В 2021г. году наш народ отметил скорбную дату — 80 лет фашистской агрессии против Советского Союза, а 5 декабря 2021г. – 80 лет начала разгрома гитлеровцев под Москвой. 2 февраля 2022г. наш народ – патриоты отметили 79-ю годовщину разгрома немецко – фашистских войск под Сталинградом, однако мало сказано о том вкладе, который внесли в эту победу моряки и речники нашей страны, а тем более судоремонтники и судостроители. Вместе с тем вклад этой категории советских людей в победу над врагом огромен. Судоремонт организация боевая. Корабль без ремонта – это груда металлолома. В предвоенные годы и годы войны в военном судостроении и судоремонте работали сотни тысяч людей. Они с честью выполнили поставленные перед ними задачи. Работники предприятий не только строили и ремонтировали морские и речные корабли, но выполняли и другие государственные заказы.
Так, в предвоенные годы в Советском Союзе было заложено 533 боевых корабля. Достроено и сдано флоту 312 ед. общим водоизмещением 243,2 тыс. тонн. Из них: лидеров -7, эскадренных миноносцев – 30, сторожевых кораблей -18, тральщиков – 38, мониторов речных – 8, подводные лодки типа «Декабрист» – 51, подводные лодки типа «Щука» -77, подводные лодки малые-78. В начале войны находились в постройке — 219 кораблей: линейных – 5, крейсеры – 10, эсминцы — 45/47, тральщики – 25, сетевые заградители -10, мониторы – 6, подводные лодки – 49, другие корабли и суда. Их строили на 24 заводах Наркомата судостроительной промышленности, где в 1941г. работало 100 тыс. чел. В 1941 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) поставил перед промышленностью речного транспорта задачу в кратчайшие сроки освоить производство военной продукции. Многие судоремонтные заводы переключились на её выпуск: мин, снарядов, понтонных мостов, аэросаней, авиабомб, огнемётов и другой военной продукции. Так, коллектив Звениговского завода за годы войны изготовил 95 аэросаней, 8 плавучих госпиталей, 65 тысяч авиабомб, 6 водолазных ботов.
Военная программа по судостроению на 1941г.
Классы и типы кораблей. | План | всего | Вт/ч с 22. 06. 41г. | % выпол. плана | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | По сдаче кораблей: -крейсеры легкие. | 1 | 1 | — | 100 |
— эсминцы и сторожевые корабли. — тральщики быстроходные -охотники за ПЛ (пр. 122). — подводные лодки — боевые катера (МО, ТК, БКА). — мониторы т. 1190 — тральщики катерн. — сетевые заградит. — вспомогательные и другие (буксиры баржи, катера и т.д.). | 20 7 4 48 201 1 49 5 1055 | 19 3 2 28 113 — 44 4 474 | 14 1 2 23 97 — 23 4 382 | 95 43 50 58 56 — 90 80 45 | |
2 | По закладке кораблей: — легкие крейсеры — эсминцы и сторожевые — тральщики быстроходные — охотники за ПЛ пр. 122 — подводные лодки. — боевые катера (МО, ТК, БКА). — вспомогательные Суда. | 1 17 6 56 19 250 883 | 1 17 6 8 17 121 542 | — 2 1 8 — 51 192 | 100 100 100 14 89 47 61 |
В 1941г. (в первом полугодии) сдано 13 кораблей, а во втором — 44 ед., боевых катеров — 37 и 121 единицу соответственно. Это лучшие успехи в кораблестроении за все годы войны. Вспомогательных судов и средств сдано — 98 ед. (в первом полугодии), а во втором – 382 ед. В последующем строительство кораблей и судов велось менее интенсивно.
Эвакуация судостроительных и судоремонтных предприятий
Наркомсудпрома в 1941г.
Эвакуир. завод (город) | Числен. Работ. на нач. войны | Эвакуир. специал. | Место Город | эвакуации + завод | |
1 | 189 (Ленинград) | 15500 | 614 | Горький Молотов Сов. Гавань Сосновка Молотовск Астрахань Комсомольск -на –Амуре | 112 344 263 640 402 638 199 |
2 | 190 (Ленинград) | 11500 | 264 | Сталинград | 264 |
3 | 194 (Ленинград) | 11300 | 863 | Зеленодольск Молотовск Астрахань Молотов Горький ++ Тюмень Рыбинск Ком. – на – Амуре Владивосток | 340 402 638 344 645 639 341 199 202 |
4 | 196 (Ленинград) | 4200 | 312 | Молотов Молотовск Зеленодольск Тюмень | 344 402 340 639 |
5 | 5 (Ленинград) | 2845 | 177 | Сосновка Ярославль Астрахань | 640 345 Астр.суд.вер. им. Кирова НКРП |
6 | 363 (Ленинград) | 2200 | 620 | Балаково Молотовск Тюмень | 661 402 639 |
7 | 370 (Ленинград) | 2600 | 84 | Балаково Горький Молотовск | 661 646 ++ 402 |
8 | 198 (Николаев) | 22500 | 4500 | Астрахань Молотовск | 638 402 |
10 | 200 (Ленинград) | 10800 | 1457 | Астрахань Мордовщики | 638 342 |
11 | 201 (Севастополь) | 6937 | 4500 | Астрахань Туапсе Поти | 638 СРЗ им. Ф.Э. Дзержинск. НКМФ Своб. площ. |
12 | 300 (Киев) | 3935 | 1460 | Зеленодольск | 340 |
13 | 532 (Керчь) | 1226 | 526 | Тюмень Молотов | 639 344 |
+ Небольшие группы были направлены на ССЗ и СРЗ НРФ в Куйбышев, Омск, Новосибирск, Красноярск в Архангельск и другие места дислокации судостроения и судоремонта.
++ Вероятно еще СРЗ «теплоход» и им. 25 октября. Как видим всё было четко спланировано и продумано до мелочей.
Стоимость постройки кораблей ВМФ довоенных проектов
Корабли | Стоимость, млн. руб. | |
1 | Линейный корабль пр.23 | 1180 |
2 | Тяжелый крейсер | 850 |
3 | Лидеры пр. 1 и 38: -на заводах европейской части страны — на заводах Дальнего Востока | 29,1 – 38,7 52,15 – 52, 25 |
4 | Эскадренные миноносцы пр.7: -на заводах европейской части страны — на заводах Дальнего Востока | 20,4 – 27,35 37,65 – 41,95 |
5 | Подводные лодки: | |
ХII серии | 3,8 | |
ХV серии | 5,5 | |
Х серии | 7,7 | |
IХ | 11,0 | |
ХIII | 13,0 | |
ХIV | 26,6 |
Постановлением ГКО от 13 июля 1939г. наркомату строительства (НКС) предусматривалось построить на КБФ, ЧФ, ТОФ по одному сухому доку для линкоров типа «Советский Союз».
Количество кораблей и судов, построенных судостроительной
промышленностью СССР с 1921-1945гг.
классы и тип. кораб. и удов | вост. | 1-я пят –ка | 2-я пят-ка | 3-я пят-ка | постр. до 22.6.41г | в поср. 22.6.41г | постр.за г. ВОВ | |
1 | Лин. кор. тяж. крей. | — | — | — | — | — | 5 | — |
2 | Крейсер. | 1 | 2 | — | 4 | 7 | 10 | 2 |
3 | Лид.,эсм | 5 | 2 | 1 | 36 | 44 | 48 | 18 |
4 | Под.лодки: | |||||||
большие | — | 7 | 13 | 15 | 35 | 12 | 10 | |
средние | — | — | 72 | 22 | 94 | 50 | 23 | |
малые | 4 | — | 52 | 26 | 78 | 33 | 21 | |
5 | Стор. кор. | — | 7 | 13 | 2 | 22 | 16 | 2 |
6 | Тральщ. | — | — | 6 | 32 | 38 | 25 | 96 |
7 | Мониторы | — | — | 8 | — | 8 | 6 | 2 |
8 | Заградит. | — | — | 1 | — | 1 | 10 | 4 |
9 | Боев. кат. | 3 | 87 | 276 | 315 | 672 | 100 | 677 |
10 | Кат. трал. | — | — | — | 20 | 20 | — | 337 |
11 | Дес. суд. | — | — | — | 10 | 10 | — | 301 |
12 | Всп. суда | — | — | 1 | 13 | 4 | 4 | 4 |
13 | Танкеры | 6 | 12 | 10 | 2 | 28 | 2 | — |
14 | Сух., лес. | 5 | 37 | 35 | 3 | 80 | 11 | 2 |
14 | Рудовоз. | — | 4 | — | 2 | 6 | — | — |
15 | Лед. тран. суд. | — | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 |
16 | Реф. суда | — | 13 | — | — | 13 | — | — |
17 | Пас. суда | 1 | 12 | 6 | 2 | 21 | — | — |
18 | Мор.барж, лих,шалан. | 2 | 40 | 50 | 110 | 200 | — | 170 |
19 | Ледоколы | — | 1 | — | 3 | 4 | 2 | 2 |
20 | Гид.НИС. | — | — | 9 | 19 | 28 | — | — |
21 | Мор.рей. буксиры | 1 | 42 | 80 | 80 | 100 | 20 | 13 |
22 | Рыб. траулеры | — | 20 | 30 | 3 | 50 | 1 | 1 |
23 | Прочие сам.суда | — | 500 | 600 | 800 | 1900 | — | 629 |
24 | Реч. сам. суда | — | 184/45 | 432/138 | 352/65 | 986/249 | — | 54/12 |
25 | Суд. тех. флота | — | 7 | 42 | 30 | 80 | 6 | — |
26 | Кат. всех назначен. | — | 320 | 500 | 650 | 1470 | — | 1200 |
Кроме этого строились речные несамоходные баржи и некоторые другие корабли и суда для нужд флота.
Строительство кораблей по планам (1942-1944гг.).
Классы кораблей | 1942г. п/ф | 1943г. п/ф | 1944г. п/ф | Всего | |
1 | Легкие крейсера | 1/1 | 1/- | 1/1 | 2 |
2 | Эскадр. минонос. | 3/3 | 3/2 | 3/- | 5 |
3 | Под. лодки | 26/13 | 16/11 | 12/5 | 29 |
4 | Стор. корабли | — | 2/- | 2/1 | 1 |
5 | Тральщики | 5/1 | 4/1 | 2/1 | 3 |
6 | Больш. охотники | 29/3 | 20/1 | 24/9 | 13 |
7 | Мониторы | 2/1 | 2/1 | — | 2 |
8 | Боев. кат. (МО, ТКА,БКА) | 198/62 | 335/177 | 290/216 | 455 |
9 | Кат. тральщ. | 143/80 | 112/93 | 145/123 | 296 |
10 | Вспомогательные суда и пл./средства | 721/508 | 435/403 | 346/205 | 1116 |
В годы войны военным судоремонтом (кроме капитального ремонта и модернизации) занималось Техническое управление ВМФ. Его возглавлял инженер-контр-адмирал (затем инженер — вице-адмирал) А.Г. Орлов. 29 апреля 1945г. руководителем ТУ назначен инженер-контр-адмирал А.Н. Савин. В составе ТУ ВМФ были отделы, которые занимались вопросами ремонта кораблей и судов (2-й — ремонтных) и (4-й — судоремонтных предприятий). На флотах ремонтом занимались технические отделы (ТО), которые состояли из: мобилизационного, ремонтного, эксплуатационного, судоремонтных предприятий, оборудования и запасных материалов, энергетического, снабжения и др.
26 июня 1941г. вышло распоряжение СНК СССР разрешающее разбронировать судоремонтные материалы на предприятиях наркоматов судостроительной (НКСП) и рыбной (НКРП) промышленности, морского (НКМФ), речного (НКРФ) и Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), расположенных на театрах военных действий. Обязывали эти наркоматы ремонтировать корабли по требованию военных советов флотов.
В войну резко возрос объем судоремонтных работ. В первый год войны было отмобилизовано 938 ед., однако оборудование и вооружение по мобилизационному плану поступило только на 373 ед. Многим призванным в ВМФ судам из министерств и ведомств требовался средний, а то и капитальный ремонт. Из-за отсутствия должно технической базы заводы не были готовы выполнить требуемый объем судоремонтных работ.
Так, стояла задача срочно оборудовать корабли и суда обмотками размагничивания для защиты от неконтактных мин. В 1941г. такое устройство получили 92 корабля, а к 1945г.- 237 кораблей и судов. Резко возрос объем работ по ликвидации боевых и навигационных повреждений. За годы войны такие повреждения получили 1697 ед., в т.ч: надводные корабли-376, ПЛ-136, боевые катера-780, вспомогательные и транспортные суда – 403. По воюющим флотам эти повреждения распределились: БФ-1071, ЧФ-471, СФ-155ед.
Другая причина ухудшения судоремонта заключалась в потере больших территорий с находившимися на них предприятиями судостроения и судоремонта. Условия военного времени резко ухудшили планирование и снабжение материалами и ЗИП. Из-за бомбардировок противника имели место значительные потери рабочего времени. Так, на КМЗ они достигли-20%, по Мурманским мастерским-13%, В 1942г. в среднем по заводам, потери составили -12,5%, а в 1943г.-9, 25%.
Капитальный и восстановительный ремонт НК и ПЛ в годы войны (1941-1945гг.).
Тип корабля | Всего сдано | КБФ | ЧФ | СФ | ТОФ | БВФ | |
1 | Кап. и авар. вост. ремонт: | ||||||
-лидеры | 3 | 3 | — | — | — | — | |
-крейсеры | 6 | 5 | 1 | — | — | — | |
-лид. и эсмин. | 25 | 24 | 1 | — | — | — | |
— подлодки | 114 | 75 | 5 | — | 34 | — | |
-тральщики | 18 | 18 | — | — | — | — | |
-боев. вспом. суда и катера | 341 | 316 | 3 | — | 1 | 11 | |
2 | Текущ. гар. ремонт: | ||||||
— крейсера | 1 | — | 1 | — | — | — | |
-лид. и эсмин. | 18 | — | 2 | 2 | 14 | — | |
— стор. корабли | 4 | — | 2 | — | 2 | — | |
-подлодки | 50 | — | 14 | — | 36 | — | |
тральщики | 2 | — | 2 | — | — | — | |
3 | Вспом. /суда | 3 | — | 3 | — | — | — |
а). Аварийно — восстановительный и текущий ремонты проводились в укороченные сроки, чем в мирное время. Так, восстановление на заводе №189 (Ленинград) крейсера «Максим Горький» подорвавшийся на мине в первый день войны, изготовление новой носовой оконечности произведено в рекордно – короткий срок – 43дня. б). На заводе №194 проведена модернизация 26 торпедных катеров «Г-5» со сменой обшивки, в течение 2,5 мес. В мирное время на эти работы требовалось 6 мес. в). Проведена обрезка кормы крейсера «Молотов» на плаву, включая подводную часть с пристыковкой кормы крейсера «Фрунзе».
Крупные и частые повреждения боевого характера, имели место на черноморских и балтийских кораблях, у северян – реже. На СФ значительно больший объем работ вызывали навигационные аварии и повреждения полученные в результате штормов, ледяных заторов, как следствие трудных условий плавания, сурового климата, длительной полярной ночи, сложного гидрометеорологического режима, недостаточной прочности корпуса эскадренных миноносцев и недоработки судовых устройств ПЛ. Поэтому, судоремонтниками проводились большие корпусные работы по укреплению корпуса эсминца, замене трубок в котлах, аварийному ремонту главных турбин и вспомогательных механизмов.
Достойно трудились военные судоремонтники Волжской речной флотилии в 1942-1943гг. В состав флотилии входили канонерские лодки, переоборудованные из буксирных пароходов, бронекатера, катера МО-4 и катера тральщики специальной постройки. Флотилия не имела собственных ремонтных средств, ремонтировалась на волжских заводах НКРФ. В 1942-1943гг. ремонт кораблей флотилии проводился силами волжских судоремонтных предприятий — НКРП, НКРФ, НКЛП, находившихся в районе зимовки кораблей и на предприятиях НКСП, НКАП, наркомата нефтяной промышленности и мастерских флотилии. Большие трудности вызывал ремонт кораблей на необорудованных стоянках. Для выполнения ремонтных работ к таким кораблям направлялись ремонтные бригады. В 1943г. флотилия имела три плавучих мастерские со штатом по 50 чел. и две подвижные мастерские на автомашинах. Плавучие мастерские имели свои электростанции, станочное оборудование, устройства для зарядки аккумуляторов, компрессоры и другое оборудование. По ходу наступления наших войск, судоремонтную базу ВВФ перевели на другие формируемые речные флотилии.
В годы войны судоремонтники СФ установили на корабли и суда 220 зенитных орудий и 75 пулеметов, 19 кораблей и семь ПЛ получили британские гидроакустические станции «Дракон», а шесть отечественные «Тамир». Количество отремонтированных всеми видами ремонта (капитальный, средний, текущий, навигационный, аварийный) кораблей на СФ (с 22.06 1941г. по 1.04 1944г, без учета Беломорской флотилии) составило: ЭМ-73, ПЛ-289, СКР тербинные-32, СКР и ТЩ типа РТ-268, боевые катера-197, вспомогательные суда -225, иностранные суда-137 ед. В 1941-1944гг. на Черноморском флоте прошли разные виды ремонта — 1509 кораблей и 180 кораблей доковый ремонт. В том числе: капитальный-39; средний-72; текущий – 276; аварийный-267; аварийно – боевой -247, навигационный – 608 ед.
Судоремонтники КБФ за годы войны отремонтировали различными видами ремонта 4357 кораблей и судов, а от доковали в 1942-1945гг. – 854 корабля. В том числе: в 1941г. – 765 ед.; в 1942г.-682ед. и 192 от доковано; в 1943г. плановый ремонт прошли 800 кораблей и катеров, аварийный и навигационный 304; доковый-253 ед. ; в 1944г. -311 кораблей и катеров. Кроме этого, 912 катеров прошли аварийный и навигационный ремонт, а 285 кораблей докование. В 1945г. до окончания боевых действий завершен ремонт 36 кораблей, 516 катеров и 21 вспомогательное судно, от доковано 124 корабля.
В 1945г на ТОФ обеспеченность судоремонтом составляла 71%, в том числе: в главной базе — 65%, в Советской Гавани-81%, в Николаевске-на-Амулре-43%, в Петропавловске-Камчатском-100%. В ходе скоротечных боевых действий на ТОФ и КАФ больших повреждений кораблей не было. Для срочного судоремонта использовались плавучие мастерские и станции подводного судоремонта. По окончанию боевых действий был организован ремонт наших кораблей в китайских портах.
Несмотря на трудности военного характера судостроители и судоремонтники выполнили поставленные перед ними задачи. Так, план судоремонта (в тыс. руб.) выполнен на 98,9%. За 1941-1945гг. численность производственных рабочих в судоремонте на предприятиях ТУ ВМФ выросла на 12, 3%, производительность труда рабочих на 18,6%, среднегодовая выработка на одного рабочего в 1945г. составила 27 382 руб. За годы войны судоремонтными предприятиями и ТУ ВМФ было отремонтировано -8815 кораблей и судов различных классов, в т.ч.: СФ-1642 ед., КБФ-4257, на ЧФ -1509 ед. Судоремонтники с честью выполнили поставленные перед ними задачей по восстановлению и поддержанию боеготовности кораблей и судов, чем внесли огромный вклад в нашу Победу над фашизмом.
По окончанию Великой Отечественной войны в связи с созданием атомного, океанского флота по решению И.В. Сталина было создано Главное управление судоремонтных заводов ВМФ. Это был мощнейший Главк в структуре Военно-Морского флота, который обеспечивал надёжную боеготовность нашего флота. Однако, после развала Советского Союза эта структура была ликвидирована, а большинство военных судоремонтников уволено. Коснись непредвиденных обстоятельств (боевых действий) восстанавливать повреждённые боевые корабли будет некому и нечем.
Член президиума ЦС РУСО, инженер – судомеханик, писатель и журналист
В.А. Попович
4.02. 22г.