Изложу основные принципы, какой я вижу систему образования в идеале. То, к чему, по моему мнению, следует нам стремиться.
— Система образования в идеале включает: 1) средняя школа десятилетка (она будет трех видов, подробности ниже) 2) ремесленное училище (на базе 10 классов) – 1 год обучения 3) техникум (на базе 10 классов) – 3 года обучения 4) институт (на базе 10 классов) – 5 лет обучения. 4) дополнительное образование (спортивные секции, творческие и технические кружки).
— Я считаю, что должна быть единая форма для всех учеников, для всех студентов, и для всех преподавателей. Единая форма дисциплинирует. Плюс – это будет большой заказ для отечественной текстильной и швейной промышленности.
— Я выступаю за единые учебники и единые программы. Не только в средней школе. В колледжах, техникумах и вузах также необходимо упорядочить программы и учебники. По одной изучаемой в семестре дисциплине должен быть единый учебник!
— Министерство образования должно подготовить качественные учебные фильмы по всем (!) дисциплинам и для школ, и для ремесленных училищ, и для техникумов, и для вузов.
— Считаю вечерние, заочные и дистанционные формы обучения халтурой. Если человек восемь часов отработал на производстве, какой после этого из него вечером студент? Никакой! Заочно я получал второе высшее образование. По сравнению с первым высшим очным образованием это была откровенная халтура. Поэтому предлагаю сохранить только очную форму обучения в системе образования. Если кого-то нужно подучить, тогда учите его с отрывом от производства. Либо ты учишься, либо ты работаешь. Без совмещения восьмичасового труда и учебы.
— Я в принципе не против, когда старшеклассники и студенты подрабатывают в свободное от учебы время (по выходным, на каникулах, в свободные от учебы часы). Но это должна быть именно подработка, а не восьмичасовой рабочий день. После восьмичасового рабочего дня надо обязательно восстановить силы. А учеба – это тоже труд.
— Образование должно быть бесплатным во всей системе образования, но с некоторыми ограничениями. Так будет платным образование, если человек поступает (переводится) в другой вуз (техникум, ремесленное училище). Т.о. государство гарантирует одно (!) бесплатное образование либо в вузе, либо в техникуме, либо в ремесленном училище (а если ты, например, поступил, поучился, что-то тебе не понравилось, перевелся на другую учебу – будешь дальше платить из своего кармана всю стоимость дальнейшего обучения). Отучился, например, в ремесленном училище, хочешь дальше продолжить образование в техникуме или вузе – тоже плати! Либо твое дополнительное обучение возьмется оплатить какое-нибудь предприятие (после этого ты будешь обязан столько-то лет отработать на этом предприятии). Есть такая категория «вечных студентов», которые не хотят работать. Вот эту категорию и предлагаю ударить рублем.
— Будет также сохранена плата за обучение в школе-интернате для двоечников и школьных хулиганов (подробности читайте ниже). Родители и опекуны таких детей, считаю, должны раскошелиться, поскольку они не занимались должным образом их воспитанием.
— Зарплата школьного учителя, преподавателя вуза и техникума должна напрямую зависеть от его нагрузки и педагогического стажа (чем больше педагогический стаж и нагрузка – тем выше его зарплата). Аттестацию преподавателей, все разряды, все учительские шоу-конкурсы надо отменить. Зарплата преподавателя не должна зависеть от успеваемости и успехов учащихся (студентов), от наполняемости класса (студенческой группы). Когда зарплата учителя находится в зависимости от успеваемости учащихся, вот тогда и появляется порочная система очковтирательства (я имею в виду липовые оценки, которые вынуждены ставить учителя, чтобы поднять себе зарплату).
— Для преподавателей будут предусмотрены доплаты за наличие ученой степени.
— Студентам вузов, техникумов и ремесленных училищ будет выплачиваться стипендия (в размере одного прожиточного минимума), если студент учится без троек. В размере полутора месячных минимумов – если студент учится на одни пятерки. Полагаю, что для учащихся средней школы надо также предусмотреть стипендию (для хорошистов и отличников). Хотя бы — половину прожиточного минимума. Начать выплачивать стипендию школьникам поэтапно. Например, начать со старшеклассников.
— «Десятилетка» (средняя школа) должна быть обязательной для всех граждан страны. «Десятилетки» будет трех типов.
— Первая – «десятилетка» (школа-интернат) для умственно отсталых детей-инвалидов. Для этих школ будут специфические школьные программы и специфические учебники. Предусмотрены телесные наказания для учащихся. Родители и опекуны не платят за обучение.
— Вторая – «десятилетка» – обычная средняя школа для обучения успевающих и дисциплинированных учащихся. Телесные наказания в такой школе не предусмотрены. Родители и опекуны не платят за обучение.
— Третья – «десятилетка» – это исправительная школа-интернат для двоечников и школьных хулиганов. В школы-интернаты школьники будут направляться принудительно (!), начиная с девятилетнего возраста, по решению педагогических советов школы. В школы-интернаты необходимо вернуть телесные наказания, как это было в дореволюционной русской школе. На территории школы-интерната будет большой заасфальтированный плац, где учащиеся все свободное время будут проводить на занятиях по строевой подготовке. Режим и строевая подготовка – лучшие воспитательные средства для исправления школьных шалопаев. С родителей и опекунов (если они не безработные инвалиды и неработающие пенсионеры) надо взимать плату за обучение их детей в исправительной школе-интернате. Если удастся перевоспитать в школе-интернате ребенка, то педагогический совет школы-интернаты своим решением может вернуть его в обычную «десятилетку».
— Никаких физических, химических, гуманитарных и прочих специализированных «дестилеток» (и классов) в принципе не должно быть. Во всех «десятилетках» во всех классах по всей стране должны быть единые программы и единые учебники. Специализация будет начинаться после окончания «десятилетки». В школьные годы выявить и развить свои склонности ученики смогут в технических и творческих кружках.
— Дополнительное образование (спортивные секции, творческие и технические кружки) для граждан всех возрастов должно стать бесплатным.
— Я считаю, что нагрузку на школьников надо значительно сократить. Считаю, что не должно быть больше пяти уроков в день (включая классные часы). Убрать из школьной программы все лишние предметы, и оставить только необходимые. Но при этом расширить возможности для кружковой и секционной занятости детей во внешкольное время. Чтобы они могли заняться любимым делом (спортом) по своему желанию.
— Я считаю, в школьной программе должны быть следующие предметы: 1. Основы Марксизма-Ленинизма (в старших классах), 2. Русский язык, 3.Литература, 4.Математика, 5. История, 6. Государство и право, 7. Физика, 8. Химия, 9. Биология, 10. География, 11. Уроки домоводства (в начальной и средней школе). 12. Уроки оздоровительной гимнастики в средних и старших классах (достаточно одного урока в неделю). 13. Уроки рисования (в начальной школе).
— На мой взгляд лишние предметы в средней школе: 1. экология, 2. ОБЖ, 3. военное дело, 4. музыка, 5. черчение, 6. астрономия. Эти предметы лучше изучать по желанию в кружках дополнительного образования.
— Уроки физкультуры, я считаю, надо проводить как проводятся групповые занятия по оздоровительной гимнастике в спортивном зале. С учениками начальной школы так заниматься не получится (они начнут баловаться). А с четвертого класса – самый раз. Что же касается учеников начальной школы, то они досыта набегаются во время переменки в своей рекреации. Им уроки физкультуры не нужны. А свои физические навыки они смогут развить в спортивных секциях дополнительного образования.
— На уроках домоводства, убежден, не надо делить класс на мальчиков и девочек. Каждый школьник (включая девочек) должен научиться работать с молотком и ножовкой. Все должны научиться чистить картошку, сварить кашу, порезать салат, постирать носовой платок, пришить пуговицу, заправить постель и аккуратно сложить вещи в чемодан и шкаф, а также другим полезным навыкам, которые пригодятся всем в быту. А вот обучение столярным и слесарным работам, работа в швейной мастерской для средней школы – я считаю, ни к чему. Этому научат в профильном ремесленном училище, вузе и техникуме. Есть и технические кружки для школьников по желанию.