Поскольку никакой реальной пользы от ПМЭФ не удаётся разглядеть и даже электронный микроскоп тут вряд ли поможет, то ряд его участников решили отметиться максимально скандальными высказываниями. Одним из них оказался известный либерал, гендиректор Первого канала Константин Эрнст.
Костриков Михаил Сергеевич
Заместитель главного редактора газеты «Правда»
Глядя на публику на площадках ПМЭФ, создавалось стойкое впечатление, что она в абсолютном большинстве лишь изображает внимание, а сама пребывает в ожидании вечерних фуршетов. Таковые действительно были и проходили в неподражаемом стиле, до боли напоминающем салоны Санкт-Петербурга 1910-х годов. Только вместо «Ананасов в шампанском» Игоря Северянина был более современный репертуар.
И тут Эрнст решил самоотверженно всех взбодрить. «С одной стороны, «Голливуд» — действительно величайшая киномашина мира, — сообщил он залу, который старался казаться несонным, — с другой стороны, последние 15 лет производит такое количество д…ма, что, в общем, может соревноваться со Студией Горького 1972 года».
Что ж, взбодрить получилось. И на такое, конечно же, надо отвечать. Но не будем впадать в негодование и взывать к совести, которая, судя по всему, там и не ночевала. Просто проверим слова Эрнста на соответствие действительности. В этом нам помогут в основном два интернет-ресурса, на которых формируется зрительский рейтинг кинопродукции: российский «Кинопоиск» и международная «Интернет-база фильмов» (Internet Movie Database, IMDb). Если кто не знает, то на обоих оценка выставляется по десятибалльной шкале.
В 1972 году Киностудия им. М. Горького выпустила 11 художественных фильмов. Из них лишь один не имеет рейтинга в силу крайне слабой известности, один получил оценку ниже 6 баллов, два — ниже 7 баллов, остальные — выше 7, что считается довольно высоким показателем. Лучшими фильмами стали «…А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, который получил на «Кинопоиске» превосходную оценку 8,5 (входит в число 250 лучших фильмов, занимая 36-е место), на международном ресурсе IMDb его оценка 8,1, «Чудак из пятого «Б» Ильи Фрэза, — 8,3 («Кинопоиск») и 7,6, (IMDb) «Печки-лавочки» Василия Шукшина 7,9 («Кинопоиск») и 7,5 (IMDb), «Любить человека» Сергея Герасимова 7,2 («Кинопоиск») и 7,3 (IMDb).
Эрнст настолько невежествен, что этого не знает? Что ж, посмотрим на его достижения. Распиаренная до небес космическая драма «Вызов» на «Кинопоиске» имеет рейтинг 7,5 балла, а на IMDb существенно ниже — всего 6,7, то есть середнячок, проходной фильм. Тему возможных «накруток» на российском ресурсе за счёт колоссального рекламного бюджета «Вызова» оставим в стороне.
Победить «Голливуд» Эрнст не смог. Для сравнения: из последних «голливудских» космических фильмов самый известный — «Аватар 2: путь воды» Джеймса Кэмерона (2022), основной посыл которого — антиколониальная борьба, помещённая в рамки научно-фантастического сюжета. На «Кинопоиске» он получил оценку 7,8, на IMDb — 7,6.
Эрнст значится как режиссёр двух фильмов (рейтинга не имеют вообще) и как сценарист ещё восьми фильмов, кроме «Вызова». Лучший из них, «Старые песни о главном» 1995 года, по версии «Кинопоиска», имеет рейтинг 6,1, (IMDb — 5,9), оценки остальных — менее 5 и даже менее 4. Ну а худший из фильмов Эрнста — «12 стульев» 2005 года, получил от аудитории «Кинопоиска» 3,7 и 3,1 балла от IMDb. Оценка три с копейками — это уже совсем дно. Столь низкий рейтинг добрые администраторы «Кинопоиска» маркируют красным, предупреждая, что такое просто не надо смотреть. В общем, возникает глубокое подозрение: а не является ли господин Эрнст не только невежественным, но ещё и завистливым бездарем?
Кстати, генеральным директором Первого канала Эрнст стал в октябре 1999 года. Тогда это был лидер: в 2000 году доля аудитории телеканала составляла 26,9%, а к 2022 году она скукожилась до 9,5%. Нормально так поруководил «эффективный менеджер»: доля тех, кто смотрит, с позволения сказать, продукт его конторы, упала практически втрое.
При таких «блестящих достижениях» остаётся только тявкать на советскую киноклассику подобно крыловской Моське.