Председателю Комитета ГД по агарным вопросам
В.И. Кашину
Председателю Комитета ГД по развитию Дальнего
Востока и Арктики
Н.М. Харитонову
Уважаемые Владимир Иванович, Николай Михайлович!
Признателен за приглашение на парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, а также законопроекта № 173016-9 «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которое запланировано на 19 октября 2022 года.
Приму участие и прошу включить моё выступление (до 15 минут) в Повестку дня парламентских слушаний на тему «Законодательное обеспечение развития рыбного хозяйства России в меняющихся условиях».
Предлагаю в констатирующую часть проекта Решения парламентских слушаний внести:
— осуществлённая федеральными органами власти в 2017-2022 годах практическая реализация законодательной поправки относительно программы «инвестиционных долей-квот и аукционов по крабу» в целях строительства рыбодобывающих судов на российских верфях и береговых рыбофабрик (именуемое далее первый этап) не привела к обновлению основных производственных фондов в рыбном хозяйстве;
— при заявленных к строительству 105 рыбопромысловых судов за 5 лет введено в эксплуатацию всего 9 судов, что не позволяет достоверно определить эффективность данного направления и его экономико-социальное значение в целом для рыбной отрасли и, в частности, для приморских регионов страны;
— одновременно с этим произошло ухудшение финансового состояния рыбодобывающих компаний, участвующих в первом этапе «инвестиционных долей-квот и аукционов по крабу» ввиду увеличения задолжности по банковским кредитам к 2021 году до 273 млрд рублей или почти в три раза за период реализации этой программы; показатель долговой нагрузки увеличился в 2,5 раза, что обусловило ухудшение финансового состояния рыбодобывающих компаний, осуществляющих инвестиции в обновление флота, и рыбной отрасли в целом;
— причины таких негативных тенденций требуют тщательного дополнительного анализа, что и поручено Счётной палате Российской Федерации, которая информировала Комитет Государственной Думы РФ по аграрным вопросам об осуществлении такой работы и её ожидаемом завершении во второй половине декабря 2022 года.
В постановляющую часть проекта Решения парламентских слушаний предлагается внести следующие рекомендации:
— отклонить рассмотрения законодательной поправки по второму этапу «инвестквот долей квот и аукционов по крабу и другим видам» до завершения анализа Счётной палаты Российской Федерации по эффективности первого этапа «инвестквот долей — квот и аукционов по крабу»;
— сосредоточить усилия исполнительных органов власти на реализации в полном объёме намеченных к строительству рыбопромысловых судов, рыбофабрик и выводу их в ходе эксплуатации на проектную мощность;
— аналогичный подход необходим и к построенным, введённым в действие рыбфабрикам и, особенно, к выяснению их загруженности сырьём, а также о востребованности, производимой ими рыбопродукции на внутреннем и внешних рынках;
— обратить внимание Минсельхоза и Росрыболовста на недостаточное внимание при принятии решений по «инвестквотам доле-квот и аукционов по крабу», как при первом этапе, так и при предложениях по второму этапу долгосрочному прогнозу состояния сырьевой базы рыболовства в российской 200 мильной ИЭЗ и континентальном шельфе;
— ускорить формирование современного научно-исследовательского флота для мониторинга за состоянием водных биоресурсов в районах промысла российского добывающего флота и формирования научной базы для долгосрочного её прогнозирования;
— рассмотреть меры по повышению уровня федерального органа исполнительной власти в области рыбного хозяйства и ответственности её руководителей за принимаемые решения;
— обратить внимание на соответствие терминологии и статистической отчетности на федеральном уровне в области рыбного хозяйства, её фактической действительности и международной практики.
09.10. 2022 года
В. Зиланов,
почётный Председатель КС «Севрыба».