Первый удар вермахта и войск союзников Германии ранним утром 22 июня 1941 года приняли 485 погранзастав западной границы (а всего их было 660). По плану командования вермахта, на взятие каждой из них было отведено от 30 до 60 минут. Но этот регламент был нарушен практически везде. Агрессорам пришлось обходить не взятые заставы и идти дальше, оставляя в тылу силы для окончательной ликвидации сопротивления пограничников.
257 погранзастав продолжали вести бой почти весь день 22 июня, 36 – оказывали сопротивление до 2-х суток. Военнослужащие более ста погранзастав продолжали сражаться от 2-х суток до месяца. А сопротивление бойцов 45-ти застав враг не мог окончательно сломить 2 месяца после вторжения.
Один участок советской границы агрессоры так и не смогли преодолеть. Это Рескитентский погранотряд – 12 застав в Мурманской области. Правда, для этих пограничников война началась 29 июня, и действовали против них финны. После напряжённых боёв, 3 августа агрессоры были окончательно выбиты с советской земли. И до конца войны этот участок границы оставался «на замке».
Советские пограничники. Фото в свободном доступе.
Не только устояли, но и пошли в контратаки
Но больше всего немцев ошарашило даже не ожесточенное сопротивление, это они могли предвидеть. 23 июня пограничники Перемышльского погранотряда вместе с бойцами 99-й стрелковой дивизии выбили противника из советской части города Перемышля, и неделю удерживали её. Немцы отошли на польский берег реки Сан.
22 июня румынские войска пытались форсировать в нескольких местах Дунай, но были отброшены на свою территорию. А 24 июня воины пограничники и красноармейцы на катерах Дунайской флотилии высадились на румынский берег, и с боями захватили плацдарм протяженностью около 70 км, с румынским городом Килия-Века и несколькими посёлками.
Плацдарм этот удерживался до 19 июля, когда последние корабли Дунайской флотилии забрали пограничников и красноармейцев с румынского берега и ушли в Одессу.
Ни 22 июня, ни в последующие дни не давали румынам переправиться через Прут и начать наступать пограничники «Заставы трёх Героев Советского Союза» у молдавского села Стояновка.
Бузыцков, Михальков и Константинов. Газетное фото. Фото в свободном доступе.
24 июня ст. лейтенант Александр Константинов (1910-1994) вместе со своими бойцами отбил у врага ж/д мост через Прут.
Вместе с ним, 26 августа 1941 г. звания Героя Советского Союза получили два военнослужащих 5-й заставы: мл. сержант Иван Бузыцков и мл. сержант Василий Михальков. Все они остались живы и не попали в плен, а смогли выйти из окружения к своим.
До последнего патрона и последнего вздоха
Подвиг защитников Брестской крепости хорошо известен всем. В составе оборонявших её было не менее пятисот пограничников.
«Брестской крепостью» на Львовщине стала 13-я застава Владимиро-Волынского пограничного отряда. Её личный состав (57 человек) вёл неравный бой 11 дней. Все строения заставы были разрушены. 30 июня в живых оставалось 10 пограничников. Последние из них погибли с оружием в руках 2 июля.
Немцы переходят границу 22 июня 1941 года. Фото в свободном доступе.
Когда после артподготовки немцы начали переправляться через Западный Буг на участке 7-й заставы Владимиро-Волынского погранотряда, они были встречены метким пулемётным огнём. Замполитрука заставы комсомолец Василий Петров менял позиции и долго не давал противнику переправиться через реку.
Когда к нему прибежал посыльный с приказом отходить, Петров уже был ранен. Он сказал, что останется и прикроет отход товарищей. Когда немцы окружили его, он взорвал себя гранатой.
17-ю заставу Рава-Русского пограничного отряда, под командованием лейтенанта Фёдора Морина, немцам пришлось штурмовать не 30-60 минут, а 16 часов. При этом никто из пограничников не сдался в плен. Когда у них кончились патроны, семеро остававшихся в живых (в том числе и Морин) пошли в отчаянную штыковую атаку и все были застрелены ещё до сближения с врагом.
Фёдор Морин на советском конверте. Фото в свободном доступе.
Красная армия уже отступила далеко на восток, а пограничники продолжали сражаться. Они возглавили более 50-ти партизанских отрядов. В крупное соединение разросся отряд капитана погранвойск Михаила Наумова, который воевал на Западной Украине до 1944 г.
В 1943 г. Наумов был удостоен звания Героя Советского Союза. За ним безуспешно охотились как немецкие карательные отряды, так и боевики УПА, которые в то время пользовались широкой поддержкой местного населения.
В целом, ошарашенные гитлеровцы по опыту европейских кампании и не догадывались, что такое ожесточённое сопротивление возможно. С первого же дня войны солдаты и офицеры фюрера поняли: эта война будет сильно отличаться от тех, в которых они участвовали ранее.