Владимир Бровкин: «Драматический кружок в селе Зеркалы»

ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК В СЕЛЕ ЗЕРКАЛЫ

Яркая и броская примета времени даже не такого уж далекого — драматический кружок. Сам не однажды в молодые принимал в них участие.

Играл в Родине с Сергеем Яблоковым, сыном Ивана Михайловича Яблокова. Учась в техникуме в краевом центре, играл в драматическом кружке, который вел  артист ТЮЗа Василий Кондратьев, и в который привлек меня мой друг Мишка.

Вот история драматических кружков в нашей сельской местности в двадцатые годы теперь уже прошлого века. Написанная, по архивным документам тех лет. Сохранившим живой блеск глаз и очарование  улыбки тех лет. Даже не смотря на то, более чем неспокойное и казалось бы к этому занятию мало располагавшему время.

А скажите на милость, когда оно время было ровным и  безоблачно безмятежным?

Согласно отчета, Зеркальского волостного культурно-просветительского общества, за декабрь месяц 1920 года,  отправленного в Барнаул в уездное управление (Зеркалы — еще волостной центр), в селах волости было два драматических кружка: в самих Зеркалах и в Коробейниково.

Учитывая, что волость была новой (до 1914 года волость была в Боровском, а потом из той волости в отдельную волость выделили  Зеркальскую), а буквы на печати еще старой орфографии,  можем предположить, что  такое управление в селе существовало и при прежней власти.

В Зеркалах этот кружок был организован 8 февраля 1920 года.

Обратите внимание на дату. Организован в более чем интересное время. Когда еще толком в стране не кончилась гражданская война. И тем не менее в глубинке  существовали вот такие центры досуга молодежи. Таким вот современным лексиконом выразим мы здесь этому факту свое  неподдельное удивление.

Организован он, как пишется далее в этом, довольно трудно читаемом документе, по инициативе  убитого инструктора парторганизации ячейки (фамилия неразборчива Р.К. Пе…)

Хотя мне сразу же в этой связи припомнился в эту же пору убитый в Зеркалах библиотекарь Николай Бровкин, которого банда Зыкова, развернувшая именно в эту пору в наших местах свою активную деятельность, увела ночью в марте по льду озера с еще одним человеком в бор и там их зверски зарубила шашками.

Согласно этого документа, делаем вывод, что этот кружок находился в непосредственном подчинении именно этому  волостному учреждению.

Ставились же эти спектакли в Народном доме, временно  для этой цели оборудованного. 

Сам Народный дом,  судя по некоторым источникам, в том числе сошлюсь в этом случае н на Сибирскую энциклопедию, существовал уж в селе еще до прихода новой власти.

Под рукой у меня никаких фотографий на этот счет нет. Но вот согласно плану, приложенному к отчету, мы можем довольно неплохо представить, каким он  примерно был.

На боковом фасаде каждой из сторон — 6 окон.

В зале  12 рядов стулья.

Две в зале галерки. Что говорит о том, что это было строение высокое.

Сцена с закулисьем составляет в глубину 10 аршин, т. е. 7,1 метра. 

Входом в зал Народный дом был ориентирован на Бурановку.

 Размеры дома:  25 х10 аршин, те. — 18 х 7 метров.

Сцена — постоянная.

Зрительный зал, вмещал 250 человек.

Далее перечисляются несколько пьес, поставленных драматическим кружком на сцене Народного дома. Ставили пьесы Островского и Чехова.

Состав кружка 18 мужчин и одна женщина.

Все это на фоне  таких событий, которые даны в этой справке

СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ СЕЛА

Привожу дословные строки описания этой истории.

«Первое волнение было произведено в 1919 году. Был бой с бандами Колчака. А также проводили преследование банды кулацкого восстания Плотникова.

В 1919 году проходили банды Колчака и в 1920 — банды кулацкого вост. Плотникова.

В 1919 году восстание партизан в с. Коробейниково против Сов. власти».

Затем  дается далее в отчете список мероприятий в Народном доме за предшествующий месяц.

«Бедность не порок» поставлена на сцене — 10 января.

Сцены из «Бориса Годунова» —17 января.

«Медведь»  — 24 января.

«От ней все качества».

«Рабочая свобода»

(Если о первых пьесах ясно, чьи они, то о вторых  можно только догадываться)

А также была прочитана  библиотекарем  Алейниковым лекция  «Что такое комета?»

Если судить по планировке Народного дома, то места там для библиотеки не было, и она видимо находилась в помещении самого культурно-просветительского общества.

Три спектакля, сообщается дальше, были платными. Остальные  — бесплатными.

Режиссером драматического  кружка был учитель начальной школы (не путать с церковно-приходской) Моисей Никитич Самойленко. Учитель местной начальной школы. Которые тогда именовались училищами.

Добавим к документу от себя, Моисей Никитич Самойленко — личность в наших местах прямо-таки легендарная. Человек, чьими стараниями  внедрялось в нашей местности как культурное садоводство, так и культурное огородничество и усилиями которого, прежде всего, создан был впоследствии гремевший когда-то на всю страну сад в знаменитом и гремевшем на всю страну колхозе имени Молотова, затем при Хрущеве, по его подсказке, во время его визита, переименованного в «Родина». Который начинал в крае свои труды героические вместе с М. Лисавенко, и с которым был дружен.

Но это тоже особая история.

«Что до пьес, — пишется далее в отчете, — то впечатление от них было сильное.

А вот  заботы и трудности кружка: мало пьес, париков мужских и женских, гриму, лаку, пудры, холста краски.

На 11 февраля 1921 председателем культпросвета был Николай Матвеев. 28 лет».

21 января 1921 года председателем (культпросвета) избрать взамен арестованного Поликарпова Ф.К. , Егорова Федора Исаевича.

(Насколько я понимаю, это был тот самый известный партизан и коммунар коммуны «Новый свет», портрет которого висел на втором этаже Дворца культуры в Родино)

Библиотекарем читальни Алейников П.Д.

Что до библиотеки, то она на 25 мая 1921 года  насчитывала  70 книг и два журнала.

А вот еще весточка по культуре из документов тех лет.

Но уже по другому, смежному ведомству, где сообщается о наличие в селе количества граммофонных пластинок. В Зеркальском волнаробразе на тот момент числилось 34  + 21 пластинка.

А дальше в документах сообщается о том, что 1 сентября в библиотеке, где теперь библиотекарем была уже Бессонова Надежда Михайловна было книг:

— всего — 520

— беллетристики — 150

— литературы —110

— политических — 170

— научных — 90

В придачу к этим книгам в библиотеке имелся еще «грамохфон»,  а к нему —  15 пластинок.

Насколько  могу предположить, что за столь короткий срок такой рывок в количестве книг в местной библиотеке был обеспечен за счет привлечения в нее книг, оставшихся от расстрелянных партизанами купца Романа Землянова, и начальника стражи Зеркальской лесной дачи, одновременно  выполневшего на месте задачи колчаковской милиции  Чечерина,  инициалы которого мне в документах нигде пока не встречались.

Вот коротенькая, но  броская и более чем насышенная деталями и фактами история драматического кружка в известном в районе селе со всеми отсюда вытекающими подробностями.

И еще — я знаю, кто в этом драмкружке играл.

Приезжаем в свое время с братом в поселок к Сергею Петровичу Сидорову, тот  родной брат  моему деду по матери, расспрашиваем его неспешно о том времени.

Расспросили его про партизан.

Про белых расспросили.

Историю про Колю Козлика расспросили.

Про Василия Чащихина,  чей дом потом был начальной школой, в которой мы в поселке учились.

— А знаете, —  улыбнулся Сергей Петрович, — в Зеркалах тогда был драматический кружок.  — И прямо-таки просветлел лицом. Видимо много воспоминаний именно с этим у него о тех годах было связано. — Я в нем — играл.

(Это он рассказал нам еще до того времени, как впоследствии это документ мне попал в руки)

Сейчас об этом можно было бы расспросить детальней. Но при  большом обилии других фактов мне и этого был тогда более чем достаточно.

Добавим еще, отсылая память к вышестоящему документу, где сказано о том, что начальником общества, составившего отчет в уезд, был Матвеев Николай. А Матвеевы были в большом родстве с Сидоровыми. Не лишним будет предположить, что в том, что Сергей Петрович  играл  на сцене Народного дома, была роль и того.

Исходя из этой информации, могу также предположить, два варианта того, кто же была та одна из женщин в этом драматическом кружке. Или этой женщиной была учительница Самойленко Екатерина Александровна, жена Моисея Никитича Самойленко.

Или Анна Степановна Рыжова. Впоследствии ставшей женой Сергея Петровича. И то, что  не там ли он ее, в драматическом кружке, и приглядел?

Хотя история тут еще и таким веселым боком поворачивается. Василий Федорович Бровкин, двоюродный брат моего деда, с коим тоже мне довелось говорить о том времени,  тоже, по его рассказам, засматривался на Анну Сергеевну. Что не удивительно.  Человек она была большого и жаркого сердца. И видная из себя.

— Посматривал я на нее более чем серьезно, — делился тот с нами своими воспоминаниями. А Серега — тоже. Но Серега мне был первый друг. И я не стал ему тут перечить ни в чем,  — как бы сожалея, добавлял к сказанному. — А она и мне сильно нравилась.

И мечтательно глядел при этом вдаль.

https://ok.ru/profile/459972409179/statuses/152706257826651

image description
image description