Русские философы, вершинные представители религиозно-философского ренессанса исповедовали христианский социализм. Изначально и С. Булгаков, и Н. Бердяев, и С. Франк и другие вообще были марксистами. И были не по «велению партии», а по своим мировоззренческим установкам. Но русскими марксистами, а это совершенно иное, чем западные. Но затем, поняв позитивистскую ограниченность марксизма, эволюционировали в идеализм, и далее, в православие.
От марксизма к идеализму – путь русского философа. Но, отойдя от марксизма, они остались преданными русском христианскому социализму. Что их привлекало в марксизме? Естественно, они не были «промыты», «ослеплены» и проч. В марксизме их привлекла идея социальной справедливости – самая большая ценность для русского человека. А отталкивала доктринальная безрелигиозность, которая несовместима с религиозной метафизикой.
Поэтому русский христианский социализм – это справедливость минус материализм, атеизм, наиболее адекватное мировоззрение для русского философски образованного класса, не чуждого национальных интересов.
Можно сказать, что все самые выдающиеся представители русской мысли были христианскими социалистами, искавшими правды Божией на земле. Именно на земле, поскольку «земля», «этот мир» очень дорог русскому человеку, и дороги люди, живущие на ней. Как символ русской нравственной веры всегда звучит Есенин: «Я скажу: Не надо рая, дайте родину мою».
Сердце русского человека всегда более всего негодует против неправды, от кого бы она она не исходила (от монархистов, или социалистов), и также стремится к этой правде (также от кого бы они не исходила). Поэтому есть правда и у Ленина, и у И. Ильина. Не «своя правда», а Правда. Поэтому и Ленин, и Ильин тоже русские христианские социалисты. Как, разумеется, Ф.М. Достоевский, изначально искавшей правды у петрашевцев, как В. Соловьев, К. Леонтьев, А. Герцен, Н. Федоров, Л. Толстой, В. Гаршин, А. Чехов, А. Платонов, В. Розанов, Горький и бесчисленное множество самых разных русских людей.
В русском христианском социализме главное – это не вера в потусторонний трансцендентный идеал, вера в личное спасение, то есть вера в строго церковном смысле. Это искание правды и справедливости, это совестливость и сердечность, то есть нравственные начала жизни, которые действительно являются общими соборными началами для русских людей, объединяющих их, а не разделяющих по религиозным (верующий/неверующий), идеологическим (красные/белые) и прочим критериям.