ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК В СЕЛЕ ЗЕРКАЛЫ
Яркая и броская примета времени даже не такого уж далекого — драматический кружок. Сам не однажды в молодые принимал в них участие.
Играл в Родине с Сергеем Яблоковым, сыном Ивана Михайловича Яблокова. Учась в техникуме в краевом центре, играл в драматическом кружке, который вел артист ТЮЗа Василий Кондратьев, и в который привлек меня мой друг Мишка.
Вот история драматических кружков в нашей сельской местности в двадцатые годы теперь уже прошлого века. Написанная, по архивным документам тех лет. Сохранившим живой блеск глаз и очарование улыбки тех лет. Даже не смотря на то, более чем неспокойное и казалось бы к этому занятию мало располагавшему время.
А скажите на милость, когда оно время было ровным и безоблачно безмятежным?
Согласно отчета, Зеркальского волостного культурно-просветительского общества, за декабрь месяц 1920 года, отправленного в Барнаул в уездное управление (Зеркалы — еще волостной центр), в селах волости было два драматических кружка: в самих Зеркалах и в Коробейниково.
Учитывая, что волость была новой (до 1914 года волость была в Боровском, а потом из той волости в отдельную волость выделили Зеркальскую), а буквы на печати еще старой орфографии, можем предположить, что такое управление в селе существовало и при прежней власти.
В Зеркалах этот кружок был организован 8 февраля 1920 года.
Обратите внимание на дату. Организован в более чем интересное время. Когда еще толком в стране не кончилась гражданская война. И тем не менее в глубинке существовали вот такие центры досуга молодежи. Таким вот современным лексиконом выразим мы здесь этому факту свое неподдельное удивление.
Организован он, как пишется далее в этом, довольно трудно читаемом документе, по инициативе убитого инструктора парторганизации ячейки (фамилия неразборчива Р.К. Пе…)
Хотя мне сразу же в этой связи припомнился в эту же пору убитый в Зеркалах библиотекарь Николай Бровкин, которого банда Зыкова, развернувшая именно в эту пору в наших местах свою активную деятельность, увела ночью в марте по льду озера с еще одним человеком в бор и там их зверски зарубила шашками.
Согласно этого документа, делаем вывод, что этот кружок находился в непосредственном подчинении именно этому волостному учреждению.
Ставились же эти спектакли в Народном доме, временно для этой цели оборудованного.
Сам Народный дом, судя по некоторым источникам, в том числе сошлюсь в этом случае н на Сибирскую энциклопедию, существовал уж в селе еще до прихода новой власти.
Под рукой у меня никаких фотографий на этот счет нет. Но вот согласно плану, приложенному к отчету, мы можем довольно неплохо представить, каким он примерно был.
На боковом фасаде каждой из сторон — 6 окон.
В зале 12 рядов стулья.
Две в зале галерки. Что говорит о том, что это было строение высокое.
Сцена с закулисьем составляет в глубину 10 аршин, т. е. 7,1 метра.
Входом в зал Народный дом был ориентирован на Бурановку.
Размеры дома: 25 х10 аршин, те. — 18 х 7 метров.
Сцена — постоянная.
Зрительный зал, вмещал 250 человек.
Далее перечисляются несколько пьес, поставленных драматическим кружком на сцене Народного дома. Ставили пьесы Островского и Чехова.
Состав кружка 18 мужчин и одна женщина.
Все это на фоне таких событий, которые даны в этой справке
СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ СЕЛА
Привожу дословные строки описания этой истории.
«Первое волнение было произведено в 1919 году. Был бой с бандами Колчака. А также проводили преследование банды кулацкого восстания Плотникова.
В 1919 году проходили банды Колчака и в 1920 — банды кулацкого вост. Плотникова.
В 1919 году восстание партизан в с. Коробейниково против Сов. власти».
Затем дается далее в отчете список мероприятий в Народном доме за предшествующий месяц.
«Бедность не порок» поставлена на сцене — 10 января.
Сцены из «Бориса Годунова» —17 января.
«Медведь» — 24 января.
«От ней все качества».
«Рабочая свобода»
(Если о первых пьесах ясно, чьи они, то о вторых можно только догадываться)
А также была прочитана библиотекарем Алейниковым лекция «Что такое комета?»
Если судить по планировке Народного дома, то места там для библиотеки не было, и она видимо находилась в помещении самого культурно-просветительского общества.
Три спектакля, сообщается дальше, были платными. Остальные — бесплатными.
Режиссером драматического кружка был учитель начальной школы (не путать с церковно-приходской) Моисей Никитич Самойленко. Учитель местной начальной школы. Которые тогда именовались училищами.
Добавим к документу от себя, Моисей Никитич Самойленко — личность в наших местах прямо-таки легендарная. Человек, чьими стараниями внедрялось в нашей местности как культурное садоводство, так и культурное огородничество и усилиями которого, прежде всего, создан был впоследствии гремевший когда-то на всю страну сад в знаменитом и гремевшем на всю страну колхозе имени Молотова, затем при Хрущеве, по его подсказке, во время его визита, переименованного в «Родина». Который начинал в крае свои труды героические вместе с М. Лисавенко, и с которым был дружен.
Но это тоже особая история.
«Что до пьес, — пишется далее в отчете, — то впечатление от них было сильное.
А вот заботы и трудности кружка: мало пьес, париков мужских и женских, гриму, лаку, пудры, холста краски.
На 11 февраля 1921 председателем культпросвета был Николай Матвеев. 28 лет».
21 января 1921 года председателем (культпросвета) избрать взамен арестованного Поликарпова Ф.К. , Егорова Федора Исаевича.
(Насколько я понимаю, это был тот самый известный партизан и коммунар коммуны «Новый свет», портрет которого висел на втором этаже Дворца культуры в Родино)
Библиотекарем читальни Алейников П.Д.
Что до библиотеки, то она на 25 мая 1921 года насчитывала 70 книг и два журнала.
А вот еще весточка по культуре из документов тех лет.
Но уже по другому, смежному ведомству, где сообщается о наличие в селе количества граммофонных пластинок. В Зеркальском волнаробразе на тот момент числилось 34 + 21 пластинка.
А дальше в документах сообщается о том, что 1 сентября в библиотеке, где теперь библиотекарем была уже Бессонова Надежда Михайловна было книг:
— всего — 520
— беллетристики — 150
— литературы —110
— политических — 170
— научных — 90
В придачу к этим книгам в библиотеке имелся еще «грамохфон», а к нему — 15 пластинок.
Насколько могу предположить, что за столь короткий срок такой рывок в количестве книг в местной библиотеке был обеспечен за счет привлечения в нее книг, оставшихся от расстрелянных партизанами купца Романа Землянова, и начальника стражи Зеркальской лесной дачи, одновременно выполневшего на месте задачи колчаковской милиции Чечерина, инициалы которого мне в документах нигде пока не встречались.
Вот коротенькая, но броская и более чем насышенная деталями и фактами история драматического кружка в известном в районе селе со всеми отсюда вытекающими подробностями.
И еще — я знаю, кто в этом драмкружке играл.
Приезжаем в свое время с братом в поселок к Сергею Петровичу Сидорову, тот родной брат моему деду по матери, расспрашиваем его неспешно о том времени.
Расспросили его про партизан.
Про белых расспросили.
Историю про Колю Козлика расспросили.
Про Василия Чащихина, чей дом потом был начальной школой, в которой мы в поселке учились.
— А знаете, — улыбнулся Сергей Петрович, — в Зеркалах тогда был драматический кружок. — И прямо-таки просветлел лицом. Видимо много воспоминаний именно с этим у него о тех годах было связано. — Я в нем — играл.
(Это он рассказал нам еще до того времени, как впоследствии это документ мне попал в руки)
Сейчас об этом можно было бы расспросить детальней. Но при большом обилии других фактов мне и этого был тогда более чем достаточно.
Добавим еще, отсылая память к вышестоящему документу, где сказано о том, что начальником общества, составившего отчет в уезд, был Матвеев Николай. А Матвеевы были в большом родстве с Сидоровыми. Не лишним будет предположить, что в том, что Сергей Петрович играл на сцене Народного дома, была роль и того.
Исходя из этой информации, могу также предположить, два варианта того, кто же была та одна из женщин в этом драматическом кружке. Или этой женщиной была учительница Самойленко Екатерина Александровна, жена Моисея Никитича Самойленко.
Или Анна Степановна Рыжова. Впоследствии ставшей женой Сергея Петровича. И то, что не там ли он ее, в драматическом кружке, и приглядел?
Хотя история тут еще и таким веселым боком поворачивается. Василий Федорович Бровкин, двоюродный брат моего деда, с коим тоже мне довелось говорить о том времени, тоже, по его рассказам, засматривался на Анну Сергеевну. Что не удивительно. Человек она была большого и жаркого сердца. И видная из себя.
— Посматривал я на нее более чем серьезно, — делился тот с нами своими воспоминаниями. А Серега — тоже. Но Серега мне был первый друг. И я не стал ему тут перечить ни в чем, — как бы сожалея, добавлял к сказанному. — А она и мне сильно нравилась.
И мечтательно глядел при этом вдаль.