История – это наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, общественных связей, организации жизнедеятельности и т.д.) в прошлом. Это не столько «летопись», сколько выявление причин происходящих событий, условий их реализации, порождённых ими последствий и значения для общественного развития.
Практика – критерий истины. А история – это прошедшая жизнь, большая практическая деятельность человеческого общества. Поэтому история – это основной и самый лучший учебник жизни.
Как о её значении говорили учёные.
К. Кушнер: «История – наука будущего».
В. Ключевский: «Надобно найти смысл в бессмыслице: в этом
неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ».
Д. Сантаяна: «Кто не помнит своего прошлого, тот обречён пережить его снова».
Обычно авторы исторических исследований скрытно или явно считают, что «история происходит», у неё не может быть цели. Выдающийся отечественный концептуалист С. П. Никаноров считает, что история «не происходит» сама собой, а «производится», т.е. она субъектна. Исторически нерешённые проблемы существуют в истории всегда, но не сознаются как значимые. Если их сознают, то о них говорят не как о проблемах, подлежащих решению, а как о реальности, которая «такова», изменить которую нельзя. Очевидно, что исторически нерешённые проблемы могут сохраняться независимо от смены эпох, но в некоторых консервативных эпохах могут не проявляться как значимые, а в крутых исторических поворотах становятся ключевыми.
Многие «учёные» и особенно политики часто говорят: «Так сложилось». Это большая ложь. Само по себе ничего в жизни не складывается. Историю «складывают», формируют господствующие классы и сословия в своих классовых и личных интересах. Господствующими классами и сословиями являются классы, которые являются собственниками капитала.
Чтобы «изменять мир» и управлять своей судьбой, необходимо знать условия общественного развития и основные принципы организации и управления обществом. А их можно познать только на глубоком научном анализе практической жизни, анализе и обобщении истории.
Каковы были самые значимые исторические события последних лет?
14 июля 1789 г.– Великая Французская революция под лозунгом «Свобода, равенство, и братство». Это была самая первая победа трудящихся над буржуазией.
18 – 25 мая 1879 г – Парижская Коммуна, первое в мире государство, направленное к социализму.
1853 – 56 гг. — Крымская война.
27.01.1904 – 23.08.1905 г. – Русско-японская война.
28.07.1914 – 11.11.1918 г. – Первая мировая война. Общие потери России составили 4,5 миллиона человек.
7 ноября 1917 г. – Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Это была самая бескровная революция в мире, при аресте Временного правительства погибло всего 9 человек (по отчёту городской полиции). Это была самая рациональная революция в мире, она прошла в столице страны, где сразу же были сформированы все органы государственного управления.
Положение в стране было катастрофическим. Война с Германией, экономическая разруха, молодые неопытные руководящие кадры в регионах, недостаток топлива и продовольствия, интервенция 14 стран, мятеж отдельных групп населения под руководством буржуазии и царских прихвостней против советской власти вынудили Коммунистическую партию на период острого общественного положения ввести режим «военного коммунизма». Но уже в 1921 году была разработана программа Новой экономической политики (НЭП).
Страна стала буквально возрождаться из пепла. Темпы экономического развития Советской России были самыми высокими в мире. Основными факторами бурного социально-экономического развития стали общенародная собственность на средства производства, когда все трудящиеся стали подлинными хозяевами своей страны, и научно-обоснованное стратегическое планирование. План социально – экономического развития России на базе электрификации (план ГОЭЛРО), 100-летие которого будет отмечаться в этом году, стал эталоном государственной политики и ярким примером для всех стран мира.
Советская экономика была самой эффективной в мире. Доля валового внутреннего продукта России от мировой экономики составляла в 1913 году – 3,9%, в 1990 году – 20%, рост – в 5,1раза. Этот же показатель для США, 1913 г. – 7,7%, 1990 г. – 30,1%, рост – в 3,9 раза. А если учесть экономические потери России в Первой мировой войне, в военной интервенции против России в 1917 – 22 гг., в Великой Отечественной войне 1941 – 45 гг. то темпы роста экономики фактически были выше указанных не менее, чем в два раза.
Создание тяжёлой промышленности и коллективизация сельскохозяйственного производства стали основой роста жизненного уровня трудящихся и государственной безопасности. Пройдя через множество потрясений, с 1913 по 1986 гг. Россия увеличила свое национальное богатство более чем в 50 раз, национальный доход в 94 раза. Число студентов высших учебных заведений увеличилось в 40 раз, врачей – в 48 раз. На 1986 год национальный доход СССР составлял 66% от аналогичного в США, продукция промышленности – 80%, сельского хозяйства – 85%.
1929 – 33 гг. – Великая американская депрессия. На общественных работах было задействовано 8,5 млн. человек. Это было шоком для всего мира. Капитализм показал свою непредсказуемость и свою слабость в самой развивающейся стране мира.
22.06.1941 – 9.05.1945 гг. – Великая отечественная война против фашистской Германии. Общие потери СССР составили: 26 600 тыс. чел.; в том числе: погибли в боях – 6 818, погибло в плену – 1850, убито немцами мирных жителей – 7420, погибло в немецких лагерях – 2164, умерло от болезней и голода – 4100. Было разрушено около 30% экономики. Главным преступлением Германии явился массовый геноцид мирного советского населения. Весь мир отмечает геноцид армянского народа, гипертрофически отмечается с большим враньём геноцид еврейского народа, но никто и никогда не отмечает преступный геноцид советского народа.
5 марта 1946 г. – выступление У. Черчилля в Фултоне (США) против СССР, начало холодной войны.
11 марта 1985 г. – избрание Горбачёва М. С. Генеральным секретарём ЦК КПСС, начало контрреволюции.
12 июня 1990 г. – съезд народных депутатов России принял «Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической России». Это стало первым юридическим актом нарушения Конституции СССР и практическим действием выхода России из состава СССР при молчаливом согласии Президента страны М. С. Горбачёва и народных депутатов СССР.
8 декабря 1991 г. – Беловежское соглашение Ельцина, Кравчука и Шушкевича о роспуске СССР. И это уголовное, государственное преступление осталось без всяких последствий со стороны Президента и народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 г. – глава государства, президент страны, бывший Генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачёв М. С. покинул свой пост и объявил о роспуске СССР. Буржуазная контрреволюция в России совершилась. Героическая при рождении и становлении, трагическая по своему результату история Союза Советских социалистических республик закончилась. Это единственный пример в истории, когда глава государства уничтожил своё государство, но никакой ответственности за это не понёс. Более того, президент А. Л. Медведев наградил его высшей государственной наградой. А за развал СССР он получил Нобелевскую премию. Сегодня он получает пенсию 740 тыс. руб. в месяц и по-прежнему учит всех, как надо жить.
1 января 1992 г. – отменено государственное регулирование цен, что явилось нарушением Конституции и является уголовным преступлением. Цены увеличились в 25 раз, деньги обесценились, сбережения всех граждан превратились в ничто. Наступила эра «капиталистического рая». Народ молчал.
3-4 ноября 1993 г. – расстрел здания Верховного Совета.
12 декабря 1993 г. – граждане страны приняли новую Конституцию, устанавливающую рождение буржуазии и эксплуатацию трудящихся, осознанно соглашаясь быть рабами у новых хозяев жизни. В новой Конституции было записано всего несколько слов: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Статья 8).
31 декабря 1999 г. – президент страны Б. Н. Ельцин досрочно оставляет свой пост. Наступает эпоха В. В. Путина.
Рассматривая сущность прошедших событий, возникает много вопросов.
Каковы основные причины всех исторических событий?
Каковы последствия этих событий?
В чьих интересах совершаются исторические события?
Кто является организатором и исполнителем этих событий?
Все хотят жить, но почему миллионы людей идут и убивают друг друга в войнах между странами?
Почему нет нравственных ценностей, общих для всего человечества, которые бы привели их к взаимному пониманию и уважению друг друга?
В чём смысл и ценность человеческой жизни?
Какова нравственная природа человека?
Почему СССР, будучи примером развития для всего человечества, опираясь на марксистко-ленинское учение, проиграл капитализму на идеологическом фронте и рассыпался, как карточный домик?
Почему научный коммунизм оказался поверженным во всём мире?
И таких вопросов очень и очень много. Почему учёные социалистической ориентации в течение 30 лет не могут дать ответы на эти вопросы?
Почему доверие трудящихся к Коммунистической партии Российской Федерации за последние 24 года снизилось в 5,2 раза?
Почему трудящиеся не борются за свои права? Почему молчат профсоюзы?
Вспоминается крылатая фраза Бернарда Шоу: «Мы научились плавать как рыбы, мы научились летать как птицы, нам осталось только научиться жить по-человечески».
Каковы уроки истории?
Этих уроков очень много. Но они не изучены, не систематизированы, не исследованы и 30 лет остаются без всякого внимания учёных общественных наук. Основными из них являются следующие.
Частная собственность основных средств производства является основным условием эксплуатации человека человеком, возможностью жить одному за счёт другого. Это условие рождения двух непримиримых классов: класса собственников средств производства (буржуазии) и класса наёмных работников (пролетариев). Это условие постоянной гражданской войны.
Капитализм полностью исчерпал свои созидательные функции и сегодня является главным могильщиком человечества. Все войны и постоянные военные конфликты с гибелью миллионов людей порождены капитализмом. После гибели СССР и мирового социалистического лагеря буржуазия резко усилила эксплуатацию трудящихся. Каждый человек, который не имеет собственности на средства производства, является простым товаром, который покупается по цене, устанавливаемой буржуазией. Суть современности в том, что сегодня весь мир перешёл от состояния развития в состояние деградации. Происходит расчеловечивание человечества.
Буржуазия нашла эффективнейший инструмент политики – манипуляцию общественного сознания. Системная, хорошо продуманная буржуазная пропаганда превратила советский народ в политически слепую толпу обывателей, которые осознанно выбирают в органы государственного управления лиц, защищающих интересы буржуазии. По их мнению советский период истории России – это большая «чёрная дыра», это период уничтожения страны. Трагедия состоит в том, что сегодня политика буржуазии осуществляется руками граждан России.
Под давлением рабочего движения буржуазия отдаёт часть своего имущества государству, но основные инструменты политики: органы государственного управления, капитал, средства массовой информации она прочно держит в своих руках. Основным показателем её власти является собственность мировой валюты. Американский доллар не обеспечивается экономическим потенциалом США, а является собственностью небольшой кучки крупнейших мировых банков.
Единственным условием выживания и развития человечества является организация общественно-экономической формации, целью которой является гармоническое развитие каждого человека на базе общественной (государственной) собственности на все средства производства, оплаты по труду, персональной ответственности каждого человека за судьбу своей страны, самоуправления и уголовной ответственности всех лиц, работающих в органах государственного управления.
Органы государственного управления имеют решающее значение в политике и определяют форму и содержание производственно-экономических отношений между людьми. Сущностью демократии является принцип – правительство для граждан, а не граждане для правительства, прямая зависимость правительства от избирателей. Избиратели – это коллективный «директор станы», который нанимает на работу «начальников цехов», лиц в органы государственного управления. Ни один «директор» не жалуется на своих подчинённых, он ставит перед ними цели, контролирует их работу, оценивает их работу и принимает решения: за хорошую работу – поощрить, за плохую работу – отстранить от работы.
Общественному характеру производства соответствует только общественная (государственная) форма собственности. Но общество состоит из конкретных людей. Поэтому, каждый человек должен получать равную долю прибыли от использования общественных средств производства.
Человек без собственности средств производства – это раб.
Все продукты производства создаются трудом человека. И правительство обязано ежемесячно отчитываться перед каждым гражданином об использовании результатов его труда.
Без независимых органов народного контроля демократии не бывает.
Все общественные организации – это начальная школа самоуправления трудящихся.
Общественное бытие влияет на формирование общественного сознания, но формирует общественное бытиё только общественное сознание.
Каждая общественно-экономическая формация соответствует уровню общественного сознания.
Все законы юридически закрепляют интересы господствующего класса.
Вся жизнь в движении. Но закона о развитии человеческого общества не существует. Есть условия развития. Развитие или деградация человеческого общества зависит только от органов государственного управления.
Всякая монополия останавливает развитие и приводит к гибели.
Власть неделима по определению. Основой власти является капитал. Власть не является самоцелью, власть обеспечивает управление общественной жизнью в интересах господствующего класса, собственников средств производства. Инструментом управления является формирование общественного сознания с помощью средств массовой информации, средств культуры и организации практической жизни.
За всё надо платить: за хорошую жизнь – напряжённым трудом, за ошибки – двойной ценой, за предательство – жизнью.
Любая роскошь и бесплатное получение средств потребления унизительны, презрительны и разрушительны.
Разделение труда – объективная закономерность эффективности производства и экономии времени, которая закономерно приводит к взаимозависимости каждого человека друг к другу, к образованию общества и к организации его жизнедеятельности.
Абсолютной свободы не бывает, она ограничена свободой каждого.
Абсолютных прав человека не может быть в принципе. На любое право должно быть право. Право права – это ответственность за свои поступки и обязанность выполнения общественных норм поведения.
Основой выживания и развития человечества является не разъединение людей по общественному и материальному положению, по национальности, по мировоззрению, по вероисповеданию и т. д., а объединение всех людей на земле на основании единого понимания смысла жизни, единой цели и единого пути к достижению этой цели; на базе единых нравственных ценностей, выработанных историей человечества.
Труд создал человека. Безработица – это уголовное преступление правительства.
Наука – высшая производительная сила общества. В своём развитии она должна опережать все сферы производства и жизни общества. Ведущую роль занимают общественные науки: философия, политэкономия, научный социализм, политология, история, логика, социология, психология, этика. Основная задача общественных наук – найти формы, правильно раскрывающие содержание и механизм их реализации. При этом, никогда нельзя уходить от природы человека и уровня общественного сознания.
Историю делают массы, но только во имя понятной для неё цели и под руководством вождей. Без вождей исторически значимых явлений не бывает.
Только демократия и самоуправление являются основой духовного и экономического развития страны. Расцвет Римской империи был в период, когда императоры избирались только на один год, когда народные трибуны, защищающие интересы простого народа и всенародно критикующие императора, были неприкосновенны от уголовного преследования.
Тайное голосование и коммерческая тайна существуют только для воров и преступников.
Только действительное социальное и экономическое равенство всех граждан формирует единый народ, способный защитить себя от любой внешней агрессии. Это показал российский народ в период 1917 – 1985 годов.
В. Ключевский писал: «История – это суровая классная дама, она жестоко наказывает за невыученные уроки». Уроки истории должен знать каждый.
Виктор Иванович Катков
Заслуженный работник энергетики
23 апреля 2020 г.