В начале шестидесятых годов прошлого века на сельскохозяйственном совещании в Ленинграде Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров СССР Н.С. Хрущёв выдвинул лозунг: «Догнать и перегнать Америку». И хотя на совещании речь шла о том, чтобы превзойти США по производству мяса, масла и молока, в последующем этим лозунгом руководствовались и другие отрасли народного хозяйства, включая и рыбную.
На тот стартовый послевоенный период годовой вылов США рыбы и других водных объектов в морских и пресных водах составлял около 2,4 – 2,7 млн т, а вылов СССР всего 1,4 — 1,6 млн т. Удвоить вылов почти в 2 раза с тем, чтобы превзойти США, казалось задачей трудной. Но уже скоро вылов Советского Союза превысил 3,5 млн т, а в 1965 году достиг 5,7 млн т, что в 2 раза превысило вылов США, а в 1975 -1976 году вылов уже составил более 10,0 млн т. Тогда наша страна впервые в своей истории вышла по вылову на первое место в мире, обойдя Японию и оставив далеко позади США. Потребление рыбной продукции населением страны приблизилось к медицинской норме и составило 18,4 кг/чел/год.
За достижение таких высоких показателей Министр рыбного хозяйства СССР А.А. Ишков был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Наградами различного достоинства были отмечены многие капитаны, механики, рыбаки, специалисты, учёные, руководители рыбной отрасли.
Между тем, в эти же годы, да и в последующем, вылов США продолжали также наращиваться, но не столь высокими темпами. Достигнув величины в 5,0 млн т, они длительный период продолжали удерживаться на этой отметке, несколько колеблясь в ту или другую сторону по годам. Просматривалась явная стагнация в рыбной отрасли.
США обеспокоенные в то, сейчас уже далёкое время, столь стремительными достижениями Советского Союза в области морского рыболовства, да и наглядно «видя» рыболовные суда СССР у берегов Аляски, тихоокеанского и атлантического побережий США, решили выяснить причины столь активного освоения рыбных ресурсов советами. С этой целью Конгрессом США была создана специальная рабочая группу, в задачу которой входило не только определить за счёт чего происходит рост вылов рыбы Советским Союзом в различных районах Мирового океана, но и насколько эффективна эта деятельность и могут ли американские рыбаки воспользоваться этим опытом. В итоговом докладе, озаглавленном как «Развитие советского океанического промысла», было отмечено, что «…Советский Союз достиг значительных успехов во многих отраслях деятельности в океане и, особенно в рыболовстве…». И далее: «Эти завоевания были в значительной мере результатом понимания потенциальных возможностей океана, которые могли бы быть использованы на благо Советского Союза».
Не утруждая читателей деталями доклада, подчеркну, что в нем достаточно обосновано, определены успехи советского морского рыболовства за счёт достижений в строительстве крупнотоннажного рыболовного флота для ведения промысла в отдаленных районах Мирового океана, подготовки кадров, развития международной, исследовательской деятельности и т.д.
Вместе с тем, по мнению американских экспертов, по производительности советское морское рыболовство (годовой вылов на тоннаж флота –американское определение) уступало на тот период, по их мнению, производительности морского рыболовства Японии, Испании, Норвегии и даже США. В последующем этот показатель не нашёл широкой поддержке в международных рыболовных кругах. Среди советских ученых, специалистов морского рыболовства он был признан как ошибочный, не отражающий фактического положения дел.
В обращении при представлении доклада Сенату США Председатель Комитета по торговле и промышленности У.Г. Магнусен и Председатель национального Комитета по морской политике Э.Ф. Холлингс дали следующую рекомендацию: «Возможно, что у Соединённых Штатов нет никаких желаний копировать структуру или ставить перед собой те же задачи (имеется ввиду советское морское рыболовство — пояснение автора) в области морской политики. Однако важно, чтобы мы как Нация были осведомлены об успехах Советского Союза в освоении океана и, по возможности, смогли извлечь пользу из этих уроков».
В последующем США в области морского рыболовства действительно не пошли по пути прямого использования опыта советского рыболовства, а сосредоточились на продолжении традиционного промысла водных биоресурсов у своего тихоокеанского, атлантического побережий и во внутренних реках и озёрах.
Вместе с тем, отдельные элементы, опыт советского морского рыболовства, с поправкой на рыночную систему, был все же американцами востребован. Это касалось в начальный период освоения американскими рыбаками промысла хека, минтая, трески, окуня и других видов у тихоокеанского и атлантического побережий США. Не имя опыта промышленного лова этих объектов, они были вынуждены пойти на совместный советско-американский промысел, и даже на создание в этих целях совместных компаний по рыболовству. В последующем, освоив эти объекты и осуществив «американизацию» рыболовства в своей 200 мильной исключительной экономической зоне (далее по тексту ИЭЗ), отпала необходимость в совместном российско-американском рыболовстве и совместных компаниях. Они постепенно прекратили свою деятельность.
Развитие рыбного хозяйства США пошло, в отличие от рыбного хозяйства Советского Союза, по пути эффективного использования сырьевых водных биоресурсов собственной ИЭЗ, континентального шельфа и внутренних рек, озёр, расположенных на её территории. Этому во много способствует и географическое положение США, а также высокая рыбопродуктивность, прилегающих морских вод у её побережья.
Территория США, площадью 9,6 млн км2 , омывается тремя океанами: Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитом; длина береговой линии около 20,0 тыс. км2 ; площадь ИЭЗ, занимающей первое место в мире, составляет 7,5 млн км2 , что почти в двое превышает аналогичный показатель по России; население США достигло 337,5 млн человек.
На севере США граничат с Канадой, на юге с Мексикой. Хотя территории России и США не имеют границы по суше, но эти две страны обладают самой протяженной в мире линией-границей разграничения морских пространств — 5289 км, простирающей от северной части Тихого океана, через всё Берингово море, Берингов пролив и Чукотское море. В самом узком месте в Беринговом проливе граница между о. Ратманов (Россия) и о. Крузенштерна (США) проходит на расстоянии всего 3,7 км, что в зимний период доступно для перехода по льду пешком. Соглашение о разграничении морских пространств между СССР и США было заключено ещё в 1990 году. Это соглашение было ратифицировано США в 1991 году, но ввиду его не ратификации Россией в течение 30 лет оно применяется на временной основе и по сей день, что противоречит российскому законодательству.
Территории США –зелёная заливка
По экспертной оценке советских и зарубежных учёных и специалистов, выполненных в восьмидесятые годах прошлого века, сырьевые водные биоресурсы ИЭЗ, континентального шельфа США позволяют ежегодно вылавливать 10 -18 млн тонн. Фактический же вылов в последнее тридцатилетие американскими рыбаками составляет 4,8-5,9 млн тонн, что несколько выше показателей современной капиталистической России.
Основу вылова США даёт морское рыболовство, которое составляет 95-97% годового вылова. По своему значению, видовому разнообразию и по коммерческой стоимости уловов ведущую роль занимает тихоокеанский промысел, включая воды, прилегающие к Аляске. На эти районы приходится ежегодный вылов лососевых от 290 до 487 тыс. тонн, минтая от 1,3 до 2,1 млн тонн, хека, трески, палтуса, окуня, различных видов крабов, креветки, моллюски и водоросли.
Атлантическое побережье США дает преимущественно вылов сельдевых и прежде всего сельди — менхэден, которой вылавливается в отдельные годы более 1,0 млн тонн и используется для производства рыбной муки и жира. Велико значение для американского атлантического рыболовства имеют такие объекты как тунцы, скумбрия, мечеобразные и другие пелагические объекты промысла, которые в сумме дают ежегодно около 300-350 тыс. тонн.
Кроме того, основной промысел тунцов осуществляется американскими рыбаками за пределами своей ИЭЗ — в открытых районах Тихого океана и в ИЭЗ островных государств по специальным межправительственным соглашениям. По существу, это единственный пример экспедиционного промысла американскими рыбаками за пределами своих вод.
Особое значение в американском прибрежном рыболовстве имеет промысел омаров, лангустов, морских гребешков и разных видов моллюсков. Последних добывается ежегодно 487 -746 тыс. т. Они также являются объектом марикультуры.
Из всего видового разнообразия вылавливаемых водных объектов первую десятку по объёму вылова, исходя из данных за 2018 год, составляют: минтай -1,5 млн т, сельдь-менхэден — 684 тыс. т, лососи-380 тыс. т, хек -318 тыс. т, камбаловые – 255 тыс. т, треска – 211 тыс. т, крабы – 123 тыс. т, креветка112 тыс. т, окуни – 103 тыс. т и лобстеры 59 тыс. т. В то же время, если исходить из стоимости объектов промысла, то в первую десятку последовательно входят: лососи – 707 млн долларов США, лобстеры – 668 млн, крабы – 635 млн, гребешок -532 млн, креветка – 467 млн, минтай – 388 млн, камбаловые -264 млн, устрицы -253 млн, моллюски -218 млн, сельдь-менхэден -156 млн долларов США. Именно на промысле этих дорогостоящих видов базируется прибрежное американское рыболовство.
Умеренно идет развитие пресноводной аквакультуры, сохраняя ежегодные объёмы в пределах 243-380 тыс. т. Вместе с тем, производство марикультуры продолжает наращиваться, достигнув в 2019 году объёма 236 тыс. т по сравнению с 131 тыс. т. в 2000 году. Общий объем аквакультуры и марикультуры суммарно составляет более 490 тыс. тонн ежегодно, что превышает аналогичные показатели по России (см. таб.).
Велико значение в США любительского и спортивного рыболовства, как в реках, озёрах, так и в прибрежных морских водах, которое регулируются рядом соответствующих правил самих штатов.
Динамика вылова, производства водных биоресурсов, экспорт, импорт и потребление рыбопродуктов США за 1985-2019 годы
Вылов по годам, тыс. тонн | ||||||||
Показатели | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2019 | |
Морское рыболовство | ||||||||
Рыба | 4 368,6 | 3 995,2 | 3 600,6 | 3 882,8 | 3 245,6 | 4 130,3 | 4 106,3 | |
Ракообразные | 416,4 | 354,7 | 345,7 | 301,7 | 340,6 | 372,8 | 182,5 | |
Моллюски | 703,8 | 712,6 | 745,8 | 673,6 | 694,2 | 506,3 | 487,3 | |
Водоросли | 64,8 | 73,8 | 41,9 | 68,0 | 5,2 | 3,1 | 3,1 | |
Прочие | 29,5 | 30,1 | 21,5 | 12,8 | 8,2 | 10,4 | 5,1 | |
Марикультура | 81,5 | 138,7 | 131,5 | 158,5 | 196,0 | 182,5 | 236,0 | |
ИТОГО | 5 664,6 | 5 305,1 | 4 887,0 | 5 097,4 | 4 489,8 | 5 205,4 | 5 020,3 | |
Внутренние водоёмы | ||||||||
Рыба | 32,9 | 27,5 | 43,4 | 15,8 | 16,7 | 17,7 | 19,0 | |
Ракообразные | 4,1 | 14,6 | 9,2 | 6,9 | 6,6 | 2,4 | — | |
Аквакультура | 234,2 | 274,7 | 325,3 | 355,3 | 300,6 | 243,4 | 254,2 | |
ИТОГО | 271,2 | 316,4 | 350,3 | 378,0 | 323,9 | 263,5 | 273,2 | |
ВСЕГО | 5 935,8 | 5 621,5 | 5 237,3 | 5 475,4 | 4 813,7 | 5 468,9 | 5 293,5 | |
Экспорт (тыс. т) | 1 418,1 | 1 112,2 | 1 128,8 | 1 545,1 | 1 415,8 | 1 577,1 | 1 477,1 | |
Экспорт (тыс. дол.) | 3 029,7 | 3 404,2 | 3 066,0 | 4 247,8 | 4 683,0 | 5 553,8 | 5 307,7 | |
Импорт (тыс. т) | 1 418,9 | 1 464,5 | 1 800,5 | 2 340,0 | 2 458,5 | 2 615,2 | 2 783,7 | |
Импорт(тыс. дол.) | 5 603,0 | 7 203,8 | 10 534,3 | 12 865,5 | 15 625,9 | 20 007,8 | 23 446,4 | |
Потребление (в сырце) кг/чел/год | 21,9 | 22,0 | 22,0 | 23,3 | 21,4 | 22,0 | 22,1 |
Экспорт водных биоресурсов США в последние годы сохраняет стабильную тенденцию и удерживается в объемах 1,4 -1,5 млн т при росте его общей стоимости с 4,2 до 5,3 млрд долларов США.
Ввиду недостаточного объёма производства собственной рыбопродукции и морепродуктов для насыщения внутреннего американского рынка продолжается в последнее тридцатилетие рост объёма импорта, который в последние годы составляет 2,4 – 2,8 млн. т. Одновременно наблюдается рост его стоимости, который достиг в 2019 году величины в 23,4 млрд долларов США.
Потребление рыбопродукции, морепродуктов населением США длительное время удерживается в пределах 21-23 кг/чел/год. Этот показатель, полагаю, сохранится и на ближайшие годы с небольшим ростом за счёт увеличения импорта.
Регулирование рыболовством в ИЭЗ и на континентальном шельфе США, сохранение, управление морскими биоресурсами осуществляется в соответствии Закон Магнусона-Стивенса от 2007 года с соответствующими поправками. В этом базовом Законе США отсутствуют такие нормы, как платность водных биоресурсов, как и выставление долей-квот на аукционы. Нет их и в практическом применении, как и перспектив их внедрения в будущем.
Наделение рыбодобывающих американских коммерческих компаний квотами на вылов тех или иных объектов промысла определяется с учётом традиционности, особенности биологии объектов лова, сохранения ресурсов и целого ряда других обстоятельств. При этом преимущественное право на промысел имеют коренные народности.
Велико значение рыбохозяйственной науки особенно при определении возможного вылова и мониторинга за состояние запасов водных биоресурсов.
Обновление и модернизация рыбодобывающих судов, береговых рыбоперерабатывающих фабрик их собственники осуществляют самостоятельно, используя собственные средства и кредиты банков.
Иностранный промысел в ИЭЗ США, хотя и предусмотрен Законом Магнусона-Стивенса, однако только при наличии недоиспользуемых ресурсов американскими рыбаками и если такой промысел приносит последним выгоду. И даже при этом осуществляться он может только в соответствии с заключенными межправительственными соглашениями, которые должны быть ратифицированы США. А это соответствующая процедура Конгресса США, что создаёт определенные сложности для утверждения таких соглашений. По имеющимся сведениям пока такие соглашения об иностранном рыболовстве в ИЭЗ США отсутствуют.
На ближайшую перспективу маловероятно ожидать увеличения вылова США в своей ИЭЗ, на континентальном шельф, хотя рыбные запасы это позволяют сделать за счет освоения ряда новых объектов имеющихся здесь, или выхода рыболовства в другие районы Мирового океана.
Консервативный подход американского рыболовства к использованию уже освоенных традиционных ресурсов не способствует росу вылова и производства пищевой рыбной продукции. Не намечается и вовлечение в промысел недоиспользуемых и новых рыбных запасов, которые имеются в ИЭЗ и на континентальном шельфе. В этих условиях и с учетом увеличивающего спроса внутреннего рынка США на рыбопродукцию и морепродукты, следует ожидать продолжение роста импорта.
*****
Р.S. Этот очерк завершает публикация на сайте ФИШКАМЧАТКА прошлых моих кратких обзоров рыбного хозяйства соседних с нами государств, таких как Норвегии, Японии, КНР и вышеприведенный по США. Все эти страны с традиционным рыболовством, сформировавшимся и функционирующим длительный период в капиталистических условиях.
Был опубликован и краткий обзор рыбного хозяйства современной России, руководители которого вот уже тридцать лет осваивают азы капиталистической системы. Ладно бы только осваивали «азы капитализма», но и проводит ещё и масштабные эксперименты над рыбной отраслью. И все они со знаком минус. А это, прежде всего эксперименты над рыбаками – пахарями моря, да и всего населения страны, которое потребляет рыбопродукцию.
Среди этих экспериментов, такие как разрушение «исторического принципа», продолжение платности за биоресуры, введение аукционов долей-квот, принудительные инвестквоты с обязательством строительства рыбодобывающих судов на российских верфях, реформирование рыбохозяйственной науки и многое другое.
Обращаю внимание читателей, что всё это никогда не осуществлялось и отсутствует в рыбном хозяйстве капиталистической Норвегии, США, Японии. А это, повторюсь, страны с развитым рыбным хозяйством, функционирующей длительный исторический период в рыночных условиях. Особо от этих стран выделяется своими успехами в развитии рыбного хозяйства Китай, который используя национальные особенности с элементами рыночных механизмов сосредоточил свои усилия на ускоренном росте продукции аквакультуры с одновременным сохранением объемов морского рыболовства.
Какой показатель можно было бы принять, как интегрированный, который бы позволил выявить, кто же и чего добился, среди перечисленных стран, на этом рыбном поприще?
Позволю предложить читателю в качестве такого интегрированного показателя это потребления рыбы собственным населением. Вся рыбохозяйственная деятельность в любой стране ведётся с единственной основной цель – удовлетворить спрос собственного населения в рыбопродуктах. Сопоставление всех пяти обзоров по этому показателю явно не в пользу российских реформатора (см. табл.).
Динамика потребления водных биоресурсов населением в ряде стран (кг/чел/год в сырце по данным ФАО) за 1990-2019 годы
Страна | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2019 |
Китай | 10,4 | 20,3 | 24,2 | 26,9 | 32,0 | 38,1 | 38,8 |
Норвегия | 44,6 | 50,5 | 49,7 | 52,3 | 54,2 | 50,0 | 51,4 |
Россия | 24,8 | 18,2 | 17,9 | 18,7 | 22,6 | 20,2 | 20,1 |
США | 22,0 | 21,7 | 22,4 | 23,5 | 21,6 | 22,0 | 22,4 |
Япония | 70,6 | 70,4 | 66,7 | 61,2 | 52,7 | 47,5 | 45,8 |
За последнее десятилетие потребление населением России рыбопродукции постоянно снижается при увеличении розничных цен на неё. Эта тенденция может продолжиться и в ближайшее десятилетие. Изменение её вектора в положительном направлении задача рыбацкой общественности и властей всех уровней.
В. Зиланов