Чем запомнится 26-й Петербургский международный экономический форум? По идее, спустя полтора года после введения в отношении РФ «драконовских санкций», он призван продемонстрировать ответы российских власти и бизнеса на новые вызовы. Но пока получается как-то не очень.
На площадке, где проходит ПМЭФ, выставлена новая Lada X-Cross 5. Беленькая такая, симпатичная. Официальные СМИ обмусолили её со всех сторон как символическое достижение отечественного автопрома. Только вот злые языки говорят, что это китайская машинка FAW Bestune T77.
К тому же не последняя модель, а предыдущая, ещё не прошедшая рестайлинг. Ничего не имеем против китайского автопрома, он делает достойные автомобили, но зачем за своё-то выдавать? Интернет в РФ ещё не запретили, и информация находится сравнительно легко. В итоге получается как-то совсем неудобно.
Одна из ведущих тем форума — развитие производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Хорошее дело, перспективное, причём не только в боевых действиях, но и для гражданских нужд. Но как развивать БПЛА в РФ, если после недавних атак на столицу и ряд других регионов страны беспилотники оказались для граждан фактически под запретом? В СССР при поддержке государства были очень популярны кружки авиамоделирования. Развивалось это направление и в постсоветское время, правда, уже по большей части само по себе, трудами энтузиастов. А теперь летающие модельки вне закона. Откуда же возьмутся перспективные кадры инженеров, техников, операторов БПЛА? Опять всё купим?
Чем ещё запомнится 26-й ПМЭФ? Фотографией, где машины гостей стоят рядком с заклеенными номерами? Кто-то думает, что так они спасаются от папарацци или от иностранных спецслужб? Есть куда более прозаичное объяснение: владельцы «Майбахов» да «Бентли» стоимостью в десятки миллионов рублей не хотят платить за парковку. Экономят. Этот штрих характеризует «элиту» РФ как нельзя лучше. Ещё говорят, что в этот раз гости и на труженицах эскорт-услуг тоже сэкономили, и ошивается их в окрестных кафешках на удивление мало по сравнению с прошлыми форумами. Время-то тяжёлое…
Где ответы на вопросы о том, каким путём пойдёт страна? Вот Герман Греф, глава «Сбера», в преддверии форума дал интервью РБК. Заголовок «говорящий»: «Пришлось научиться планировать и жить вкороткую». «Правда» не так давно писала, что, по опросам, большинство представителей руководства промышленных производств в РФ высказались за Госплан и пятилетки. А этому бы всё «вкороткую».
Греф поддержал Костина из ВТБ с идеей большой приватизации: «…Проблемы можно решать, в том числе с помощью продажи каких-то кусков государственной собственности». Снова про разворот «трубы» с запада на восток (об этом Греф говорил и в прошлом году): «…За десятилетия построенная и конкурентоспособная на мировом рынке экономика не может считаться ошибкой. Это абсолютно правильно, и это даёт нам сегодня большую возможность существовать при тех внешних шоках, которые мы испытываем. Слава богу, что нам есть что разворачивать с Запада на Восток».
И уже на самом ПМЭФ помощник президента Максим Орешкин поддерживает приватизацию, а глава ЦБ Эльвира Набиуллина предупреждает «о риске реставрации плановой экономики». Вот и все ответы от «птенцов гнезда Чубайса».
Тридцать лет правящая верхушка РФ рвалась на Запад ценой распродажи собственной страны. Куда только не вступили: в ВТО, МВФ, даже в НАТО «удочки закидывали», как на днях признался наш глава государства. Всё ради того, чтобы, с его же слов, показать, «что мы свои, «буржуинские», мы хотим быть в этой семье так называемых цивилизованных народов». «Правда» не раз про это стремление нашей верхушки прямо писала. И тут такое признание! Но каков итог? Хотели в «золотой миллиард», а в итоге даже на лавочке с краю присесть не смогли?
Вскоре в Орле свой экономический форум соберёт КПРФ. Там будут другие люди, которые не стыдятся работать головой и руками на реальном производстве, а не «трубы» разворачивать. Там будет совсем иной разговор и будут другие ответы на вызовы современности.