Совместная жизнь повышает выживание особей. Её простейшей формой являются стаи. В стае существует неодинаковость особей и соответственно разное их значение при пользовании материальными ресурсами. В стае существует иерархия особей – какая-то особь оттесняет другие от источников питания и т.п. Такое их отношение называют доминированием. Основой доминирования оказывается разная длительность жизни и соответственно опыт выживания – уровень умственного их развития. Такая природа жизни породила стада как более развитую форму совместной жизни. В стадах имеется лидер (вожак и т.п.), выполняющий функцию доминирования как условия выживания всего стада. Более развитой формой являются сообщества. Их основа — кровная родственность. Это было присуще и сообществу гоминид, превратившемуся в общество людей. Доминирование лидеров обеспечивало выживание общества. На определенном этапе оно привело к превращению лидеров общества в хозяев, распоряжавшихся всеми ресурсами племен и общин. Хозяйственные отношения привели к господству некоторых субъектов и подчинению им остальных. Так началась эпоха деспотизма определенной группы людей. Угнетение принимало разные формы, но в целом служило эксплуатации некоторыми личностями других.
ДОМИНИРОВАНИЕ ─˃ ДЕСПОТИЗМ ─˃ ДИКТАТУРА
Господство предполагало использование хозяевами продуктов труда других людей для обогащения. В результате возникла необходимость сохранения такого образа жизни созданием специального порядка, названного государством. Государство обеспечивает диктатуру господствующего в обществе слоя населения. Диктатура – деспотизм государства, обеспечивающего эксплуатацию народа.
***
Эксплуатация – важнейшее явление жизни людей, не получившее адекватного объяснения. «Экономикс» её не признает, в нём господствует идея Ж.Б. Сэя о факторах производства и гармонии интересов всех людей. Например, Д.Б. Кларк, классик американской экономической науки на рубеже ХIХ-ХХ веков, писал: «Над обществом тяготеет обвинение в том, что оно «эксплуатирует труд». Он стремился отвергнуть это обвинение. Он был не первым и не стал последним. Не меньше число тех исследователей, для которых эксплуатация является фактом и главным злом общества.
Ядром теории эксплуатации является её доктрина К. Маркса. А поэтому необходимо ее осмыслить. Трактовку К. Марксом эксплуатации следует считать истинной для его времени. Но она не достаточна для нашего времени. Назрела необходимость теоретического объяснения не только сущности эксплуатации, но и её форм.
К. Маркс не открыл эксплуатацию. Необходим обзор идей его предшественников по проблеме. Может быть, такие книги существуют. Здесь констатирую только некоторые факты истории экономической мысли. Проблему возникновения прибыли рассматривал Ф Кенэ [22, с.183]. Прибылью он называл разницу между двумя видами цен – покупки и продажи. Он констатировал тот факт, что прибыль определяется в торговле, но откуда она берётся или кто её создает? Ф. Кенэ рекомендовал искать источник прибыли вне торговли. Он исходил из того, что прибыль – выигрыш одного субъекта, свидетельствующий о проигрыше (убытке) другого. Более содержательно анализировал проблему Д. Рикардо в качестве «закона раздора», что стало основанием идеи маржиналистов о «рикардианском пороке» его экономической доктрины. Теорию эксплуатации наемного труда разработал К. Маркс, что стало основанием дискредитации марксизма идеологами капитализма.
Разработка теории эксплуатации предполагает решение многих проблем. Большинство названий экономических категорий имеют не русское происхождение. В связи с этим возникают неточности в трактовке их смысла, сосуществование русского и иностранного синонимов одного и того же понятия. Имеет значение и способ написания иностранных терминов. Этот «недостаток» терминации слов имеет и позитивное значение. Скажем, русское слово «использование» — универсальное. Иностранный синоним этого слова стал термином естественных и технических наук, особенно в написании «эксплоатация». Иную версию его русского написания «эксплуатация» обычно используют как категорию представители социологии, экономики. В целом, надо помнить о том, что это паронимы. Нас здесь интересует это слово как экономическая категория — эксплуатация как социальное явление, проявляющееся в отчуждении части продуктов труда от непосредственных его производителей. Следует развести понятия эксплоатация техники и эксплуатация людей. Это разные явления.
Композицией теории эксплуатации следует считать эволюционный ряд:
Отчуждение ─˃ экспроприация ─˃ эксплуатация
Отчуждение исследовали Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Г.В.Ф Гегель и др. Особенно акцентировал его значение К. Маркс. Недостатком трактовки отчуждения является то, что его объясняют вне связи с проблемой собственности и мистически, к тому же, ошибочно трактуют сущность собственности. Отчуждение – основа становления собственности как важнейшего условия экспроприации и эксплуатации.
Возможны версии его объяснения. Им можно назвать насильственное отнятие ресурса, возникшее в животном мире. В таком случае отчуждение – основа обладания ресурсом и категория зоологии. Иная версия – название им антонима присвоения: присвоение ресурса одним субъектом происходит в меру отчуждения его от другого субъекта. Это социальное явление, возникшее в древности. Главным его проявлением стало возникновение правовых, имущественных отношений, собственности. Отчуждение породило экспроприацию непосредственных производителей и их эксплуатацию.
У К. Маркса все это имеется, но не в качестве теоретического объяснения. Более того у него имеются отжившие мысли по проблеме, а поэтому их надо уточнять. В целом, он не теоретически (не системно) показал эксплуатацию. Его цель — объяснение эксплуатации наемного труда, абстрагируясь от предшествующих её форм.
В условиях натурального хозяйства отчуждение породило угнетение людей в форме рабовладения и феодализма. Все это показано Ф. Энгельсом в «Происхождении семьи, частной собственности и государства». Затем отчуждение происходило по законам рынка в форме первоначального накопления капитала. К. Маркс показал его в 24 главе первого тома «Капитала». В таком случае отчуждение проявляется в экспроприации непосредственных производителей и их пролетаризации (превращении их в наемных работников). К настоящему времени 10% населения развитых стран экспроприировало 90% остального населения, превратив их в пролетариев, лишив их частной собственности.
Не следует игнорировать эксплуатацию рабов, которая была не только в прошлом, но существует и в современном обществе. Аналогично не следует игнорировать и эксплуатацию арендаторов, которая была основой классического феодализма в Европе с XI века. Естественно, что главное внимание следует обратить на последующие ее формы.
К. Маркс исследовал природу эксплуатации наемного труда. В XIX веке это была главная проблема общества. Она существует между работодателем и работополучателем. Данные его мысли – основа теории эксплуатации. Но эксплуатация была и до капитализма, а затем возникла империалистическая эксплуатация. Её содержательно объясняет теория империализма. Монополии эксплуатируют ценами всех покупателей рынка, в том числе немонополистический (предпринимателей) бизнес (их прибыль меньше). Но процесс не закончился и породил в ХХ веке монетаристскую форму эксплуатации, в т. ч. инфляцией. Она касается всего населения мира, поскольку бумажные деньги являются средством его отношений. Как их объяснять? Разве не служит эксплуатации долларизация мирового рынка частными банками США? Требует объяснения и долговая эксплуатация на основе жизни в кредит. Вносит свою лепту и налоговая эксплуатация как средство решения задач не столько народа, сколько олигархов. Их платят все, даже те, кто не участвует в рыночных отношениях. В общем, букет многообразных отношений, в результате которых растёт пролетаризация, пауперизация, манкрутизация народа.
«Современность — музей древности». Эти крылатые слова историка России ХVIII века И.Н. Болтина существенны для понимания проблемы нетрудовых доходов и эксплуатации.
Изъятие части продукта труда непосредственного производителя может иметь альтруистическое значение — взять часть добычи охотника и накормить детей и стариков. Нечто аналогичное имеет место в различных социализированных, коммунарских способах распределения благ или, например, в трансфертах развитых стран (пособия). Не отрицая значения этого справедливого отчуждения части продуктов труда, остановимся на несправедливом их отчуждении. Возможно два значения этого слова: общее название всех несправедливых способов изъятия продукта труда или только отчуждение труда:
- ограбление — прямое насилие, рабовладение, (криминальная экономика);
- закабаление (угнетение) — феодализм (повинности);
- эксплуатация — ценовая при найме и т.д.
Система доходов отражает историю их становления. Все исторически известные формы доходов сохранились, а поэтому их все возможно осмыслить только системно. Присвоенные блага становятся приходом (доходом) в самом широком смысле слова. Фактором присвоения выступает в простейшем случае труд. Это имеет место в отношении даров природы. «Дары природы» поступают к людям посредством труда как фактора присвоения. Их обычно не учитывают в качестве доходов, но сегодня возникают в обществе мнения о необходимости их учета.
Присваивающая экономика была основой появления криминальной экономики. В присваивающем природопользовании взаимные отношения людей во многом похожи на отношения людей к природе. По мере общественного прогресса сохранение диких форм взаимоотношения людей привело к осознанию их в качестве криминальной экономики.
Первоначально война не имела особого отличия от других криминальных действий. Вплоть до последних веков военные действия — всего лишь юридически оправданный разбой (грабеж) одних народов по отношению к другим. Цивилизационные тенденции обособили разбой элиты в форме войн и простолюдинов в форме грабежа и т.п. Криминальными считаются только действия простых граждан.
Добыча — проявление криминальной экономики: различные формы ограбления людей. Это — криминальные доходы. Криминальная экономика породила различные формы угнетения, эксплуатации человека человеком. В простом виде это было паразитирование одних субъектов над другими. Затем оно стало основой эксплуататорских обществ — рабовладения и феодализма. При рабовладении одни получали доходы, а другие были лишены их, оставаясь средством для получения доходов другими. При феодализме доходы получали и подневольные крестьяне.
Рабовладение существовало в разных формах, начиная с насильственного угнетения одних другими (типа плантационного рабства США) и кончая цивилизационными формами подчинения одних людей другими или работой одних на других. В первом случае эксплуататорская природа такого труда была очевидной. Она даже порождала иллюзию того, что раб трудится только на эксплуататора. На самом же деле, он обеспечивал и самого себя. Доход рабовладельца не равнялся всему продукту труда рабов. Необходимо было вычесть расходы на их содержание. Феодальная эксплуатация также многообразна, а соответственно, и различны формы результатов труда. При отработках явно обособленны части труда на себя и на эксплуататора. При других формах ренты теряется ясность деления результатов труда на себя и на эксплуататора. Особенно следует иметь в виду тот факт, что в Западной Европе аренда стала главной формой феодальных отношений тысячу лет назад. В таком случае доход феодала, т.е. собственника недвижимости от сдачи ее в аренду, называют рентой. Феодализм в разных формах, в т. ч. как аренда источников средств существования, широко распространен в обществе ХХI века.
В отношении названных форм эксплуатации вряд ли существуют расхождения в их признании. Иное дело — эксплуатация наемного труда. Ее не признают господствующие парадигмы ЭН. Эта эксплуатация возникла в древности и приобрела главное значение во втором тысячелетии. Её основа — рыночные отношения. Тем более не признаваема и замалчивается главная форма эксплуатации людей всего мира как потребителей и как граждан с помощью финансовых, валютных, монетарных и иных форм отношений.
Эксплуатация производителей возникла на основе собственности. В таком случае конкретные люди работают на других конкретных людей. Не трудно объяснить неэкономическую эксплуатацию рабов. И её не надо замалчивать, поскольку она широко распространена в современном обществе. Трудней объяснить экономическую эксплуатацию. Она возникла в форме эксплуатации арендатора земли как главного ресурса в аграрной экономике. Более сложной формой является эксплуатация наемных работников. Она происходит по законам рынка.
Развитие рыночных отношений привело к возникновению денег, денежных отношений и, тем самым, к формированию торговли. Это изменило отражение труда в качестве основного фактора пропорций обмена товарами: вместо стоимости труд стал проявляться в цене. Стоимость товара превратилась в цену товара. Цена — не стоимость товара, а его превращенная форма. Однако консерватизм терминологии и т.п. привел к сохранению прежнего имени для названия новых типов рыночных отношений. В результате непрекращающаяся полемика о сути стоимости, цены. И надо знать конечную ее причину. Она состоит в том, что учение о стоимости воспринимают как основу эксплуатации. «Трудовая теория стоимости» — исходный пункт для объяснения прибыли как неоплаченного труда работников и проявление эксплуатации. В таком случае объяснение эксплуатации — цель, а другие категории — средства.
Эксплуатация─˃ труд ─˃ прибыль ─˃ стоимость
Этот подход следует признать истинным. Но следует учесть его критику оппонентами и уточнить его трактовку, в т. ч. используемые понятия. История экономической мысли показывает такое направление.
Злободневной проблемой экономической науки остается понятие стоимости и даже возрастает противостояние концепций по этой проблеме. И следует заранее признать тот факт, что причина полемики — идеология. Стоимость сама по себе не проблематична, а проблематичны выводы из нее. Для оппонентов стоимость или отрицает, или скрывает эксплуатацию человека человеком в условиях рынка. Те, кому выгодна эксплуатация, нанимают легион исследователей, которые отрицают данный факт. Другим людям, с которых «дерут три шкуры», не остается ничего иного, как защищать право на кусок хлеба в борьбе с идеологией эксплуатации. А для этого нужно объяснить обществу сущность эксплуатации и то, как происходит эксплуатация свободного труда, а сейчас и любого потребителя, гражданина. И без истинного объяснения стоимости этого не достигнуть.
Сегодня эксплуатируют не только тех, кто живет продажей рабочей силы, но и тех, кто вступает в рыночные отношения. Если человек занят натуральным хозяйством, то платит налоги, которые оказываются средством «обслуживания государственного долга».
И вся полемика о стоимости идет только по этой причине — желание одних отвергнуть эксплуатацию производителей, а других — доказать ее. Но не сводится к этому объяснение экономической эксплуатации. Надо объяснить и наиболее распространенную на сегодня главную ее форму — эксплуатацию потребителей через диспаритет цен и финансовую эксплуатацию граждан. А это требует иного объяснения рынка.
В ХХ веке главной стала ценовая эксплуатация. Ей подвержены, прежде всего, покупатели, т.е. те, кто вступает в торговые отношения с другими. В конце ХХ века зловещие формы приобретает финансовая, налоговая, инфляционная, монетарная, долговая эксплуатация всех граждан.
Ценовая эксплуатация возникает не только по отношению к производителям, но и к покупателям. Эксплуатация потребителей происходит посредством ценообразования. О ее существовании говорили многие исследователи [см. 33, т.25, Ч.2, с.145 и др.].
Монополистическое ценообразование, проявляющееся в диспаритете цен, ведет к эксплуатации ТНК народов всего мира, занятых не только на их предприятиях, но и всего аутсайдерского капитала, предпринимательства. Эксплуатация немонополистического бизнеса проявляется в несопоставим уровне их рентабельности по сравнению с ТНК. В печати встречается выражение самоэксплуатация и даже сверхэксплуатация для объяснения судьбы предпринимателей (ремесленников, фермеров, торговцев и т.п. форм малого бизнеса). Являясь частными собственниками, они не только не получают прибыли на вложенный капитал, но их трудовой доход меньше трудового дохода пролетариев (работников наемного труда). Это результат их эксплуатации монополиями
Фискальная — посредством налогов. Государство собирает налоги и за их счет обеспечивает общественные нужды страны, в которых заинтересованы его граждане. За этот же счет оно оплачивает и полученные кредиты — государственный долг. В результате возникает «налоговое бремя» на население. В таком случае государство становится посредником при эксплуатации народа главным образом иностранным капиталом.
Валютная эксплуатация проявляется посредством курса валют, отличающегося от покупательной способности валют. Обычно это показывают так. Определим то, что можно купить за доллар в США, а потом купим за этот доллар евро и определим сколько за него можно купить во Франции этого же товара и т.д. Так, количество товаров, которое можно купить на один доллар в США и на доллар, конвертируемый в национальную валюту: в Японии и Швеции — больше единицы, в развитых странах — равно единице (валютный паритет), в слабых странах — меньше единицы. США получает от этого 30-40% НД.
Монетарная – население нашей страны хранит 100 млрд. американских долларов как резервы, тем самым передав эти ресурсы тем, кто печатал доллары. Инфляция постепенно их уничтожает.
Инфляция – обесценение бумажных символов денег. В ХХ веке она стала законом рынка и формой эксплуатации народа. Эту ее природу акцентировали многие авторитеты общества. Для понимания этой ее природы необходимо досконально ее изучить. Здесь отметим только ряд аспектов. Богатство олигархов существует в форме неподверженных инфляции активов. Даже их денежные средства хранятся на условиях, которые практически не подвержены инфляционному обесценению. Денежные накопления являются нормой народа, и их, прежде всего, обесценивает инфляция. В последние несколько лет инфляция рубля уничтожила сотни миллиардов долларов населения страны. Эти ресурсы не пропали. Они, так или иначе, попали в руки олигархов.