В.А. Попович: «Значение бронетранспортёров и автомобилей в годы войны»

Автотранспорт стремительно вошел в жизнь человека в мирное время, так и военной обстановке. Автотранспорт сыграл важную роль в укреплении боеготовности армии и флота и разгрома фашистов в годы Великой Отечественной войны. Особенно активное применение автотранспорта началось в послевоенные годы. В настоящее время трудно представить жизнь воинских частей и подразделений без БТР и  автотранспорта другого назначения.  тем более для сражающихся войск, в том числе проводящих спецоперацию на территории братской нам Украины. Ныне важная роль отводится бронетранспортёрам. Прежде всего это оперативная доставка личного состава на поле боя,  подвоз техники, оружия,  боеприпасов. снабжение войск ГСМ, продовольствием, вывоз раненых и доставка их в лечебные учреждения и т.д.

    В тоже время в годы борьбы с фашизмом бронетранспортёры в Красной Армии из-за их малочисленности применялись в ограниченном количестве.  Значение автотранспорта было огромно. Поэтому, накануне  войны в стране произошла перестройка всех звеньев автомобильно-дорожного комплекса, который направили на укрепление экономического и оборонного потенциала государства.

Сложилась стройная система управления: автомобильной промышленностью, автомобильным транспортом, дорожным хозяйством, государственными органами правопорядка, определились основные направления их деятельности, главной целью которых являлось обслуживание народного хозяйства перевозками грузов и пассажиров, организация и обеспечение безопасности дорожного движения.  Велась практическая работа по перестройке народного хозяйства на военные рельсы. Так, к началу  октября 1941г. в Красную Армию  передано около 190 тыс.  автомобилей, то есть 39,3% от общей численности автопарка страны.

   С принятием решения Государственного Комитета обороны (ГКО) от 10 октября 1941г. о срочной эвакуации населения и предприятий  Москвы автозаводцы столицы трудились днем и ночью. Они ежесуточно отправляли на Восток более 500 вагонов с оборудованием, которое эвакуировали в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск, где  создавались новые автозаводы. К новому месту дислокации уехало большинство рабочих, служащих,  инженерно – технических работников. После разгрома немцев под Москвой руководство страны приняло решение о восстановлении производства автомобилей в столице. Уже в июне 1942г. автозавод приступил к выпуску грузовых автомобилей.

   К концу 1941г. Горьковский автозавод  переведен на военные рельсы, план 1941г.  выполнен к 19 декабря. В августе 1941г.  на базе Горьковского  завода  организован выпуск лёгкого танка Т-60, конструкция которого  разработана в московском конструкторском бюро. За разработку новых типов легких танков и бронемашин главному конструктору автозавода А.А. Липгарту, заместителю главного конструктора Н.А. Астахову и конструктору В.А. Грачеву была присуждена Государственная премия.

 Центральный научно – исследовательский автотракторный институт  превратился в центр разработки новых научных идей конструирования колёсных и гусеничных машин, автомобильных и тракторных двигателей. Применение новых  технологий позволило значительно увеличить выпуск военной продукции. Так, если в июне 1941г. она составляла 2, 2% от общего выпуска, то в июле – 5,2%, в августе-10%, в сентябре-27%, а в октябре — 46%. За 1941-1942гг. заводами выпущено 159 152 автомобиля, в том числе 145 624 грузовых, 8039 легковых и 5489 автобусов. А ельцинисты после развала СССР разрушили многие заводы выпускавшие технику, в том числе грузовые автомобили. В конце прошлого года  в одной из газет была хвастливая заметка о том, что на территории бывшего завода ЗИЛ в Москве теперь вместо цехов построены высотные дома, и  гуляют житель Южного округа и молодые мамы с младенца. Не пора ли разобраться с инициаторами разгрома страны,  разрушивших колхозы, совхозы, фабрики и заводы и предоставить им возможность строить новые заводы,  где нибудь в Воркуте или Магадане.

    Роль автотранспорта в годы войны оказалась исключительно велика. Это – перевозка войск, грузов, боеприпасов к стрелковому оружию, артиллерийских  снарядов, доставка техники и вооружения, перевозка больных, раненых, продовольствия, имущества, ГСМ  и т.д. Так, в июле 1941г. на станциях Московского железнодорожного узла скопилось большое количество военных грузов. Моссовет мобилизовал 1000 автомобилей с водителями из мелких автохозяйств, создал крупное объединение и поставленная задача по разгрузке Московской железной дороги была решена. 

Фронтовой опыт использования автомобильной техники в трудных дорожных условиях показал необходимость оперативной и конструктивной разработки, производства и поставки в войска армейских тягачей, а также грузовых автомобилей повышенной проходимости на полугусеничном ходу, что и было осуществлено промышленностью в 1942г. Для оказания помощи осаждённому Ленинграду  22 ноября 1941г. начала работать ледовая трасса на Ладожском озере ВАД-102 (Военно-автомобильная дорога № 102). Так, официально называлась трасса, соединяющая блокадный Ленинград с Большой землей. В народе ее прозвали «Дорогой жизни».  Строительство и эксплуатация ледовой трассы через Ладогу оказалось настоящим подвигом.

      Благодаря четкой организации и грамотному использованию автотранспорта удавалось доставлять грузы в осаждённый город, а оттуда детей, раненых, больных, стариков. Многие участники этой эпопеи, герои – водители навсегда остались на дне Ладоги. «Автотранспортные части только в 1942г. – вспоминает маршал Советского Союза Г.К. Жуков., — перевезли 2 млн. 700 тыс. чел., 12, 3 млн.т.  грузов, 1923 танка и 3674 орудия».

Для усиления, более четкого управления дорожными и автомобильными частями в фронтовой полосе постановлением ГКО от 8 мая 1942г. принято решение о сформировании Главного управления автотранспортной и дорожной службы Красной армии. Главку передали военно-дорожное управление Гушосдорог.

Большую работу по учету, взятию на контроль автотранспорт, обеспечения безопасности дорожного движения играли государственные органы правопорядка. В ходе обороны столицы на учет взято 90 тыс. автомашин, большое количество запасных частей, мобилизовано для фронта 23 тыс. автомобилей, проведено 6 технических осмотров автотранспорта, проверено 6 авторемонтных мастерских, более 1600 проверок автохозяйств по расходованию ГСМ, проинспектировано 11 автопарков, выдано более 14 тыс. водительских удостоверений. Только из Московской обл. для нужд  армии передано в 1941г. — 24465 автомобилей. Для более оперативной работы личный состав ГАИ перевели на казарменное положение.

Велась активная работа по вводу в строй новых производственных мощностей. Так, в конце 1941г. в Ульяновске создан завод по сборке автомобилей ЗИС-5В,  Миасский автомоторный завод в Челябинской области (до 1943г.  завод специализировался по производству моторов), Шадринский автоагрегатный завод (начавший работать в 1942г.), выпускал радиаторы, карбюраторы и воздухоочистители. Челябинский кузнечно-прессовый завод (вошел в строй в июле 1942г.), изготовлял продукцию для фронта и тыла. Война предъявляла высокие требования к автомобильному транспорту, как более гибкому и менее уязвимому для авиации противника.

Наряду с огромными масштабами фронтовых перевозок, была необходимость перевозки грузов народного хозяйства и населения в тылу. Для оперативного решения этих вопросов руководство страны приняло меры по переоборудованию автомобильного транспорта на газогенераторные установки.

Важную помощь в поставке автомобилей и бронетехники (по линии ленд-лиза) оказывали союзники по 2-й мировой войне (США, Англия, Канада и др.). Автомобили, поступавшие по поставкам союзников имели значительное преимущество над советскими.

Приказом наркома обороны от 15 января 1943г. сформировано Главное автомобильное управление Красной армии на которое  возложили задачи обеспечения войск новой техникой, запасными частями, автомобильными шинами, ремонтно-эксплуатационными материалами, инструментом и приспособлениями. На действующих фронтах были сформированы автомобильные Управления, а в армиях – автомобильные отделы. В первой половине 1944г. автомобильная служба введена в частях и соединениях всех родов войск, и охватывала управление, эксплуатацию, автоперевозку, снабжение автомобилями, ремонт и обеспечение запасными частям.

Практика применения автотранспорта в годы войны подтвердила необходимость разделения автомобильной и дорожной служб тыла Красной армии. Принимались меры по подготовке водительских кадров для фронта и народного хозяйства. Так, в г. Москве по всем видам транспорта  проведены испытания и выданы водительские удостоверения: в 1943г-59385 и 15234, в 1944г. – 71966 и 19770, в 1945г. – 80577 и 20703 чел. Значительно  улучшилось качество подготовки водителей в автошколах.

   Анализ показывает, что  испытания на права с первого раза прошли — 72,1% (в 1943г.), и 76,1% (в 1944г). Несмотря на жесткие меры, аварийность оставалась высокой. Так, в 1943г. на дорогах страны  зарегистрировано 18 084 автомобильных происшествий, в 1944г. количество аварий увеличилось. В происшествиях пострадало 20253 и 24728 чел.  из которых погибло – 4604 и 6217, ранено 15644 и 18511 чел. В составе автомобильного парка Красной армии была высокая унификация — всего два базовых типа отечественных грузовиков, что упрощало задачу подготовки кадров и снабжение запасными частями. К концу войны на обеспечении армии находилось 664,5 тыс. автомобилей, из них 58,1%  отечественного производства, 32,8% — импортные и 9,1% трофейные.

     Что касается США и западных партнёров  (временно  притихших   ельцинистов, но  сидящих на всех этажах власти России) хочу напомнить, что  до,  и в годы Великой Отечественной войны янки  предоставляли немалую помощь фашистской Германии. Так, если в 1930г. американские капиталовложения в немецкую экономику составляли 216,5 млн. долларов, то в 1933г. США предоставили немцам 1 миллиард долларов инвестиций и займов. В годы войны они снабжали немцев нефтью, двигателями  для самолётов, автотранспортом, ,другим стратегическим  сырьём и товарами. Что — то похожее происходит сегодня в наших отношениях с западом. Мы им газ, нефть,  уголь и т.д., на котором работают  фабрики и заводы западных стран выпускающие технику, вооружение. боеприпасы и т.д. которые потом отправляют на Украину,  где убивают наших соотечественников. Но об этом помалкивают такие специалисты человеческих душ как: Никонов, Соловьёв, Скобеева,  Шейнин и другие.  Только восстановление страны, братская дружба и мир между нашими славянскими народами спасёт нас от истребления.

Член Президиума ЦС РУСО, писатель и журналист

                                          В.А. Попович

16.8.22г.