Россия не только огромная морская, но и речная держава. В предвоенные годы на территории СССР-России протекало десятки тысяч больших и малых рек. Среди них такие огромные водные артерии как Волга, Днепр, Днестр, Буг, Москва-река, Обь, Лена, Енисей, Амур и другие. В предвоенные годы протяженность водных путей, эксплуатировавшихся речным транспортом составляла 106,3 тыс. км. В систему Народного комиссариата речного флот СССР входили 39 речных пароходств, 20 бассейновых управлений пути, сотни портов и пристаней, более 210 судоремонтно-судостроительных заводов, верфей и мастерских. Как и весь наш народ, речники внесли огромный вклад в разгром фашизма.
С началом войны тысячи сециалистов речного транспорта ушли на фронт. Так, только за первых три месяца войны численность работников речного транспорта сократилась на 48 тыс. чел. Причины: уход на фронт; передача судов вместе с экипажем военным флотилиям; гибель экипажей и судов в фронтовой полосе и др. Проблема комплектования судов, портов и заводов новыми работниками решался за счет привлечения на производство женщин, молодежи, пенсионеров — ветеранов труда. Благодаря принятым мерам речники центральных бассейнов успешно справились с задачей по перевозке в глубь страны людей и грузов. Наркомат речного флота страны принял неординарные меры по защите водных преград. Река Волга стала границей, переход за которую был равносилен поражению в войне с фашистами.
В первые дни войны часть пароходств: Выборгское, Нямунское, Западно-Двинское, Чудское, Днепро-Двинское оказались в полосе наступления фашистских войск и к ноябрю 1941 г. прекратили работу. Однако более тринадцати пароходств (Северо-Западное. Шекснинское, Беломорско-Онежское. Московско-Окское, канала Москва – Волга, Верхне-Волжекое, Средне-Волжское, Нижне-Волжское, «Волготанкер», Днепровское, Доно-Кубанское и др.) находилось в зоне боевых действий, пополняя боевой состав флота. Адмирал флота Н. Д. Сергеев писал: «В пополнении флотилий в особенности вновь сформированных судами и комплектовании их личным составом значительная роль принадлежала речникам. Без преувеличения можно сказать, что многие успешные операции, проводившиеся на речных и озерных театрах военных действий, было бы невозможно или крайне трудно выполнить без транспортных средств… Речной флот страны в годы войны передал около тысячи транспортных судов для переоборудования их под боевые корабли и вспомогательные военные суда».
Речники активно помогали фронту, они выполняли воинские перевозки, переправляли войска и боевую технику через водные преграды, осуществляли эвакуацию населения и материальных ценностей, участвовали в высадке десантов. Первых войну встретили речники южных бассейнов и сыграли важную роль в переброске войск 9-й армии через Днестр. Военное командование отмечало слаженную и бесперебойную работу переправ, что позволило материальную часть и войска прикрытия снять с правого берега и оперативно перебросить на левый. Вместе с речниками активно работали водолазы и спасатели.
Командование предъявляло к речному транспорту повышенные требования: в кратчайшие сроки обеспечить переброску войсковых соединений и материальной части. В ряде бассейнов воинские и эвакуационные перевозки продолжались до полного ледостава. Активно работали речники на реках Днестре, Днепре, Дону, Волге, Оке, Москва – реке, Неве, Печере, Каме, Кубани и других. «Нельзя было упустить ни одного дня навигации по еще не скованной льдом Оке, — пишет генерал Н. А. Антипенко. — Ранние морозы угрожали ледоставом. День и ночь загружались баржи и отправлялись в сторону Горького. Какое только имущество не проследовала в этом направлении». С июля и до конца навигация 1941 г, речным флотом прифронтовых бассейнов перевезено 870 тыс., т. грузов и более 2 млн. человек, не считая перевозок на переправах. Генерал-лейтенант, д.в.н. И. В. Ковалев, который во время войны был народным комиссаром путей сообщения, начальником ВОСО Генерального штаба, членом транспортного комитета при Государственном Комитете Обороны, писал: «…переправы, созданные речниками во многих пунктах на крупных реках в прифронтовой полосе, существенно помогли эвакуации и сберегли немало человеческих жизней… паромные переправы и наплавные мосты, сооруженные речниками, помогли тысячам советских людей избежать фашистской неволи».
Работа оказалась трудной, так как флот и береговые устройства по своему техническому состояний были мало приспособлены к таким перевозкам. По этому поводу И. В. Ковалев отмечает: «…первые месяцы войны вскрыли слабую подготовленность речного транспорта к подобному испытанию, и только самоотверженный труд речников компенсировал недостатки». Исключительно велика роль речного транспорта в героической обороне Ленинграда. В конце августа 1941 г. немцы перерезали последнюю железнодорожную линию, соединявшую город со остальной страной. Снабжение фронта и населения, эвакуация материальных ценностей и людей стали возможны только через Ладожское озеро. Уже в 1941 г. на речных судах по Ладоге было доставлено в осажденный город более 50 тыс. т грузов, из которых половина — продовольствие, а вывезено 30 тыс. ленинградцев и раненых воинов, 10 тыс. т ценных грузов. В апреле 1942 г. Государственный Комитет Обороны направил областным и краевым комитетам партии и исполкомам телеграмму с требованием оказать речникам помощь в подготовке навигации. В ней подчеркивалось «исключительное значение речного транспорта в условиях войны».
Действуя в прифронтовой обстановке располагая немногочисленным флотом, коллектив Беломорско — Онежского пароходства (руководил А.В. Тимофеев), эвакуировал за три с половиной месяца более 270 тыс. чел. и около 200 тыс. т разных грузов. За навигацию (во второй год войны), через Ладогу перевезено 267 тыс. чел. для пополнения оборонявшихгород, а также 750 тыс. т грузов, в том числе 350 тыс. т продовольствия; в обратном направлении эвакуировано 528 тыс. человек и 270 тыс. т грузов. По водному пути перевезли почти вдвое больше грузов, чем зимой по ледовой «дороге жизни», причем 85% грузов — на не ледоходных судах Северо-Западного пароходства.
Командовавший Ладожской военной флотилией капитан 1 ранга В. С. Чероков отмечал: «Флотилия и пароходство представляли единый боевой и производственный организм… Сработанность двух организаций (военной и гражданской) дала возможность в максимальной степени использовать на транспортных перевозках как военные, так и торговые суда». Под ударами авиации противника, артиллерийскими обстрелами, в условиях жестоких осенних штормов, в битом льду, неся потери в судах и людях, речники достойно выполняли свой долг. Политотдел Ладожской военной флотилии дал такую оценку боевой работе речников: «Личный состав Северо-Западного речного пароходства (СЗРП) на перевозках работал исключительно хорошо, мужественно и самоотверженно. Большинство матросов, особенно на буксирах, это молодежь в возрасте 16—18 лет, но за летнюю навигацию они превратились в заправских моряков».
Активные действия авиации противника вынудили прекратить движения судов в светлое время суток. Судоводители проявляли большое искусство, пролагая судам путь ночью по узким фарватерам, вдоль побережья озер при отсутствии световых знаков навигационного ограждения. Речники трудились не покладая рук, днем и ночью, дабы выполнить поставленную перед ними задачу. К примеру, на Ладоге за отличные успехи экипажу речного буксирного парохода «Буй» было вручено Красное знамя, надпись на котором гласила: «От Военного совета КБФ — передовому кораблю СЗРП за самоотверженную работу по перевозке грузов для героических защитников г. Ленинграда». Наряду с обычными перевозками речные пароходства обеспечивали эвакуацию населения и раненых солдат, переправу войск, военной техники, топлива и боеприпасов, продовольствия на военных рубежах, принимали непосредственное участие в высадке десантов в тяжёлых боевых условиях. Суда работали до тех пор, пока войска продолжали вести бои с врагом. При этом немало людей и пароходов погибло. Героические действия речников в прифронтовой зоне приравнивались к боевым подвигам. Большой вклад речники внесли в обеспечение перевозок при обороне Москвы.
Тысячи телеграмм приходили от речников, находящимся в рейсе. «Готовы выступить на защиту Родины», — заявила команда парохода «Советский Север» Нижне-Иртышского пароходства. «Считаем себя мобилизованными!» — такое решение принял экипаж парохода Камского речного пароходства. Так, из состава коллектива Средне-Волжского пароходства добровольно ушли на фронт около 500 чел., с Верхневолжского завода более 400 человек, столько же – с небольшой пристани Тобольск на Иртыше. В ряды армии и флота влилось больше половины коммунистов Ленинградского речного порта. Из 1920 комсомольцев Северо-Западного бассейна надели военную форму 900 чел. В связи с празднованием 75 лет Победы власть держащие ведут активную работу с целью показать свою любовь к ветеранам войны и труда. При этом поганят высокое имя настоящих коммунистов, комиссаров тех, кто первыми подымался в атаку на врага. Перевертышам верить нельзя, ибо они ненавидят наш народ и все, что связано с его социалистическим и героическим прошлым. А ведь многие из них носили партийные билеты членов КПСС (Путин, Матвиенко, Медведев, Патрушев, Терешкова, Моисеев, Ермаков, Куликов) и многие другие. Они клялись в верности ленинским идеям «молились на Ленина», а когда надо было встать на защиту СССР -России (как это делали старшие товарищи в годы войны), с легкостью предали социалистические идеалы. Теперь они стоят возле задрапированного мавзолея В.И. Ленина и приклоняются не Красному Знамени, а тому, под котором маршировали власовцы
Фашистские войска заняли г. Калинин 14 октября 1941г. Они надеялись захватить плавучие средства, однако обнаружили там только старые, негодные к эксплуатации суда. Так, из пристани г. Калинина было отправлено 100 тыс. чел. и 60 тыс. тонн разных грузов, включая заводское оборудование. Другой крупный поток эвакуированных, двигался на Волгу по Оке из Москвы. Эвакуация из столицы началась в июле 1941г. Подлежали эвакуации в глубь страны старики, женщины, дети, больные, а также вывозились учреждения и организации, пребывание которых в Москве, не вызывалось необходимостью. Перевозки по Подмосковным рекам осуществлялись днем и ночью. Активно работали специалисты спасательных станций и постов. Ушедших на фронт мужчин на флоте заменили юноши и девушки из речных династий.
Молодёжь одновременно овладевала необходимыми речными профессиями (моториста, судоводителя, судомеханика, водолаза, связиста), готовясь к отправке на фронт, изучала материально-техническую часть вооружения. С призывом к девушкам идти работать на суда обратилась рулевой парохода «К. Маркс» Рая Власова. Капитанами речных судов стали З. Савченко в Нижне — Амурском пароходстве, В. Карагаполова в Нижне — Иртышском пароходстве, А. Караваева и М. Попова в Волжском речном пароходстве и др. Из-за большого потока эвакуируемого население приходилось в разы превышать допустимые нормы перевозки, что безусловно было небезопасно. Так, речники волжского теплохода «Парижская коммуна» при вместимости судна в пятьсот пассажиров брали на борт в 6-7 раз больше. Внимание, чуткость и забота, которую проявляли речники в ходе перевозок, вызывали бодрость, улучшали настроение, уменьшали горечь которую испытывали люди оставившие родные места и нажитое имущество. На многих судах были сформированы семейные экипажи. Так, на пароходе «Ваня-коммунист» работала семья Тумановых: отец Иван Куприянович – механик, его жена Зинаида Ивановна и сын Виктор – кочегары, дочь Валентина – масленщик. На барже «Апшерон» пароходства «Волготанкер» у шкипера С.П. Шурупова работали жена и трое их детей.
Подростком, после окончания 8 класса, пришел матросом на теплоход «Уралнефть» В. Пермяков. Капитаном теплохода был его отец Василий Ильич. «Как обычно, — вспоминает Владимир Пермяков, — встречали мы отца всей семьёй, когда теплоход «Уралнефть» пришел в Астрахань». После объятий отец объявил: «В следующий рейс пойдем всей семьёй. Мать начнет работать матросом, Володя тоже будет зачислен на судно на штатную должность матроса. Ведь на судне не хватает трети команды». В условиях военного времени подобная практика привлечения на работу близких себя оправдала. Семейные команды, работали добросовестно, с огоньком, в коллективах повысилась производительность и качество работы.
Молодые парни и девушки пришедшие на суда, спасательные станции и посты быстро овладевали флотскими профессиями. Они работали по 12 часов в сутки, включая ночные вахты, и блестяще справлялись с возложенными обязанностями. По указанию руководства и с помощью активистов для улучшения обслуживания эвакуируемого населения на пристанях выделялись дополнительные дебаркадеры, открывались медпункты, агитпункты, пункты питания, буфеты. Здесь важная роль отводилась молодежи работающей на спасательных станциях постах и речном флоте. Основная нагрузка легла на Московско-Окское пароходство (начальник В.Н. Карпов), на Волгу суда могли прийти только одним путем – по Москве – реке и Оке: окончание строительства Угличского шлюза, начатого во второй половине тридцатых годов несколько затянулась. Многочисленные трудности возникали из-за недостаточной пропускной способности устаревших грузов Москворецкой системы. Судов не хватало, из-за большой осадки суда использовать на 60% грузоподъемности.
Правительство высоко оценило работу речников-судоремонтников по выполнению оборонных заказов, наградив их орденами и медалями СССР. Среди награждённых: Я.Л. Левин – главный инженер завода имени Бутякова, М.И. Кузьмин – директор завода имени Молотова, А.М. Воробьев – директор завода имени Парижской коммуны, А.А. Курочкин – директор Городецкого механического завода. Большую работу выполнил коллектив Днепровского пароходства. Речные суда широко использовались для перевозки воинских и эвакуационных грузов. Население и грузы вывозились главным образом в Днепропетровский и Запорожский порты, а оттуда — на восток по железным дорогам. В июле, по неполным данным, флот пароходства эвакуировал 129 тыс., т. зерна, сахара, металла и других ценных грузов. Для буксировки сухогрузных барж использовались и пассажирские пароходы. По решению ЦК КП (б) Украины, обкомов партии и военного командования Днепровское пароходство организовало многочисленные переправы через крупные водные рубежи. Летом 1941г. на переправах работало половина транспортных судов.
В середине июля Государственный Комитет Обороны предложил для усиления перевозок нефти на Дону перебросить с Днепра наливные баржи с буксирами. В эту группу судов вошли три колёсных буксира – «Кузбасс», «Кренкель», «Мануильский» и два газохода. Возглавил экспедицию капитан-наставник Черноморского пароходства Г.В. Баглай. В Херсоне речные суда спешно готовили к плаванию морем, 6 и 8 августа они вышли в поход. В районе узкого выхода из Днепровско — Бугского лимана в море подорвались на вражеских минах и затонули пять барж, одна погибла от бомбардировки с воздуха. Остальные суда экспедиции через десять дней достигли Ростова-на-Дону. Паровые и моторные суда демонтировали, а снятые детали отправляли в тыл или зарывали в землю. Перед отходом наших войск большинство перегрузочных механизмов речники выводили из строя. Почти все основное оборудование и материалы судостроительных и судоремонтных заводов Днепровского бассейна удалось эвакуировать в тыл страны.
22 июля, фашистская авиация произвела первый налет на Москву, Калинин, Рязань и ряд других приречных городов Московского бассейна. На территорию Северного порта столицы в конце июля и августа было сброшено большое количество зажигательных и несколько фугасных бомб. Портовые команды противовоздушной обороны, состоявшие из рабочих и служащих, активно участвовали в тушении возникавших пожаров. Так же было и в Западном порту. Никто не оставлял свои рабочие места даже в момент массированного налета. Самоотверженно трудились железнодорожники и речники. Одних увозили на фронт, а других в тыл.
По решению Государственного Комитета Обороны началась эвакуация населения Москвы, главным образом детей, женщин и стариков. Переводились в глубокий тыл важнейшие предприятия. Эту трудную задачу в значительной степени решали речные суда, которые одновременно должны были перевозить грузы для фронта, для промышленного и другого хозяйства столицы. Усиленными темпами шло строительство Угличского и Рыбинского шлюзов. Суть в том, что до ввода в строй Угличского шлюза эвакуация из Москвы шла в основном через Москворецкую систему, мало пригодную для массового пропуска судов. Транспортные суда работали на участках Москва-Горький и Москва-Рязань, не выходя на Волгу и Каму. В Рязани и Горьком находились основные перевалочные пункты. Масштабы речных перевозок были большие. Так, через Московский порт отправлено столько грузов, сколько хватило бы их для загрузки 2000 железнодорожных составов. Пристань Калинин в августе, сентябре и первой декаде октября отправила свыше 55 тыс. тонн эвакуационных грузов.
В августе — сентябре 1941г. эвакуация населения из Москвы замедлилось. Так, в августе было эвакуировано 26 тыс. москвичей, а в сентябре – 9 тыс. население покидало столицу неохотно. На речных судах в июле вывезено 33,7 тыс.тонн груза, в августе – 41, а в сентябре – 24 тыс. т. были дни когда у Южного порта одновременно находилось 30 несамоходных судов. К концу сентября столица получила глубоководный и более короткий путь на Волгу. Так, с 22 сентября 1941 года Угличские шлюзы начали пропускать суда по каналу Москва – Волга, открылось важное движение по воде. С введением этого узла была выполнена задача, поставленная ХVIII съездом партии. Это позволило улучшить снабжение столицы, обеспечить связь с многими регионами страны. Зачасту суда подавались прямо к расположенным по берегам Москвы – реки предприятиям. Осенью поступило указание об эвакуации оборудования портов, мастерских, механизмов канала Москва – Волга.
Важным событием дя речников столицы стало состоявшееся 13 октября 1941г. экстренное собрание партийного актива Москвы, а котором с докладом «О текущем моменте и задачах московских большевиков» выступил секретарь ЦК, МК и МГК ВКП (б) А.С. Щербаков. Партийный актив призвал коммунистов, комсомольцев, всех трудящихся столицы усилить помощь фронту, отдать все силы для защиты Москвы. В принятом документе говорилось: «Актив выражает уверенность, что и в этом новом испытании Московская организация покажет себя как подлинно большевистский отряд нашей партии, сплотить трудящихся Москвы на упорную и беспощадную борьбу против немецко – фашистских захватчиков, на организацию победы».
19 октября было опубликовано постановление Государственного Комитета Обороны о введении осадного положения в Москве. Комитет призвал население столицы к героической защите родного города. И как всюду, речники приняли участие в строительстве укреплений. Следует особо отметить работу отряда управления Московско-Окского пароходства и Северного порта. Они самоотверженно работали в октябре и ноябре на строительстве оборонительных сооружений и огневых точек у Малоярославца, в непосредственной близости к фронту. В отряд входили и молодёжь, и пожилые — шестидесятилетние капитаны-наставники Челышев и Ручнов подавали пример остальным. Флот Московско-Окского пароходства и канала Москва-Волга продолжал эвакуационные перевозки, выполнял специальные задания военного командования. Часть судов передали в распоряжение командования армии и флота. Речники работали на переправах Москвы, Серпухова, Горького, Рязани, Калинина, Калуги и других.
В начале декабря враг вышел к каналу Москва-Волга, на линию Красная Поляна – Крюково. В этих трудных условиях речники образцово выполняли поставленные перед ними задачи. Вот несколько примеров, характеризующих работу речников Московского бассейна. Капитану парохода «Макар Мазай» М. Мочалову было дано задание -перевести суда, оставшиеся в Северном порту, в Хлебниково. Лед на канале уже достигал 20 см. Несмотря на это, пароход с караваном немедленно отправился в путь. Машина парохода «Макар Мазай» работала с перебоями. Обычно рейс из Северного порта до Хлебникова продолжался 45 минут, а на этот раз ему понадобилось на тот же путь около 14 часов. Это была труднейшая борьба со стихией, но задание было выполнено. Военное командование поставило перед речниками задачу – увести из Серпухова флот вниз по Оке, так как пристань уже обстреливалась орудийным огнем врага.
10 ноября караван вышел из Серпухова по направлению к Кашире. В его составе были буксировщики «МОПР», «Донбасс» и «Бригада», пассажирский пароход «Робеспьер» и несколько несамоходных груженых судов. Шли во льдах, с трудом отвоевывая каждый километр. У Пушкинского переката река покрылась наиболее прочным льдом. На помощь речникам пришли саперы и взорвали лёд. Организацию перевозок осуществлял уполномоченный Коллегии НК РФ М.Н. Чеботарев с небольшой группой. По каждому загружаемому и отправляемому в рейс судну или барже вопрос согласовывался с заместителем председателя СНК А.И. Микояном или А.Н. Косыгиным. Об активности перевозок свидетельствуют такие цифры, что только по Оке первые дни ноября отправлено 88 тыс. т различных грузов. Для разрушения льда применяли различные способы в том числе привлекали саперов. В Москву с Верхней Волги, Унжы, Суры, Ветлуги, Оки были стянуты десятки пассажирских судов. Основными пунктами отправки людей и грузов стали Южный речной вокзал и Южный порт. Только за июль 1941г. на отправленных из столицы 218 пассажирских судах было эвакуировано 110 тыс. чел.
Максимальный объем перевозок по Верхней Волге достиг в октябре когда численность эвакуированных составила более 180 тыс. чел. И все же десятки тысяч людей ожидали отправки. Так, к второй декаде октября скопилось в Кинешме около 12 тыс. чел., а в Рыбинске и Ярославле по 14 тысяч. В это же время из Москвы в Горький своим ходом прибыло около 8 тыс. чел., а также машины с оборудованием заводов. Речники отправляли машины в низовье Волги на баржах Волготанкера, возвращавшиеся обратно порожними. Таким образом было перевезено их Горького 3,5 тысяч единиц автотранспорта. Об интенсивности перевозок свидетельствует то, что за летне-осенние месяца первого года войны коллектив Верхне-Волжского пароходства (руководитель – А.Н. Вхтуров), перевез 612,8 тыс. эвакуируемых. План 1941г. по пассажиро — километрам был перевыполнен в 2,4 раза, из них 40% составили эвакоперевозки. Кроме этого флотом перевезено более 135 тыс. тонн имущества, военных и гражданских грузов. В войну речной флот стал главным в разгрузке железой дороги.
Флот спешно готовили для перевозки людей и все же : суда подвергали тщательной санитарной обработке, пароходы обеспечивались дополнительным запасом продовольствия и медикаментами. На всех крупных судах работали медпункты. Масштабы эвакуации были столь велики, что было немало бытовых трудностей. Так, по сообщению секретаря Горьковского обкома партии от 9 сентября 1941г. в ЦК ВКП (б), что отправляя эвакуированных Моссовет и райсоветы Москвы не обеспечивают эвакуированных медикаментами и медперсоналом, плохо организована охрана детей на баржах поэтому, бывают несчастные случаи.
Из отправленных на восток в середине ноября 2 млн. жителей столицы, на речных судах отправили 175 тыс. москвичей. Всего за июль начало ноября из столицы речниками вывезено 200 тыс. т различных грузов, а в течении навигации 1941г. вывезено 232 тыс. т или на 63% больше от нормы мирного времени. Речникам поставили задачу перевезти скот, через Волгу, где скопилось большое количество скота. На Средней Волге по решению Саратовского обкома партии от Хвалынска до Сероглазки организовали несколько переправочных пунктов. По решению Саратовского обкома партии для переправы скота создал 6 пунктов, а в последующем еще 13. До ледостава за Волгу было переброшено несколько сот тысяч голов скота. Невольно вспоминаются слова выдающегося русского писателя И.С. Тургенева: «…у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».
Зимой 1941-1942гг., Москва ощущала недостаток топлива, который мешал увеличению выпуска продукции для фронта и создавал большие трудности в быту. Десятки тысяч москвичей отправлялись в лес и приняли участие в заготовке дров. Задания Государственного Комитета Обороны – завезти флотом в столицу за навигацию 1942 года 2 млн. 400 тыс. кубометров дров. Московско-Окское пароходство выполнило план завоза дров на 120 процентов, пароходство же канала Москва-Волга, ставшее после открытия движения через верхневолжские шлюзы транзитным, доставило их за навигацию в пять раз больше, чем в 1940 году. Успешно работали Московско-Окское и канала Москва-Волга пароходства, выполнившие задания ГКО по снабжению Москвы дровами, картофелем и овощами. За навигацию в столицу было доставлено 3,34 млн. кубометров дров – на 43 процента больше, чем в 1942 г. Высокую оценку деятельности речников дали многие прославленные полководцы. Так, Маршал Советского Союза В. И. Чуйков, командовавший 62-й армией, высоко оценивал роль речников в оказании помощи войскам в ходе Сталинградской битвы в 1942-1943гг. Он писал: «С утра до темной ночи над Волгой кружили пикировщики, а ночью открывала огонь артиллерия. Причалы и подходы к ним круглыми сутками находились под огнем орудий и шестиствольных минометов. Таким образом, переправа войск и грузов для 62-й армии осложнилась до предела».
Заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков писал, что «войска и грузы для Сталинградского фронта перевозились в исключительно сложных условиях осеннего ледохода на Волге». Так было и в других регионах страны. Они не щадили себя ради приближения победы и усиленно удились, днем и ночью, не доедая и не досыпая. Ныне приспешники запада, захватившие ключевые посты на разных уровнях власти издеваются над нашим народом, натравливают на него полицию и так называемую нацгвардию. «В. И. Чуйков отмечал, — несмотря на сильные ветры, мороз, подвижные льды, удары вражеской авиации, артиллерийский и минометный обстрел… В эти дни и ночи речники творили истинно героические дела. Я сам наблюдал ночью, как эти суда метр за метром, с разгона, пробивая путь среди льдов, шли от пристани Тумак на Север по Волге к берегу, где оборонялась 62-я армия». Об этом же говорил член Военного совета 64-й армии генерал-майор К. К. Абрамов: «Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колесные и винтовые, которые невзирая ни на что, застревая среди Волги, до самого ледостава продолжали упорно работать». Они гибли, но выполнили указание руководства страны и партии во главе с И.В. Сталиным, свой долг до конца, а теперь их потомков лишили работы, унижают, а могилы многих ветеранов зарастают бурьяном.
Вот еще мнение прославленного командарма В. И. Чуйков о роли речников в ходе Сталинградской битвы: «…об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи», а генерал-лейтенант И. В. Ковалев отмечал: «Несмотря на прекращение транзитных речных перевозок, речной флот устойчиво обеспечивал переправу людей, вооружения, боеприпасов и других грузов на оба берега, нёс трудную боевую службу, без которой войска не могли бы выполнить возложенные на них задачи. Переправы играли важную роль в течение всего оборонительного периода Сталинградской битвы, но дважды они, без преувеличения, спасли город». Когда в июле 1942 г. коллективу Нижне-Волжского пароходства было присуждено переходящее Красное Знамя ГКО, Сталинградский горком партии направил приветствие, в котором говорилось: «В дни обороны Сталинграда речники — сталинградцы показали замечательные образцы стойкости и организованности… Солдаты, в кровопролитной схватке, разгромившие на берегах великой русской реки полчища, ненавистного врага, никогда не забудут подвига речников».
«В подвиге волжан-речников слился воедино ратный и трудовой героизм. Они, не щадя своей жизни, доставляли на судах на правый берег бойцов, технику, боеприпасы. Тысячи раненых бойцов останутся навсегда благодарны водникам, которые вывезли их из ада невиданной битвы», — так оценил подвиг речников Маршал Советского Союза А. И. Еременко, командовавший Юго-Восточным и Сталинградским фронтами. Высокую оценку работе речного транспорта давали также командиры частей и соединений. В донесении штабу фронта командование 88-го отдельного дорожно — эксплуатационного батальона сообщало, что команда баркаса «Лена» «показала образцы стойкости, смелости и преданности Родине. Только с 23 по 27 августа она сделала 90 рейсов и перевезла 2250 автомашин, более 100 орудий, 867 подвод и около 1500 человек». Одна из листовок, выпущенных в это время, призывала: «Боритесь за победу так, как пятерка храбрецов с баркаса «Лена»!».
И все, за что боролся наш народ, разрушено, уничтожено. «Высококлассные» юристы типа Путина, Крашенинникова, Клишаса, Шахрая иже с ними хорошо знают, что развал СССР и РСФСР не легитимен, следовательно, все, что происходит после развала страны, не имеет юридической силы. В правовой системе СССР и РСФСР отсутствует юридическая процедура ликвидации республик таким способом. Российская Федерация зарегистрирована в Великобритании на имя Д.А. Медведева как частная коммерческая фирма «РФ». Поэтому все, что творят правители незаконно, не имею юридического обоснования, людей наказывают и принуждают выполнять распоряжения, используя силу. Внесение изменений в ельцинскую конституцию, принятую на крови это стремление прикрыться «всенародной любовью», которой нет. Беззаконие порождает новое беззаконие, так было, так будет всегда.
В ходе оборонительных боев на волжских переправах буксирные пароходы в одиночку и с баржами сделали 9860 рейсов через Волгу, пассажирские суда и катера — 915 рейсов. Для Сталинградского и Донского фронтов на оба берега, по неполным данным, было доставлено 1 млн. 67 тыс. военнослужащих, раненых и гражданских лиц, 95,9 тыс. автомашин, 3 тыс. танков, тягачей и тракторов, 840 орудий, 40 тыс. повозок, около 240 тыс. т боеприпасов, продовольственных и других грузов. Волга стала той границей, переход за которую был равносилен поражению в войне, очень символично для речников, принявших непосредственное участие в войне. Успешно трудились речники востока, которые по сравнению с прошлым годом увеличили перевозки грузов, а Верхнее – Иртышское, Восточно-Сибирьское и Ленское пароходства перевыполнили план.
Решению кадровой проблемы в значительной мере способствовала реорганизация в августе 1943 г. по решению ГКО 25 училищ и 31 школы системы трудовых ресурсов в специальные ремесленные училища и школы ФЗО речного флота. Всего в этих заведениях обучалось более 22 тыс. чел. В 1943 г. на речном флоте были организованы школы юнг, в которых обучалось 3000 мальчиков, потерявших родителей и детей речников. А после развала страны в 1991г. ельцинисты ликвидировали многие школы, училища и вузы, где обучали специалистов речного флота. Если в годы советской власти руководство страны строило заводы, фабрики, создавало колхозы, совхозы, учебные заведения, то нынешние правители только разрушают. Причина – они ненавидят наш народ и делают все для его истребления, для этого считают подходят все способы.
С целью улучшения подготовки квалифицированных кадров среднего звена в 1944 г. по решению ГКО на базе речных техникумов в Ленинграде, Горьком, Омске, Благовещенске и в 1945 г. в Риге были созданы речные училища. Курсанты училищ находились на полном государственном обеспечении. В результате только в 1944 году в ряды речников влилось 3332 специалиста со средним специальным образованием. За самоотверженный труд, проявленный героизм, выполнение заданий в годы войны, 8461 работник речного транспорта награждены орденами и медалями. Реализуя лозунг военного времени: «Все для фронта, все для победы», в войну сотни лучших судов речники передали ВМФ. Они вошли в состав военных флотилий на Ладоге, Онеге, Волге, Амуре. Нередко случалось так, что капитаны передаваемых в ВМФ судов становились командирами этих же судов. Речники были командирами канонерских лодок, тральщиков, катеров, спасательных судов. В мае 1942г под санитарный транспорт мобилизовано 31 пассажирское судно. Санитарный транспорт и плавучие госпитали только из под Сталинграда вывезли более 300 тыс. раненых бойцов и офицеров, а с пристани Камышин ежедневно отправлялись на левый берег до 3тыс раненых фронтовиков. О напряженной работе можно судить по таким данным: из 3261 тысяч тонн горючего и смазочных материалов, израсходованных Красной армией в 1943г. 1200 тысяч тонн доставлено речными судами по Волге на нефтебазы Главнефтеснаба. Немало речников погибло в годы ожесточенных сражений с фашистами.
В годы войны речной флот понес огромные потери – пятую часть своего состава: 1092 самоходных судов общей мощностью 140,4 тысяч л.с., 2608 грузовых несамоходных судов общей грузоподъемностью 1106 тысяч тонн, 62 земснаряда и 692 других судов. Из 18 искусственных водных путей 13 были разрушены или повреждены. Лежали в развалинах 479 пристаней и пристанских пунктов, 89 судостроительных и судоремонтных заводов, мастерских и верфей. Большие потери существенно сказались на объемах перевозок — в 1945 г. они составили 36,1 млн. тонн. В 1944-1945гг. пароходства перевезли все порученные им нефтегрузы и лес. Несмотря на временную потерю ряда бассейнов и прекращение транзитного движения по водным путям Северо-Запада и по Волге, использование внутренних резервов речного флота позволяло в течении двух лет поддерживать перевозки на высоком уровне.
Как отмечает участник битвы под Москвой, председатель Московского городского совета ветеранов, Дважды Герой Социалистического Труда В.И. Долгих: «Наш многонациональный народ явил невиданную доселе стойкость, отвагу и готовность до конца отстаивать свою свободу и независимость. Ценой невероятных усилий и немалых жертв он спас свою Родину и весь остальной мир от нацистского рабства. О подвигах фронтовиков самоотверженности тружеников тыла, великих терпениях жен и матерей будут помнить потомки. Тщетны усилия тех, кто пытается сегодня исказить правду о Великой Отечественной войне, принизить героизм советских людей и решающий вклад СССР в Победу!». Это в полной мере касается речного флота.
За мужество и героизм проявленные в годы войны 117 речникам присвоены звания Героя Советского Союза, 15 стали полными кавалерами ордена Славы, 8460 работников речного транспорта награждены орденами и медалями СССР. 24 июня 1945 г. в историческом параде Победы в Москве на Красной площади прошли пять речников Героев Советского Союза: М.И. Буденков, К.М. Кабанов, И.С. Малов, Н.М. Скоморохов, М.А. Соколов и другие. Они шли по Красной Площади перед мавзолеем В.И. Ленина, на котором были руководители страны во главе с И.В. Сталиным, а ныне Мавзолей Ленина скрывают, драпируют, унижая победителей, их потомков и россиян – патриотов. Поэтому, еще вопрос, кто больше вреда приносит те, кто в Украине и Прибалтике запрещает Красное Знамя, советские ордена и медали или те кремлевские посидельцы, кто ликвидировал прославленные в боях части и соединения, убрал знамена залитые кровью победителей (звезды заменив на орлов), кто драпирует Мавзолей, открывает храмы, и приклоняется перед власовскими символами.
В интервью одной из газет, бывший заместитель руководителя Международного отдела ЦК КПСС В. Матузов подробно рассказал, как готовили развал СССР высокие партийные чины – троцкисты. О роль в развале Советского Союза Андропова, Примакова, Питоварова, Калугина, Горбпчева, Ельцина и других. По поводу троцкизма И. Сталин говорил: «Современный троцкизм есть не политическое течение в рабочем классе, а беспринципная, без идейная банда вредителей, диверсантов, разведчиков, шпионов, убийц, банда заклятых врагов рабочего класса действующих по найму у разведывательных органов буржуазных государств». Безусловно, этого разоблачения современные масоны, сионисты -троцкисты никогда не простят И. Сталину.
В честь подвига речников мужественно сражавшихся с фашизмом названы улицы, школы, суда. Однако, пишут об этом мало. Пока помним, они живы, они в наших сердцах. Всё, что сделано и делается во имя Родины, достойно памяти и уважения. А то, что сделано ценой жизни,- священно. Мы не имеем морального права молчать, когда идет повсеместное искажение исторических фактов сторонниками нынешнего режима. Это наш долг, наша святая обязанность.
Член Президиума ЦС РУСО, профессор, писатель, журналист
В.А. Попович
17.06.20г. (тел. 8-967-042-12-67).