под командованием Д. Сенявина в бою у острова Эзель, водимые в бой бесстрашным бригадиром Ф. Ушаковым у Керчи и  Калиакры, бессмертный подвиг Севастополя, героическая оборона Порт – Артура, другие славные подвиги русских моряков. Их в бой  вели  прославленные адмиралы: Петр I,  Д. Сенявин, Ф. Ушаков, М. Лазарев, П. Нахимов, В. Корнилов, С. Макаров и другие. Самые блестящие победы Россия – СССР одержала в сухопутных сражениях, а самые страшные удары получала с морских направлений. Великие океанские державы, а сегодня это в первую очередь США, Великобритания и Франция, имеют свободный выход в мировой океан из любого своего порта. Учитывая географическое положение для России мощный флот жизненно важен.  Император Петр-I говорил:  «Всякий патент (Государство), который армию имеет – одну руку имеет, который флот имеет – обе руки имеет». Эти постулаты актуальны  и в наши дни, и будут актуальны всегда, пока существует Великая Россия. К сожалению,  эту простую истину понимали не все правители. Особенно большой урон армии и флоту нанесли ельцинисты в конце ХХ – начале ХIХ века. 

        В ходе  освоения водных просторов встал вопрос о безопасности плавания, оказания помощи терпящим бедствие кораблям, судам и  людям. Поначалу, это делалось с помощью подручных средств, непрофессионально, на малых глубинах, вблизи берегов. Петр Великий понимал важность спасательных работ при крушении кораблей и судов, поэтому пытался организовать спасение их и груза. Но положение стало меняться только с развитием активного мореплавания, специального оборудования, радиосвязи, появлением возможности передачи сигнала бедствия на большие расстояния.  Но, только в начале ХIХ века стали организовано создавать спасательные формирования на водах  поначалу  в Англии, а в последующем в Бельгии,  Дании, Голландии, Германии и других странах.  В России  «Общество  подания помощи при кораблекрушениях» создано в 1872г.

         В 1910г. в Брюсселе  впервые подписана Международная конвенция по охране человеческой жизни на море,  к которой  Россия  присоединилась только в 1929г. Гибель огромного английского лайнера «Титаника» (в 1912г.) унёсшего около 1500 человеческих жизней стало поводом к объединению усилий многих стран в вопросе спасения на водах. Вместе с тем согласование действий проходило медленно. Причиной этому  явились: Первая мировая, революция и Гражданская  войны, Вторая мировая и Великая Отечественная войны и другие потрясения.  Важное значение для организации дела спасения на водах имеют принятые в  Лондоне (1948г.),  в Вашингтоне (1960г.) документы, а в 1974г. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС – 74/78), а также двухсторонние соглашения, которые способствовали взаимодействию в деле спасения кораблей и судов. В тоже время число аварий и катастроф оставалось значительным. Так, в 1970-1972 гг. совершено 3787 аварий, из них 1880 по вине личного состава. С 1950 по 1970 гг. на авианосцах ВМС США произошло 32 крупных пожара, из которых более половины сопровождались взрывами, гибелью членов экипажа, уничтожением летательных аппаратов (самолетов) и значительными разрушениями. Число жертв в 1960-х гг. (по сравнению с 50-ми годами)  возросло вдвое – до тысячи человек. Немало аварий было на кораблях и судах СССР- России. Это,  гибель пассажирских теплоходов: «Адмирал Нахимов», «Михаил Лермонтов», «Булгария»; «Святая Русь» подводных лодок: К-19, К-278, АПЛ «Комсомолец», «Курск», крейсера «Москва»  и других. Помощь при аварии и стихийных бедствиях имеет важное  значение. Катастрофы и аварии наносят большой моральный и экономический ущерб, вред окружающей среде животному и растительному миру, то есть экологии. Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков писал: «Нет аварийности оправданной и неизбежной. Аварии и условия для их возникновения создают люди своей неорганизованностью, безответственностью и безграмотностью». Предпосылки и условия для возникновения аварий кораблей и судов могут быть заложены и при их проектировании  и строительстве, как при создании другого оружия и вооружения.

        Во время СССР каждый крупный корабль НАТО находился под прицелом наших боевых кораблей,  несмотря на то что стоило это большого напряжения сил. По состоянию на 1 января 1989г. корабельный состав ВМФ насчитывал 64 атомных и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами и 160  надводных кораблей океанской зоны, а всего 1380 боевых кораблей. Однако после развала СССР  у России осталось всего 13 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 11 АПЛ с крылатыми ракетами и 18 многоцелевых – вместе с дизельными лодками 72. Кроме этого имеется 210 надводных боевых кораблей всех типов. Учитывая резкое сокращение корабельного состава прежняя концепция заграждения чуть ли не каждого ударного корабля НАТО стала невозможна. В середине ХХ века  придуман способ ядерного сдерживания вероятного противника — мегаторпеда Т-15 с ядерной боеголовкой В 57 МТ. Взрыв этой торпеды вызывала мощнейший цунами, который смывал с лица земли американские береговые базы и порты.

     По данным Ллойда  в конце ХIХ в. в мире  ежегодно на море   погибало – 5% от количества имеемых судов (около 500 судов); в начале ХХ в. — 1,5% (400 судов). В ХХI положение остается тревожным ибо  ежегодно гибнет около 0,7% имеемых судов (примерно 350 судов). В результате  аварий и катастроф судов ежегодно подвергают свою жизнь опасности около 6000 чел., из которых  до 2000 гибнет.  Большое значение для сокращения аварий играет профессионализм кадров знание и строгое соблюдение требований охраны и безопасности труда. От каждого члена экипажа требуется пунктуальное знание и выполнение нормативных документов. Причин травматизма и профзаболевания свидетельствует, что они происходят из-за пренебрежительного отношения должностных лиц к обеспечению охраны труда,  контролю  за  организацией и производством работ, отсутствием  на суднах  службы (специалистов)  отвечающих за соблюдение требований охраны и безопасностью труда. 

    Подписанная в 1974г. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (изменена Протоколом 1978г. (СОЛАС74/78) играет решающую роль в деле спасения на водах. Особое место  принадлежит Конвенции ООН по морскому праву (1982г.), в которой, в контексте глобального урегулирования всей деятельности государств по исследованию и использованию Мирового океана  определен комплексный,  системный подход в создании всеобъемлющего международно-правового режима безопасности мореплавания. Учитывая важность данного вопроса,  большие затраты материальных и денежных средств под руководством Международной морской консультативной организации (входит в состав ООН), разработана  система координации спасательных работ на море, укрепляются государственные, коммерческие и частные спасательные службы. Поисково – спасательное обеспечение на российском флоте организуется и проводится для:  поиска и обследования аварийных и затонувших объектов; спасения личного состава с затонувших кораблей и судов; оказание помощи  терпящим бедствие людям.  Бывший  министр транспорта России И. Левитин о  спасателях на водах сказал: «Как невозможно представить себе, положим, жизнь современного города без неотложной медицинской помощи, так немыслимо представить деятельность морского флота без спасателей. Рискуя нередко собственной жизнью, они в самых трудных условиях выручают из беды моряков, рыбаков, летчиков, пассажиров транспортных средств, спасают суда и перевозимые ими грузы».

      Следует иметь в виду, что вода более враждебна человеку,  чем воздух, а подводный мир более чужд человеку, чем космос.  Поэтому, надо иметь ввиду, что в случае вооруженного конфликта со странами входящими в блок НАТО неизбежно война разгорится и на море. Нам  надо иметь не только мощный флот, но  и современные спасательные службы. Подъем АПЛ «Курск» показал, что в этом вопросе есть немало проблем.

         Вспоминаю, как выступая перед участниками Всероссийского сбора МЧС (ещё в бытность председателем Правительства РФ) В.В. Путин сказал: «Всё, что связано с безопасностью гражданина, человека, всегда было и навсегда останется одним из основных приоритетов в деятельности государства. Правительство уделяет и будет, конечно, и впредь уделять этому самое пристальное, особое внимание. По сути, речь идет о том, чтобы максимально оградить граждан России от каких бы то ни было угроз. Откуда бы они ни исходили: от криминала, от плохо организованного дорожного движения, от пожаров, от техногенных катастроф или, где это возможно, от катастроф природного характера».  Теперь стоит вопрос, защитить россиян от возможной военной агрессии – это в нынешней обстановке намного сложнее. Война на море будет иметь не менее тяжелые последствия, чем на суше. Главная задача – «Ни одной жертвы воде»,  ибо  люди массово гибнут на водах.  Так,  в 2002г. в Синегале перевернулся паром – погибло 1864 чел. В 2011г. в Танзании перевернулся паром – погибло около тысячи чел., в 2015г. в Египте также перевернулся паром  — который увлёк  в морскую пучину  более тысячи человек. таких примеров множество. Есть затонувшие суда и корабли  с человеческими жертвами  и в России. В случае военного конфликта на море, гибель будет значительно больше. Поэтому,  надо находить взаимопонимание несмотря на любые перепоны и препятствия – прекратить шантаж и войну на истребление  друг друга.   Главной задачей – сохранение  мира,  между  народами.

Член Президиума ЦС РУСО, Президент МРОО «Мир океанам», журналист

                                                                                  В.А. Попович

15.5.2022г.