К верующим, симпатизантам религии и агностикам

Вера в бога подаётся как нечто весьма интимное, означающее высокую духовность и прикосновение к чему-то прекрасному. У многих вера в бога ассоциируется с глубокой мудростью, с познанием добра и даже прикосновением к законам бытия.

Обращаясь к верующим, мы предлагаем лишь поразмыслить над тем, не является ли их вера продуктом специфического отношения к жизненным обстоятельствам, к социальным силам, которые безраздельно господствуют над ними. Не являются ли религиозные принципы непознаваемости божьего замысла, предопределённости его замысла и загробной жизни навязанными извне с целью притупить силу мышления, обеднить жизнь человека, направить его поступки в выгодное кому-то русло?

Итак, к самому важному!

Каков мир, в котором мы живём?

Религия отвечает на этот вопрос так: мир был создан всемогущим богом и существует по его замыслу. Наука же, по мнению религии, занимается познанием результатов божественного творения и промысла, т. е. копошится в мелочах, будучи не в силах проникнуть в смысл бытия. Высший смысл мироустройства для нас, людей, недостижим, можно лишь верить в то, что предлагают религиозные тексты и одухотворяться молитвами, рассчитывая на невидимую благодать бога.

Всемогущесть бога означает в первую очередь его абсолютность. Любая крупная религия утверждает объективность и абсолютность бога. Это означает, что бог реально существует, всемогущ и является первопричиной всего. Однако логическая конструкция абсолютности разумного существа противоречива по своей природе. Ещё автор Ареопагитики (корпус богословских сочинений V века на греческом языке) задавался вопросом, может ли бог сам себя отрицать?

Бесспорна, например, абсолютность тех или иных законов физики или химии в пределах их проявления, однако законы природы лишены сознания, поэтому никаких парадоксов не сулят. Когда же у абсолютности появляется сознание, мышление, намерения, воля, замыслы, то невольно возникают парадоксы, вроде: может ли бог создать треугольный круг, наделить разумом камень, повернуть время вспять, лишить себя сил и т. п.

Многие считают, мол, атеисты не верят в бога, отрицают бога, на чём вопрос мировоззрения и исчерпывается. Некоторые верующие требуют доказать им, что бога нет. Но ведь это невозможно, так как принципиально не может существовать доказательств, которые бы они приняли в рамках религиозных представлений. Гипотетически можно было бы доказать, что не существует конкретного всемогущего бога, предъявив, например, христианину всемогущего Аллаха или мусульманину — всемогущего триединого христианского бога, поскольку они исключают друг друга. Но если исходить из материалистического представления о несотворимости бытия и отсутствии высших разумных сил, то предъявлять верующим в подобном контексте нечего. С тем же успехом можно требовать доказать, что не существует мира сновидений, русалок и домовых. Материализм доказывает отсутствие бога, вскрывая причины появления религий, обосновывая рукотворность идеи бога, а не пытаясь доказать отсутствие того, чего нет. Впору доказывать наличие бога, а не наоборот.

Поэтому ниже предлагается попытка представить картину мира с точки зрения материалистической диалектики (диаматики), чтобы читатель, во-первых, получил наиболее общие представления о мире, в котором мы живём, вместо одного единственного атеистического тезиса об отрицании бога, во-вторых, мог сравнить религиозные представления с подлинно научными, чем бы подверг собственные взгляды проверке.

*

Вместо бытия в виде промысла всемогущего бога, диаматика признаёт только реальное бытие (т. е. комплекс объективных реальностей — пространство, время и материя), основной характеристикой которого является бесконечность и всеобщность. Бытие — это всё, что было, что есть, что будет. Оно неизменно, потому что бесконечно. Нет ничего, кроме движущейся в пространстве и существующей во времени материи. Это и есть «всё».

Как видно, последовательные атеисты-диаматики тоже признают абсолютность, но только абсолютность самого бытия, его бесконечность, безальтернативность и целокупность.

В отличие от религии, диаматика определяет окружающий мир как непрерывно движущуюся в пространстве и существующую во времени неуничтожаемую и никогда никем не созданную материю, представленную бесконечным разнообразием в комбинации её форм. В свою очередь всё духовное присуще лишь человеку, есть продукт сознания — свойства материи к отражению. Сам человек, т.е. общество, — это высокоорганизованная форма материи.

Часто можно услышать, особенно от получивших высшее образование лиц, о «проблеме» признания бесконечности мироздания. Как, дескать, можно представить бесконечность мира? Возникновение данного вопроса демонстрирует лишь логическую зашоренность мышления образованного большинства нашего общества. Впору задать встречный вопрос: как можно представить конечность мироздания? Даже сторонники «большого взрыва» и читатели библии знают, что до сотворения вселенной, в одном случае, была «точка сингулярности», а в другом — бездна, над которой летал скучающий бог. Представить же, что вселенная имеет абсолютное начало совершенно невозможно. То же самое и с концом. Всё кончилось, что дальше?

Кроме того, идеалисты, в том числе верующие, не желают видеть разницы между признанием объективных истин материалистами и своей верой. Они говорят: одни верят в бога, в писание, а другие верят в материю, науку и тому подобное. Это глубоко ошибочное суждение, и вот почему. В основе научного познания и адекватного мышления в целом лежит принцип рассмотрения действительности, будь то природа, общество или личность, такой, какая она есть, без примешивания чего-либо извне, без сверхъестественного, мистического и так далее. Этот философский принцип является аксиомой адекватного мышления, подтверждающейся всеми без исключения истинами человечества. То есть, если психически здоровый человек направляет умственный взор на явление, процесс или даже на вселенную в целом без примешивания чего-либо инородного, в том числе бога, то достоверные результаты как минимум наблюдения гарантируются. Если же примешивать к умственному взору что-либо субъективное, в том числе бога, гарантируется искажение полученных данных или выработанных идей, то есть ложные представления. Такова природа мышления.

Таким образом, разница между научным знанием и верой заключается, во-первых, в том, что научное знание исключает примешивание чего-либо постороннего, субъективистского, во-вторых, что научное знание подтверждается всей общественно-исторической практикой человечества. Поэтому в то, что 2×2=4, не нужно верить, это необходимо знать. В бога же, напротив, люди легкомысленно верят из-за того, что арсенал их знаний о мироздании, особенно общих и всеобщих, предельно узок и максимально захламлён сказками и идеалистическими теориями.

Вообще говоря, в подлинной науке основания для возникновения веры совершенно отсутствуют. Если кто-то предлагает верить в некую концепцию, как, например, поклонники Эйнштейна, Бора, Шрёдингера, Гейзинберга и Дирака, то это лишь доказывает, что перед нами не наука, а очередная форма идеализма под видом науки.

Так, марксизм требует, чтобы человек мыслил не посредством веры, домыслов или здравого смысла, а понятиями, содержание которых адекватно объективной действительности. Высшим типом понятий является категория. Философская категория — это, во-первых, предельно общая и предельно конкретная научная абстракция, богатство содержания которой гарантирует систематизацию и согласованное включение всякого частного факта или ряда фактов. Во-вторых, это понятие о явлении, которое не допускает произвольного толкования. В-третьих, это понятие, отражающее объективные законы, формы или стороны объективной материальной действительности, узловые пункты познания. Философская категория всегда предполагает её полное соответствие всей общественно-исторической практике человечества.

Следует отметить, что проблематика исходного пункта мышления в науке получила название «основной или высший вопрос философии». Энгельс, например, писал, что все мыслители человечества объективно разделены на два больших лагеря сообразному тому, как они отвечали на «высший вопрос всей философии». Именно марксизм дал на него подтверждённый практикой ответ: материя первична, мир познаваем. Этот исходный посыл впервые превратил философию в науку. Наряду с этим философия марксизма стала могучим идейным оружием в руках эксплуатируемых классов.

В наше время никакого высшего, основного вопроса философии не существует — либо человек стоит на почве научного мышления и признаёт марксистскую аксиому, либо он занимается спекуляциями. Теперь вся ненаучная философия, все представители обветшалого идеализма, профессорского «объективизма» и салонной «мудрости» занялись отрицанием постановки самого вопроса и, разумеется, марксистской аксиомы. Все философские направления, которые возникли на почве «третьего пути», представляют собой идейный мусор: академическую жвачку или салонную болтовню.

В расширенном изложении данная аксиома диаматики звучит следующим образом: бытие бесконечно и представлено бесконечным многообразием форм материи, которые непрерывно движутся в бесконечном объективном пространстве и существуют от бесконечного прошлого настоящим моментом в объективном времени к бесконечному будущему, а общество — это высокоорганизованная форма материи, способная к познанию мироздания и преобразованию природы.

Итак, бытие (или «всё») есть пространство, время и движущаяся материя. Что же такое пространство, время и материя в таком случае?

Пространство — это нематериальная объективная реальность в виде абсолютного покоя. Никакой иной абсолютный покой, кроме пространства, немыслим и по определению невозможен. Отсюда следуют главные характеристики абсолютного покоя: пространство целостно и бесконечно, оно есть бесконечное вместилище всего конечного.

Время — это нематериальная объективная реальность в виде абсолютно чистого движения. Никакое абсолютно чистое движение, кроме времени, немыслимо и по определению невозможно. Отсюда следуют главные характеристики чистого движения — время необратимо, поступательно и «движется» текущим моментом из бесконечного прошлого.

Материя — это объективная реальность в виде бесконечного многообразия материальных объектов и процессов, находящихся в непрерывном движении. Формы существования материи являются проявлением абсолютных качеств материи — её изменчивости, то есть движения, вечности, то есть несоздаваемости, неуничтожимости и делимости — дискретности и корпускулярности. Движение (изменение), несоздаваемость, неуничтожимость есть формы бытия материи, а сами формы материи есть не что иное, как бесконечно дискретные вещи или объекты. Иными словами, все материальные объекты имеют протяжённость (что в естественных науках понимается как объём), содержат в себе известное количество материи (что в естественных науках понимается как масса) и состоят из составных, более простых материальных объектов.

Неразрывность материи, пространства и времени проявляется в следующем. Во-первых, в том, что движущаяся материя заполняет всё бесконечное пространство и существует во времени от бесконечного прошлого настоящим моментом. И никак иначе невозможно. Во-вторых, в том, что бесконечному пространству, которое представляет собой абсолютный покой, безразлично бесконечно текущее абсолютно чистое время, и наоборот. При этом материя, главное отличие которой от пространства и времени заключается в том, что она непрерывно изменяется, относится к пространству и времени как к условиям своего бытия.

Если взять все достоверно известные факты о космосе, природе, обществе и личности, всю общественно-историческую практику человечества, в том числе науку, технику, производство, то единственным непротиворечивым, подтверждающимся на практике объяснением мироздания служат представленные выше фундаментальные категории бытия.

В то время как по вопросам мироустройства религии предлагают верить в то, что написано исходя из спекуляций и догадок образца двух-трёхтысячелетней давности, то диаматика есть строгая наука, добывшая все свои истины научным познанием. Предельная добросовестность основоположников марксизма и анализ трёх революционных открытий естествознания — клеточного строения организма, сохранении энергии и происхождение видов — позволили путём синтеза всего научно-ценного в человеческой культуре установить не только объективное содержание исторического процесса, но и выработать научную философию, т. е. знание всеобщего.

Ощущения, возникающие при освоении объективной истины, не похожи ни на что. Переход от незнания к знанию, от непонимания к пониманию происходит скачкообразно, в результате многократного обращения к формулировкам. Прочитать что-либо — не то же самое, что понять. Чтобы усвоить, например, вышеопределённые фундаментальные категории, требуется внимательное продумывание, широкий кругозор и максимальная мобилизация интеллектуальных усилий. Когда человек освоил какое-либо научное знание, он испытывает ощущения, схожие с теми, что возникают при нащупывании твёрдой стены в абсолютно тёмном пространстве, стены, взявшись за которую, можно уверенно продвигаться вперёд.

Далее.

Человечество, религия и смысл жизни

Согласно популярным религиозным вероучениям, человек — это венец замысла бога при творении материального мира, притом он единственный наделён нематериальной душой и создан по образу всемогущего бога. Смысл жизни человека — умереть с минимальным количеством грехов, чтобы рассчитывать на прощение и вечное благоденствие души в раю. Красивенькая сказка, придуманная, чтобы убить стремление к счастью на Земле, убедить человека стать смиренным и благопристойным, уважать циклопические масштабы богатства олигархии и её тираническую власть.

Диаматика же учит, что общество — это форма материи. Материя особого рода, особенность которой заключается в субъективной сознательности людей, образующих её. Объективная реальность независима от сознания, но сознание зависит от содержания общественного бытия и не содержит ничего, что бы не являлось отражением действительности. Сознание — это высокоразвитое свойство материи к отражению форм бытия, по сути — взаимопроникновение двух материальных систем: человека и природы. Человек отражает в своей голове объективный мир, а затем в своей деятельности преобразует его на основе познания. Развитие материи порождает сознание, а уже сознание приводит в движение объективные материальные силы общества, и таким образом происходит социальное движение, так общество существует.

Из сказанного видно, что религия также является отражением какой-то объективной реальности. Вопрос лишь в том: она есть отражение существования бога или искажённое отражение каких-то господствующих над человеком сил в мистической форме.

Маркс писал:

«Человек создаёт религию, религия же не создаёт человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял. Но человек — не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо… Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир. Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический point d’honneur [вопрос чести], его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания. Она претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность…

Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия».

Религия есть опиум народа. Иными словами, религия — это форма классовой борьбы за ликвидацию субъективного фактора социальных революций путём насаждения алогизмов, веры и намеренного атрофирования мышления.

Но не стоит путать веру и религию. Вера может быть порождена и индивидуальным, бытовым легкомыслием. Тогда как религия есть форма отношений между классами, комплекс идей и учреждений, созданных для удержания эксплуатируемого большинства в состоянии раболепия и немощи.

К таким выводам приводит научное исследование феномена религии.

Клирики стараются сделать вид, что атеизм предполагает бесцельную жизнь, аморальность, стремление к земным наслаждениям и тому подобное. Поскольку мы стремимся доказать необходимость не просто атеизма, но диаматического мировоззрения, постольку важно показать, что наука вооружает человека действительно продуктивной и предметной моралью.

В чём смысл жизни человека с научной точки зрения? Общество по отношению к отдельному индивиду первично и определяюще. Личность есть выражение и проявление общества. Таким образом, смысл жизни человека диктуется объективными требованиями общественного прогресса.

Известны слова Ленина:

«Существует ли коммунистическая мораль? Существует ли коммунистическая нравственность? Конечно, да. Часто представляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень часто буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это — способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам.

В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность?

В том смысле, в каком проповедывала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы. Или вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога.

Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов.

Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата.

(…) Старое общество было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент, словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет.

(…) В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Вот в чем состоит и основа коммунистического воспитания, образования и учения. Вот в чем состоит ответ на вопрос, как надо учиться коммунизму».

Человек испытывает обоснованные объективными законами прогресса потребности познавать и творить, любить и быть любимым. Познание и творчество есть формы реализации трудовых сил человека, а любовь, дружба, коллективизм есть наиболее гармоничные формы взаимоотношений между людьми. Материальные блага и комфорт необходимы человеку в тех разумных пределах, которые служат реализации этих потребностей. Так обстоит дело, если посмотреть на сущность человека и общества абстрактно.

В реальности же, разделение общества на классы и все вытекающие из него противоречия сковывают человека, создают тиранию антиразумных общественных отношений — капитала. Поэтому борьба за коммунизм, то есть за ликвидацию классов и выстраивание системы общественных отношений на основе науки, является насущным, объектным требованием прогресса. И только в его реализации человек может обрести всю полноту значения своей жизни.

В научно-обоснованном служении обществу содержится действительное счастье и смысл жизни.

Таким образом, никакой особой интимности, духовности и мудрости в вере и религиозности нет. Одно лишь невежество и самообман.