Экс-заместитель министра рыбного хозяйства СССР Вячеслав Зиланов призвал руководство России выйти из соглашения 1998 года с Японией. Оно все еще дает право японцам вести рыбный промысел в территориальных водах южных Курильских островов.
Покидая в начале 2000 года пост президента России, Борис Ельцин напутственно произнес исторические слова, перед принимающим его наследие будущим главой государства Владимиром Путиным: «Берегите Россию».
Что имел ввиду под этими пафосными словами, уходящий первый президент России осталось исторической загадкой.
Позволю предположить, что «передавая государевы дела» Ельцин, наверняка наставлял молодого в то время Путина, продолжать его политический курс и на японском направлении. А это пятиэтапный план передачи Японии южных Курильских островов, включавший в себя демилитаризацию, совместную хозяйственную деятельность на них, включая рыболовство японцев в водах этих островов, и, как окончательная цель: заключение на этой основе эфемерного мирного договора.
Все это президент России Владимир Путин на протяжении более 20 лет осуществлял в отношении Японии, стремясь склонить Токио занять реалистическую позицию, умерив свои территориальные притязания на российские южные Курильские острова. Убедившись в бесперспективности этой политики, да еще и получив от японской стороны «букет» санкций, правда под предлогом украинских событий, российская сторона заявила о прекращении переговорах по мирному договору в увязке с южными Курильскими островами. Прекращены всякие договоренности об их демилитаризации, совместной хозяйственной деятельности и многие другие проекты, навязываемые японской стороной.
В результате произошло то, что и прогнозировалось рядом отечественных аналитиков. Полное расставание кремлевских политиков с ельцинским наследием на японском направлении.
Но Кремль почему-то забыл одну «ельцинскую загогулинку», а именно японский промысел в территориальных водах российских южных Курильских островов. Хочется верить, что это чисто техническое упущение чиновников, а не желание оставить Токио надежды на возврат при определенных условиях к ельцинской политике на японском направлении.
Что же в действительности представляет собой японский промысел в территориальных российских водах южных Курил? На какой правовой основе он осуществляется вот уже почти 25 лет?
В 1998 году при президенте Ельцине было заключено Соглашение между правительством России и правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов [далее по тексту Соглашение 1998 года — прим. автора]. Эта договоренность впервые в отечественной рыболовной практике предоставляла право на промысел морских живых ресурсов японским подданным в российских территориальных водах — море южных Курильских островов.
Соглашение 1998 года было инициировано японской стороной при активном лоббировании ряда президентских, правительственных и мидовских специалистов, курировавших в то время российско-японские отношения, а также при поддержке некоторых ученых-востоковедов.
Определенным катализатором Соглашения 1998 года стали массовые набеги японских рыбаков, базирующихся в портах Хоккайдо (Япония), в территориальные воды российских южных Курильских островов для браконьерского промысла морских живых ресурсов, что приводило к столкновению с Погранслужбой ФСБ.
Соглашение 1998 года преследовало исключительно политические цели президента Ельцина и его команды по созданию якобы посредством такой договоренности соответствующего российско-японского «климата доверия» в целях получения кредитов и инвестиций.
Дальневосточные рыбохозяйственные круги, включая тех российских рыбопромышленников, кто осуществляет рыболовство в районе южных Курильских островов, а также специалисты рыбной отрасли, курирующие международные связи в области рыболовства, были против заключения подобного соглашения, как одностороннего и несбалансированного по своим задачам.
Сахалинская областная Дума шесть раз выступала против его заключения и исполнения и настаивала, прежде чем оно вступит в действие, на его ратификации (2.10.1997 г.,05.11.1998 г., 4.02.1999 г.,07.12.2000 г., 14.09.2001 г., 10.10.2002 г.), что сделано не было.
Само Соглашение 1998 года содержит преамбулу, 7 статьей, приложения к нему с координатами морского района, в котором должны вести промысел морских живых ресурсов японские рыбаки и ежегодных Меморандумов о понимании.
Из ряда статей Соглашения 1998 года (1,2,3 и др.), а также Меморандумов следует, что японские рыболовные суда осуществляют промысел морских живых ресурсов в территориальных российских водах южных Курильских островов, по существу, явочным порядком, да еще и сами себя контролируют. В самом соглашении даже не упоминается, что это российские территориальные воды, в которых действуют соответствующие законодательные акты.
Карта-схема морского района по межправительственному российско-японскому Соглашению от 21.02.1998 года. Составители: А. Бражник, В. Зиланов, С. Пономарев.
Красная линия — государственная граница России
Синяя линия — граница морского района, внутри которого ведется японское рыболовство
Желтая линия — граница территориального моря России
Объемы вылова для японских рыболовных судов определяются в ходе ежегодных российско-японских консультаций с соответствующей согласованной оплатой, которая поступает в федеральный бюджет и оформляется Меморандумом. Так в последние годы квоты для японских судов обшей численностью до 40 маломерных судов прибрежного лова, базирующихся в японских портах Хоккайдо, устанавливалась в объеме 2,1-2,3 тыс. тонн различных объектов при фактическом вылове около 1 тыс. тонн с оплатой около 20-22 млн японских иен. Безусловно, это небольшие объемы, но такого японского промысла в территориальных водах российских южных Курильских островов осуществляется на значительной морской площади, что лишает отечественных курильских рыбаков возможности вести здесь прибрежное рыболовство с поставкой выловленной рыбы и морепродуктов на переработку береговыми рыбоперерабатывающими фабриками.
Сам факт промысла японцами в российских территориальных водах является косвенным подтверждением их притязаний на Курильские острова.
Более того, Соглашение 1998 года является несбалансированным, а по сути неравноправным, поскольку Япония не предоставляет России на взаимной основе право осуществлять промысел в ее территориальных водах.
Обращает на себя внимание и несбалансированность сторон подписания ежегодных Меморандумов. С российской стороны их подписывают государственные органы — Росрыболовство и Погранслужба ФСБ России, — а с японской — общественная региональная неправительственная Хоккайдская ассоциация рыбопромышленников.
Соглашение 1998 года, поскольку касается территориального моря России, должно было проходить процедуру ратификации Федеральным Собранием. Однако ельцинская администрация в обход этого ввела его в действие посредством одобрения правительством.
Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным, на основе положения статьи 7 Соглашения 1998 года, которая предусматривает прекращение его действия при извещении письменно одной из сторон об этом за шесть месяцев до дня истечения соответствующего периода его действия, принять Россией такое решение, поставив об этом в известность японскую сторону.
В условиях санкций пора приступить к развитию только отечественного рыболовства в территориальном море РФ вдоль всего своего побережья в целях решения укрепления продовольственной безопасности за счет рыбы и морепродуктов. Это касается и вод в районе южных Курильских островов, что дополнительно лишит японскую сторону косвенных аргументов по их притязанию на российские острова.
Наступила пора и всенародного празднования, как это было ранее в Советском Союзе, ежегодно 3 сентября День Победы над Японией.
Вячеслав Зиланов — член Научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве Российской Федерации, экс-заместитель министра рыбного хозяйства СССР, специально для ИА Реалист