Минуло 30 лет после развала страны. Несмотря на очевидную трагедию постигшую народы СССР в 1991 году враги социализма продолжают чернить, поганить наше историческое прошлое. В советские годы, народ жил не богато (за исключением жулья), зато в мире и согласии. Квартиры, обучение в школе и вузе, медицинское обеспечение, путевки на отдых и другие блага были бесплатными и доступны каждому гражданину страны — теперь всё в прошлом. Недовольство населения во многих республиках бывшего Союза и январские события в Казахстане свидетельство того, что жить при бандитско — грабительско – воровском капитализме народ не хочет и не будет. Дело времени и нынешние режимы на постсоветском пространстве падут как глиняной колос. Кровавые правители планируют удержаться на армейских и полицейских штыках, — это временное явление. В. И. Ленин говорил: «Мы – оборонцы теперь, с 25 октября 1917 г., мы – за защиту отечества с этого дня. Ибо мы доказали на деле наш разрыв с империализмом. Мы расторгли и опубликовали грязные и кровавые империалистические договоры-заговоры. Мы свергли свою буржуазию. Мы дали свободу … народам. Мы дали землю народу и рабочий контроль. Мы – за защиту Советской социалистической республики России». Начавшаяся в 1917г. борьба за лучшую жизнь не окончена по сей день, она продолжается
Период с 1917 и вплоть до 1985 гг. характеризуется как преемственность задач социалистического строительства, революционный характер перемен. Между этими задачами в советской истории можно выделить несколько поворотных точек, определивших в той или иной степени судьбу страны: 1921 г. – переход к новой экономической политике (НЭП); 1929 г. – поворот к форсированному социалистическому строительству; 1941–1945 гг. – Великая Отечественная война; 1956 г. – начало процесса общественного обновления на базе хрущёвской «демократизации». 1985 г. стал поворотным рубежом в истории СССР. Процессы, которые подспудно развивались внутри государства, кризисные явления в жизни общества отчётливо выявились и стали стремительно нарастать. Положение СССР во второй половине 80-х годов было неоднозначным. С одной стороны, Советский Союз по-прежнему оставался великой державой. В 1985–1991 гг. СССР, как и ранее, был самым крупным по территории государством — занимал 1/6 часть обитаемой суши (22,4 млн. км/кв.). Согласно переписи 1989 г., население СССР составило 286,7 млн. чел. В городах страны проживало примерно 67% населения, в сельской местности – 33%. Страна имела мощнейшие Вооруженные Силы и Флот. Мы первыми в мире построили атомную электростанцию, запустили спутник Земли, а в 1961г. человека в космос. Им стал офицер, коммунист из Смоленщины Ю.А. Гагарин.
В 60-80-х годы начался процесс опережающего роста неславянского населения, прежде всего в республиках Средней Азии и Азербайджане. Так, если количество русских, украинцев и белорусов увеличилось в 1979 г. в среднем на 6%, то узбеков, таджиков и туркмен – на 34-45%. Вымирание славянского, прежде всего русского народа активно продолжается после переворота 1991 года, особенно в годы путинского правления. За годы так называемых реформ русских вымерло более 20 млн. чел. Отсутствие стабильной работы, низкие зарплаты, нищенские пенсии, постоянные унижения и притеснения, психоз создаваемый чиновниками и СМИ, лишение большинства льгот, постоянный рост цен и поборов, неуверенность в завтрашнем дне привели к тому, что народ мрёт как мухи от яда – титан (инсектоакарицидное средство от мух).
Особенно активно организовано вымирание россиян. Этот процесс стал нарастать прежде всего за годы правления В. Путина. Так, по данным Росстата убыль населения за 11 мес. 2020г. составила — 575 тыс. чел., а за 11 мес. 2021г.- 945 тыс. чел.(это только разница между числом родившихся и умерших). Умирают 45 чел. в час. За истекший год число умерших составило 2, 47 млн. чел. — рекорд после окончания Великой Отечественной войны. Здесь невольно вспоминаешь слова из книги Берл Лазара «Еврейская Россия» (гуляющие по интернету и открытой печати), который пишет: «В одном из наших разговоров Путин сказал мне: — Ребе, я подумываю максимально увеличить миграцию гоев из Средней Азии и Кавказа, дать зелёный свет китайцам и вьетнамцам, пустить их в одночасье и вручить им намного больше прав чем русским гоям. Благодаря такому резкому и большому наплыву, мы раз и навсегда в каких-то 10 лет решим «русский вопрос» смешав их с восточноазиатскими племенами и навсегда убив их славянскую идентичность, от которой мы вынуждены терпеть столько проблем». Если верить Б. Лазару истребление славян (прежде всего русских), в современной России ведется целенаправленно… Отсюда и оскорбления в адрес нашего народа со стороны таких личностей как: Чубайс, Греф, Собчак, Нарусова, Клишас, Кох, Альбац, Метлина, Леонтьев, Быков, Сванидзе, Панюшкин и других. Нас под разными предлогами морят, душат. Преследуют. Теперь используется во многом надуманный коронавирус, названный в народе коронабесием.
Дошло до абсурда, известная дама — журналист, депутат Мосгордумы Наталья Метлина заявила, что пенсионеры не должны получать поддержку от государства, поскольку они являются «богатыми и состоятельными». Политик предложила переложить заботу о пожилых людях с государства на их детей — заявив, что пенсионеры должны были сами думать о том, как они будут жить «после 55—60 лет». Разве такая личность –депутат как Метлина будет защищать права народа от его грабителей, типа: чубайсов, грефов, собяниных, гарифулины, голиковой. поповой, роттенбергов, миллеров, абрамовичей иже с ними? Безусловно нет! Её единоверцы захватили все богатства созданные умом и трудом этих-же нищих пенсионеров, все каналы СМИ манипулируя народом, и системно издеваются над теми, кто не имел детства в годы войны, восстанавливал разрушенной войной народное хозяйство, строил заводы и фабрики, поднял человека в космос, построил БАМ, а теперь влачит жалкое существование и слушает оскорбления в свой адрес слова, от потомков тех, кого советский, прежде всего русский воин – освободитель спас от истребления фашистами.
К середине 80-х годов СССР обладал достаточно развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства. Это позволяло достичь определенных успехов в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать население продуктами питания и товарами широкого потребления. Советский Союз обладал огромными природными богатствами, не сопоставимыми ни с одной из стран мира. С другой стороны, несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии, советское государство оказалось в глубоком предкризисном состоянии, главной причиной которого было прогрессирующее падение темпов роста промышленности, происходившее на фоне все убыстряющегося развития и давления капиталистических стран, прежде всего США, Англии, Германии и других. Перед руководством страны встала задача проведения реформ. Но Горбачёв повёл страну по пути перестройки, а точнее разрушения.
После 1985г., когда к власти пришел М.С. Горбачев, возникли процессы, которые требовали определённой корректировки развития советского общества на путях демократического социализма и создания смешанной экономики. Страна была в состоянии повысить жизненный уровень, уменьшить расходы на вооружение, совершить продуманный политический манёвр. Экономика Союза была сильной, мы имели мощный ядерный потенциал, сильную армию и флот, отличные кадры, передовую науку, промышленность и налаженное сельское хозяйство. Сохранив все это, судьба страны и мира были бы другими. Но внутренние и внешние враги нашего народа говорили одно, а внедряли диаметрально противоположное.
Преобразования, происходившие в СССР в период 1985–1991 гг., затронули все сферы жизни народа и государства. Накал страстей, бушевавших в то время, нашел отражение в многочисленных дискуссиях по различным общественно — политическим вопросам. Важными источниками при изучении СССР этого периода являются периодическая печать, документы политических объединений и организаций, материалы различных съездов и конференций. Нараставшие кризисные явления в экономике, среди которых резкое падение темпов прироста национального дохода, на фоне быстрого развития стран Запада отчётливо ставили перед руководством СССР задачу изменения существующих порядков. Поначалу казалось, что попытки выхода из сложившейся ситуации были предприняты после смерти Л.И. Брежнева (1982г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андроповым (1982-1984гг.). Бывший руководитель КГБ СССР вроде пытался методом «закручивания гаек» добиться увеличения производительности труда и укрепления дисциплины, что вызывало в народе не однозначную реакцию. Но репрессии и унижение народа устраивало Андропова и его единомышленников. Задача состояла в том, чтобы раскачивать государство — советские устои и разрушить его. Сменивший его К.У. Черненко был сторонниками социализма. Однако, стало очевидно, ему долго работать не дадут, — настаёт время нелегких перемен. После кончины К.У. Черненко в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС (по предложению А.А. Громыко) избран М.С. Горбачев. Поначалу, казалось, он способен увлечь за собой огромные массы трудящихся, в его болтовню поверили, ему оказали поддержку миллионы граждан Союза, прежде всего честные коммунисты.
Горбачев выдвинул привлекательный лозунг ускорения социально-экономического развития и достижения на этой основе «нового качественного» состояния социалистического общества. Фактический ход событий и анализ его практической деятельности, сколоченной им «команды» показывают, что декларации о социалистическом характере преобразований, по сути оказались говорильней и обернулись резким обострением внутренних противоречий, а потом пустыми полками и спаиванием народа сурогатом — реал. Основное содержание общественных процессов в годы «перестройки» состоит в том, что исторически необходимая модернизация экономики и общественных отношений в СССР и странах Восточной Европы сменились разрушением социалистического строя с последующей реставрацией капитализма. Многие считают, что поражение социализма стало следствием двух основных причин: 1. Обострения внутренних противоречий общественных отношений в новых исторических условиях 70-х – начала 80-х гг. и неспособности (нежелания) руководства КПСС, находящегося у власти, ответить на современные вызовы. 2. Мощного воздействия всемирно-монополистического капитализма во главе с США и странами Западной Европы, экономическим и политическим давлением и другими средствами «холодной войны».
Разрушение социалистического строя совершалось с использованием сохранившейся авторитарной политической системы. Социализм разрушался «сверху» высшим руководством партии и страны, действиями, которые выдавались за реформы по его совершенствованию. Показателен в этом отношении доклад М.С. Горбачева 7 ноября 1987 г. «Октябрь и перестройка: революция продолжается». Это создавало видимость «саморазрушения» социалистической общественной собственности как «нежизнеспособной» и «противоестественной». Именно такая версия станет официальной концепцией для западной и отечественной буржуазной пропаганды. Во главе разрушительного процесса стояли: руководитель КПСС и СССР – М.С. Горбачев, секретарь ЦК по идеологии, член Политбюро ЦК КПСС – А.Н. Яковлев, Министр иностранных дел СССР, член Политбюро ЦК КПСС – Э.А. Шеварднадзе, а также Б.Н. Ельцин, В.И. Долгих, А.И. Лукьянов и их единомышленники вносившие смуту и недовольство в общество. Пройдет время и они будут открыто похваляться своей ролью в борьбе с «коммунистическим строем», давая советскому обществу и идеям коммунизма самые злобные характеристики. Тогда же эти господа с партийными билетами в кармане, выступали как руководители СССР, якобы преданные социализму. Так, выступая в американском университете в Анкаре, М. С. Горбачев заявил: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми. Меня полностью поддерживала моя жена, которая поняла необходимость этого раньше, чем я… А для ее достижения я должен был заменить всё руководство КПСС и СССР, а также руководство во всех социалистических странах… Мне удалось найти сподвижников реализации этих целей. Среди них особое место занимают А.Н. Яковлев и Э.А. Шеварднадзе, заслуги которых в нашем общем деле просто неоценимы». Этого достаточно, чтобы привлечь его к уголовной ответственности по ст. 64УК РСФСР «Измена Родине», но этого на произошло, ибо Россией правят его единомышленники.
Представляя себя в качестве «идейных борцов с коммунизмом», эти руководители умалчивали о своих связях с западными спецслужбами. Об этом пишет бывший руководитель КГБ. В.А. Крючков в книге «Личное дело». Он отмечает, что первые сведения о связях А.Н. Яковлева с ЦРУ были получены в 1960 г., а начиная с 1989 г. о них стала поступать крайне тревожная информация. Крючков вроде сообщил Горбачеву, но их разговор остался без последствий. В.С. Широнин в книге «Под колпаком контрразведки. Тайная подоплёка перестройки» и Л.В. Шебаршин в книге «Из жизни начальника разведки» отмечают связи Э.А. Шеварднадзе с ЦРУ. Историк И.Я. Фроянов, проанализировавший многие документы и публикации, сделал вывод, что Горбачева следует считать главным исполнителем «перестройки», а Яковлева – главным передатчиком поступающих из США «перестроечных» идей и помощником Горбачева в их реализации. Об этом конкретно сказал в интервью диплома, бывший работник ЦК КПСС В. Матузов. Притом главным виновником в развале СССР Матузов назвал Ю. Андропова, Е. Примакова, В. Питовранова иже с ними.
Шеварднадзе был подручным во внешней политике. М.С. Горбачев ввёл в практику ежегодные личные встречи с руководителями капиталистического мира – Рейганом, Бушем, Тетчер, Колем и другими. Он приложил много стараний, чтобы войти в мировую политическую «элиту». Его встречи оказывали большое влияние на внешнюю и внутреннюю политику Советского Союза выгодную для западных стран. Фактически он передавал информацию нашим врагам о которой раньше они не знали, из-за ее закрытости. Роль Запада в разрушении Союза признал президент США Д. Буш, поздравив американский народ в декабре 1991 г. с победой в «холодной войне». На замечание одного из сенаторов, что СССР развалился сам, он ответил: «Не обольщайтесь – без целенаправленных усилий администрации президентов, республиканцев и демократов этого бы не произошло». Об этом говорили многие западные политики тогда, и говорят и пишут в наше время.
Президент Б. Клинтон на юбилейных торжествах, посвященных 50-летию высадки англо-американских войск в Нормандии, подтвердил этот вывод и сказал: «Война, которую мы начали высадкой в Нормандии, завершилась в 1991 г. с разрушением СССР». Выступая на закрытом совещании Объединенного Комитета Начальников Штабов (США) 25 октября 1995г. Клинтон сказал: «… В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предстоящих операций. И напрасно. Расшатывая идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке. Наша цель и задача и в дальнейшем оказывать помощь всем, кто хочет видеть в нас образец западной свободы и демократии…Однако это не значит, что нам не над чем думать. В России, стране, где еще недостаточно сильно влияние США, необходимо решить одновременно несколько задач. Всячески стараться не допустить к власти коммунистов. При помощи наших друзей создать такие предпосылки, чтобы в парламентской гонке были поставлены все мыслимые и немыслимые препоны для левых партий». Все это стало возможным из-за предательства партийной элиты и чиновников высших эшелонов власти, а также разложившегося генералитета. Именно с Клинтоном Ельцин согласовывал назначение В. Путина на должность президента России.
Шесть с небольшим лет «перестройки» можно разделить на три этапа, на которых шло последовательное разрушение основ социализма в Восточной Европе и СССР. Первый этап (1985–1987 гг.) – начинаются и не реализуются экономические преобразования, деформируется общественное сознание, идет отступление СССР с мировых позиций. Второй (осень 1987 – конец 1989 гг.) – разрушение политической системы Организации Варшавского Договора (ОВД) и уход СССР из стран Восточной Европы; расформирование политической системы в СССР, ослабление роли КПСС. Третий (1990–1991 гг.) – нарастание общего политического и экономического кризиса в стране, запрет КПСС и разрушение Советского Союза, хотя большинство населения СССР на референдуме 17 марта 1991г. проголосовало за его сохранение.
В теоретическом плане «перестройка» предусматривала: – в области экономики – совершенствование производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования, формирования и развития многообразных и разнообразных форм собственности; – в области социальной – повышение благосостояния, улучшение условий труда и жизни советских людей, формирование социально-однородного общества, всемерное упрочение и развитие единого союзного и многонационального государства; – в области идеологии и культуры – творческий подход к теории социализма, обеспечение плюрализма мнений, опора на гуманистические, нравственные традиции общества; – во внутренней политике – глубокая реформа политической системы, переход от авторитарно-бюрократического строя к обществу гуманного демократического социализма; – в области внешней политики – формирование нового политического мышления и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми; – в области военной – проведение военной реформы, основанной на оборонительной доктрине и принципе разумной достаточности. На самом деле, это был отвлекающий манёвр, в который поверило большинство советских граждан.
По заявлению тогдашнего руководства СССР, конечной целью «перестройки» должно было стать глубокое обновление всех сторон жизни, придание социализму современных форм общественной организации, наиболее полное раскрытие гуманистического характера существующего строя во всех его решающих аспектах – экономическом, социально-политическом и нравственном. Одним из ключевых моментов «перестройки» стала разработка и пропаганда «нового политического мышления». Суть его заключалась в признании приоритета «общечеловеческих ценностей» перед классовыми и национальными. Общечеловеческие ценности соединялись, главным образом, с ценностями западноевропейской цивилизации. Пропаганду «нового политического мышления» использовали антисоциалистические силы для внедрения в сознание советских людей и говорили об их якобы «ущербности» по сравнению с западным «цивилизованным» миром.
Во внешней политике «новое мышление» дало обоснование ухода СССР с его мировых позиций под флагом отказа от «политического диктата» над другими странами и достижения «консенсуса» с Западом. Внешняя политика Горбачева – Шеварднадзе быстро вошла в русло интересов США и НАТО, ослабляя международное положение Союза, его влияние в мире. Руководство СССР отказалось от поддержки борьбы антиимпериалистических сил в Анголе, Никарагуа, Мазамбике, Эфиопии, резко ограничило влияние СССР на Ближнем Востоке, в арабском мире. Вывод войск из Афганистана в 1988–1989 гг. не был подкреплён поддержкой дружественных Союзу политических сил, что способствовало разрастанию гражданской войны в этой стране и усилению угрозы южным границам страны. Негатив неподготовленного вывода войск убедительно раскрыты в книге М.А. Гареева «Моя последняя война». Потеря мировых позиций и разрушение великой державы велось по всем направлениям и корректировалось предателями как внутри страны, так и внешними врагами Советского Союза. Те, кто должен бы был стоять на страже Конституции СССР оказались ее разрушителями – врагами. Среди тех, кто принимал Военную присягу на верность Советского Союза, е потом предал ее были: Шапошников, Грачей, Громов, Куликов, Евневич, Калинин, и другие.
Немалые уступки США и Германии были в военной области. Нарушая достигнутый ранее стратегический паритет. Договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности предусматривали сокращение ядерного потенциала в большей степени для США, чем для НАТО. Огромный ущерб обороноспособности и международному авторитету СССР нанесло решение Горбачева об ускоренном выводе советских войск из стран Восточной Европы и ГДР. Сжатые сроки, отсутствие договоренностей по имущественным вопросам создали впечатление «бегства» в присутствии противостоящей мощной группировки НАТО. На фоне этого внешнеполитического отступления СССР перед США и НАТО активизируются антисоциалистические силы в социалистических странах Восточной Европы. Под лозунгами борьбы с «советской оккупацией», за демократию и переход к рыночной экономике, а главное – за «возвращение в западный цивилизованный мир» в них шли разрушение основ социализма и борьба за захват власти прозападными силами при активной поддержке США. Всё это происходило при молчаливом согласии Горбачева, Яковлева, Шеварднадзе, Лукьянова, Ельцина Шапошникова, Грачёва, Волкогонова и других партийных, государственных и военных функционеров.
Всё это вызывало тревогу у лидеров стран социалистического содружества горбачевское руководство ответило экономическим давлением и переводом взаимозачётов на свободно конвертируемую валюту. Сложившееся положение привело к разрушению экономического, а затем и политического союза стран-членов СЭВ и к ликвидации военного союза ОВД. Официальный роспуск СЭВ и ОВД был оформлен весной 1991 г. Советский Союз отказался от всех своих союзников в Европе, Азии и Латинской Америке. Одновременно развернулась яростная антисоветская и антисоциалистическая пропаганда под руководством и с помощью центров «холодной войны». При этом велась активная психологическая обработка населения и разного рода уступки и обещания лучшей жизни и свободы по образцу Запада. В политическую борьбу активно включилась католическая, а потом и православная церковь. Таков был общий механизм «бархатных революций», а по существу – антисоциалистических государственных переворотов в странах Восточной Европы – Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, ГДР, а в Румынии не обошлось без кровавых столкновений, убийства Н. Чаушеску и его супруги. В Югославии разрушение социализма и федеративного государства проходило путем обострения межнациональных отношений, началась вооруженная межнациональная борьба, принёсшая огромный урон южнославянским народам. В последующем войска НАТО под руководством США развязали агрессию против братской Югославии, последнего союзника России на Балканах и в Западной Европе. В ходе разрушения содружества социалистических стран М. Горбачев дал согласие канцлеру ФРГ Колю сохранить объединённую Германию (ФРГ и ГДР) в составе НАТО. Вывод войск с Восточной Европы, в т.ч. ГДР повлёк тяжелые последствия для огромного количества граждан, прежде всего военнослужащих Группы Советских войск в Германии. Войска выводили в открытое поле, офицеров и прапорщиков увольняли без предоставления жилья, унижали и оскорбляли.
В Советском Союзе широкие слои населения с началом «перестройки» ожидали позитивных перемен, но положение в экономике все более ухудшалось. 2-3% роста производства в начале 80-х годов ХХ в. Горбачев считает недостаточным, проводит ряд экономических реформ. Однако слабо подготовленные и плохо организованные преобразования хозяйственного механизма дезорганизовали производство, в стране усилился товарный голод. Антиалкогольная кампания, начатая в 1985 г., подорвала бюджет, а падение цен на нефть и газ (созданное искусственно Западом) сократило государственные доходы, дефицит бюджета вырос в 3 раза. Горбачев берет займы у Запада и ввергает страну в прямую финансовую и экономическую зависимость. Катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г., а потом другие аварии и катастрофы (авария на АПЛ ТОФ в Чажме, гибель парохода «Адмирал Нахимов», землетрясение в Армении – декабрь 1988г. и др.) нанесли огромный моральный и материальный ущерб стране и народу. Сокрытие характера аварии на Чернобыльской АЭС в первые ее дни усугубило последствия заражения территории и подорвало авторитет государства.
Разрушители страны сознательно спекулировали на объективных трудностях экономики, фальсифицируя тезис об «экономической неэффективности социализма» как общественно-экономической системы враги социализма разрушали тысячелетнюю Русь. Однако, факты говорят о другом, ибо прирост ВНП в СССР с 1950 г. до 1985 г. составлял 5% ежегодно при расходе на оборону около 15%, а в США – 3,19% при военных расходах 5%. Отсюда следует, что преимущество социалистической плановой экономики, дающей суммарное возрастание ВНП с расходами на оборону 20% против 8,19% у США. Раскручивалась тема «эксплуатации государством» трудящихся масс. Доля зарплаты в выработанной рабочим в СССР общей стоимости продукции в 1985 г. составляла 10-13% с одного рубля (без общественных фондов потребления), а в развитых капиталистических странах, как утверждали апологеты капиталистического рынка, – якобы 40%, а фактически около 16%. «Демократы» – обещали рабочим дать 40% с рубля, а фактически обманули и теперь жестоко эксплуатируют людей.
В новой концепции экономики должны были гармонично учитываться интересы как отдельных производителей, так и всего общества. Исходя из этого, обещали решить следующие задачи: – осуществить перевод всех предприятий и учреждений на хозрасчет и самофинансирование; – перестроить организационные структуры управления в центре и на местах с целью повышения эффективности; – обеспечить развитие кооперативного движения, разнообразных форм подряда и аренды; – выполнить программу финансового оздоровления народного хозяйства (реформа ценообразования, наведение порядка в бюджете, финансово-кредитной системе, деятельности банков).Однако народ оказался жестоко обманут, не только в нынешней России но и большинстве республик бывшего Союза, и прежде всего: России, Украины, Молдавии, Армении, Грузии, республик Средней Азии. Этому подтверждение январские 2022г. события в Казахстане. Люди устали от грабежа, который творится на просторах бывшего СССР – так жить нельзя.
За время «катастройки» государственная политика в экономической сфере прошла три этапа: первый – 1985–1986 гг. – попытка вывести хозяйство страны из состояния стагнации с помощью политики «ускорения»; второй – 1987–1989 гг. – осуществление радикальной реформы управления экономикой; третий – 1990–1991 гг. – проведение реформы хозяйственного механизма, изменение отношений собственности, переход к рыночным отношениям. В 1985–1986 гг. в основу экономической политики была положена концепция ускорения социально-экономического развития страны. Под ускорением, прежде всего, понималось повышение темпов экономического роста. Так, к концу прошлого столетия предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. В то же время суть ускорения состояла и в новом качестве роста, то есть во всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. Таким образом, лозунг ускорения по содержанию приобрёл то же значение, какое имел до него лозунг всесторонней интенсификации общественного производства, провозглашённый на ХХVI съезде КПСС.
В 1987–1988 гг. главным содержанием нового курса стали попытки осуществления радикальной реформы управления экономикой. Концепция экономической реформы была сформулирована на Июньском (1987 г.) пленуме ЦК КПСС. Основным результатом июньского пленума стало принятие Закона о государственном предприятии и «пакета» из 11 совместных постановлений ЦК КПСС и Совмина СССР, конкретизирующих закон (о Совмине, Госснабе, Госплане, Минфине, республиканских органах управления, о реформе ценообразования, совершенствовании банковской системы). Законом изменялось соотношение прав министерств и предприятий, союзных и республиканских органов власти. Закон «О государственном предприятии» существенно расширял права предприятий, способствовал их переводу на полный хозяйственный расчёт, самоокупаемость, самоуправление всех отраслей народного хозяйства. Директивный государственный план заменяли госзаказом. Всё это расшатывало и разрушало прежние устои. Рабочие месяцами не получали зарплату, им рекомендовали продавать продукцию собственного изготовления.
В 1987–1988 гг. принят ряд актов, поощряющих частную инициативу. Главным из них стал Закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). За счет стремительного роста кооперативного движения государство стремилось улучшить положение в социальной сфере: неудовлетворённый спрос на промтовары народного потребления составил более 30 млрд. руб., а в сфере услуг, оказываемых предприятиями, – около 15 млрд. руб. Закон о кооперации легализовал теневой бизнес, создал условия для «отмывания» криминальных денег. С принятием этого закона, способствовавшего увеличению социальных диспропорций, специалисты связывают быстрый рост рэкета. В 1988 г. было зафиксировано 600 случаев рэкета, и только в 137 из них потерпевшие обратились за помощью в правоохранительные органы.
Реформирование экономики в 1987–1988 гг. не ограничилось принятием законов о госпредприятии и кооперации. Стали создаваться семейные предприятия; были расширены права предприятий и кооперативов во внешнеэкономической деятельности; началась коммерциализация отраслевых банков; в августе 1988 г. был зарегистрирован первый кооперативный банк; в ходе обсуждения аграрных проблем продвигалась идея аренды; было разрешено приступить к выпуску акций предприятиями и организациями; рассматривался вопрос о возможности конверсий. Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам, принятые законодательные акты практически оказались бездейственными, а реформы в экономике – блокированными. Более того, с 1988 г. начался общий кризис в сельскохозяйственном производстве, а затем и в промышленности. Нарушение межотраслевых производственных связей, необеспеченность сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, запчастями поставили на грань остановки сотни предприятий. Каждое четвертое предприятие не выполняло договорные обязательства. В мутной воде, активно ловили нужную им «рыбку» разного рода дельцы, спекулянты. Проходимцы, которые в последующем накопили воровской капитал и стали миллионерами и миллиардерами. Это разного рода березовские, ходорковские, абрамовичи. чубайсы, смоленские и иная ельцинско – путинская знать.
Развал и крушение советской экономики шёл повсеместно. Так, Закон «О государственном предприятии» ликвидировал основу государственного способа капитализации прибыли до создания какого-либо альтернативного, вызвал рост личных доходов и создал предпосылки возникновения инвестиционного голода. Когда сегодня мы ищем истоки инфляционного взрыва, то прежде всего должны обратиться к Закону о государственном предприятии и его сокрушительным последствиям для экономики страны. Именно благодаря этому Закону страна в значительной мере лишилась резервов структурно-технологической перестройки. Попытки осуществления радикальной реформы управления экономикой провалились по ряду причин. Во-первых, по-прежнему хозяйство регулировалось старыми методами сверхцентрализованной экономики. Вместо преобразования системы управления экономикой в целом была предпринята попытка изменить только оплату по труду, схему регулирования доходов предприятий и частично модифицировать планирование. Во-вторых, реформе оказали упорное сопротивление стоящие у власти бюрократические структуры, ибо преобразования угрожали их политическим и социальным позициям.
В 1989–1991 гг. предусматривали проведение реформ хозяйственного механизма, изменения отношений собственности и переход к рыночным отношениям. Первая правительственная программа преобразования хозяйственного механизма на рыночных принципах была одобрена II съездом народных депутатов СССР в ноябре 1989 г. Расстройство финансовой системы привело экономику весной 1990 г. к кризису. В этих условиях в ноябре 1989г., правительство принимает решение несколько отойти от концепции реформ и реализовать программу форсированного перехода к планово-регулируемой рыночной экономике. В ее основе лежали реформы государственных, розничных, оптовых и закупочных цен. В результате реформы розничные цены на товары народного потребления должны были вырасти в два раза, а на хлеб – даже в три раза. Вариант был отвергнут Верховным Советом СССР.
К осени правительство вносит на рассмотрение Верховного Совета СССР третий вариант программы. Она отличается от второго более «сглаженной» реформой розничных цен. Но к этому времени был разработан альтернативный вариант программы перехода к рыночной экономике, который известен под названием «Программы 500 дней» Шаталина–Явлинского. 19 октября 1990 г. на сессии Верховного Совета СССР председатель Совмина Н.И. Рыжков говорил, что не 500 дней надо, чтобы перейти к рынку, а 6-8 лет. В 1991 г. это подтвердили и разработки экономистов в США. В связи с тем, что найти взаимоприемлемый компромиссный вариант правительственной программы и «Программы 500 дней» не удалось, были предоставлены особые полномочия Президенту СССР М.С. Горбачеву, в том числе и право издавать указы о путях перехода к рыночной экономике. В развале страны активное участие принимали: Б. Ельцин, А. Лукьянов, Е. Гайдар, В. Черномырдин, Л. Кравчук, Г. Бурбулис, Н. Назарбаев, С. Шушкевич, А. Собчак и многие другие. Из более молодой поросли разрушителей страны были: А. Чубайс, А. Кудрин, А. Собчак, Г. Попов, В. Путин, Д. Медведев, В. Матвиенко, С Шойгу и другие. Все они когда – то были носителями комсомольских и партийных билетов.
В сентябре 1990 г. Верховный Совет СССР одобрил «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». В программу заложили новый, еще не апробированный эксперимент по созданию государственной рыночной экономики. Таким образом, экономическая реформа в ХII пятилетке радикальной не стала и в том виде, в каком на словах задумывалась руководством партии и правительства СССР, оказалась разрушительной и гибельной. Граждане Советского Союза убедились так называемая «перестройка» фактически оказалась «катастройкой» и «перестрелкой», она разрушила страну, унесла десятки миллионов человеческих жизней во всех республиках бывшего Союза. Однако до настоящего времени никто ответственности за совершенные злодеяния не понёс. Россией, как и большинством республик СССР правят разрушители и истребители. Наши народы можно спасти только объединившись в единый Союз, на добровольной основе. Задача коммунистов — патриотов сделать всё зависящее от нас, чтобы прекратить дальнейшее разрушение наших братских уз и кровопролитие которое длится более 30 лет.
Член президиума ЦС РУСО, писатель и журналист В.А. Попович
13.1.2022г.