Махатма Ганди – идеолог национально-освободительного движения, его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Духовный лидер нации, Махатма Ганди всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой.
Он был застрелен 30 января 1948 года, уже после получения страной независимости, индусским фанатиком, не простившим Ганди проповеди мирного сосуществования индусов и мусульман. Место его убийства в настоящее время превращено в музей, ставший центром мирового значения. Каждый день его посещает до 3 тыс. человек из Индии и со всего мира.
Те ненасильственные формы и методы борьбы, которые предложил Ганди, — мирные манифестации и забастовки, отказ от уплаты налогов и бойкот товаров, ввезённых из метрополии, и др. — показали, в самом деле, немалую эффективность. Во многом ими была достигнута независимость Индии. Однако исторический опыт, в т. ч. и индийский, говорит о том, что эти методы никак нельзя абсолютизировать.
Освобождение обогащения за счет народа и ограничения государством свободы людей, понимания патриотизма, как стремления к всеобщему благу и свободе от колониального господства и твердая уверенность, что с социальным злом и с насилием государства следует бороться только ненасильственными методами – вот основные положения учения Ганди.
Ганди был не просто политиком в узком смысле этого слова. На всех этапах борьбы за независимость Индии он выступал как духовный лидер Индийского национального конгресса (ИНК), не будучи его официальным главой. Если попытаться поставить его в один ряд с другими руководителями ИНК — Наороджи, Гокхале, Мотилалом и Джавахарлалом Неру или с выдающимися политическими деятелями, под руководством которых боролись за независимость народы других стран Востока, — Сунь Ятсеном, Кемалем Ататюрком, то его типологически нельзя объединить ни с одним из них.
Он был душой освободительного движения и разработал уникальные по своей действенности средства борьбы. Именно поэтому он постоянно выступал полномочным представителем своего народа в переговорах с Англией
Сегодня, освободившись от многих старых догм и штампов, мы должны признать, что именно под его руководством народы Индии добились независимости.
В советской исторической литературе еще при жизни Ганди начался спор о сущности его учения и о том, чьи интересы он представляет — крестьянства, мелкой буржуазии или индийской национальной буржуазии. Спор этот ведет начало от полемики на II конгрессе Коминтерна между В.И. Лениным и индийским революционером Р.М. Роем.
Ленин считал, что Ганди «как вдохновитель и вождь массового движения был революционером». В противоположность ему Рой, который и приводит в своих мемуарах эту ленинскую характеристику, утверждал, что «как религиозный и культурнический возрожденец, Ганди неизбежно должен был быть реакционером в социальном отношении, как бы революционно он ни выглядел политически».
Тот же Рой дал жесткую классовую характеристику учения Ганди как мелкобуржуазной идеологии, а поскольку он считал мелкую буржуазию реакционной силой, то это только подкрепляло его оценку гандизма как реакционного идейно-политического движения.
В 20-х годах оценки гандизма как мелкобуржуазной и даже крестьянской идеологии были сравнительно широко распространены в советской литературе. В то же время сохранялась политическая оценка исторической роли Ганди, данная Лениным на II конгрессе Коминтерна. Она определяла Ганди, как мелкобуржуазного идеолога, поскольку индийская мелкая буржуазия рассматривалась в то время большинством деятелей Коминтерна и советскими учеными как революционная.
Ленин оценивал учение Ганди и его деятельность очень высоко, справедливо отмечая, что в борьбе за национальную независимость с Англией его идеи имели объективно революционное значение. В свою, очередь, сам М. Ганди также высоко оценивал Великую Октябрьскую революцию и роль в ней Ленина, считая их подтверждением своих идей.
«Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, — писал М. Ганди, — не может быть бесплодным. Благородный пример его самоотверженности, который будет прославлен в веках, сделает этот идеал еще более возвышенным и прекрасным».
Неслучайно поэтому звания махатмы в ХХ веке удостоены два человека — В.И. Ленин и индийский проповедник Ганди.
Махатма по индийской мифологии — божественный сверхчеловек. В современной трактовке — самый выдающийся деятель мировой цивилизации.
Русский мыслитель, художник Рерих в 20-е годы посчитал за большую честь прервать экспедицию и выполнить поручение легендарных учителей — махатм.
Они попросили Рериха доставить в Москву их послание Советскому правительству и ларец со священной для индийцев гималайской землей. На нем надпись: «На могилу брата нашего Махатмы Ленина».
Это было в 1926 году. Принимали Рерихов Луначарский и Чичерин. В послании говорилось:
— «На Гималаях мы знаем свершенное вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили жуков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю помощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов общего блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность вашего движения и посылаем вам нашу помощь, утверждая единение Азии!
У русского народа не принято использовать титулы, звания иноземных народов. Поэтому звание махатма Ленину не привилось. Но оно осталось с ним навечно. Прочитайте еще раз послание махатм и посмотрите, что сегодня делают со страной, с народом, так называемые демократы. Они с лихорадочной спешностью ликвидируют самые демократические завоевания нашего народа и возвращают, внедряют, полицейской дубинкой вколачивают в сознание молодежи лженаучный, безнравственный, порочный для человека и общества образ жизни. Главная их цель — уничтожение «самого непокорного» (по Даллесу) русского народа.
Но ленинское учение, так ярко одобренное мудрецами Востока, уничтожить нельзя. Сегодня мы, коммунисты старшего поколения, завтра молодежь, идущая нам на смену, будем приумножать знания и опыт из сокровищницы ленинского наследия, великой кладовой мировой социалистической цивилизации.
Не столь большой исторический период деятельности Ленина и М. Ганди и сегодня продолжает оказывать влияние на борьбу индийского народа со своими угнетателями, с несправедливой кастовой системой, с капитализмом, который не в состоянии обеспечить нормальную жизнь для простых индийцев.
Под влиянием ленинского учения и Великого Октября 1917 года в октябре 1920 годав Ташкенте в среде индийских эмигрантов была создана КПИ,а в 1925 году она былавоссоздана в Индии на основе индийских коммунистических групп.
С того времени деятельность индийских коммунистов говорит о продолжении ею ленинских традиций борьбы в защиту прав простых трудящихся. После обретения Индией независимости в 1947 году КПИ возглавила вооружённые восстания против глав бывших полунезависимых княжеств, отказывавшихся передавать власть федеральному правительству.
В 1951 году на всеиндийской конференции была принята программа партии, ориентировавшая её на поддержку «прогрессивных преобразований в интересах народа» правительства независимой Индии во главе с социалистом Джавахарлалом Неру. Целью КПИ объявлялось построение социалистического общества, однако эта задача откладывалась на будущее, пока в стране не будут искоренены пережитки колониализма и феодализма. Тогда же генеральным секретарём КПИ был избран Аджой Кумар Гхош.
КПИ успешно выступила на федеральных выборах 1957 году, заняв второе место после ИНК. Сегодня КПИ(М) является общенациональной партией, она представлена (по состоянию на 2019 год) в законодательных собраниях 8 штатов и располагает сильными позициями в трёх из них — Западной Бенгалии, Керале, Трипуре.
В тех штатах, где КПИ(М) находилась при власти, она осуществляла важные социальные реформы, включая решение земельного вопроса в пользу крестьян, индустриализацию и кампании по ликвидации неграмотности, однако в последние десятилетия также стала подвергаться критике за принятие неолиберального экономического курса.
КПИ(М) (генеральный секретарь партии — Ситарам Йечури) контролирует ряд массовых организаций, включая Федерацию демократической молодёжи Индии, Федерацию студентов Индии, Центр индийских профсоюзов, Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих, крестьянский фронт Всеиндийская Кисан Сабха, Всеиндийскую демократическую ассоциацию женщин и Федерацию работников банков Индии, а также ряд движений адиваси (адиваси — хинди – коренной житель, абориген, собирательное название народов Индии, сохранивших черты архаичной культуры и социальной организации).
СМИ России умалчивают недавний весьма многозначительный факт борьбы трудящихся Индии за свои права — рекордную за последние десятилетия общенациональную забастовку в начале 2020 года, которую поддержали индийские коммунисты. В этой забастовке приняло участие 200 млн. чел. Бастовали все: рабочие, служащие, врачи, учителя, банковский сектор. Поводом для нее стало недовольство политикой реформ неолиберального кабинета правых сил во главе с Моди, которые планируют приватизацию ж/д, авиации, образования, всего и вся.
Таким образом, идеи Ленина и Махмата Ганди о неизбежности классовой борьбы и сегодня подтверждаются самой жизнью. Пока существует капитализм, она будет продолжаться. Ленин и Махатма Ганди во всем мире, а для России и Индии, в особенности, остаются знаменем этой борьбы и ведут угнетенные массы к победе.