Рыбная отрасль страны, имеющая важное значение в решении социально-экономических проблем населения приморских регионов России вновь, как и 20 лет назад, находится в центре внимания самых высоких властных структур и средств массовой информации.
Потребление рыбы населением страны снижается из года в год при стремительном росте розничные цены. Кульминацией стало высказывание Президента Российской Федерации В.В. Путина на встрече 29 октября 2021 года с директором Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю.А. Чиханчиным, в котором, он посоветовал последнему: «…жуликов выдавить…» надо «…в рыбной отрасли…».
Между тем не так давно В.В. Путин встречался и с руководителем Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестаковым, который доложи ему об успехах достигнутых рыбаками в условиях пандемии и подчеркнул положительное значение в проводимом реформировании отрасли по программе так называемых «инвестиционных квот», одобренной ранее президентом. Более того В. Путин поддержал и очередную идею И. Шестакова о дальнейших шагах по второму этапу «инвестиционных квот» в рамках реформирования отрасли. На этой встрече, как вытекает из опубликованной стенограмме, ни о каких «жуликах в рыбной отрасли» и речи не было.
Невольно возникает вопрос: «Так, что же в действительности происходит в рыбной отрасли в последний 20 летний период? И каковы ее успехи в период президентства В.В. Путина? И главное – куда ведет реформирование рыбного хозяйства по лекалам «инвестиционных квот», которые, напомню, законодательно были одобрены фракцией «Единой России» прошлой 7 созыва Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Ниже предлагаю читателям ответы на выше поставленные вопросы, исходя из шестидесятилетнего практического опыта работы в рыбной отрасли и анализа, происходящих в неё изменений в последнее двадцатилетие.
В начале 2000 года исполняющий обязанности Президента Российской Федерации В.В. Путин проводил свое первое, в новом качестве, рабочее совещание в столице Республики Карелия городе Петрозаводске в рамках Координационного совета Ассоциации Северо-Запада России. Была в своё время такая Ассоциация, объединяющая 12 субъектов Российской Федерации. Своей основной целью Ассоциация считала координацию своих усилий по содействию социально-экономическому развитию всех, входящих в неё, регионов в условиях проходящей тогда децентрализации власти и освоения рыночных механизмов.
Выбор В.В. Путиным, как исполняющего обязанности Президента Российской Федерации, площадки Координационного совета Ассоциации Северо-Запада России в качестве своего первого крупного совещание был не случайным. Дело в том, что он, как выходец из этого региона, знал все его плюсы и минусы. Да и повестка совещания, обозначенная как положение дел в дорожном строительстве, энергетике, судостроении, лесной промышленности и сельском хозяйстве, включая обновление рыбопромыслового флота и по другим направлениям, была правительственным аппаратом тщательно проработана и потому предсказуема по ожидаемым результатам обсуждения.
К тому же одной из главных целей совещания, как выяснилось в ходе его проведения (автор входил в состав делегации от Мурманской области на этом совещании), было не столько обсуждаемые хозяйственные вопросы, сколько получение поддержки от Ассоциации Северо-Запада России на предстоящих выборах в Президенты Российской Федерации кандидатуры В.В. Путина. Для последнего это было весьма значим на старте его избирательной компании – своего рода благословление на президентство от своей малой Родины. И он его получил от всех членов Координационного совета Ассоциаций Северо-Запада России единогласно.
И все же на том знаковом для многих её участников рабочем совещании под председательством и. о. Президента России В.В. Путина при обсуждении текущих и перспективных направлений развития экономики Северо-Запада России было важно узнать, ощутить, понять подход лично В. Путина, как будущего президента, к вектору возможного решения возникающих проблем. Оставляю для будущих воспоминаний детали собственных оценок и хода рассматриваемых вопросов. Но отмечу, что когда перешли к вопросу о необходимости обновления рыболовного флота в Северном и Западном бассейнах, то Путин не предоставил возможности его подробно обсудить. Он кратко отметил, что проблема существует, она ему известна и надо искать пути её решения. И всё.
Нас, представителей рыбной отрасли, присутствующих на совещании и готовых внести соответствующие предложения, такой подход, естественно, разочаровал. Одновременно, обменявшись мнениями по завершению совещания, мы пришли к выводу, что рыбные вопросы и дела рыбной отрасли не являются пока актуальными для В.В. Путина.
Такое предположение подтвердилось в последующем, поскольку первое знаковое решение для рыбной отрасли, а это было принятие Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении биологических ресурсов», состоялось только в конце 2004 года, и подписал его уже Президент Российской Федерации В.В. Путин. Правда, двумя годами ранее Президент, наложив на законопроект под этим же наименованием вето, который, кстати, разрабатывался почти более десяти лет, что вынудило депутатов Госдумы вносить ряд существенных поправок в него в соответствии с президентскими замечаниями.
Причем, судя по внесенным В.В. Путиным замечаниям к законопроекту, а они были, если память не подводит, на семи листах, свидетельствовали о том, что Президент вник в рыбацкие дела и у него формируется, с учетом «влияния» ближайшего его окружения, свой взгляд на рыбную отрасль и её дальнейшему развитию.
Да и для В.В. Путина рыбное хозяйство не было такой уж «тайной за семью печатями», как для первого Президента России Б. Ельцина. Вырос Путин в Ленинграде, жители которого чтят рыбу. В годы голодной блокады в Великую Отечественную войну многих ленинградцев спасла знаменитая небольшая рыбка КОЛЮШКА. Ей и памятный знак поставили в честь этого на острове Котлин в Кронштадте, сопроводив словами благодарности. Ветераны — жители Кронштадта, Ленинграда — ежегодно 27 января, в День снятия блокады приносят сюда цветы, отдавая дань рыбке за то, что помогла выжить многим ленинградцам.
Памятный знак КОЛЮШКЕ в Кронштадте
Знал В. Путин, живя и обучаясь в Ленинграде не только об этом, но и о проводимых в то время в городе — один раз в пять лет — международных выставках «ИНРЫБПРОМ», которые посещали сотни тысяч горожан. Уверен и В. Путин бывал на них.
В новой капиталистической России он, будучи первым заместителем Председателя Правительства, города Санкт-Петербурга, курировавшего внешние связи, участвовал совместно с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Х. Заверюхой и Председателем государственного Комитета по рыболовству (долее Роскомрыболовство) В.Ф. Корельским в 1995 году в торжественном открытии выставке «ИНРЫБПРОМ 95». После открытия выставки Путин, Заверюха, Корельский совместно с другими почётными гостями выставки подробно ознакомились с её экспонатами, уделив повышенное внимание самому большому павильону, в котором было представлено рыбное хозяйство России.
Перейдя в 1997 году на работу в Москву в Управление делами президента, В.В. Путин стал заместителем руководителя Администрации президента – начальником Главного контрольного управления. Как принявший дела начальника Главного контрольного управления от своего предшественника, уверен, что он ознакомился с результатами прошлой проверки деятельности Роскомрыболовства. В ходе её был выявлен, по мнению проверяющих, ряд серьёзных нарушений, что позволило комиссии рекомендовать, наряду с принятием мер по их устранению, ещё и наказания виновных. Предлагалось даже рассмотреть вопрос о снятия с должности её руководителя – Корельского В.Ф. Последнее было предотвращено только благодаря вмешательству в этот кадровый вопрос Председателя Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдина.
Как начальник Главного контрольного управления Администрации президента, В. Путин поручил вновь осуществить тщательную проверку эффективности работы Роскомрыболовства. В ходе её были выявлены существенные недостатки в контроле над надлежащей работой арендованного флота по так называемым «научным программам» с выделением для этих целей специальных квот. Проверяющие особо отмечали ущерб, наносящий запасам лососевых Камчатки от японского и отечественного флота, осуществлявших дрифтерный «научный» контрольный лов их в российской ИЭЗ, прилегающей к Камчатке и Курильским островам. Полагаю, это послужило первым сильным сигналом для полного прекращения дрифтерного лова лососевых в будущем, которое было оформлено специальным законом, принятым Федеральным Собранием в 2015 году. Указ о введении его в действие с 1 января 2016 года был подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Став в марте 2000 году избранным Президентом России, В.В. Путин при посещении субъектов Российской Федерации, особенно приморских регионов, интересовался работой рыбной отрасли, встречался с её представителями, включая представителей общественных рыбацких объединений, вникал в проблемы, сдерживающие развитие рыбного хозяйства страны. Не остались, полагаю, без его внимания и сомнительные квотовые аукционы, применяемые и часто меняющие нормативные акты по наделению рыбопромышленных компаний квотами на вылов и главное отсутствие цельного законодательного акта, как по этому, важнейшему вопросу, так и бережному отношению к рыбным ресурсам. Последние составляют, как известно, основу, фундамент функционирования рыбного хозяйства страны.
Все это вызвало в ходе «первой и второй рыбных путинских пятилеток» ускоренное принятие Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и проведению поистине исторического заседания в августе 2007 года в городе Астрахани президиума Государственного Совета Российской Федерации под председательством В.В. Путина. На нем рассматривалось положение дел в рыбной отрасли, и вырабатывались решения по её дальнейшему развитию на ближайшую перспективу. Именно тогда было положено начало принятия на долгосрочной основе наделения пользователей долями квотами на вылов водных биологических ресурсов по историческому принципу. Последний, до этого широко применялся и применяется и в настоящее время в разных странах с рыночной экономикой и развитым рыболовством, а также в ряде международных межправительственных организациях в области рыболовства.
Таким образом, введя в постоянную практику, да ещё на 10 лет вперёд, наделение российских рыбопромышленных компаний долями квотами была создана устойчивая правовая, экономическая среда для развития рыбохозяйственной отрасли. И коснулось это, прежде всего российской ИЭЗ, где сосредоточены крупнейшие мировые запасы таких водных биоресурсов как минтай, сельдь, треска, пикша, мойва, лососевые, камбаловые, иваси, крабы и другие объекты промысла.
Россия, обладая значительной площадью ИЭЗ и континентальным шельфом, по запасам в них водных биоресурсов входит в мировые лидеры. Одновременно Россия по располагающим знаниям о запасах морских живых ресурсов в открытых районах Мирового океана за пределами ИЭЗ, полученными ещё в советское время при исследовательских, поисковых работах и рыбопромысловой деятельности, остается пока мировым лидером и по этому компоненту. Последнее, к сожалению, не востребовано российскими рыбопромышленниками в условиях существующих рыночных механизмов. К тому же государственные структуры этому вопросу не уделяют должного внимания.
Положительное влияние на практике исторического принципа наделения рыбопромышленных компаний долями квотами на долгосрочной основе подтверждается результатами работы рыбной отрасли за последнее десятилетие. По всем основным направления, за исключением потребления рыбопродуктов населением страны, наблюдается их рост.
Морское рыболовство увеличило вылов с 3,6 млн т до 4,6 млн т. Прибавка весьма существенна – в 1,0 млн т! Наращиваются показатели по марикультуре – за десятилетие рост в 10 раз.
Расширены районы и введены в промысел ранее неиспользуемые виды крабов, что позволило увеличить их общий вылов более чем в 2 раза. К сожалению, имеются и факты недоиспользования имеющихся ресурсов, таких как водорослей, кальмаров, сайры, естественных рыбных ресурсов рек, озер и прудов. Одновременно с этим наблюдается увеличение производства объектов аквакультуры в пресной воде, хотя темпы её роста пока не велики.
Наращивается экспорт рыбы, рыбопродукции и ракообразных, который вырос за 20 летие почти в двое – с 1,2 млн т до 2,2 млн т, что может сказаться на насыщении внутреннего рынка страны. Косвенно об этом свидетельствует и рост импорта рыбопродукции в 2020 году по сравнению с 2015 годом – с 588,3 тыс. т до 646,8 тыс. т.
При всех имеющихся положительных показателях развития рыбной отрасли, обращает внимание и то, что потребление рыбопродуктов населением страны продолжает снижаться.
Так даже по данным Росстата, который рассчитывает потребление российским население рыбы в сырце это показатель за последнее десятилетие снизился на 12% и не превышает 20 кг/чел/год. Потребление же в рыбопродукции и того ниже – не более 12- 14 кг/чел/год при рекомендуемой норме Минздрава России не ниже 22кг/чел/год. И это в весе рыбопродукции, а не в сырце.
Потребление населением рыбы и рыбопродукции в СССР за 1985-1990 годы и в России за 1995-2020 годы
Годы 1985 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020
Потребление в сырце
чел/кг/год 29,7 24,8 18,2 17,9 18,1 22,6 20,2 20,0
Потребление в рыбопродукции
чел/кг/год 20,8 17.4 12,7 12,3 12,8 15,8 14,4 14,0
Настораживает и то, что снижение потребления рыбопродукцией наблюдается и в приморских рыбных регионах. Безусловно, на этот показатель влияет и растущая и существенно, розничная цена на рыбопродукцию, низкая платежеспособность основного населения страны.
Вот этим – доступностью отечественной рыбной продукцией населением страны — и должны в первую очередь заниматься федеральные органы всех уровней. От Администрации президента, Правительства России, Госдумы, Совета Федерации до Минсельхоза, Росрыболовства и местных органов власти.
Вместо этого, как известно, был проведено в 2015 году в Москве вновь «историческое со знаком минус» заседание президиума Госсовета под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина. На нём приняли весьма ошибочное решение по переделу долей квот – у одних отнять, другим дать. Дать, но только под определенные условия. А это строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях, береговых рыбоперерабатывающих фабрик. Рыбаки становятся спонсорами судостроительных фирм и рыбоперерабатывающих фабрик.
Какими диаметрально разными оказались результаты для рыбной отрасли эти два заседания президиума Госсовета с почти десятилетним интервалом, но оба под председательством одного и того же Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Один — в Астрахани – созидательный, второй — в Москве – разрушительный. Почему это произошло? Ответ требует дополнительного анализа. Дело за молодыми исследователями и политологами.
Но явно что-то произошло кардинальное, что-то изменилось в окружении Президента, консультирующего его по вопросам рыболовной стратегии России.
Об этом свидетельствует и то, что на астраханском президиуме Путин прислушивался к мнению губернаторов приморских рыбных регионов и профессионалов-рыбников.
Другой подход был на московском президиуме. На нем «бал» правил чиновный президентский аппарат. Приглашенные на заседание некоторые представители объединений, ассоциаций и союзов рыбаков намерены были представить свое отношение к предлагаемому проекту «инвестквот». Однако им, председательствующий В.В. Путин, слово для выступления не предоставил.
К тому же за 20 летний путинский период федеральный орган по рыболовству 5 раз переподчинялся и реформировался, а во главе рыбной отрасли сменяя друг, друга побывало 6 руководителей (Наздратенко, Моисеев, Бурков, Ильясов, Крайний, Шестаков) и не один из них не был по своему базовому образованию рыбником. Их представляли центральному аппарату Росрыболовства при назначении, как «кризисных менеджеров», получившие у профи-рыбников наименование «имитаторы-руководители» рыбной отрасли. Их видение будущего развития отрасли были поверхностны и часто далеко в стороне от главной цели – насыщения внутреннего рынка отечественной продукцией для удовлетворения спроса населения страны.
Между тем, напомню, что на заседании президиума Госсовета даже в октябре 2015 году В. Путин в очередной раз подчеркнул, что «Главная цель нашего заседания – определить меры, которые будут способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией. Решения именно этой задачи как раз люди от нас с вами и ждут». Эти правильные в своей основе целевая установки президента для руководителей рыбной отрасли, в очередной раз остаётся ими не услышанной и не реализованной.
Результат нового российского эксперимента над рыбной отраслью с сотней тысяч работающих в неё людей по всему морскому периметру России станет известен, как полагают реформаторы, после реализации ее первого этапа. То есть, не ранее 2030 года. Хотя признаки краха этих «революционных преобразований» рыбной отрасли уже просматриваются. В первую очередь – это снижение экономических показателей отрасли, колоссальная закредитованность компаний, вовлеченный в эксперимент и главное падение авторитета властных структур, формирующих рыбохозяйственною политику и нормативно правовую базу её функционирования.
И еще очень важное — отсутствие резервной сырьевой базы ввиду годами не решаемых вопросов по созданию современного научно-исследовательского флота. К тому же сама отраслевая наука, как и отрасль, втянута в «реформирование», более соответствующее её ликвидации и «слива» в лоно академических институтов РАН.
Все это, полагаю, должно быть известно президентской администрации, правительству, поскольку ветераны, специалисты отрасли, ученые направляли десятки писем, прямых обращений на имя Президента России, которые широко публиковались в СМИ, включая и на сайте «РУССО». Причем эти обращения к Президенту Росси В.В. Путину от ветеранов отрасли были направленны заблаговременно до принятия решения по «революционному реформированию» исторического принципа (прилагается). К сожалению, они остаются, не востребованы властью до сего дня, хотя не потеряли своей актуальности.
Более того, не завершив его первого этапа реализации «инвестиционных квот», инициаторы этого проекта, подключив административный ресурс и развернув мощный пропаганду в СМИ (вплоть до ловли «воров» в рыбной отрасли) продавливают уже и второй этап по отнятию долей квот и очередному их дележу.
Под таким натиском уже склонили головы некоторые крупные рыбопромышленные компании. Логика здесь проста: «Зачем противостоять властным чиновникам? Себе может оказаться дороже». Сложнее средним и малым рыбопромышленным компаниям: лишившись в очередной раз 20% долей квот, они будут вынуждены продать свой рыбный бизнеса крупным компаниям. Не исключаю, что возможно для второго этапа проекта – это и есть главная цель, почему крупные компании и «склонили» свои головы, полагая, что и им при этом переделе квот что-то достанется.
Какой же вывод напрашивается, анализируя состояние рыбной отрасли России, в которой она оказалась за прошедший 20 летний путинский период?
Безусловно, принятие и осуществление на практике с 2008 по 2018 года исторического принципа наделения рыбопромышленных компаний долями квотами на десятилетний период позволило выйти рыбной отрасли на траекторию роста, что улучшило её производственные и социально-экономические показатели в целом и, особенно в приморских регионах.
Происходящее с 2018 года реформирование, а точнее, разрушением исторического принципа, с внедрением механизма «инвестиционных квот» — у одних отнять другим дать – привел к дестабилизации в отрасли. В последующем, если это будет продолжено, то неминуемо вызовет падения ее основных производственных показателей, уменьшению поступления рыботоваров отечественного производства на внутренний рынок и ухудшение социально-экономического положения в приморских регионах страны.
Пора кремлёвской власти остановиться у края пропасти, предотвратить очередной дележ долей квот и используя отечественный и зарубежный положительный опыт развития рыбного хозяйства выйти на дорогу созидания во благо тружеников отрасли.
Смогут ли депутаты 8 созыва Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации остановить «реформаторов» — разрушителей рыбной отрасли страны?
Ответ на этот вопрос дадут итоги рассмотрения ими готовящейся очередной поправки к ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» относительно второго этапа «инвестквот».
23.11.2021г. В. Зиланов, профессор, член РУССО, член Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
Приложение