В.А. Попович: «Правовое регулирование жизнедеятельности человека труда в России»

    Не секрет,  Россия вымирает, смертность,  количество пенсионеров и  инвалидов  растёт. Причин здесь много, но прежде всего условия жизни и  деятельности — бездеятельности, нищета, голод, бесправие.  Действующие законы плохо  защищают человека труда, они тяжелым прессом легло на плечи россиян, защитить свои права  трудно, зачастую невозможно. Принцип я начальник, а ты ду… процветает. Правовые положения  по охране и безопасности труда  непосредственно связанны с работой и жизнедеятельностью человека —  имели,  имеют и  будут иметь важное,- первостепенное значение. Вопросы правового регулирования  в процессе трудовой  деятельности занимают  первостепенное    значение как в Российской Федерации, так и на международном уровне. Нарушение охраны труда законодательных,   нормативно – правовых  актов  ведёт к травматизму, профзаболеваниям, потере работоспособности, нередко и гибели людей.  Вопросы охраны и безопасности труда в организации  должны быть под постоянным контролем государства,  работодателя, профсоюза, трудового коллектива  (независимо от форм собственности), а также   Международной организации труда (МОТ).     Российская Федерация является  правовым, социальным государством, политика которого направлена на сохранение условий обеспечивающих безопасную работу, достойную жизнь и деятельность человека, притом как мужчин, женщин, несовершеннолетних. Согласно статьи 2 Конституции РФ 1993 года признание, соблюдение и защита прав и свобод человека  и гражданина является обязанностью государства. В первую очередь  государство должно создать условия  по охране труда и здоровья человека. Следует иметь в виду, что охрана жизни и здоровья работников, их безопасность, представляет одну из важнейших государственных задач социально – партнёрских отношений различных уровней всех субъектов хозяйственной деятельности,  независимо от их организационно – правовой формы  и собственности,  в процессе трудовой деятельности. В статье 37 Конституции РФ закреплено право каждого россиянина  на труд,  в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда.  Эти вопросы регулируются многими законодательными актами, прежде всего Трудовым кодексом РФ.

      Основными задачами  трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя (в редакции ФЗ от 2.07. 2013г. №185-ФЗ);  социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников профессиональных союзов в установлении условий труда и применению трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда; государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права (ФЗ от 30.6. 2006г. №90-ФЗ, от 18.7. 2011г. №242-ФЗ); разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных законодательством (ФЗ от 24.7.1998г. №125-ФЗ и  30.6. 2006г. №90-ФЗ). (1).

      Возникает вопрос, что же такое охрана труда и условия труда. Согласно статьи 209 ТК РФ  Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально – экономические, организационно –технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.(2). В тоже время, условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников. Состояние и безопасность работников зависит от строгого соблюдения нормативно — правовых актов. Надо иметь ввиду, что безопасность условий труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровень их воздействия не превышает установленных нормативов. Вот почему, требуется постоянный контроль и специальная оценка условий труда, которые за последние годы сведены к минимуму.

       Учитывая, что  охрана труда  — это комплекс мероприятий, которые должен выполнять  (соблюдать) работодатель и работник   с целью предотвращения  травматизма  и профзаболеваний, все эти вопросы базируются на строгом соблюдении трудового законодательства,  других нормативно – правовых актов РФ и конвенций  Международной организации труда (МОТ). Безопасность труда  имеет  государственное значение ибо  любая     производственная травма — это результат механического воздействия при наездах, падениях или контакте с механическим оборудованием, и в конечном итоге потеря работоспособности, что приводит к убыткам.  Несчастные случаи связанные с производством относятся к производственному травматизму. Для предотвращения (снижения) травматизма и профзаболеваний российское законодательство предусматривает целую систему охраны и безопасности труда, то есть комплекс взаимосвязанных между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры (мероприятия) по достижению этих целей. Следует отметить, что типовое положение о системе управления охраной труда устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики  и нормативно – правовому регулированию в сфере труда, с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии  по регулированию социально – трудовых отношений. (часть восьмая в ред. ФЗ от 28.12. 2013г. №421-ФЗ).

    Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса  — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Так, к  первому — оптимальному классу  (1 класс) вредности относятся  условия труда при которых воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов отсутствует или уровень воздействия которых не превышает уровни допустимые нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека. Второй класс (2 класс) – допустимые условия труда — при которых воздействуют  опасные производственные факторы, но их уровни не превышают установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а изменение состояния работника восстанавливается во время регламентированного  отдыха или к началу следующего рабочего дня или смены.   К вредным условиям труда относят третий (3 класс), при котором уровни воздействия вредных или опасных производственных факторов превышают уровни установленные нормативами (гигиеническими нормами), в том числе:  подкласс 3.1. – вредные условия труда 1-й степени;  подкласс 3.2. – вредные условия труда 2-й степени; подкласс  3.3. – вредные условия труда 3-й степени (уровни которые могут привести к стойким функциональным  изменениям в организме); подкласс 3.4. —   вредные условия труда 4-й степени (уровни которые могут привести к тяжелым формам профзаболевания). К четвёртому классу (4 класс) относятся  опасные условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и опасные факторы, которые могут создать угрозу жизни и высокий риск развития острого профессионального заболевания.(3). Наличие тех или иных вредных и опасных  условий труда определяется в ходе комиссионного проведения специальной оценки труда на предприятии или в организации. Результаты оценки (проверки)  оформляются документально.      Профессиональное заболевание — это заболевание или патология, которые вызваны работой или условиями труда. Это означает, что заболевание развивается вследствие воздействия неблагоприятных производственных факторов на рабочем месте, и что связь между их воздействием и возникновением заболевания подтверждены медицинскими показаниями (исследованиями).

       Профессиональное заболевание —  это любое заболевание, появившееся  в результате воздействия производственных факторов, влияющих на рабочего в ходе трудовой деятельности. Связанные с работой заболевания имеют множество причин, при которых факторы рабочей среды могут играть второстепенную роль, или быть одними из нескольких причин развития таких заболеваний. Профессиональное заболевание обычно выявляется, когда отмечается  факт, что оно более распространено в данной группе работников, чем среди населения в целом или среди других групп населения. Первое такое заболевание — плоскоклеточный рак мошонки — был идентифицирован у мальчиков трубочистов в 1775 году. В наше время чиновники делают всё, чтобы те или иные  травмы и заболевания связанные с работой  или  службой скрыть, свести к минимуму. В России около 12 миллионов инвалидов, большинство из которых связано с производственной деятельностью, то есть получены  на производстве или во время прохождения службы (боевые действия, радиоактивное заражение при  ликвидация аварий и катастроф, травмы в ходе аварий и катастроф из-за нарушения требований охраны труда, нормативно-правовых документов в ходе проведения тех или иных работ).  

    При трудовой деятельности на работника могут  воздействовать факторы производственной среды и трудового процесса, которые имеют потенциал негативного влияния на здоровье. Чем больше уровень воздействия фактора отклоняется от гигиенического норматива и чем больше длительность влияния данного фактора, тем выше вероятность возникновения профессионального заболевания. Физические факторы такие как вибрация, ультразвук, электромагнитное и ионизирующее излучение, высоко- и низкотемпературные воздействия являются первопричиной таких профболезней, как вибрационная болезнь, вегетативный полиневрит и другие. Химические факторы: приводят к отравлениям и дерматитам. Пыльные производства индуцируют болезни дыхательной системы и поражения слизистых оболочек. Физическая усталость и перенапряжение – это причины патологий опорно-двигательного аппарата, неврозов, артрозов и невралгий. Переутомление может привести к патологиям глаз, голосовых связок, привести к возникновению судорог и спазмов. Биологические факторы – источник риска заражения вирусными, бактериальными, паразитарными инфекциями. Психологические факторы влияют на представителей любой профессии. В результате постоянного психического напряжения возможны депрессии и нервные срывы. На состояние здоровья и  роста заболеваний также  влияет низкое качество отдельных продуктов питания, ограниченность рациона. Суть в том, что качественные продукты стоят дорого, поэтому недоступны большинству россиян.

   Классификация профессиональных заболеваний: Специфические – индуцированы как правило профессиональными факторами (пневмокониоз, вибрационная болезнь). Неспецифические – могут встречаться как на производстве так и  вызываться другими вредными факторами (пылью и моющими средствами, используемыми в быту). Если человек сталкивается с определенным вредным фактором как в быту, так и на работе эти болезни развиваются гораздо чаще. Острое профессиональное заболевание (интоксикация) — внезапное явление, возникающее после однократного воздействия высоких концентраций химических веществ, превышающих предельно допустимые значения в воздухе рабочей зоны. К ним могут добавляться эффекты других неблагоприятных факторов. Мы часто встречаем даже в столичных магазинах, когда рядом с мясными и другими продуктами находятся различные бытовые химикаты. В годы Советской власти такое не допускалось, а ныне надзорные органы этому вопросу внимание не уделяют. В конечном итоге всё это ведет к росту разного рода заболеваний, в том числе  онкологических. Крайне отрицательно на здоровье, прежде всего психику,  влияет множество тех,  или иных излучателей. 

      Надо иметь ввиду, что хроническое профессиональное заболевание появляется при длительном и систематическом воздействии на организм человека вредных факторов. Особенностью хронических заболеваний является постепенное нарастанием симптомов болезни. В век компьютеризации не все осознают опасность работы на персональных электронно – вычислительных машин (персональных компьютерах — ПК) и другой технике — с видеодисплейными терминалами (ВДТ) на базе электронно — лучевой трубки (ЭЛТ) или с ВДТ на базе плоских дискретных (жидкокристаллических) экранов. На рабочих местах пользователей ПК в организациях должна быть  проведена специальная оценка условий труда  в соответствии с ФЗ от 28.12. 2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сроки проведения специальной оценки условий труда устанавливаются,  исходя из изменений и условий, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

     Вредные факторы при работе на ПК: 1. Эмиссионные – повышенный уровень электромагнитных излучений: повышенный уровень низкочастотного электромагнитного поля (5гц — 400 кГц); повышенный уровень низкоэффективного (мягкого) рентгеновского излучения (при напряжении на ЭЛТ 15кВ и выше); повышенный уровень электростатического поля. 2. Эргономические: неэргономичность, конструкции дисплея и клавиатуры. Неэргономичность, рабочего стола и рабочего стула (кресла). 3. Физические производственные факторы: —   повышенная температура;  пониженная  влажность воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; недостаточная освещенность рабочих поверхностей; повышенная яркость света в плоскости экрана дисплея; прямая и отражающая блескость; повышенная пульсация освещенности от газоразрядных источников света; ионизация воздуха.  4. Психофизиологические. Нервно – психические перегрузки: перенапряжение зрительного анализатора; умственное перенапряжение; эмоциональные нагрузки; монотонность труда. Физические нагрузки:  — статические нагрузки костно-мышечного аппарата; динамические локальные перегрузки мышц кистой руки. Выделяют три вида работ, выполняемых на ПК: группа А- работы по считыванию информации с экрана ВТД с предварительным запросом, группа Б – работа по вводу информации, группа В – творческая работа в режиме диалога с ПК. Работающие с ПК более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПК), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПК, или для них ограничивается время работы с ПК (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных Сан ПиН 2.2.2/2.4. 1340-03. К сожалению, эти требования во многих организациях, особенно коммерческих  нарушаются.(4). Принятое решение Правительством  РФ по ограничению проверок в связи с наложением санкций Западом (в 2022г.) ухудшит контроль за состоянием охраны труда, пофзаболеваний, а значит  защиты работников в ходе трудовой (производственной)  деятельности. Это приведет к увеличению травматизма,  инвалидности и как следствие смертности россиян.

Защита прав  человека труда в СССР — России. Роль  Международной

                                 организации труда (МОТ).

       С первых дней Советской власти (с 1917г.)   вопросам  правовой защиты человека труда уделялось важное, государственное, первостепенное   значение.  Право на труд, право на безопасный труд было в поле зрения руководства страны Советов. Эти права установлены в  Конституциях 1918г., 1924 г., 1936 г. и Конституции  СССР принятой в 1977 году.  Вопросы  правовой защиты человека труда, женщин,  мужчин, подростков подробно отражены в Трудовом кодексе и других нормативно — правовых актах. Благодаря заботе о человеке труда многие нормативные акты приняты с учетом требований   международных норм. Политика правовой защиты человека и гражданина  велась на протяжении всего периода существования СССР, то есть более 70 лет.  Трудящиеся многих стран мира считали  политику и законодательство Советского Союза  — образцом защиты человека и не только труда.  Эта солидарность особенно проявилась в годы борьбы с фашизмом. Рабочие капиталистических стран стремились к независимости от эксплуататоров, возвышали свой голос в защиту прав и свобод,  добивались  права на труд, права на  льготы и компенсации при потере трудоспособности и защиты семьи в случае  потери кормильца. Многие   равняясь  на    Советский Союз, считая его образцом добра, справедливости, демократии  – нас уважали, ценили, нам подражали.

       Государство,  как субъект права обязано выполнять  функцию защиты,  охраны прав  и свобод граждан, используя при этом систему институтов, процедур, механизмов, гарантирующих такую защиту. Эти требования  соблюдались  и строго контролировались инспекцией труда, прокуратурой и профсоюзом в  годы Советской власти. Наши правозащитники участвовали во всех мероприятиях проводимых на международном уровне, касающихся защиты прав и свобод человека труда. После развала СССР многие структуры в том числе профсоюз  сохранены,  однако их роль в защите рабочих и служащих сведена к минимуму. Теперь, всё определяет наличие денежного кошелька, а при отсутствии денег, работник заранее обречён, ибо не имеет возможности нанять грамотного юриста — адвоката. Одним из государственных правозащитных институтов является институт Уполномоченного по правам человека. И хотя он  учреждён во всех субъектах РФ,  его роль  в защите граждан в том числе пострадавших на производстве минимальная. Несмотря на то, что главными задачами уполномоченных по правам человека в России является содействие в соблюдении прав и свобод человека и гражданина, содействие в восстановлении нарушений прав и свобод, человека и гражданина их работа сводится в основном к рассмотрению жалоб и  заявлений. Нынешние российские правоохранители и правозащитники в работе считают главным не помочь, разобраться в возникшей проблеме, а  соблюсти сроки ответа предусмотренные законом 2006г. №59-ФЗ, а там хоть не рассветай. Ты  обращаешься с наболевшим  вопросом, а ответ отписка. Знаю на собственном опыте из переписки в том числе по ветеранам, — чиновники работают  по — принципу:  «нам пишут — мы отписываемся». В тоже время как российское, так и международное право требует объективности, конкретности и достоверности фактов и   информации  по возникшей жалобе, но это,  как правило, отсутствует.

   Первая Международная организация труда (МОТ)  состоялась в 1919 году в Вашингтоне, на которой принято шесть конвенций и шесть рекомендаций включая конвенцию №1 о продолжительности рабочего дня. Это мероприятие стало   большим  достижением трудящихся многих стран мира. В  чём немалая заслуга   политики которую проводило руководство Советского Союза во главе с  В. И. Лениным, а в последующем  И.В. Сталиным и Л.И. Брежневым.  Даже,   злейшие  враги нашего Советского государства и трудящиеся многих стран  отмечали, что советский рабочий научен посредством стахановской системы работать усерднее и дольше, чем его товарищи  в любой другой капиталистической стране. Советские люди работали на совесть, ибо знали, что все эти блага создают для себя, потом останутся детям, внукам и потомкам.  Как пишет в одном из стихотворений поэт, контр – адмирал  В.В. Важенин:

«Совесть — не озаренье

Мыслю в блаженной тиши,

Совесть – она проявленье

Высших достоинств души» (5).

    В предвоенные годы враги СССР подчёркивали, что было бы  глупостью пренебрежительно относиться к стахановской системе. В ходе индустриализации ставшей ядром социалистической модернизации страны, царил необыкновенный трудовой энтузиазм, о чём в частности свидетельствовало развернувшееся в 1929г. социалистическое соревнование, на основе которого в 1935 году выросло стахановское движение. Темпы созидания – строительства  были невиданные, а результаты  восхитительные. В годы первой пятилетки (1928-1932гг.) было построено 1500 крупных предприятий. В годы второй пятилетки (1933-1937гг.) в стране было введено уже в 3 раза больше — 4500 промышленных объектов. Третья пятилетка -начавшаяся в 1938 г. была прервана 22 июня 1941 г. нападением фашистской Германии на СССР. Но к этому времени в строй вступило еще 3000 промышленных гигантов. Водные артерии стали проступать на карте страны от Каракумов до Белого моря. (6). Всё это после развала СССР разрушено, уничтожено, продано (отдано) в частные руки. Учинён погром больше, чем совершили  фашисты в годы Великой Отечественной войны.

       Хорошее, надёжное  вооружение и снаряжение русских – советских  армий в годы войны было лучшим доказательством эффективности политики руководства СССР в использовании промышленной рабочей силы. Деятельность И. Сталина заслуживает безусловного уважения ибо масштаб его индустриального планирования и практические результаты  огромны. Сталин  решительно выступает и принимал меры,  чтобы в Советском Союзе  не было безработных, обычного явления для капиталистических стран.  В то время большое внимание уделялось охране и безопасности труда.   Именно меры,  приятые в предвоенные и военные годы дали возможность подготовить высококвалифицированных военных и гражданских специалистов,  разгромить сильного и коварного врага, в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной народное хозяйство, создать ядерное оружие и запустить человека в космос После развала страны, наш народ ощутил на себе, что такое капитализм, безработицы и  пособие для безработных. В постсоветской России разрушено более 80 тысяч промышленных предприятий, уничтожены колхозы и совхозы,  медицина, образование, социальная сфера,  страна доведена до разрухи,  нищеты и голода. Мы пришли к положению схожему с тем, которое переживал наш народ в период  фашистского нашествия и первые послевоенные годы. При этом,  никто ответственности не понёс.

        После разгрома фашистской Германии и ее сателлитов авторитет СССР в  мире значительно возрос. Была образована Мировая система социализма (МСС),  Организация Объединённых Наций (ООН), куда полноправным членом входил СССР, в т.ч. Украина и Белоруссия, создано  ряд международных структур по  защите человека труда.  Так, в  1946 году Международная организация труда (МОТ) стала первым специализированным учреждением в системе Организацией Объединенных Наций  (ООН) — трёхсторонней структуры. В рамках ООН представители работодателей и трудящихся стали  социальными  партнёрами  в экономике и производстве. Они получили  равный с представителями правительства (организации, предприятия)  голос при разработке мер и программ касающихся трудовой деятельности человека. Следует иметь в виду, что трёхсторонняя структура в государствах  — членах Организации Объединённых Наций поощряется путём содействия социальному диалогу между профсоюзами и работодателями при разработке и необходимости применения национальной политики  по социальным, экономическим, юридическим   и другим направлениям деятельности. В России вопросы социального партнерства и правовой защиты человека труда  регулярно прорабатываются и всесторонне обсуждаются в российской трёхсторонней  комиссии по регулированию  социально – трудовых отношений, однако результаты этой работы желают лучшего. В нынешней непростой международной обстановке, авторитет Российской Федерации  не соответствует тому, что было до развала СССР.

       Состояние  производственного травматизма, профзаболеваний,  как следствие несчастных случаев, аварий,  катастроф  неблагополучных (вредных) условий труда было и остается одним  из актуальных и социально значимых проблем во многих странах мира.  Эти вопросы были и остаются  в поле зрения государств, Международной организации труда (МОТ), и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) . По данным  Минтруда РФ уровень производственного травматизма в России выше, чем во Франции в 5,5 раза, США – 4,5 раза, Германии – 4 раза, Японии – 2,5 раза. По данным  Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире, смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Анализ  Международной организации труда (МОТ)  показывает, что гибель на производстве свидетельство недостаточного внимания к этой проблеме. Причина в том, что  для работодателя основное —  прибыль, а жизнь работника на втором плане. 

      Данные Росстата и  статистика Международной организации труда (МОТ) свидетельствуют, что  Россия остается лидером по числу смертей на рабочем месте даже среди постсоветских республик, — ныне независимых государств. Так, в России на 100 тыс. населения  —  шесть погибших в год, в тоже время, для большинства стран Евросоюза этот показатель колеблется от нуля до трех. В Великобритании —  0,8, в Украине и Румынии —  3,8, в Кыргызстане — 4,1, Литве —  4,2, Казахстане 5 5, Молдове — 5,2. Всё это беспокоит общественность и руководство страны. Однако,  постоянные, непродуманное,   принятие  новых и внесение изменений   в действующие нормативно – правовые  акты касающиеся  охраны и безопасности труда, профзаболеваний  не дает положительных результатов. Нет стабильности,  постоянства и  преемственности. Следует  идти от простого к сложному, а у нас,  как правило , — наоборот. На многих, особенно коммерческих организациях нарушена система обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания помощи пострадавшим на производстве, проведению инструктажа по охране труда, стажировке на рабочем месте и проверке знаний требований охраны труда. Всё это способствует  увеличению травматизма  и профзаболеваний среди рабочих и служащих.

         Правовое регулирование в сфере охраны, безопасности и гигиены труда представляет собой одну из важнейших проблем в мировом сообществе. Как пишет  Голубкова А. О. и  Уржинский К.К.  —   по оценке Международной организации труда в мире ежегодно гибнет 2 млн мужчин и женщин от болезней и несчастных случаев связанных с производством (около 6 000 рабочих ежедневно), каждый год происходит 270 млн несчастных случаев  на работе и 160 млн случаев профзаболеваний. Около 4% мирового валового продукта теряется в результате несчастных случаев и неблагоприятных условий труда. По данным МОТ, в странах СНГ ежегодно происходит — 600 000 несчастных случаев. (7). По данным статистики  смертность от травм, полученных на производстве  в мире занимает третье место — после  онкологии и сердечных заболеваний. В 2016 году каждую секунду получали травму на производстве четверо рабочих. Каждые 3 минуты несчастный случай на рабочем месте заканчивается смертельным исходом.  Однако  эти данные не в полной мере отражают исинное положение дел, ибо многие работодатели скрывают факты несчастных случаев, боясь понести  административную или уголовную ответственность. Многие травмы и смертельные случаи  на производстве  остаются неучтенными. Чаще всего аварии происходят:  в Японии, Германии, США, Франции и России. Статистика производственного травматизма доказывает, что практически половина всех аварий происходит по вине нанимателей. Они не обеспечивают  рабочих положенными по нормам  средствами  индивидуальной защиты из-за экономии денежных средств.      

        Статистика производственного травматизма в России за 2015 год отображает приблизительно 28 тыс. аварий на предприятиях. В стране самыми опасными являются отрасли: строительство; сельское хозяйство; пищевое производство; работа шахтеров. производство машин. Так, численность пострадавших в сфере строительства – более 4 тыс. чел. Среди работников сельского хозяйства, зарегистрировано 3193 несчастных случая. В пищевом производстве 2053 пострадавших. В сфере добычи ископаемых травмы за год получили 1726 чел. Среди тех, кто работает на производстве машин 1486 пострадавших. В столице случаи производственного травматизма имели место в каждой третьей организации по производству пищевых продуктов, каждой четвертой организации по производству транспортных средств и организации воздушного транспорта, в каждой шестой организации обрабатывающих производств и сухопутного транспорта. В 2017г. коэффициент частоты несчастных случаев на производстве (по сравнению с 2016г.) вырос при добыче полезных ископаемых (в 2 раза) производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (в 3 раза). Растёт  число случаев производственного травматизма в организациях г. Москвы, осуществляющих свою деятельность в других регионах РФ. Из 568 несчастных случаев происшедших в 2017г. и поставленных на учёт в городе Москве 225 случаев (39,6%) произошли в других регионах РФ, в 2016г. -149 случаев (28,3%). Всего пострадало в других регионах 284 чел. (40,7%), из которых погибло 87 чел.(42,6%).(8). Не благополучно с травматизмом и в образовательных учреждениях. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый шестой случай детского травматизма в мире происходит в школе. В России ежегодно регистрируется около 30 тыс. случаев травматизма в образовательных учреждениях (9). Причина – низкое качество обучения и подготовки специалистов по вопросам охраны и безопасности труда и отсутствие должного контроля за ее состоянием —  экономим на здоровье и жизни будущего страны.

     В Российской Федерации применяются свои и международные акты, содержащие нормы трудового права принятые Организацией Объединенных Наций (ООН), Международной организацией труда (МОТ), Советом Европы, (СЕ), договоры в рамках Содружества независимых Государства (СНГ). Однако,  в связи с событиями на Украине и наложенными санкциями, отдельные из договоров (соглашений) утратили силу. Основные принципы трудового права содержатся во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной ассамблеей ООН. Данные положения и нормы являются основополагающими в защите прав человека труда. Основной массив международно – правовых норм в сфере охраны, безопасности и гигиены труда содержится  в многочисленных  конвенциях и рекомендациях МОТ общего и специального характера. Так,  из 62 конвенций МОТ ратифицированных СССР-Россией, более двадцати посвящены вопросам охраны, безопасности и гигиены труда. Поэтому, снятие ограничений и отмена отдельных положений  в части  соблюдения гигиенических, санитарно — бытовых и других норм противоречит конвенциям МОТ. Но это мало смущает представителей власти. Среди конвенций МОТ которые чаще всего нарушают в постсоветской  России: 1935г. № 47 «О сорокачасовой рабочей неделе»; 1936г. №52 «Об оплате отпусков»; 1946г. №78 «О медицинском освидетельствовании подростков на непромышленных работах»; 1949г. №95 «Об охране заработной платы»; 1951г. №100 «О равном вознаграждении»; 1957г. №105 «Об упразднении принудительного труда»; 1958г. №111 «О дискриминации в области труда и занятости»; 1979г. №152 «О технике безопасности и гигиене труда» и  другие.(10).

    Следует отметить, что  законодательство РФ об охране и безопасности  труда основывается на Конституции РФ и состоит из Трудового кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного Кодекса РФ и других федеральных законов, а также законов субъектов федерации и иных нормативно — правовых актов. Их действие распространяется на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношения, членов кооперативов, участвующих в совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии, в том числе:  студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику,  военнослужащих направленных на работу в организации, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организации. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юриспруденцией РФ распространяется законодательство по ОТ, если иное не предусмотрено договором РФ.  Как отмечает д.т.н., профессор Н.Н. Новиков: «Сегодня на каждом шагу идёт разговор  о культуре безопасности, о необходимости её привития с младенческого возраста. Для того, чтобы она появилась, необходима соответствующая нормативная база. Если её нет для работников, то, соответственно, нет и для обучающихся» (11). В советское время теория и практика были  едины  — в непосредственном  взаимодействии. В этом большая заслуга руководства страны, прежде всего политики которая велась в Советском Союзе – «всё для человека, — всё для блага человека». 

      Российское законодательство — правовые основ в сфере

                     охраны,  безопасности и гигиены труда.

       Законодательство по охране и безопасности труда в РФ представлено значительным количеством  нормативно – правовых актов федерального и регионального уровня. Оно основано на Конституции РФ (ст.2) в которой сказано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязательностью государства, охраняется труд и здоровье людей, при этом каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Таким образом охрана  жизни и здоровье работников представляет собой одну из важнейших государственных задач, социально – партнёрских отношений различных уровней, всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от их организационно – правовой формы и форм собственности. По итогам Второго Конгресса организаций и специалистов по безопасности и охране труда  проходившем в декабре 2015г.в Москве с повесткой: «Совершенствование законодательства по безопасности и охране труда, итоги и перспективы. Общественный контроль в сфере охраны труда», принята  резолюция:  «Роль общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в реализации государственной политики в области безопасности и охраны труда. Пути развития взаимодействия профессионального сообщества и власти в области безопасности и охраны труда». В неё сказано: «Несмотря на принимаемые меры, не удаётся преодолеть  тенденцию роста количества рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. Имеются существенные недостатки в работе организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Государству совместно с профсоюзными общественными объединениями общероссийскими организациями необходимо создать систему для эффективной борьбы с некачественными услугами в сфере ОТ». (12).

    В 2006г. Федеральным законом  № 90-ФЗ  были  введены  понятия: требования охраны труда, государственная экспертиза условий охраны труда, аттестация рабочих мест. Но самое существенное — это организация службы охраны труда. В 2013г. принят Федеральный закон РФ от 28 декабря  2013г. № 426-ФЗ  «О специальной оценке условий труда». На его базе издан приказ Минтруда  2014г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Квалификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению». Определены Права и обязанности работодателя в связи с проведением  специальной оценки условий труда; Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда; Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда и другие вопросы. Статья 13 закона 2013г. №426-ФЗ  определяет вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда. Исследованию (испытанию) измерению подлежат опасные или вредные факторы производственной среды: 1. Физические факторы — аэрозоли, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация общая и локальная, ионизирующие излучения и др. 2. Химические факторы – химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных поверхностях работников, некоторые вещества биологической природы — антибиотики, витамины, гормоны, ферменты и др. 3. Биологические факторы – микроорганизмы – продуценты,  живые клетки и споры содержащиеся в бактериальных препаратах и др. При специальной оценке труда, также подлежат измерению вредные и опасные факторы трудового процесса: тяжесть и напряжённость трудового процесса; температура воздуха; относительная влажность воздуха;  скорость движения воздуха; уровень звука и другие факторы – более 20 направлений.(13). Поэтому, принятые Правительством РФ ограничения на проверку и контроль за охраной и безопасностью труда – не в пользу работников. Все это приведет к ухудшению условий труда, увеличению количества травмированных и   заболевших, росту инвалидности и смертности. Но повышенный травматизм и смертность  нынешних чиновников от власти мало беспокоит.

      Анализ состояния травматизма и профзаболеваний показывает, что  хуже положение дел в промышленности (в 2017 г.  264 погибших) и строительстве (214 погибших и 1,9 тыс. пострадавших).  В 2018 году в России произошло  несколько громких аварий. В конце августа —  взрыв на заводе имени Свердлова в Нижегородской обл. (производит взрывчатые вещества). Погибли пять чел., и  шесть пострадали. В октябре в результате взрыва на пиротехническом заводе «Авангард» в Ленинградской обл.  погибли  пять чел., семеро пострадали. В 2017 году из-за затопления алмазного рудника «Мир» в Якутии погибли восемь горняков. Неблагополучно положение дел с охраной труда на шахтах Кузбасса, где часто  происходят опасные аварии в которых гибнут люди.  Так, катастрофа на шахте «Листвяжная» унесла более 50 человеческих жизней. Недавно погиб шахтёр во время обрушения породы  на шахте «Осинниковская». Но трагедии повторяются… В начале апреля 2022г. в Новокузнецке на «Северо-Западном металлургическом комбинате», (завод входит в холдинг «Евраз») обрушилась бетонная конструкция котлована трубопровода с насыпанным на нее грунтом, погибли трое рабочих 26-44 лет. Причина в том, что власти региона и собственники предприятий охране труда и безопасности людей должного внимания не уделяют. Основными  владельцами холдинга «Евраз» являются российские олигархи Р. Абрамович, А. Абрамов, А. Фролов, Г. Козовой. По состоянию на ноябрь 2020г. Р. Абрамовичу принадлежит 28,68% акций «Евраз». Он занимает 10-е место в рейтинге богатейших людей РФ от Fordes с состоянием 12, 4 млрд долларов. По данным сервиса «Контур. Фокус», общество с ограниченной ответственностью  «Ар Энергострой» было зарегистрировано в 2018году в Новокузнецке и является микро предприятием. Основной вид деятельности – строительство инженерных сооружений. (14).  Во всех случаях причиной аварии — несоблюдение правил охраны и безопасности труда. Ради прибыли им жизни рабочих россиян  не жалко.

      Если судить  по отчётным данным положение с охраной и безопасностью труда в стране с каждым годом становится лучше. Однако  руководитель правового департамента Конфедерации труда России О. Бабич считает, что победные реляции чиновников безосновательны ибо снижение статистических показателей травматизма связано не с улучшением условий труда, а с ослаблением контроля в трудовой сфере. Так, с 2016 г. в России действует мораторий на плановые проверки госорганами предприятий малого и среднего бизнеса. В 2014 была введена система электронного декларирования соответствия условий труда государственным нормативам. «Официальная статистика базируется на отчётах работодателей. Многие из них формально заявляют, что на их предприятии все хорошо, скрывая несчастные случаи. Без прямого заявления от работников инспекторы не приходят», — утверждает О. Бабич. Согласно Росстату, число проверок, посвященных расследованию несчастных случаев на производстве, упало в 2010-2016 гг. с 37,4 тыс. до 9,2 тыс. Количество проверок охраны труда сократились в этот период с 323,2 тыс. до 119,3 тыс. в год.  И эта практика продолжается. В 2020г. в связи с коронавирусом вопрос контроля за состоянием охраны и безопасности труда на предприятиях и в организациях сведен к минимуму.

      В феврале 2022г. не успели  снять ограничения  как начались события на   Украине, и снова   введены ограничения  на проведение планового  контроль в т.ч. по охране труда.   Так,  28 марта 2022г.  мэр Москвы С.  Собянин направил письмо премьер-министру М. Мишустину, в котором попросит отменить или сократить обязательные требования к бизнесу на 1,5 трлн руб  в год. Предложенная  коснутся десяти блоков: труд, автотранспорт, общепит, школы, санэпиднадзор, пищевое производство, склады, туризм, пожарная безопасность, антитеррор. При этом в каждом из десяти указанных блоков есть несколько планов по смягчению требований — 37 основных и 32 дополнительных. Основная программа поможет бизнесу сэкономить от 700 млрд до 1 трлн руб., дополнительная — около 500 млрд руб., —  говорится в письме. Согласно предложению С. Собянина, в сфере трудового законодательства и охраны труда отмена требований может принести бизнесу до 300 млрд руб. в год. Например, сотрудникам пищевой промышленности, бьюти-индустрии, тренерам разрешат не проходить психиатрическое освидетельствование. Отмена требований в сфере автотранспорта может принести бизнесу до 233 млрд руб.,  отменив специальные инструктажи для водителей общественного транспорта и таксистов. В сфере организации общего образования может быть сэкономлено до 157 млрд руб., в сфере общепита —  до 50 млрд руб. в год.  Их не беспокоит травматизм и вымирание россиян – главное бизнес и нажива. Травмированным и семьям погибших будут платить чиновники не из своего кармана, а за счёт  непосильных налогов душащих россиян и москвичей.

      В области санэпиднадзора  С. Собянин предложил отменить ведение личных медицинских книжек для работников общепита, гостиниц и медперсонала и перенести эти сведения в региональные информационные системы. В сфере туризма возможно сокращение требования по миграционному учету по месту пребывания в гостинице и ряда обязательств при организации детского туризма. В области пожарной безопасности объектам низкого риска предложено освободить их от обязанности представлять декларацию пожарной безопасности, в части антитеррористической защищенности объекты торговли, образования, культуры, туризма и спорта могут также получить соответствующие послабления. Заботясь о бизнесе чиновники не думают о последствиях,  ибо  отмена медкнижек для работников общепита и торговли приведет к тому,  что на роботу будут  принимать носителей разных инфекционных  заболеваний (туберкулёзом,  сифилисом  и др.). Запамятовали причины  и последствия пожара в Кемерово «Зимняя вишня»,  где погибло более 60 чел.  в т.ч. 37 детей, пожар в типографии в  Москве,  где погибло  14 работниц – женщин из Киргизии,  пожар в Перми «Хромой лошади»,  где погибло 118 чел., а 114 травмировано, 59 детей осталось без одного или двух родителей, гибель  14  детей на «Сям озере»  в Карелии и т.д. Между тем, два года руководство Москвы  (Собянин и Ракова) и представители во главе с  Голиковой и Поповой морили москвичей и россиян по поводу коронавируса – заразного инфекционного заболевания, и вдруг такая вольность. А коронавирус как возник, по воле чиновников, так и исчез. — Куда? В тоже время,  по ценам, которые  в столице выросли в два, три и более раза никаких  мер не принимают. Помалкивают  чиновники,   молчат прокурорские работники.

      По указанию Генпрокуратура  тут же  снизила надзорную нагрузку на бизнес для создания комфортных условий предпринимателям путем избавления их от излишних проверок. Об этом сообщено  в Telegram-канале ведомства:  «В условиях санкционного давления на Россию особую актуальность приобрела задача создания комфортных условий для бизнеса путем избавления его от излишних проверок любых контролирующих структур. В целях ее реализации Генеральный прокурор РФ И. Краснов в указании от 11 марта 2022 года обязал своих подчиненных обеспечить «своевременную отмену (завершение) контролирующими органами плановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых введен мораторий, а также соблюдение ограничений на проведение внеплановых проверок и контрольных (надзорных) мероприятий, выдачу предписаний», — говорится в сообщении. Под надзором прокуроров ими оперативно — в течение декады, — отменено около 200 тыс. соответствующих мероприятий (из 292 тыс. первоначально запланированных). Вместе с тем, во исполнение постановления Правительства РФ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» еще предстоит значительная работа по минимизации числа внеплановых мероприятий контролёров в ходе процедуры их согласования.

 Генпрокуратурой России принят ряд организационно-распорядительных мер для снижения количества проверок прокуроров низового звена в отношении субъектов предпринимательства, их проведение возможно исключительно с согласия руководителя прокуратуры региона или приравнённой к ней специализированной прокуратуры. А в ИТ-компании любое надзорное мероприятие можно провести, лишь располагая сведениями о грубых нарушениях ею законов, влекущих причинение вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, либо угрозу их причинения, возникновения чрезвычайных ситуаций.  Можно представить, если при жёстком контроле творится беспредел, что будет теперь…. Защитить себя человеку труда в нынешней обстановке не реально. У нас в стране чиновник никогда не  ошибается – он всегда прав, даже если  его решения и распоряжения противоречат действующему законодательству. Знаю на собственном опыте.

       Так, на обращение в адрес Генерального прокурора РФ о несогласии с  неадекватными решениями мэра  в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, ненадлежащем оказании медицинской помощи и по иным вопросам  поступил ответ  из надзорного органа прокуратуры Москвы, следующего содержания: «В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12. 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов… установление обязательных и дополнительных обязательных для исполнения гражданами  и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности  осуществляется органами  государственной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 31.01. 2020г. №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019 –п СоV) отнесена к числу заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В целях противодействия её распространению в г. Москве мэром Москвы приняты указы от 05.03. 2020 №12 УМ «О введении режима повышенной опасности», от 08. 06. 2020г. №68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной опасности». Оценка законности отдельных положений указов неоднократно давалась судами, которыми они противоречащими федеральному законодательству не признаны»…(15). Как видим права у мэра большие, а где обязанности? Поэтому, снятие ограничений касающихся контроля за охраной труда,  санэпиднадзором, пожаробезопасностью  лишает шансов граждан защитить свои права в случае каких-либо последствий. У нас так повелось, — тот прав, у кого больше прав.

     Регулирование отношений по травматизму  осуществляется трудовым законодательством, иными нормативно-правовыми актами трудового права, а именно: Трудовым кодексом РФ; Федеральными законами РФ; Указами Президента РФ; постановлениями правительства РФ; нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти; законами и нормативными актами субъектов РФ; актами органов местного самоуправления, локальными нормативными документами, содержащими нормы трудового права. Указанный Перечень  учитывает их по юридической значимости. Это означает, что каждый менее значимый документ  не должен входить в противоречие с актом более высокой юридической силы. В тоже время. Совершенствование и обновление законодательной и нормативной базы способствует приведению ее  в соответствие с международным правом. Однако любое законодательство мертво, если  его не будут исполнять, —  будут игнорировать. Не секрет, что многие работодатели не заключают трудовые договоры с сотрудниками, выплачивая им «черные» или «серые» зарплаты (полностью или частично скрытые от налогообложения), чтобы не перечислять взносы в социальные фонды, доля которых в фонде оплаты труда составляет 30%, и не платить за работников НДФЛ.

    По данным  Росстата, доля неофициальной занятости выросла в 2007-2017 годах с 17 до 18,6% работающего населения. Руководитель правового Департамента Конфедерации труда России О.  Бабич считает, что  эти цифры заниженными. По его данным, реальная численность неформально занятых может достигать 40% трудоспособного населения. Трудоспособное население России в сентябре 2018 оценивалось Росстатом в 76,6 млн чел., численность безработных —  в 3,4 млн. При этом, по оценке директора Департамента Пенсионного фонда России А. Соловьева, в фонде оплаты труда российских работодателей доля неофициальных выплат составляла 57% (по данным на осень 2015 г.). «Это люди, которые реально где-то трудятся, но никак не оформлены. Даже если такой работник гибнет, это учитывается как обычный, а не производственный несчастный случай», —   говорит Бабич. Только по официальным оценкам Росстата, в 2009-2017 доля неформально занятых выросла с 1,3 млн до 1,7 млн чел. В сфере транспорта — с 1 млн до 1,4 млн, в промышленности — с 1,1 млн до 1,4 млн. Значительную долю нелегальных рабочих, особенно в стройиндустрии и транспорте, составляют  мигранты.

      По мнению  профсоюзного уполномоченного по охране труда на заводе «АвтоВАЗ» в Тольятти Л. Емшанова:    «Работник задумывается об оформлении производственной травмы только когда ему грозит инвалидность. На мелкие травмы, порезы просто закрывают глаза. В большинстве случаев даже переломы оформляют как бытовые травмы». Такое в годы советской власти было исключением. В статье 227-230 Трудового кодекса РФ прописана процедура расследования несчастных случаев (16) однако,  на практике преобладают неформальные договоренности. По мнению  Емшанова, пострадавшие редко сообщают медикам, что получили травму на производстве, так как боятся испортить отношения с руководством. «Обычно деньги (за молчание) предлагает начальник цеха. К работнику могут прийти домой, предлагая замять дело. Мастера боятся лишиться премии, начальники цехов — получить выговор от вышестоящего руководства».   

      Бывший работник химического производства в Петербурге Герман говорит:  «Я потерял на работе зубы и часть бедренной кости из-за падения. Работодатель слёзно просил не говорить в скорой, что была производственная травма. Доказать я ничего не смог, так как трудового договора не было. Договорились с директором, что я не буду бузить, но в любой момент могу приходить на свое бывшее предприятие и брать там любое количество продукции. Инвалидности мне так и не дали, но на работу все равно никуда не берут». Статистика производственного травматизма важна для каждой страны. Она позволяет отследить, сколько предприятий не обеспечивает своим сотрудникам безопасность труда. Травматизм на производстве наносит ущерб здоровью нации и экономике страны. На основе статистических данных, специалисты разрабатывают нормы для организации рабочих мест на производствах, спецодежду и приспособления для предохранения. Также они устанавливают ограничения для той или иной должности по возрастному или половому признаку, размеры компенсации, длительность отпусков, возраст выхода на пенсию, режим рабочего дня. За травматизмом на производстве государство должно  осуществлять строгий контроль. Всё это беззаконие  творится  из-за нарушения  — искажения в толковании   законодательства, нормативных актов  и  бездействия контрольных  органов.

     Юридическая ответственность за нарушение  охраны  труда и

            совершенствование нормативно — правовой базы.

        Ответственность за нарушение трудового законодательства РФ установлена, однако работодатели, особенно коммерческие структуры их зачастую игнорируют, т.к.  от сокрытия несчастных случаев имеют  существенную прибыль.  Федеральными законами от 28.12. 2013г. №421-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда», от 3.7. 2016г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства  в части, касающейся оплаты труда» внесены изменения в Кодекс РФ   административной ответственности от 30.12. 2001г. №195-ФЗ которым ужесточена административная ответственность за нарушение требований трудового законодательства, в том числе по вопросам охраны труда. Размеры административных штрафов дифференцированы по видам нарушений. Так:  1. Нарушение трудового законодательства  и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч.1, ст. 5.27 Ко АП РФ в ред. от 17.07. 2017г.). Влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере  от 1 до 5 тыс. руб.; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , — от 1 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб. 2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к  работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (ч. 3. ст.5.27 КоАП РФ). Влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тыс. руб. 3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско – правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работниками и работодателем (ч. 4. ст. 5.27). Влечёт наложение  административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до – двадцати тыс. руб.; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч руб.; на юридических лиц – от тридцати тысяч, до ста тысяч руб. 4. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её не проведение. (ч. 2ст. 5.27.1). Влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. руб. 5. Не обеспечение работника средствами индивидуальной защиты (ч.4 ст. 5.27.1) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. руб.; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2- до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 130 до 150 тыс. руб. В общей  сложности за нарушение требований трудового законодательства, предусмотрена административная ответственность по 15 пунктам (17).

          В последние годы в РФ ведется активная работа по совершенствованию нормативно — правовой базы касающейся охраны и безопасности труда. Так, с 1 января 2021 г. утратили силу 179 нормативных актов по охране труда, среди которых: 178 типовых инструкций по ОТ, утверждённых Минтрудом в 2000 и 2004 гг.; «Рекомендации по организации работы уполномоченного лица по ОТ профсоюза или трудового коллектива»( утв. Минтрудом в 1994 г.). Приказом Минэкономразвития от 02.09.2020 № 566 отменены «Правила заполнения нарядов-допусков ПОТ РО 14000-005-98», а Приказом Минздрава от 17.08.2020 г. № 853 «Правила ОТ в психиатрических больницах» (пр. Минздрава № 92 от 11.04.1995) и Правила ОТ при работе в лабораториях санэпидучреждений Минздрава от 11.04.2002г.  Постановлением Правительства РФ от 04.08.2020 № 1181 отменен целый ряд нормативных актов в сфере ОТ, в частности Постановление № 162 от 25.02.2000 о перечне работ, запрещённых для женщин, отраслевые приказы о правилах по ОТ для издательств, предприятий растениеводства, мясной промышленности, строительства, гражданской авиации, общепита и многие другие.

        С целью совершенствования охраны труда, внесены изменения в ТК РФ,   утверждены новые обязанности работодателя. К ним относится отстранение от работы лиц, не применяющих выданные СИЗ, выполнение указаний профсоюзов о нарушениях трудового законодательства и т.д. Введен запрет на работу в опасных условиях. Субъекту хозяйствования дано право  приостановить деятельность если по результатам спецоценки работу отнесут к 4 классу условий труда. Исключением станут виды производств, которые определит Правительство РФ. Утверждены  новые требования к специалистам по ОТ. Кандидаты на должность должны пройти проверку на соответствие профстандарту. Данная должность будет являться обязательной, если в организации работают более 100 человек, в небольших фирмах эти функции сможет выполнять руководитель и другие.

        В 2021-2022гг. вступили в силу десятки новых государственно — нормативных актов,  требований охраны  и безопасности руда.   Важные нюансы, затрагивающие правовые акты в области охраны труда в том, что проверку знаний по ОТ требуется  проводить в обязательном порядке (независимо от даты предыдущей проверки). Порядок проведения проверки устанавливается с учетом нормативной документации, регулирующей безопасность конкретных работ. Принят целый массив документов определяющий перечень правил по охране труда при работе: на высоте (приказ Минтруда России от 16.11.2020 № 782н); при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (приказ Минтруда России от 28.10.2020 № 753н); при работе с инструментом и приспособлениями (приказ Минтруда России от 27.11.2020 № 835н.); в жилищно-коммунальном хозяйстве (приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н); при эксплуатации электроустановок (приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 903н) и другие.

       Ключевые изменения 1 марта 2022 года – вступил в силу ФЗ от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ,  которым внесены изменения в целый ряд положений Трудового кодекса РФ, регулирующих отношения в области охраны труда. Изменения предполагают не только систематизацию и уточнение существующих норм и понятий: подробно расписываются полномочия Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти в части государственного управления охраной труда, основные принципы обеспечения безопасности труда, уточняются определения таких понятий, как средство индивидуальной защиты и средство коллективной защиты, профессиональный риск, управление профессиональными рисками и т. д., – но и закрепление в ТК РФ новых требований в сфере охраны труда.  Безопасность на рабочих местах зависит не только от работодателей, но и от того, соблюдают ли работники требования в области охраны труда – соответствующая их обязанность закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ.  Для того чтобы реализовать данное право на практике и иметь возможность привлекать работников к ответственности в случае несоблюдения этих требований.

    Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополнен ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4 – опасному – классу (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). В период такой приостановки работники либо не будут работать, средний заработок за ними при этом должен сохраняться, либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (ст. 216.1 ТК РФ).

   Отдельного внимания заслуживает новая норма, закрепляющая обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст. 214 ТК РФ в ред. Закона № 311-ФЗ). В настоящее время организовать контроль за безопасным ведением работ несколькими работодателями на одной территории, например, когда несколько подрядных организаций работают на одной строительной площадке, крайне затруднительно, а в некоторых случаях такой контроль и вовсе отсутствует, и это сильно влияет на уровень производственного травматизма – в сфере строительства он очень высок. Введение обязанности работодателей согласовывать друг с другом и реализовывать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников – примерный перечень таких мероприятий будет утвержден Минтрудом России.

     С 1 марта 2022 г. в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтёки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в ред. Закона № 311-ФЗ). Работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю. Приказ Минтруда России от 15.01.2021 №632н «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников». Вводится впервые Положения по учету микроповреждений (микротравм) работников и другие нововведения. Однако следует учесть, что теория без практики мертва. Отсутствие глубоких знаний и контроля за охраной и безопасностью труда приводит к травматизму и гибели трудоспособных россиян.

литература:

1.Шевченко О.А., Сулейманова Ф.О., Шония Г.В., Кудряшова С.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. 3-е изд. М., 2018. С. 3-4.

2. Обеспечение безопасных условий труда. Нормативно-информационный сборник, выпуск 21. М., 2014. С.6.

3. Приказ Минтруда РФ от 24.1. 2014г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Квалификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению». М., 2014. С.12-13.

4. Безопасность труда при использовании персональных компьютеров. М., 2016. С.12-16.

5. Важенин В.В. Расплаты час придёт. М., ГУП «Типография на Люсиновской». С. 9.

6. «Советская Россия. Отечественный записки». №8.,  2022г.  31 марта.

7.Голубкова А.О., Уржинский К.К. Правовое регулирование охраны труда. М., 2008. С. 3.

8. Доклад о состоянии условий и охраны труда в городе Москве за 2017г. М., 2018. С. 7-9.

9. Новиков Н.Н. Почему буксует обучение и охрана труда в обучающих организациях. ОТ и СС. №5. 2019.С. 78.

10. Гопанюк П.Н., Мареев В.И. и др. Правовые основы охраны труда. Р на Д. 2012. С. 6-7.

11. Охрана труда и социальное страхование. №5. 2019. С.71.

 12. II Всероссийский конгресс организаций и специалистов по безопасности и охране труда. «Совершенствование законодательства по безопасности и охране труда, итоги и перспективы. Общественный контроль в сфере охраны труда».  М., 2015. С.5.

13. Федеральный закон от 28 12. 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и приказ Минтруда РФ от 24.1. 2014г.  №33н  «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Квалификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению». М., 2014. С.1-13.

14. «Советская Россия». №34. 2022. 2 апреля.

15. Погоняев П.В. Начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан. (письмо прокуратуры г. Москвы от 17.03. 2022г. № 7/3-3375-2022/Он524).

16. Шевченко О.А., Сулейманова Ф.О., Шония Г.В., Кудряшова С.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. 3-е изд. М., 2018. С. 386-409.

17. Административная ответственность за нарушение требований трудового законодательства, в том числе по вопросам охраны труда. М., 2017. С.3-12.

     Профессор, академик АБОП, член Союза писателей и журналистов РФ

                                                                     В.А. Попович

5.4.2022г.