Нападение фашистской Германии на СССР явилось тяжелым испытанием для нашего народа. В конце июня 1941 г. была принята директива Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» о мобилизации сил на разгром фашистских захватчиков. В ней ставились задачи: превратить страну в единый военный лагерь; подчинить все силы и средства интересам войны; перестроить всю работу советского тыла; перевести все народное хозяйство на военные рельсы; укрепить армию и флот; перестроить всю идейно-политическую работу; развить партизанское движение на захваченной врагом территории. Эти мероприятия в полной мере коснулись и водоспасателей. Большинство членов Общества спасения на водах (ОСВОДа) ушли на фронт, часть влилась в народное ополчение.
25 июля 1941 г. руководство Союз ОСВОДа выделило Военно-морскому флоту 139 моторных катеров для обеспечения рейдовой и аварийно — спасательной службы в военно-морских базах, для транспортировки раненых и больных. О тесном взаимодействии водоспасателей и флота свидетельствует и такой факт: для удовлетворения потребностей Военно-морского флота в катерах Союз ОСВОДом был согласован вопрос с Наркоматом ВМФ об организации строительства скоростных катеров стальной конструкции на судоверфи Союз ОСВОДа. Командование флота возбудило ходатайство перед Совнаркомом СССР о постройке на судоверфи Ростова-на-Дону для нужд Военно-морского флота 25 катеров в 1941 г. и 30 катеров в 1942 г. По просьбе командования Союз ОСВОД направил в распоряжение Управления боевой подготовки Красной Армии 18 опытных инструкторов — легководолазов, которые подготовили 200 инструкторов легководолазного дела, а 61 водоспасателя — в части специального назначения. Многие среди них были жители Москвы и Подмосковья(1).
В конце июля 1941 г. вышло постановление СНК СССР, а в последующем приказ Союз ОСВОДа, согласно которым запрещалось ликвидировать или сокращать спасательные подразделения, уменьшать численность персонала станций и постов. Было рекомендовано брать на работу лиц непризывного возраста, женщин и молодежь допризывного возраста, способных нести службу в спасательных формированиях. Активизировалась пропаганда по всем направлениям деятельности службы, был усилен особый режим работы.
Так, в Московской области в спасательных формированиях были проведены 431 лекция и доклад, 428 радиопередач, 9 водных походов. О положительном опыте работе МособлОСВОДа писали газеты, вещало радио(2).
Анализ показывает, что в 1941 г. в Московской обл. работали 8 спасательных станций, 221 спасательный пост, 12 из них круглосуточно. Оперативно-спасательная работа велась в 16 районах, в том числе на Москве-реке, Клязьме, Оке, Пахре, Уче, Сенежском озере, Клязьминском, Пироговском и других водохранилищах. На обеспечении Московской областной службы спасения на водах был 31 моторный катер, 370 лодок, а также водолазное снаряжение, радиостанции и другое имущество. В это время личный состав спасательной службы насчитывала 377 человек, из которых за счет средств местного бюджета содержались 358 человек, а 19 на хозрасчете(3).
С приближением врага к столице руководством ОСВОДа ставилась задача: широко развернуть политико-воспитательную работу, проводить лекции, доклады, беседы мобилизуя членов общества на борьбу с фашистскими захватчиками; для оказания практической помощи закрепить членов президиума ОСВОДа за первичными организациями; вести кружковую работу по оборонным специальностям среди допризывной молодежи; провести специальное заседание с активом, посвященное усилению работы в военный период; широко развернуть разъяснительную работу среди населения и членов ОСВОДа посредством печати, стенгазет, радио, кино; активизировать работу по подготовке ледовых переправ, спасению караванов судов, зазимовавших во льдах, борьбе с аварийностью на флоте; установить связь с судоходной инспекцией и пароходством; усилить подготовку кадров на спасательных пунктах, проводить тренировки спасателей с учетом выполнения специальных боевых задач; по указанию военного командования шире практиковать замену мужского призывного персонала женским; пересмотреть дислокацию спасательных пунктов с учетом условий возникающих в ходе военных действий, согласуя это с военным командованием. Учитывая трудное положение на Черноморском направлении, часть водолазов Москвы и области были направлены в Севастополь, Керчь, Новороссийск и другие базы флота. Они принимали непосредственное участие в работе Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОНа) флота.
В годы войны с фашизмом водолазы принимали активную работы в подъеме кораблей, судов, барж, оружия и техники на реках: Волга, Кубань, Дон, Днепр, Неман, Днестр, Дунай, Даугава и др. Они участвовали в подводно-технических работах по подъему и восстановлению железнодорожных и шоссейных мостов, понтонных переправ, прокладке труб по дну рек для снабжения наших войск топливом и т.д. Так, в ходе боевых действий в 1941г. был поврежден ростовский железнодорожный мост через реку Дон, построенный еще до империалистической войны. В проектировании и изготовлении металлических конструкций принимали участие американские фирмы, поэтому мост получил название Американского. Русло реки было перекрыто пролетами, из которых средний пролет, длиной 67м (4). Работы по подъему были крайне сложными и тяжелыми. Однако благодаря активной работе спасателей и водолазов мост был поднят и восстановлен в короткие сроки.
Водолазы выполняли важные задания командования по очистке прибрежного дна от неразорвавшихся мин и снарядов, обследованию затонувших судов, минированию подступов к портам и причалам. Они подымали с дна рек технику, оружие, боеприпасы, выполняли другие работы. Нередко водоспасатели с оружием в руках вставали на защиту нашей земли, сел и городов.
Славной страницей в истории Великой Отечественной войны и флота вписана героическая оборона Крымского полуострова, в частности Севастополя, в которой активное участие приняли осводовцы — москвичи. Они также воевали на Балтийском, Северном и Тихоокеанском флотах, обеспечивали Дорогу жизни при доставке грузов в осаждённый Ленинград и эвакуации детей и больных на большую землю. .
После разгрома немцев под Москвой решением МК и МГК ВКП(б) от 17 февраля 1942 г. и исполкома Мособлсовета и городского Совета депутатов трудящихся от 28 февраля 1942 г. № 5/23 на спасательную службу была возложена работа по очистке водоохранной зоны Московского водопровода от трупов людей и животных, оставшихся после военных действий.
В мае 1942 г. по просьбе автобронетанкового управления Западного фронта в районе Солнечногорска, Московской области был извлечен из воды тяжелый танк КВ. По просьбе командования 751 – го авиационного полка из подмосковного озера был поднят советский самолет сбитый фашистами.
Несмотря на то, что значительная часть водолазов ушла на фронт, штатная численность практически не отличались от той, что была в от мирное время. Она пополнялась в основном за счет женщин и молодежи. Расходы на содержание МосгорОСВОДа были значительными, что в военное время создавало дополнительные трудности.
Так, по отчётным данным за 1942г. израсходовано: на содержание станций и постов – 966 857 руб. 49 коп.; на капитальный ремонт — 16 409 руб. 47 коп.; растраты и хищения кассовой наличности составили 17005 руб. После изгнания фашистов в области были восстановлены спасательные службы в 16 районах, созданы 92 первичные организации. В ОСВОД вступили 5606 человек. Легководолазная служба насчитывала 124 человека, из них старших водолазов — 22 и легководолазов — 89(5).
Одной из главных задач в работе водоспасателей в 1942 — 1944гг была организации спасения людей на воде, защите собственности, очистке водоемов от трупов, а также подготовке кадров для армии и флота. Московские осводовцы подготовили сотни специалистов водолазного дела, которые успешно работали в армии и на флоте. Так, только личным составом и водолазами аварийно-спасательной службы Краснознаменной Днепровской флотилии, где работали и специалисты ОСВОДа Москвы, с 1 по 26 сентября были разгружены и спущены на воду более двухсот боевых единиц флотилии. Подобные работы велись на реках Волга, Кубань, Дон, Днепр, Днестр, Дунай, Нева и других.
Однако, затраты на содержание спасательной службы увеличивались, а отдача снижалась. Суть в том, что большинство высококвалифицированных специалистов ушли на фронт, а их заменили женщины, подростки или лица, не имевшие должной квалификации. К примеру, на водоемах Московской области в 1943 г. было 8 спасательных станций.
Учитывая военное время, снижавшуюся эффективность службы спасения на водах и большие финансовые затраты на содержание спасательных станций и постов, Постановлением Совнаркома СССР от 18 декабря 1943 г. № 1393 служба спасения на водах была ликвидирована, а функции по охране жизни людей на водоемах возложены на судоходные инспекции Наркомречфлота и порты Наркомморфлота Советского Союза.
Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на пристанях, водных переправах, в установленных местах купания, во время проведения массовых гуляний, спортивных соревнований на воде и других мероприятий были возложены на Министерство внутренних дел СССР (НКВД). Все числящееся за спасательными станциями и постами имущество было передано Наркомфлоту безвозмездно
Исполняя Постановление Совнаркома СССР от 18 декабря 1943 г. № 1393 вышли распоряжение Мосгорисполкома от 30 декабря 1943 г. № 1808 и приказ по спасательной службе МосгорОСВОДа от 10 января 1944 г. № 180. СоюзОСВОД прекратил свою деятельность. Большинство личного состава ушло на фронт, а плавучие средства были переданы армии и флоту. Тем же постановлением от 18 декабря 1943г. № 1393 функции спасательной службы были переданы наркоматам морского и речного флота(6). В столице все движимое и недвижимое имущество передавалось пароходству канала Москва–Волга (КМВ). В связи со значительным кадровым некомплектом на станциях и постах было принято решение о приеме женщин на работу водолазами. Это способствовало улучшению положения дел с кадрами и оживило работу на станциях и постах.
Учитывая важность спасения людей на водоемах, руководство службы и города постоянно уделяло внимание водоспасателям. Даже в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны не прекращались работы по ремонту станций и постов, подготовке техники, оборудования, средств спасения к весеннему паводку и летнему сезону. Для активизации работы и повышения её качества проводились индивидуальное обучение, учебные сборы, совещания и другие мероприятия. После изгнания фашистов из Московского региона спасатели привлекались для очистки рек, прудов, озёр от трупов, техники и вооружения. Налаживалась мирная жизнь на освобожденных от врага территориях. Многие спасатели Москвы и Московского региона были поощрены командованием, а наиболее отличившиеся орденами и медалями.
1. Правила водолазной службы (ПВС-75). М., 1976. с.6.
2. Дубатовка И.Д. Проводка Краснознаменной Днепровской флотилии через Западный Буг. М.,
1947. с. 69-70.
3. Левин С.И. Из практики мостоподъемных работ. М., Судоподъем., 1947. с. 113-114.
4. Охрана труда в спасательных формированиях России. – М., 2000. с. 20.
5. 120 лет Всероссийскому обществу спасения на водах. М., 1991. с. – 14.
6. Елисеев А.М., Мушнин А.П., Плясунов В.С. и др. Московская служба спасения на водах 130 лет.- М., 2005. с.- 25.
Член Президиума ЦС РУСО, писатель, журналист В.А. Попович
11.Х. 21г.