Из общего моего стажа работы в рыбной отрасли, а это почти 65 лет, треть приходится на работу в разных должностях в центральном аппарате Министерства рыбного хозяйства СССР (Минрыбхоз) и Комитете по рыболовству России (Росрыболовство).
За это время пришлось непосредственно находиться не только в гуще повседневных производственных делах, но и участвовать в разработке и осуществлению ряда государственных решений по перспективному развитию отечественного рыбного хозяйства под руководством ее первых должностных лиц.
Все это позволило еще, и видеть характерные черты и особенности управленческих подходов Министров рыбного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик, под руководством которых пришлось работать. А это четыре Министра рыбного хозяйства Советского Союза – Ишков Александр Акимович, Каменцев Владимир Михайлович, Кудрявцев Николай Павлович и Котляр Николай Исаакович.
В последующем с развалом Советского Союза, сменой политической и экономической системы с социалистической на капиталистическую, было упразднено Министерства рыбного хозяйства СССР. В место последнего был образован Комитет, затем он преобразовался в Агентство Российской Федерации по рыболовству. В этот период мне вновь пришлось в течение 5 лет работать в центральном аппарате этих федеральных российских ведомств, когда ими руководили Корельский Владимир Федорович и Родин Александр Васильевич.
Оставив в 1997 году государственную службу в федеральных органах власти ввиду несогласия с проводимой рыбохозяйственной политикой, продолжал вести общественную работу в неправительственных выборных органах, связанных с рыбной отраслью. И в этот период пришлось отстаивать интересы рыбной отрасли, когда ее, точнее рыболовством России руководили далекие от рыбной отрасли «специалисты, именуемые ещё и кризисными менеджерами», которые больше подходят под обобщенное наименование «имитаторы». Почему «имитаторы»? Да потому, что все они ни когда в рыбной отрасли не работали. Да и по базовому своему образованию и последнему месту работы, с которого они были назначены руководить рыболовством России, не имели ранее, либо имели, но косвенное отношение к рыбной отрасли страны. И таких имитаторов, поруливших рыболовством России в течение почти 25-летнего, капиталистической период, было восемь. От Ермакова Н.А., Синельника Ю.П., Наздратенко Е.И., Моисеева А.П., Буркова В.И. до Ильясова С.В., Крайнего А.А. и Шестакова И.В. Кто их протежировал и почему им Кремль доверил рулить рыбной отраслью? Ответ остаётся тайной за семью печатями. Их «достижения» в рыбной отрасли, принятых ими управленческих решений соответствуют тому уровню знаний о ней, которую они приобрели в течении своего периода руководства отраслью. Об этом в отдельной будущей статье.
Ниже представляю свои личные воспоминания о Министре рыбного хозяйства СССР Александр Акимовиче Ишкове, который стоял у истоков создания и вывел рыбную отрасль на мировой уровень, что позволило в свою очередь довести потребление рыбной продукции населением страны не ниже нормы рекомендуемой наукой.
Ишков Александр Акимович – основатель рыбной отрасли
Родился А.А. Ишков 29 августа 1905 года в семье рабочего в городе Ставрополе. В четырнадцатилетнем возрасте поступает учеником электромеханической мастерской, затем рабочим и через два года становится мастером этого предприятия. В последующем в 1927-1929 годах избирался секретарем райкома ВЛКСМ в городе Благодарное Ставропольского края. С мая 1927 года член КПСС. Проучившись в течение двух лет в Сельскохозяйственной академии им. Андреева в городе Новочеркасск Ростовской области Александр Ишков в 1930 году в двадцатипятилетнем возрасте назначается заместителем председателя правления Кубанского рыбаксоюза в городе Ахтари Краснодарского края. С этого времени и до конца своей жизни А.А. Ишков отдал всего себя рыбной отрасли, ее становления и развития.
В предвоенные, 1937- 1939 годы, А. Ишков назначается управляющем Азово-Черноморского госрыбтреста в г. Ростов-на-Дону, затем переводится управляющим Волго-Каспийского госрыбтреста в г. Астрахань. Уже тогда организаторский талант, инициатива и главное умение решать возникающие проблемы молодого Александра Ишкова обратили на себя внимание Наркома пищевой промышленности (куда входила и Главрыба) Анастас Ивановича Микояна. Именно по рекомендации А.И. Микояна в 1939 году А. Ишков назначается заместителем в созданный Народный комиссариат рыбной промышленности СССР, который возглавила Полина Семеновна Жемчужина – жена В.М. Молотова. И уже в 1940 году А.А. Ишков, с переводом на другую работу П.С. Жемчужной, назначается И.В. Сталиным, вновь по рекомендации А.И. Микояна, Народным комиссаром рыбной промышленности СССР в свои 35 лет. В этом молодом возрасте для руководителя такого ранга он уже имел опыт управления такими крупнейшими для того периода объединениями, как Азова-Черноморский и Волго-Каспийские рыбтресты. Именно эти крупнейшие государственные объединения поставляли большую часть рыбной продукции в самую заселенную европейскую часть советской России, Украины и Закавказья. Так что назначение И.В. Сталиным Народным комиссаром рыбной промышленности СССР А.А. Ишкова основывалось на его деловых, организаторских и человеческих качествах, которые уже ярко проявились в то время.
Все это блестяще оправдалось в последующем. Приняв рыбную отрасль с объемом вылова в 1,3 млн т, из которых 60 % приходилось на внутренние водоемы, он почти за 40-летний период руководства довел вылов до 10,4 млн т, из которых почти 90 % добывалось в морях и океанах. В мировом сообществе отечественное рыбное хозяйство было выведено в бесспорные лидеры. Были созданы современный рыболовный флот, широкая сеть перерабатывающих и сбытовых организаций, научные и учебные заведения, специализированные рыбопромысловые разведки, бассейновый принцип управления отраслью и многое другое. Большинство из всего того, что привело к успеху, впервые было применено не только в нашей стране, но и в мировой рыболовной практике.
А.А Ишков установил и еще один, уже личный, мировой рекорд: он единственный в мире министр рыбной индустрии, проработавший на этом посту почти 40 лет!
Обычно считается, что отраслевой министр это, прежде всего хозяйственник, еще, может быть, чуть-чуть политик, и то внутри страны. Это, безусловно, так и относится в полной мере и к министру А.А Ишкову. Ведь он был министром рыбной отрасли при Сталине, Хрущеве, Маленкове, Брежневе. Для того чтобы оставаться у руля отрасли и вести ее в эти непростые, трудные годы действительно надо было быть крепким хозяйственником, обладать талантом организатора. Но в не меньшей мере надо было быть еще стратегом и политиком не только внутри страны, но и на мировом уровне. Ведь именно в послевоенный период отечественное морское рыболовство начало выходить на широкие просторы Мирового океана, и это, в свою очередь, выдвигало огромной сложности задачу обеспечить благоприятные условия для ведения производственной деятельности за пределами территории страны. А это уже политика и политика крупного масштаба. И именно здесь с наибольшей силой раскрылся талант А.А. Ишкова как стратега, тактика, политика мирового уровня в области морского и океанического рыболовства.
Когда А.А Ишков принял рыбную отрасль, основными районами промысла были внутренние водоемы (реки, озера, прудовое хозяйство), Азово-Черноморский, Волжско-Каспийские бассейны и Балтийское море. Планомерно в эти годы осуществлялось формирование морского рыболовства на Севере в Мурманской, Архангельской областях и на Дальнем Востоке. Однако значение этих районов в предвоенное время еще не было так велико, как в последующие, послевоенные, годы. Вместе с тем уже тогда Александр Акимович хорошо понимал, что будущее за морским, океаническим рыболовством, и в этой связи уже тогда он уделял много внимания решению ряда стратегических и организационных вопросов развития рыбной промышленности в Мурманской области, в частности формированию ее центра в незамерзающем порту -Мурманске. Именно здесь начал закладываться один из крупнейших рыбных портов мира Мурманский рыбный порт. Рыбаки Севера впервые в мировой практике в предвоенные годы начали осваивать промысловые районы не только по всему Баренцеву морю, но и в районах Шпицбергена и в восточной части Гренландского, Норвежского морей. Шло освоение и дальневосточных морей. В ходе дальнейшего развития отрасли в третьей пятилетке (1938 — 1942 гг.) предполагалось: «»…увеличить морской рыбный флот и закончить строительство рыбных комбинатов в Комсомольске, Хабаровске, Москве и Муйнаке; холодильников в Балхаше, Мангистау, Ахтарях, Совгавани, Петропавловске-Камчатском и двадцати мелких холодильников в ДВК; судоверфей — в Мурманске, Николаеве-на-Амуре и Петропавловске-Камчатском. Предусмотреть более быстрые темпы освоения районов Камчатки, Охотска»».
Все это было прервано войной. В тяжелых условиях оказалась вся рыбная отрасль, так как были отрезаны самые рыбные районы Украина, Прибалтика, Черное, Азовское моря. Военные действия сковывали рыболовство на Каспии и в Баренцевом море. В этих условиях и с учетом ограниченности продовольствия руководство страны поставило перед рыбной отраслью задачу «Больше рыбы для фронта и тыла». Министр А.А. Ишков принимает непростое решение наращивать вылов за счет интенсификации промысла в реках и озерах Сибири, Урала и особенно Дальнего Востока при одновременном продолжении рыболовства на Каспии и в Баренцевом море. За короткий период удалось минимизировать снижение объемов вылова из-за военных действий, а в реках и озерах Сибири уловы были даже увеличены почти втрое. В эти годы, как признавал сам Александр Акимович, «…приходилось работать с предельной нагрузкой, вылавливать зачастую и то, что в других условиях следовало бы оставить в водоемах для восполнения и запасов рыбного поголовья».
Комплекс мер, принятых штабом рыбной отрасли во главе с А.А. Ишковым, позволил в годы военных действий удерживать вылов на уровне 1,0 — 1,1 млн т ежегодно. Самое большое снижение добычи в военные годы было около 28 -30 %.
Именно в военные годы раскрылся тот огромный организаторский талант, которым обладал Александр Акимович Ишков. Именно в эти годы формировался А.А. Ишков как стратег и политик в области рыболовства. Уже тогда он понимал, что рыбные ресурсы внутренних водоемов не позволяют, в силу своей ограниченности, обеспечивать устойчиво растущее население страны рыбными продуктами. Не решают эту проблему и сырьевые ресурсы прибрежных морских вод. Следовательно, выход из создавшегося положения может быть только за счет освоения сырьевых рыбных ресурсов вначале морских, а затем и отдельных океанических районов Мирового океана.
Для осуществления столь огромного по масштабу замысла требовались современный рыболовный флот, развитие портовой, судоремонтной, рыбоперерабатывающей береговой инфраструктуры, а также научная система прогнозирования, управления морским рыболовством и подготовка соответствующих кадров. Все это было блестяще осуществлено А.А. Ишковым и его соратниками с учетом особенностей того времени. А эти особенности диктовали поиск неординарных путей для достижения поставленных целей.
Так, сразу же в первые послевоенные годы стало •ясно, что управление отраслью при огромной удаленности морских рыбопромысловых районов от Баренцева, Балтийского морей до Охотского, Берингова и Японского требует большей оперативности в повседневном решении текущих задач. В этих условиях Правительство СССР принимает в 1946 г. решение создать два министерства: Министерство рыбной промышленности западных районов и Министерство рыбной промышленности восточных районов СССР, которые просуществовали почти три года. Затем были объединены в Министерство рыбной промышленности СССР. Такой шаг позволил быстро стабилизировать положение дел непосредственно на местах — в удаленных от центра районах, а затем уже при начавшемся росте производства сконцентрироваться на решении стратегических задач развитии морского рыболовства.
Все это было оправданно для своего времени при централизованной плановой экономике. Другим примером неординарного подхода, осуществленного непосредственно министром А.А. Ишковым в первые послевоенные годы, может служить решение проблем формирования морского добывающего флота. Дело в том, что сразу же после капитуляции фашистской Германии, а точнее 25 июля 1945 года, А. А. Ишков был командирован на две недели со специальным заданием в Восточную Пруссию, в Кенигсберг-Калининград и в Таллин, где в его задачу входил отбор судов и другого оборудования, которое может быть получено в счет репараций и использовано в рыболовстве страны. В результате этого, по предложению А.А. Ишкова, часть полученных по репарации от Германии торговых, транспортных, госпитальных и других судов были пере¬оборудованы для нужд рыбной промышленности — под плавбазы для приема и обработки рыбы, под китобойную базу и транспортные суда.
Позднее, уже в 1946 году, Ишков вошел в состав советской делегации, которая непосредственно в Германии рассматривала вопросы репарации. Во время этих командировок министр пришел к выводу, что военная судоверфь в Штральзунде – Фольксверфь должна начать строить только рыболовные суда для Советского Союза, что и было в последующем при его активном участии осуществлено.
Одновременно, в конце 40-х начале 50-х гг. по предложению А.А. Ишкова принимается на правительственном уровне решение и осуществляется в практическом плане серийное строительство средних рыболовных траулеров (СРТ) в ГДР и в прибалтийских портах. Эти суда, которые дли¬тельное время составляли основу морского рыболовства страны, вели промысел сельди почти во всех районах Гренландского, Норвежского, Баренцева морей, а также в морях Дальнего Востока.
В дальнейшем, в 60 -70 гг., именно с судов типа СРТ и модернизированных СРТ-Р, СРТМ началось освоение в отдаленных районах промысла сельди, хека, налима и других рыб в Северо-Западной Атлантике. По существу, серийное строительство судов типа СРТ позволило в целом решить проблему обеспечения населения страны продукцией из сельди. Именно сельдь стала треть¬ им основным продуктом после хлеба и картофеля.
Решая эту важнейшую народнохозяйственную и социальную задачу, министр А.А. Ишков много внимания уделял организации отечественного морского рыболовства данных рыб тралами. С этой целью совершенствуются суда, орудия лова и технология переработки.
Революционным было строительство первых больших морозильных траулеров с кормовым тралением — БМРТ. Это было новое слово в мировом рыболовстве, и оно при¬надлежит нашей стране, ее конструкторам, капитанам, тралмейстерам. Введение в строй судов типа БМРТ наряду с совершенной техникой лова позволило производить рыбную продукцию, которая в последующем доставлялась прямо в магазины. Благодаря такому подходу начал расширяться ассортимент рыбной продукции. Немаловажное значение имело и то, что по бытовым условиям для команды суда типа БМРТ не имели себе равных в мире.
Ишков А.А. неоднократно сам выходил в море на промысловых, научно-поисковых судах в районы Северной Атлантики с тем, что бы практически решать те или иные проблемы морского рыболовства.
В середине 60-х гг. разведанные и начавшие быстро осваиваться промыслом в различных районах Мирового океана новые объекты хек, мойва, путассу, макрурус, сардинелла, скумбрия, сардина, кильки и другие виды неохотно брались для реализации торговой сетью. Шло затоваривание холодильников; транспортные рефрижераторы; плавбазы да и промысловые суда простаивали в порту, а на промысле в ожидании разгрузки.
Нужен был неординарный подход, с тем, чтобы прорываться сквозь торговые ряды, не желающие возиться с дешевым, но хлопотным товаром. К тому же необходимо было быстро, без проволочек утвердить ГОСТы на продукцию, цены и т.д. Особенно было трудно решать ценовые вопросы, так как расчеты экономистов показывали, что для покупателя стоимость продукции будет выше, чем существующие цены (утвержденные в 20 -30-х гг.) на традиционные для внутреннего рынка треску, сельдь, кильку и др. В министерстве, по инициативе А.А Ишкова, было принято решение — устроить выставку всей новой рыбопродукции, пригласить на нее первых руководителей государства Л.И. Брежнева и Н.А. Косыгина и поставить перед ними вопрос либо выделить средства для глубокой переработки сырья, либо разрешить самим рыбакам реализовывать рыбопродукцию, построив свои магазины. Последнее предложение было по тем временам не только экономическим, но и политическим — посягательство на монополию государства, которую олицетворяло Министерство торговли.
Такая выставка была организована в Доме культуры Московского рыбокомбината. На ней все бассейны показывали свою новую продукцию. Когда все было готово, А.А Ишков три или четыре раза обошел все стенды, тщательно слушая разъяснения и подробно расспрашивая при этих «репетициях» не только первых руководителей, но и рядовых исполнителей. Все его вопросы были доброжелательные, с подтекстом, направленным на подсказку, что и как надо докладывать, когда приедут высокие гости.
Выставку посетил первый заместитель председателя Правительства К.Т. Мазуров с большой группой специалистов из ЦК КПСС, Госплана, других министерств и ведомств. В целом выставка сдвинула проблему с мертвой точки: были утверждены ГОСТы, приняты предложения бассейнов по ценам, началось создание и строительство в крупнейших городах Советского Союза магазинов «Океан». Их было построено и введено в действие за короткий срок более 100. Да и сама торговля повернулась лицом к новым видам, непривычным для нашего покупателя. К тому же все это позволило не только приступить к широкому освоению разведанных запасов, но и начать исследования •и поиск в других районах Мирового океана, что привело к открытию и освоению новых районов и объектов промысла. Это один из многих примеров, как А.А Ишков, зная механизмы функционирования советской плановой системы, находил быстрые способы решения проблем, стоящих перед отраслью.
Много внимания министр А.А Ишков уделял становлению и развитию рыбопромысловых разведок и научному обеспечению функционирования рыбной промышленности. В этих вопросах для него было характерно не только решение текущих, повседневных проблем, но и перспективных, долгосрочных. Безусловно, приоритетным было формирование устойчивой сырьевой базы морского, океанического рыболовства Советского Союза. Этому вопросу он уделял много внимания. Сам принимал и выслушивал ученых, специалистов промразведки, а наиболее важные вопросы выносил на рассмотрение научно-технического совета министерств а или на коллегию.
Специализация бассейновых промразведок в тесной увязке с учены¬ ми на перспективных работах по наращиванию сырьевой базы отечественного рыболовства позволила в 60 -80-х гг. открыть и освоить самые от¬даленные районы промысла. Это районы Африки, Латинской Америки, Антарктики, ЮВТО, АЮЗТО, Австралии, Новой Зеландии и акваторий Индийского океана. В результате объемы вылова стремительно росли : 1955 г. 2,7 млн тонн, 1960 г.- 3,5, 1965 г. -5,7, 1970 г.- 7,7, 1975 г.- 10,4.
Таких темпов роста уловов не знала ни одна страна в мире. Советский Союз по этому показателю вышел на первое место в мире, опередив традиционного мирового лидера – Японию.
А.А Ишков хорошо понимал, что работа рыбопромыслового флота в удаленных районах требует все же поддержки берега, и не малой (пополнение продуктами, ремонт, отдых экипажей, перегрузка судов и т.д.). И в этой связи были начаты совместно с МИДом, МВЭС широкомасштабные работы по установлению международного сотрудничества с прибрежными зарубежными государствами, вблизи берегов, которых вел промысел наш рыболовный флот. Были проведены многочисленные переговоры со странами Африки, Америки и Азии. Многие из них министр возглавлял сам.
Характерно для А.А. Ишкова было то, что он тщательно готовился к переговорам. Просматривал материал, собирая информацию из различных доступных ему источников, выслушивал мнение членов делегации, особенно тех, кто приезжал из бассейнов. Последнее было присуще ему. На заключительном этапе подготовки, если он чувствовал неясность исхода переговоров (такое бывало не раз), он предлагал «проиграть» их, сам как бы представляя советскую сторону. В ходе такой «игры» всплывали необычные развязки, которые нередко возникали и использовались в процессе самих переговоров. Но так он поступал не всегда. Часто он тщательно вел всю проработку материала внутри себя.
Переговоры министр вел спокойно, стараясь расположить к себе партнера, при этом старательно следил, чтобы не создавалось в ходе их «завалов», которые бы привели к срыву. Аргументация была очень четкая. А.А. Ишков умел слушать партнера, опровергать те аргументы, которые не отвечали интересам отечественного рыболовства. Одновременно с этим он не отрицал и возможности собственного отступления, но до определенного предела, до предела директив. Были случаи, что он выходил за директивы, но всегда ответственность брал на себя.
А.А. Ишков ведет переговоры Министром рыболовства Норвегии Э. Болле. Слева от него В.К. Зиланов. Январь 1976 год.
Норвежская газета «Фискарен» давала такую характеристику нашему министру: «Ишков производил впечатление человека живого, общительного, знающего много. Но за столом переговоров он был тверд, и в этом норвежские власти убедились, начиная с переговоров о 200-мильной зоне и соглашению по рыболовству и кончая договором о «смежной зоне» и нерешенными вопросами по Шпицбергену».
Многие предложения, которые он выдвигал, были рассчитаны на годы вперед. Это касалось сотрудничества с Норвегией, Фарерскими о-вами, Канадой, Японией, Анголой, Марокко, Мавританией, Новой Зеландией и многими другими странами. Все зарубежные партнеры, с которыми он вел переговоры (а это были министры рыболовства, иностранных дел, первые руководители государств), высоко отзывались о нем и особенно ценили его стратегическое мышление.
Так, бывший министр рыболовства Норвегии Эйвен Болле во время моей последней встречи с ним сказал, •что предложение А.А. Ишкова подписать соглашение о создании Совместной советско-норвежской комиссии по рыболовству показалось ему идеей бесперспективной и он пошел на подписание соглашения без всякого энтузиазма. Однако спустя годы Э. Болле убедился в обратном: работа Совместной советско-норвежской, а теперь уже российско-норвежской комиссии позволила избежать рыболовных конфликтов между нашими странами и решить все вопросы взвешенно. Таких примеров в деятельности А.А. Ишкова на международном направлении много.
Большое внимание А.А. Ишков уделял отношениям нашей страны с Японией в области рыболовства. Он по-доброму завидовал лидерству японской рыбной промышленности в своей стране, а также в мировом рыболовстве. Все ответственные переговоры с Японией, а это разработка и заключение послевоенных конвенций, соглашений, договоренностей по принципиальным вопросам взаимного промысла, А.А. Ишков вел сам либо они осуществлялись под его руководством и контролем. Он уважительно относился к своим коллегам из Японии, и они его ценили за твердость слова.
Одновременно с этим А.А. Ишков стремился все полезное, увиденное в японской рыболовной промышленности, применять в нашей отрасли, но с поправкой на наш менталитет и опыт. К территориальным притязаниям Японии он относился отрицательно и считал, что «не надо ворошить историю, от этого только проиграют рыбаки и народы наших двух соседних стран». Вместе с тем, когда в 1956 г. было принято принципиальное решение о возможной передаче Японии группы о-вов Малой Курильской гряды (Хабоман и Шикотан), после заключения мирного договора, А.А Ишков доложил в ЦК КПСС и Правительству СССР об ожидаемых в связи с этим потерях отечественного рыболовства.
Как государственный деятель своей эпохи министр А.А Ишков много времени уделял развитию сотрудничества в области рыбного хозяйства со странами — членами СЭВ и, в частности, с Болгарией, Польшей, Румынией, Венгрией, Чехословакией, ГДР, Кубой, Вьетнамом, Китаем, а также с развивающимися странами Африки, Азии и Латинской Америки. Это сотрудничество включало не только совместный промысел, но и строительство портов, рыбокомбинатов и подготовку кадров.
По-особому министр относился к многосторонней дипломатии -деятельности международных межправительственных организаций по использованию морских живых ресурсов. Несмотря на признание им важности этого направления, всю практическую работу вели его заместители либо начальники управлений. Вместе с тем переговоры с ЕЭС он вел сам и добился согласия политбюро ЦК КПСС о заключении с ним соглашения в области рыболовства, что было по тем временам весьма сложно.
Во всех международных делах А.А Ишков опирался на мнения ученых, хотя час¬то его отношения с тем или иным специалистом складывались непросто. Министр никогда не ставил свою подпись под каким-либо научным трудом или научной разработкой. В этом отношении он был щепетилен.
Следует отметить его положительное отношение к созданию представительств Минрыбхоза за рубежом, смешанных компаний, экспедиций в области как рыболовства, так и обработки рыбы с участием иностранных партнеров. Причем они начали формироваться под его покровительством задолго до официального принятия курса на рыночные отношения. Безусловно, А.А Ишкову приходилось все связанные с международным сотрудничеством вопросы «пробивать» в Госплане, МИДе, МВТ, Минфине, а главное на Старой площади в ЦК КПСС. Конечно, были и неудачи, но Александр Акимович не терял оптимизма.
Много энергии А.А Ишков отдал организации и проведению между¬ народных выставок «Инрыбпром», которые последовательно были осуществлены в Ленинграде при его непосредственном участии в 1968 — 1975 гг. Цель выставок была не только показать, чем располагает отечественное рыбное хозяйство, но и привлечь ведущие иностранные рыболовные державы, а также фирмы к взаимовыгодному сотрудничеству с рыбной отраслью Советского Союза. Одновременно с этим А.А Ишков неизменно добивался у Правительства СССР выделения отрасли средств для заключения контрактов с иностранными фирмами на покупку техники и даже заказа на строительство судов. В ходе выставки шли, как правило, переговоры в области рыболовства с представителями других государств, крупнейших фирм. Словом, и здесь А.А Ишков шел широкими стратегическими шагами к заветной цели вывести отрасль в мировые лидеры.
Вместе с тем эпоха холодной войны и надвигающийся раздел Мирового океана серьезно осложняли работу отечественного промыслового флота. Особенно беспокоило министра А.А Ишкова введение 200-мильных экономических зон, так как именно в пределах этого пояса у побережий зарубежных государств отечественный флот добывал около 5,6 млн т из 10,4. Потеря таких объемов была смертельна не только для отрасли, но и для продовольственной безопасности страны. В этих условиях усилия министерства, да и самого А.А. Ишкова были направлены на недопущение введения 200-мильных зон при одновременном проведении комплекса внешнеполитических инициатив по смягчению этого последствия, если не удастся все же предотвратить введение зон.
Так, еще задолго до введения зон А.А. Ишков проводит в 1972 г. в Москве совещание министров, ведающих вопросами рыболовства, пяти социалистических государств (Болгарии, Венгрии, Польши, СССР и Чехословакии), на котором принимается Декларация о принципах рациональной эксплуатации живых ресурсов Мирового океана в общих интересах всех народов земного шара. В ней, в частности, особо было подчеркнуто, что «Сотрудничество всех заинтересованных государств в области изучения и регулирования промысла живых морских ресурсов является необходимым условием их рационального использования и повышения рыбопродуктивности Мирового океана. Однако раздел между государствами значительной части биологически взаимосвязанных районов открытого моря путем установления прибрежными государствами особых зон большой ширины (например, свыше 12 миль) и провозглашение исключительных прав прибрежных государств на постоянно мигрирующие в море рыбные стада сделали бы выполнение этой задачи невозможным». Данная Декларация была распространена как документ на Генеральной ассамблее ООН (А/АС 138/85, 17 августа 1972 г.).
Таким образом, задолго до введения 200-мильных зон А.А. Ишков предвидел надвигающуюся опасность и все делал, чтобы предотвратить передел Мирового океана либо обеспечить работу флота в новых условиях 200-мильных зон. Многое в этом направлении удалось сделать, тем не менее, введение 200-мильных зон началось в 1975-1976 гг. лавинообразно до завершения работы Конференции ООН по морскому праву, где этот вопрос был одним из главнейших. Все это серьезно осложнило работу отечественного рыболовного флота. Пришлось покинуть целый ряд районов лова вблизи берегов Северной и Южной Америки, ряд районов Африки. Годовой вылов снизился почти на 1,5 млн т и составлял около 9 млн т. Существовала опасность дальнейшего неконтролируемого снижения объемов вылова, вплоть до простоя флота и сворачивания морского океанического рыболовства в отдаленных районах Мирового океана.
В этих сложных условиях министр А.А. Ишков ведет совместно со своими соратниками напряженную дипломатическую работу по размещению рыболовного флота на определенных условиях в 200-мильных зонах иностранных государств. За короткий период он посетил как глава советской делегации десятки стран (Чили, Перу, Сенегал, Мавритания, Ангола, США, Куба, Канада, Новая Зеландия, Исландия, Норвегия, Англия, Швеция, Сенегал, Индия, Вьетнам и др.). Со многими из них были достигнуты взаимоприемлемые договоренности о сотрудничестве в области рыболовства. История мирового рыболовства не знала такой масштабной и результативной работы в отдельно взятой области морском рыболовстве. По существу, министр А.А. Ишков сформировал новое направление — дипломатию в области морского, океанического рыболовства.
Рыболовная дипломатия министра А.А. Ишкова дала свои плоды, что позволило буквально в течение двух лет стабилизировать улов на отметке в 9 млн т. Одновременно с этим шла скрупулезная работа по расширению сырьевой базы отечественного рыболовства в открытых районах Мирового океана за пределами 200-мильных экономических зон. И по этому направлению были получены неплохие результаты. Были открыты новые районы и объекты промысла в Антарктике, в юго-восточной части Тихого океана (ЮВТО) и даже в ближайших к отечественным портам открытых районах Северной Атлантики и Северной Пацифики, что давало прирост сырьевой базы не менее 3,0 -3,5 млн тонн в год.
Однако в практическом плане этим уже воспользовались следующие за министром А.А. Ишковым его последователи министры рыбного хозяйства СССР В.М. Каменцев (1979 -1986 гг.), Н.П. Кудрявцев (1986) и Н.И. Котляр (1987 — 1991 гг.). Они достойно продолжили дело А.А. Ишкова, выведя рыболовство Советского Союза из кризиса, вызванного введением 200-мильных зон, и доведя ежегодный вылов до 11 — 11,3 млн т, что обеспечило реализацию мечты Александра Акимовича лидерство СССР, как рыболовной державы в мире.
В феврале 1979 г. А.А. Ишков под давлением партийной номенклатуры вынужден был в возрасте 73 лет уйти на пенсию. Он хорошо понимал, что возраст дает себя знать и уходить на покой надо. Вместе с тем А.А. Ишков хотел уйти с должности Министра рыбного хозяйства СССР в 1980 г., после завершения выставки « Инрыбпром-80». На ней он предполагал высказать свои мысли о путях дальнейшего развития, как мирового рыболовства, так и отечественного рыбного хозяйства.
Итог деятельности министра А.А. Ишкова кратко характеризуют две цифры: в 1940 г., когда он принял отрасль, вылов составлял всего 1,3 млн т, а в 1975 г. 10,4 млн т. Таких впечатляющих успехов не добивался никто не только из его последователей в нашей стране, но и ни один министр рыболовства зарубежных стран…
Выйдя на пенсию, А.А. Ишков не планировал полностью прекратить трудовую и творческую деятельность. Он задумал написать книгу о становлении и перспективах дальнейшего развития рыбного хозяйства страны. А для составления плана книги он не один раз собирал у себя дома тех, кто мог ему искренне посодействовать в этой интересной работе. Такой план был составлен, и Александр Акимович приступил к подбору материала. Между тем болезнь продолжала его беспокоить, к тому же заболела и его верная спутница жизни обаятельная, скромная Лидия Ивановна. И будущее отрасли, особенно проблема, как избежать потери районов лова в целом ряде акваторий Мирового океана, беспокоило не меньше.
На одной из наших встреч он попросил принести карту морских районов Антарктики и, рассматривая ее, выдвинул идею создать с фирмами ряда стран, примыкающих к районам промысла, смешанные предприятия для переработки в береговых условиях криля и рыбы, с тем чтобы одну часть продукции реализовывать на мировом рынке, а другую — в нашей стране. Таких «опорных» точек, где бы флот действовал постоянно, в Южном океане определилось 10, в том числе в Новой Зеландии, Австралии, Аргентине, Чили, ЮАР и на ряде островов в этой части океана. Такой подход, по мнению Александра Акимовича Ишкова, позволил бы на прочной основе довести вылов в Южном океане до 5 — 6 млн т и удерживать его постоянно, а также привлечь иностранные инвестиции для обновления и строительства флота и береговых перерабатывающих мощностей. Однако уже образующаяся «изолированность» министра от действующих госструктур не позволила ему полностью развить эту интересную идею. Вместе с тем, используя такой подход, все же в последующем удалось получить «добро» от ЦК КПСС и Правительства СССР на создание смешанных советско-иностранных компаний по добыче рыбы в открытых районах Мирового океана. Это было сенсационное решение для того периода. К сожалению, практически эту работу осуществить не удалось по известным «реформаторским» причинам.
Примерно в это же время Александр Акимович Ишков при встрече вдруг неожиданно для меня спросил: «Поедешь со мной работать за границу? » Я опешил, ведь здоровье его было не на высоте. Подумав, сказал: «Да, готов». Тогда он, впервые за весь период моей работы под его началом, хлопнув по плечу, добавил: «Пока никому ни слова. В Анголу буду проситься советником по рыболовству в правительство Душ Сантуша. Некоторая поддержка «в верхах» имеется». К этой теме больше Александр Акимович не возвращался: здоровье ухудшалось, к тому же ушла из жизни его жена Лидия Ивановна.
Последний мой разговор с Александром Акимовичем Ишковым состоялся в середине мая 1988 г., незадолго до его кончины. Я позвонил ему в больницу, попросился проведать, сказав, что получил назначение на должность заместителя министра рыбного хозяйства СССР. Он очень взволнованно и как-то необычайно радостно поздравил, затем, помолчав, добавил: « Все у нас было. Одно время я хотел тебя перевести в научно-исследовательский институт, потом раздумал. Был случай, предлагал и на должность заместителя министра, но кое-кто в отделе ЦК КПСС не соглашался. Еще раз поздравляю: заслуженно. Выйду из больницы заходи, есть о чем поговорить». Это были последние слова, которые я слышал от Александра Акимовича Ишкова. Он ушел из жизни 1 июля 1988 г. в возрасте 83 лет. Однако, даже уйдя из жизни, он не давал покоя своим недоброжелателям. А они у него были. Распространялись слухи о том, что А.А. Ишков якобы покончил с собой или что его судили и расстреляли в связи с вскрытыми хищениями в магазинах «Океан». Более того по федеральному каналу ТВЦ неоднократно показываются выдуманные лживые фильм о якобы причастности А.А. Ишкова к делу, связанному с рыбными магазинами «Океан». А следователь по особо важным делам В.И. Калиниченко часто вещает нам, выступая на разных федеральных телевизионных канала о консервных банках, в которых продавалась якобы вместо кильки в томате осетровая черная икра. Но вот беда другие покупатели, кроме Калиниченко, так и не обнаружили этой черной икры в килечных консервах. Все это вымыслы были рождены завистью к достижениям А.А. Ишкова, к достижениям Советского Союза в области морского рыболовства. Они, достижения рыбного хозяйства СССР в период руководства отраслью А.А. Ишкова, и сейчас не дают покоя поборникам нового русского капитализма.
Норвежцы, которые больше всех ценили А.А. Ишкова как министра и как партнера по переговорам, в одной из своих ведущих газет писали: «Сообщение о том, что 73-летний министр рыбного хозяйства СССР Александр Ишков покидает свой пост, отчетливо знаменует окончание эпохи бурного развития рыболовства в Советском Союзе». В принципе эти слова оказались пророческими. С развалом Советского Союза рыбное хозяйство России столкнулась с невиданными трудностями и вот уже почти 30 лет находится в глубоком кризисе и прежде всего в надлежащем подборе руководителей отрасли, ошибочных управленческих решениях и в неопределённости своих главных целевых установок. Это уже отдельная тема для других людей с другим мировоззрением. Им с министром А.А. Ишковым тягаться не по силам.
Вспоминается Александр Акимович Ишков и в неофициальной обстановке, хотя таких встреч было у меня не¬ много. Мне пришлось неоднократно бывать с ним за рубежом в периоды, когда в переговорном процессе был тайм-аут, шесть или семь раз бывать у него на даче и дома. Радушно встречать гостя он всегда выходил сам. Если это было предобеденное время, оставлял на семейный обед. Старался создать атмосферу непринужденности, давал возможность высказаться, не давил своим авторитетом.
В перерывах между переговорами за рубежом Александр Акимович любил посмотреть достопримечательности того или иного города, страны. Приглашал на такие прогулки всех, кто был свободен от анализа материалов и подготовки к очередному раунду переговоров. Запомнились прогулки с ним в Бельгии, где А.А Ишков интересовался музеем Наполеона в районе Ватерлоо, домом Рембрандта, костелами в Амстердаме. Хотя тогда у него уже болели ноги, он мужественно поднимался по винтовой лестнице одного из костелов, где, по преданию, была размещена часть креста, на котором был распят Христос. Мы, молодые, с тоской смотрели на эту винтовую лестницу. Сопровождавшего нас мэра Амстердама он подробно расспрашивал о бюджете города, о деятельности депутатов, полиции, затевал разговор на другие столь же далекие от рыболовства темы. В конце одного такого интересного дня, уже заходя к себе в номер, устальrй и довольный, Александр Акимович, заметил: « Вот так надо жить, создавать, творить, невзирая на трудности». Я спросил: «О чем и о ком Вы? » Он, прищурившись, смеясь только уголками глаз, ответил: «Конечно, не о Наполеоне, а о Рембрандте и Христе».
Часто, когда останавливались в гостиницах, он выходил утром или вечером в сувенирные магазины, доставляя нам, сопровождавшим, дополнительные хлопоты, и покупал сам какой-либо мелкий сувенир. Для него было важно купить именно самому. Одно время он увлекался коллекционированием спичечных коробков тех гостиниц, в которых останавливался.
В одной из последних поездок в Канаду Александр Акимович был приятно поражен, когда в океанариуме узнал огромную касатку, которую впервые видел здесь же более 10 лет назад. Когда дрессировщик дал команду касатке показаться из воды из воды (на треть туловища), А.А Ишков, без боязни похлопав ее, весело сказал: «Да, стареем потихоньку, но мощь чувствуется». Дрессировщик был бледен: никто из посетителей с этой касаткой так запросто не обращался. « Вы ведь, произнес он, рисковали, и все мы рисковали: она могла вас схватить». Александр Акимович отпарировал, обращаясь уже к министру рыболовства Канады Ле Блану: «Нет, нет, она меня знает, к тому же международных скандалов нам, рыбакам, не нужно».
В наше время, отмечая многогранную деятельность министра Александра Акимовича Ишкова, можно с уверенностью еще раз подчеркнуть, что А.А Ишков занял видное место в истории отечественного и международного морского рыболовства. Достойным памятником ему от соратников и современников было бы издание монографии « Рыбное хозяйство Советского Союза», план которой в свое время составил сам Александр Акимович.
Опыт Советского Союза в области морского рыболовства, опыт и деятельность министра рыбного хозяйства А.А Ишкова должны стать достоянием нового поколения специалистов-рыбников нашей страны.
Родина по достоинству оценила заслуги министра А.А. Ишкова в становлении и развитии отечественного рыбного хозяйства. Он удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, а также орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени семью медалями и рядом наград от зарубежных государств; неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и делегатом пяти партийных съездов.
Из всей плеяды министров рыбного хозяйства нашей страны министр Александр Акимович Ишков наиболее яркая, многогранная личность, вписавшая созидательные страницы в историю развития не только отечественного рыбного хозяйства, но и мирового рыболовства.
07.02. 2021 года