Владимир Бровкин об индонезийской прозе

СОВРЕМЕННАЯ И НЕ СОВСЕМ СОВРЕМЕННАЯ ИНДОНЕЗИЙСКАЯ ПРОЗА (набросок к статье на актуальную тему).

Мой метод чтения книг для расширения кругозора несложен.

Беру и читаю  литературные сборники по той или иной стране.

Чтение таких их дает мне куда как больший результат в этом направлении, чем чтение десятка-другого книг беллетристики по этой теме.

В художественном произведении разом аккумулировано все: история, традиции, нравы…

В совокупности такая книга — это энциклопедия по этой стране.

Вот последняя книга из этого ряда на моем столе: «Современная индонезийская проза — 70 годы».

Принялся же я ее читать по причине желания углубить свои познания об этой стране.   

Стране, ныне по населению вдвое превышающей население России.

Страна эта нам была когда-то близкая.  Постоянно в гости ездили тогда друг к другу руководители  наших стран. Чьи визиты в прессе тогда освещались с завидной помпой. Помнятся мне до сих пор рассказы ребят из нашего села, служивших на Тихоокеанском флоте, которые ходили с дружескими визитами в эту страну. В репродукторах тогда там и тут звучала красивая, ныне забытая песня,  «Страна родная Индонезия».

Еще мне удивительным было этой стране то, что страна эта мусульманская, но много в ней индийского, начиная от ее названия «Островная Индия». Культурная составляющая ее, все эти мифы и сказания,  все эти герои —   многие  индийского происхождения. Страна, где переплелись  ислам и буддизм.

Всего в этой книге более чем с избытком.

Добавим,  что представленные в сборнике романы, повести и рассказы написаны ярким  сочным языком. Причем это все литература европейского толка. Что даже удивительно для азиатской, казалось бы страны, с заметным влиянием и модернизма и экзистенциализма, что однако не вымывает ничуть из них национальной составляющей. А только, наоборот, усиливает ее.

Но она интересна не только как энциклопедия  национальной культуры, жизни и обычаев этой страны.

Она интересна как политический документ.

И этим она не менее интересна первой ее составляющей.

Проясняющий, с высоты теперь  прошедших уже лет, перипетии не только драматической индонезийской истории, но не в меньшей степени — вот парадокс и чудо-то этой книги, нашей истории. Да и многого происходящего в текущем дне.

А уж она, история Индонезии, потому горька и драматична, что заморская стомиллионная страна долгие годы находилась под пятой европейской  метрополии, которая была по той же территории  и населению равна  5 копейками от  индонезийского рубля.

Но, вновь повторяюсь, еще что удивительно необыкновенно, она по существу есть также и прозорливый документ по нашей  отечественной истории.

По гражданской ли войне.

По  неудавшемуся кровавому перевороту 1937-1938 года.

Где на смену заговору маршалов, так похожему на заговор индонезийских их собратьев  с погонами, пришла лютая и улыбчивая ежовщина, с такими же впечатляющими результатами, как и  при событиях 30 сентября в этой южной стране.

По событиям ползучего переворота 90-х годов.

Все представленные произведения в книге, что не удивительно, так или иначе, касаются событий

переворота 30 сентября 1965 года в этой стране, в результате которого было убито более

миллиона человек. А в стране надолго установилась  надолго пиночетовщина с азиатской спецификой.

Нет ничего удивительного в том, что  симпатии авторов представленных тут произведений все на стороне победителей.

А  иной в ту пору литература этой страны могла бы ли быть?

Теперь, всматриваясь в эти события с высоты лет, и обогащенный с лихвой опытом современной, как своей, так и чужой истории, понимаешь отчетливо и  цели и механизм этого переворота.

То, что движение 30 сентября — это  была провокация (вольная или невольная — это уже другой вопрос), дававшая противникам  режима Сукарно в руки карт-бланш круто повернуть курс страны вправо.

Огромная азиатская страна во главе с Сукарно взяла курс на строительство социалистической экономики.

Что могли испытывать хозяева Интернационала денег глядя на все эти события?

Сверху Китай.

А теперь рядом, появляется вдобавок к двум социалистическим гигантам СССР и Китаю  еще третья многомиллионная соцстрана?

Как реакция на это, незамедлительно последовали события, все это подрезавшие надолго на корню.

Которым потом умные люди давали какие угодно интерпретации, более чем далекие  от этого простого объяснения событий. Топя суть дела в разного рода переходящих фактах и сумбуре деталей.

А затем разом в этом стратегическом районе вспыхнула вьетнамская война.  Если внимательно вглядеться во все эти мировые узлы того времени в том же направлении. Как бы купируя в этом неспокойным для Интернационала денег, именуемого  мировым правительством, в противовес  Коммунистическому интернационалу, опасность для него в этом стратегическом важном регионе.

Методы тех, кто делает политику — общеизвестны, и почти все пишутся под копирку: экспансия, провокации, перехват, где можно  протестного недовольства и всякой  инициативы. Причем провокации чаще всего делаются чужими руками.

Индонезийская трагедия 60-х годов тому убедительный пример и книга вопреки стараниям авторов убедить читателей в обратном, об этом просто вопиет.

Все это в ней прямо-таки бросается в глаза.

Однако симпатий тем, кто пострадал в результате этого переворота, у авторов нет. Кроме, разве что, в адрес неудавшихся заговорщиков против Сукарно.

Напротив, все сводится в книге к критике жестокого сукарновского тоталитаризма,  зажимавшего свободному индивидууму рот при всяком проявлении им свободы и самовыражения.

И было бы от них ожидать чего-то другого странным вот еще по какой, так цепко бросающейся в глаза причине: в справочном аппарате книги указано, что все авторы обучались в университетах США и все он как один — грантоеды США.

Но самое интересное в этой книге, вышедшей в СССР  —  год ее выпуска — 1988 год, где симпатий жертвам беспрецедентного правого военного переворота минимум, вот еще что.

Некто А.Б., составитель этой книги в послесловии, разжевывая читателям все тезисы неприятия Сукарновского тоталитаризма, открытым текстом дает наставления о том, как нужно тогда там было с этим, и никаким другим тоталитаризмом, бороться. Что само по себе, в книге изданной в СССР  и нонсенс, и одновременно теперь уже и не нонсенс.

Немало не смущаясь все той же тут же казалось бы так впечатляюще, пусть и окольными путями описанной  индонезийской пиночетовщины 1965 года.

В чем, впрочем, ныне странного ничего и нет.

Вот такая  это она индонезийская литература 70-х годов.

Впрочем, она всюду такая литература.

Вчера. Ныне ли.

Тотально-антитоталитарная. Пальцем ныне в какую сторону не ткни.

В любой год и уголок хоть нынешней,  хоть вчерашней человеческой истории.