Опыт промышленного развития и экономического объединения всех союзных республик, осуществленный в СССР, можно и нужно считать началом социалистической экономической интеграции. Чтобы добиться фактического равенства наций, необходимо было обеспечить, прежде всего, их экономическое равенство. Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик открыло для этого широкие возможности.
Интеграция (от лат. – integratio) означает соединение отдельных частей в общее, единое. Экономическая интеграция – это объединение всех форм международных отношений, охватывающих весь воспроизводственный процесс, сращивание национальных экономик в единый региональный (союзный) экономический комплекс.Cоциалистическая интеграция связана с социалистической общественной собственностью на средства производства, с планомерным характером развития общественного производства.
В ходе социалистического строительства решалась труднейшая задача – обеспечение ускоренного экономического и социалистического развития не только бывшей метрополии, но и бывших наиболее отсталых колониальных и полуколониальных национальных окраин царской империи.
До революции в Средней Азии и Казахстане почти не было промышленного производства и транспортных магистралей. В сельском хозяйстве использовались примитивные орудия труда. Подавляющая часть населения не знала грамотности. Практически отсутствовало медицинское обслуживание. В этих регионах в расчете на 10 тыс. чел. населения приходилось менее одного врача. Экономическая и социальная отсталость была характерна и для ряда регионов Закавказья, Молдавии, Белоруссии. В тридцатых годах во всех республиках была проведена индустриализация, в процессе которой получили развитие те или иные отрасли машиностроения, отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая, легкая и пищевая промышленность. Все республики превратились в высокоразвитые промышленные регионы, активно участвующие в общесоюзном разделении труда. В осуществлении индустриализации Казахстану, республикам Средней Азии и другим республикам помогали квалифицированные рабочие и специалисты из РСФСР, Украины и других более развитых республик. Произошло выравнивание экономического развития в прошлом отсталых национальных окраин. Если в целом за годы советской власти промышленное производство в СССР увеличилось в 1987 г. по сравнению с 1913 г. в 213 раз, то в Армении – в 576 раз, Киргизии – в 494 раза, Молдавии – в 419 раз, Белоруссии – в 338 раз, Казахстане – в 318 раз (см. табл. 1).
Быстрое развитие промышленного производства произошло в странах Балтии. К 1987 г. промышленное производство в Латвии увеличилось в 53 раза, в Эстонии – в 75 раз, в Литве – в 202 раза, тогда как до 1940 г. промышленное производство в Литве увеличилось по сравнению с 1913 г. в 2,6 раза, в Эстонии – в 1,3 раза, а в Латвии даже сократилось на 10%. В СССР за довоенное время промышленное производство возросло в 7,7 раза. Сельское хозяйство этих республик было переведено на интенсивную основу. Сейчас в странах Балтии говорится о необходимости предъявить России «счет за оккупацию территории». Видимо, Россия в этом случае как правопреемница СССР должна предъявить этим странам счет на сотни миллиардов долларов как компенсацию за всё построенное в этих республиках.
Таблица 1.
Темпы роста промышленной продукции по союзным
республикам (1913=1)
Республика | 1940 г. | 1987 г. |
СССР | 7,7 | 213 |
РСФСР | 8,7 | 206 |
Украинская ССР | 7,3 | 132 |
Белорусская ССР | 8,1 | 338 |
Узбекская ССР | 4,7 | 107 |
Казахская ССР | 7,8 | 318 |
Грузинская ССР | 10 | 233 |
Азербайджанская ССР | 5,9 | 102 |
Литовская ССР | 2,6 | 202 |
Молдавская ССР | 5,8 | 419 |
Латвийская ССР | 0,9 | 53 |
Киргизская ССР | 9,9 | 494 |
Таджикская ССР | 8,8 | 205 |
Армянская ССР | 8,7 | 576 |
Туркменская ССР | 6,7 | 95 |
Эстонская ССР | 1,3 | 75 |
Интеграции экономик союзных республик способствовали значительные затраты средств на производственную и социальную инфраструктуру. В СССР впервые в мире была создана единая энергетическая система. Более быстрыми темпами строились железные и шоссейные дороги, создавалась их единая сеть. Позже к ним присоединилась система телекоммуникаций, нефте- и газопроводов. В результате был создан единый народнохозяйственный комплекс, действующий на принципах централизованного управления и планирования. Уровень межреспубликанского обмена и уровень экономической интеграции был выше, чем сейчас в ЕС. Это давало Советскому Союзу весомые экономические и политические преимущества.
При социализме человечество впервые вырвалось из плена экономической стихии. «Анархия внутри общественного производства заменяется планомерной сознательной организацией» — писал Ф. Энгельс. (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20, с. 294). Планомерность выражает общенародное регулирование или то же самое согласованное ведение общественного производства совместными собственными средствами производства на основе распределения труда и продуктов обществом в интересах всех его членов. Планомерность – это постоянная, сознательно поддерживаемая пропорциональность.
Особенностью России является то, что роль государства в экономике здесь всегда была более значительной, чем в европейских странахпо причине экономического, социального, национального, географического, природно-климатического порядка. Гигантские размеры сами по себе определяют большую роль государства в создании социально-экономической инфраструктуры. Россия – самая северная страна с более суровыми климатическими условиями и, соответственно, с более высокими издержками производства.
Нельзя согласиться с авторами некоторых учебников и монографий, которые утверждают, что подлинная интеграция начинается на достаточно высокой ступени технического и экономического развития стран-участниц и приобретает необратимый характер только на базе рыночной (буржуазной) экономики. Этим сильно грешит монография известного специалиста в этой сфере, доктора экономических наук Ю.В. Шишкова «Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ?». Как раз советский опыт показал возможность экономической интеграции стран с различным уровнем экономического развития, в том числе и экономически отсталых. В этом – преимущество социалистической интеграции. Опытом интеграции метрополии и бывших отсталых полуколониальных стран не может похвалиться ни одна другая метрополия. Ю.В. Шишков показывает, как после деколонизации связи бывших колоний «с Великобританией стали быстро «усыхать» и дальнейшее углубление хозяйственного взаимодействия их с метрополией не состоялось» (см. там же, с. 117). Хотя Великобритания предпринимала определенные меры. Но Ю.В. Шишков не проанализировал опыт советской интеграции, хотя и говорил не только о британской, французской, но и о российской колониальной системе. Ибо она противоречат его теоретическим установкам.
Преимущества планомерной социалистической интеграции были доказаны и в период после Великой Отечественной войны, когда была образована мировая социалистическая система и встал вопрос о более тесной экономической интеграции СССР и других стран, прежде всего Восточной Европы, которые до этого были экономически сориентированы на высокоразвитые страны Западной Европы. На них приходилось до начала Второй мировой войны 86% внешнеторгового экспорта Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии, ГДР.
Для экономической координации производственной деятельности СССР и ряда других социалистических стран был создан международный орган – Cовет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его деятельности нашли практическое воплощение международные экономические отношения нового типа. Ведущую роль в планомерной организации социалистической системы мирового хозяйства играло сотрудничество в области плановой деятельности, прежде всего координация народнохозяйственных планов, согласованное планирование и прогнозирование‚ разработка и выполнение долгосрочных целевых программ. В 1969 г. были разработаны основные направления комплексной, рассчитанной на длительную перспективу – до 1985–1990 гг., а затем и до 2000 г., программы социалистической экономической интеграции.
Договорные цены давали выигрыш странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в торговле с СССР. По оценкам американского экономиста М. Марресе общая сумма скрытых советских дотаций шести европейским странам-членам СЭВ составляла (в долларах 1984 г.): в 1970 г. – 2,6 млрд., в 1975 г. – 6,2 млрд., в 1980 г. – 15,0, в 1984 г. – 10,7 млрд., в 1990 г. – 15,6 млрд. долл. (см.: Мarrese M. CMEA: Effective but Cumbersome Political Economy. International Organization, 1987. No. 2). После Второй мировой войны большую помощь оказал Советский Союз в развитии Китайской Народной Республики. В 60–80-е гг. Советский Союз и страны-члены СЭВ оказывали братскую помощь развивающимся странам, заявившим о некапиталистическом пути развития. Доля социалистических стран в мировом объеме промышленной продукции увеличилась с 20% в 1950 г. до 38% в 1970 г. и более 40% в 1990 г. Нельзя не видеть, что после 1970 г. преимущество социалистических стран стало менее выражено. Сказалась гонка вооружений.
Социалистической интеграции Ю.В. Шишков не видит. У него она «так называемая». Чем не доволен? Тем, что в странах Восточной Европы утвердилась государственная собственность на основные производственные фонды, централизованное планирование и распределение ресурсов. Это вообще без анализа. Последний начинается с переориентации внешней торговли шести европейских стран-членов СЭВ на Советский Союз и между собой. Что тут странного? И только до 1958 г. А дальше растет доля Западной Европы до 29,5% в 1980 г. и 9,3% с другими странами. Где та автаркическая замкнутость, о которой говорит автор? Не нравится и стабилизация контрактных цен во взаимной торговле на шесть лет (1951–1956 гг.) на фиксированных мировых ценах 1949 г. и первой половины 1950 г.на новое пятилетие за базу брались средние мировые цены за предшествующие пять лет, «очищенные от спекулятивных и конъюнктурных колебаний» мирового рынка. Не нравится и переводной рубль как валюта для международных расчетов внутри стран СЭВ, ибо он не мог быть конвертируем на твердые валюты. Он на это и не рассчитан. А советский рубль, его основа, был «тверже» доллара.
Социалистическая интеграция в Европе началась раньше и опережала по эффективности капиталистическую интеграцию. Последняя вначале была представлена отраслевым объединением – Европейским объединением угля и стали (ЕОУС). Договор вступил в силу с 1952 г. Таможенный союз образовали ФРГ, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия. И только в 1957 г. те же 6 стран Западной Европы подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) («общего рынка»). Таким образом, ЕЭС было образовано 8 лет спустя после образования СЭВ, а как сообщество – 18 лет спустя. Это дало возможность СЭВ переориентировать торгово-экономические отношения восточно-европейских и центрально-европейских стран с Западной Европы на Советский Союз.(см. табл. 2.) Удалось Таблица 2.
Соотношение производства важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции стран — членов СЭВ и стран — членов ЕЭС, в % (Народное хозяйство СССР за 70 лет. М., Финансы и статистика 1987, с.686).
Виды промышленного и с/х производства | 1960 г. | 1970 г. | 1980 г. | 1986 г. |
Электроэнергия Нефть Газ естественный | 91 … 489 | 108 … 281 | 124 691 272 | 131 438 384 |
Уголь Сталь Минеральные удобрения Серная кислота Каустическая сода | 129 87 61 55 48 | 210 107 122 85 56 | 285 147 179 128 68 | 3601 173 2361 1571 691 |
Химические волокна и нити Смолы и пластмассы Бумага | 49 22 39 | 50 25 41 | 79 33 42 | 851 361 421 |
Цемент | 82 | 90 | 108 | 133 |
Хлопчатобумажные ткани Шерстяные ткани | 116 77 | 184 102 | 242 117 | 256 113 |
Обувь Зерновые культуры Сахарная свекла Картофель | 89 221 150 223 | 109 240 169 317 | 123 194 128 267 | 130 209 123 352 |
Мясо (в убойном весе) | 102 | 98 | 98 | 102 |
Молоко | 103 | 118 | 108 | 115 |
Яйца (куриные) | 84 | 88 | 124 | 142 |
Сахар-песок Улов рыбы и др. | 182 76 | 211 135 | 131 175 | 151 1932 |
11985 г. 21984 г.
подключить к интеграции Монголию, Вьетнам и Кубу, выйти на новый уровень интегрированности, о котором в ЕЭС и не говорили.
Эти две интеграционные группы просуществовали более
30 лет. Есть возможность сопоставить их развитие и эффективность. СЭВ в то время был значительно больше по населению и территории: 10% по населению и почти 19% по территории стран мира. В перспективе была возможность вовлечь в интеграцию КНР, и тогда открывались бы другие возможности. В ЕЭС входят более высокоразвитые страны, что на первых порах по многим видам промышленной продукции обеспечило этому интеграционному объединению преобладание над СЭВ. Но уже в 1970 г., благодаря более высоким темпам роста, по большинству важнейших видов промышленной продукции стало преобладать социалистическое интеграционное объединение – СЭВ: электроэнергия, чугун, сталь, минеральные удобрения, шерстяные ткани, обувь, улов рыбы и добыча других морепродуктов. В дальнейшем преимущество нарастало. Объем промышленной продукции за 26 лет рос в СЭВ в 2,3 раза быстрее, чем в ЕЭС.
О более высокой эффективности деятельности СЭВ свидетельствуют и более высокие темпы роста таких важнейших показателей как национальный доход и производительность общественного труда за 26 лет. Производительность общественного труда в странах СЭВ росла на 24% быстрее, чем в странах ЕЭС, а национальный доход – на 67% соответственно (см. табл. 3). О более высоком росте производительности труда с 1971 г. свидетельствуют и цифры Ю.В. Шишкова. Но он соединяет их с капиталоотдачей, которая в СССР, в силу ряда причин, была ниже и говорит о «совокупной эффективности труда и капитала». О других показателях, приведенных нами, он ничего не говорит, хотя эти данные были ему доступны.
Таблица 3
Темпы роста основных показателей экономического развития стран-членов СЭВ
и стран-членов ЕЭС (1960 = 100%)
(Там же, с. 686)
Экономические показатели | 1970 | 1980 | 1986 |
Произведенный национальный доход: страны – члены СЭВ | 191 | 319 | 391 |
страны – члены ЕЭС | 160 | 215 | 234 |
Производительность общественного труда: страны – члены СЭВ | 177 | 271 | 323 |
страны – члены ЕЭС | 166 | 237 | 2691 |
Продукция промышленности: страны – члены СЭВ | 223 | 415 | 514 |
страны – члены ЕЭС2 | 166 | 209 | 220 |
Объем с/х продукции: страны – члены СЭВ | 133 | 156 | 182 |
страны – члены ЕЭС2 | 125 | 151 | 160 |
1 1985 г. 2 Без Испании и Португалии.
Планомерная интеграция оказалась более результативной и по воздействию на отстающие страны Европы (Болгария, Румыния), которые достигли в составе СЭВ среднеиндустриального уровня развития. Характерно, что внутри нового объединения эти страны получили меньше, чем в СЭВ. Так, в Болгарии индекс промышленного производства составил за 2005–2014 гг. всего 103%.
Следует иметь в виду, что даже в так называемые «застойные годы» и в 80-е гг. производство валового национального продукта в социалистических странах было выше, чем в капиталистических странах (см. табл. 4).
Таблица 4
Валовый национальный продукт (в % к 1980 г.)
Страна | 1985 г. | 1989 г. | 1990 г. |
СССР | 120 | 138 | 135 |
США | 114 | 130 | 131 |
КНР | 162 | 224 | 234 |
Япония | 121 | 144 | 150 |
Все формы капиталистической интеграции в той или иной степени обозначились в деятельности Европейского союза, который ввел единую валюту — евро, создал Единый центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Счетную палату, Европейский фонд развития, образовал Экономический и Социальный комитеты, Комитет регионов. Здесь созданы и межгосударственные органы власти. Таким образом, обозначились и контуры европейской политической конфедерации. Однако принятие единой европейской конституции затормозилось, против нее проголосовало большинство граждан некоторых стран (Франция, Голландия, позже — Ирландия). Вопрос о Конституции был перенесен на более поздний срок. Эффективность интеграции, особенно ее более высоких форм, проявляется в том, что она дает хозяйствующим субъектам более широкий доступ к различным ресурсам региона, в том числе и к достижениям НТР, новым технологиям, ставит их в привилегированное положение по сравнению с фирмами других стран, расширяет рынок сбыта, снижает торговые издержки, расширяет обмен опытом. Считается, что за счет устранения торговых и производственных барьеров выигрыш стран ЕС уже составил несколько сотен миллиардов долларов. Интеграция помогла европейцам успешно противостоять на мировом рынке своим основным конкурентам — США и Японии. В этом плане явно просматривается позиция США помешать дальнейшему интеграционному процессу, особенно по созданию политического союза.
В связи с наплывом в 2016 г. иммигрантов в страны ЕС, терактами и другими событиями положение Союза значительно ухудшилось. Отменили свои заявки о вступлении в ЕС Норвегия, Швейцария и Исландия. В 2016 г. из ЕС по референдуму вышла Великобритания. Соединенные штаты Америки при президенте Бараке Обаме очень желали поглотить ЕС, предложив ему трансатлантическое объединение. Но объединенная Европа тогда не пожелала потерять себя в объятиях американского финансового капитала.
Не удалось тогда ратифицировать и договор о тихоокеанском партнерстве, направленном против КНР. Воспользовавшись этим, народный Китай хорошо поработал и по итогам 2019г. АСЕАН стал крупнейшим торговым партнером Пекина, оттеснив США и Евросоюз. Все страны этого блока вошли в новое интеграционное объединение: Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). На фоне глобального кризиса доля КНР в мировом экспорте возросла с 20%до25%.Это позволило не только искоренить в стране крайнюю бедность, но и преодолеть психологически важный рубеж –среднедушевой показатель ВВП в 10тыс.долл.
Развал СЭВ, в котором предательское руководство Советского Союза принимало непосредственное участие, привел к развалу СССР. Прошло тридцать лет с создания Содружества Независимых Государств (СНГ). Однако капиталистическая интеграция на территории СССР приживается плохо: интеграционного взаимодействия стран СНГ и сейчас крайне низок, а возлагаемые на него надежды во многом не реализованы. В сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ, за исключением Украины. Договор декларировал положение о поэтапном формировании общего экономического пространства. Погоня за индивидуальной выгодой привела к падению производства во всех странах почти вдвое. Товарооборот России со странами СНГ за 1991–1994 гг. уменьшился в 6 раз.
В 1994 г. ставились уже более скромные цели. В апреле этого года было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное всеми странами-членами СНГ, но ратифицировало его лишь 6 стран.
И тогда в рамках СНГ возобладала разноуровневая и разноскоростная экономическая интеграция, которая выражается в образовании межгосударственных объединений из стран-членов СНГ. В январе 1995 г. было подписано Соглашение о создании Таможенного союза, в который к 2001 г. вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Образование таможенного союза во многом помогло наладить взаимный благоприятный режим свободной торговли. В 1997 г. этим странам удалось на 95% согласовать таможенные тарифы. Возрос взаимный товарооборот стран СНГ, в том числе России на 1/4.Однако проведение затем каждым из государств собственной таможенной политики привело к тому, что по уровню таможенных пошлин страны вернулись к уровню 1995–1996 г.г. Большой урон развитию отношений стран СНГ нанес дефолт 1998 г. Интеграцию явно тормозили беловежские соглашения 1991 г. (Ельцин, Кравчук, Шушкевич).
Имея целью открыть больший простор для последовательной добровольной интеграции братских народов СССР Государственная Дума Федерального Собрания РФ по инициативе КПРФ приняла 15 марта 1996 г. Постановление «Об интеграции народов, объединившихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О денонсации Договора об образовании СССР». Дума приняла также постановление «О юридической силе для Российской Федерации-России результатов референдума СССР 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР».
В 1996 г. по инициативе президента Белоруссии А. Лукашенко, начавшего с 1994 г. выход из “либерального тупика”, было заключено Соглашение, а в апреле 1997 г. договор о Союзе Белоруссии и России, который на том этапе стал наиболее динамичным и эффективно развивающимся интеграционным образованием (объединением) на пространстве бывшего СССР. В декабре 1999 г. заключен Договор о создании союзного государства России и Белоруссии. Эти соглашения привели к росту доли Республики Беларусь среди стран СНГ во внешнеторговом обороте России. Но даже в рамках этого двухстороннего Договора остаются спорные вопросы, прежде всего вопрос о цене на газ.
В октябре 2000 г. была сделана попытка оживить Таможенный союз пяти стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан). Товарооборот России в пятерке стран увеличился за 5 лет в 2,5 раза и составил 26,5 млрд. долл. В сентябре 2003 г. с целью привлечь Украину, которая не входила в ЕвроАзЭС, было заключено новое Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) республик Беларусь, Казахстан, Украина и Российской Федерации. Зафиксировано положение о создании координирующих наднациональных органов. Но они тогда не появились. А без них подняться на более высокий уровень интегрированности страны СНГ не смогли. ЕЭП было создано только в 2011-2012г.г. К тому же без Украины. Слабое участие Украины в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, по нашему мнению, основная причина многих событий 2014 и .последующих годов.
Имеются две точки зрения на СНГ после Беловежского Соглашения. Одни смотрят на СНГ как на способ цивилизованного развода, чтобы окончательно разодрать на куски территорию единого государства и разделить населяющие ее народы. Другие считают, что период разбрасывания камней рано или поздно закончится и тогда пространство бывшего СССР вновь начнет срастаться, а механизмы СНГ будут способствовать этому процессу.
К сожалению в рамках СНГ происходит очень часто не интеграция, а деинтеграция, и основной ее «мотор», как ни странно – Россия, которая одна без стран ближнего зарубежья вновь Великой Россией стать не может и должна делать все для объединения этих стран вокруг себя. К сожалению, время оказалось во многом упущенным. Российская буржуазия, разбогатевшая на вывозе природных богатств, пока в экономической интеграции заинтересована слабо. Она в основном компрадорская. Количество стран-участниц официально сократилось: из его состава вышла в 2009 г. Грузия. Не официально вышла и Украина. Слабеют связи с Молдавией: на Россию приходится менее 20% ее товарооборота. Ослабевают российско-казахстанские связи: Россия не входит в первую пятерку стран, инвестирующих в экономику Казахстана. На первом месте – США. Конечно не все драматично: Россия сделала определенные шаги в Евразийском направлении. ЕАЭС создан в три этапа: ТС (2008-2011 гг.), ЕЭП (2011-2012 гг.), экономический союз (с 2012 г.). За первые три года созданием наднационального органа – Комиссии ТС – был унифицирован таможенный контроль, осуществляющийся на основании Таможенного кодекса прямого действия, санитарный, ветеринарный, фитосанитарный, некоторые функции транспортного контроля, система технического регулирования. В 2011 г. были подготовлены и подписаны фундаментальные соглашения о создании ЕЭП, которые заложили основу для перехода к ЕАЭС. Уже за первый год существования единой таможенной территории Беларуси, России и Казахстана подтверждена выгода снятия пограничных барьеров. Так, общий товарооборот в 2011 г. вырос более чем на 1/3 по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Произошел взрывной рост взаимной торговли внутри ТС, особенно на приграничных территориях (более чем на 40 %). В результате снятия пограничных барьеров более всех выиграли товарные группы, наиболее чувствительные к простоям на границе (аграрная, пищевая продукция).
Но интеграционные эффекты стали сокращаться. В 2012 г. резко снизился, а в 2013-2014 гг. прекратился рост взаимной торговли, вследствие охватившего российскую экономику кризиса. Новый этап интеграционного процесса мог бы включать передачу на наднациональный уровень ряда полномочий, связанных с исполнением уже делегированных ЕЭП функций государственного управления. Наряду с пятью образовавшими ЕАЭС государствами в него потенциально могут войти Таджикистан, который был одним из государств-учредителей ЕврАзЭС, а также Узбекистан, участвующий в общем для всех государств ЕАЭС оборонно-политическом союзе – Организации Договора о коллективной безопасности. Со временем в интеграционный процесс должны активно вкючиться Украина, Молдавия,возможно и Сербия.Уже сейчас разработку этих вопросов нужно вести. Компенсировать относительно небольшой вес ЕАЭС в мировой экономике возможно только в рамках второго контура евразийской интеграции, выстраивая преференциальные режимы торгово-экономического сотрудничества с быстро развивающимися странами Евразии – Китаем, Индией, странами Индокитая, Ближнего и Среднего Востока и даже Латинской Америки. Первое соглашение о создании такого режима в формате зоны свободной торговли (ЗСТ) уже заключено с Вьетнамом. Идет проработка соглашений о ЗСТ ЕАЭС с Египтом, Индией. Продолжается активный диалог с Китаем по разработке соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, достигнута договоренность о сопряжении процессов евразийской интеграции с китайской инициативой создания «Экономического пояса нового Великого Шелкового пути». Реализация инициативы глав России и Китая по сопряжению этих двух трансконтинентальных интеграционных инициатив открывает возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества в создании условий для устойчивого развития Евразии. При 50%-й российской доле в доходах транспортных систем это составит 1,5-2,5 трлн. долл. – сумма, превышающая объем российского ВВП. Сегодня Россия обслуживает не более 5%–7% потенциального объема евразийского рынка транспортно-логистических услуг.
Россия могла бы сформировать вместе с Китаем и другими странами новый центр расширенного воспроизводства, ядро нового мирохозяйственного уклада. Движение в этом направлении идет – помимо создания ЕАЭС, развивается ШОС, в которую вступили Индия и Пакистан. Более зримые черты интеграции просматриваются в БРИКС. Формирование нового мирохозяйственного уклада ведется странами БРИКС на равноправной, взаимовыгодной основе (Банк развития и пул валютных резервов БРИКС).
Список литературы.
1. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20, с. 294.
2. Глазьев C. Ю. «Экономика будущего: есть ли шанс у России?». Книжный мир, 2016. 640 с.
3.Зюганов Г.А. Двадцать неотложных мер для преображения России. «Правда»
4. Лескова И.В. Валютная интеграция как объективный процесс развития экономической интеграции // Социальная политика и социология. Т. 14. 2015. № 1 (107). С. 128-135.
5. Marrese M. CMEA: Effective but Cumbersome Political Economy. International Organization, 1987. No. 2.
6. Народное хозяйство СССР за 70 лет: юбилейный стат. ежегодник // Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика. 1987. 766 с.
7. Программа Московского экономического форума «Поворот мировой истории. Новая стратегия России. 2017»: «Принципы стратегии экономического развития России до 2030 года», разработанная Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в марте 2017 г.
8. Руднев В.Д. Политическая экономия (экономическая теория): Учебник для бакалавров / М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 704 с.
9. Хазин М. Интересные данные по российской статистике в изложении В.И. Симчеры. URL: // worldcrisis.ru/crisis/915079 (дата обращения: 10.11.2015).
10. Черковец В.Н. Политическая экономия: Принципы. Проблемы. Политика // Избранное последних лет. М.: МГУ: ТЕИС, 2005. 373 с.
11. Черковец В.Н. Размышление о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии.—Москва:РГ-Пресс,2014.—256с.
12. Чуньков Ю.И. Экономическая теория: учеб. пособие: в 3 ч. Ч. 1. Социально-экономические системы. М.: Изд.-во ИТРК, 2013. 631 с.
13. Чуньков Ю.И. Экономическая теория: учеб. пособие: в 3 ч. Ч. 2. Законы развития общественного производства. М.: Изд.-во ИТРК, 2013. 488 с.
14. Чуньков Ю.И. Экономическая теория: учеб. пособие: в 3 ч. Ч. 3. Глобализация и социализм. М.: Изд.-во ИТРК, 2013. 688 с.
15. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: III тысячелетие, 2001. 480 с.