А.И. Аганин,
независимый эксперт, Руководитель Аналитической группы «Феникс»
Вспомним Кровавый октябрь 1993 года и подведём некоторые главные итоги
Танки Таманской дивизии стреляют по Дому Советов Российской Федерации – России 4 октября 1993 года
Приближается памятная и скорбная дата. Совсем скоро в этом году мы будем отмечать 30-летие важных событий сентября – октября 1993 года, которые вошли в Отечественную историю под названием Разгон Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (также известны и другие названия этих событий: Расстрел Белого Дома, Расстрел Дома Советов, Чёрный октябрь, Октябрьское восстание 1993 года, Указ № 1400, Октябрьский путч, Ельцинский переворот 1993 года). Как сейчас принято говорить, эти события являлись внутриполитическим конфликтом в Российской Федерации и происходили в период с 21 сентября 1993 года по 4 октября 1993 года. Вместе с тем, их негативное значение прямо или косвенно коснулось всего современного мира – после них весь мир отдалился от коммунистической перспективы. Тем, кто родился после этих событий, очень непросто сегодня объяснить, что же произошло в те дни. Но даже те, кому в те дни было меньше двенадцати лет, не могут внятно в самых общих словах сказать, что же тогда произошло.
Система и структура органов государственной власти в РСФСР после августа 1991 года
А произошёл тот, мягко говоря, конфликт вследствие острейшего концептуального, смыслового, сущностного, ценностного, парадигмального, структурного и системного кризиса, разразившегося на всём постсоветском пространстве, прежде всего, в Российской Федерации – России (как тогда называлось государство, возникшее на территории РСФСР) из-за произошедшего двумя годами ранее рукотворного развала СССР. Названный кризис к тому же ещё и был совмещён с политическим кризисом в Российской Федерации – России 1992 – 1993 годов, развивавшимся с декабря 1992 года. Политический кризис в Российской Федерации – России 1992 – 1993 годов состоял и заключался в противостоянии между двумя политическими силами: с одной стороны – исполнители, проводники и сторонники разрушительного социально-экономического политического курса Президента Российской Федерации – России и Совета Министров – Правительства Российской Федерации – России: Президент Российской Федерации – России Б.Н. Ельцин, Совет Министров – Правительство Российской Федерации – России во главе с его Председателем В.С. Черномырдиным, руководители федеральных органов исполнительной власти, мэрия Москвы и правительство Москвы во главе с мэром Москвы Ю.М. Лужковым, ряд руководителей национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации – России, часть народных депутатов Российской Федерации – России и членов Верховного Совета Российской Федерации – России, поддержиаваших Б.Н. Ельцина; с другой стороны – противники разрушительного социально-экономического политического курса Президента Российской Федерации – России и Совета Министров – Правительства Российской Федерации – России: и.о. Президента Российской Федерации – России (ранее – Вице-Президент Российской Федерации – России) А.В. Руцкой, руководство Верховного Совета Российской Федерации – России во главе с его Председателем Р.И. Хасбулатовым, основная часть народных депутатов Российской Федерации – России и членов Верховного Совета Российской Федерации – России, большинство в котором составлял блок «Российское единство», в который входили представители фракции «Аграрный союз России», фракции «Коммунисты России», фракции «Отчизна» (радикальные коммунисты, отставные военные и депутаты социалистической ориентации), депутатской группы «Россия», руководимой инициатором объединения коммунистических и патриотических партий С.Н. Бабуриным, фракции «Российский союз» (члены Российского христианского демократического движения, Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы) и Демократической партии России) и фракции «Гражданское общество», а также некоторые другие представители представительно-законодательной власти в национально-государственных и административно-территориальных образованиях Российской Федерации – России.
Стартовым выстрелом начала тех событий стало подписание Президентом Российской Федерации – России Б.Н. Ельциным в 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 года Указа Президента Российской Федерации – России от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» [1] об антиконституционном роспуске Съезда народных депутатов Российской Федерации – России и Верховного Совета Российской Федерации – России, обнародование его текста и Обращение Президента Российской Федерации – России Б.Н. Ельцина к гражданам Российской Федерации – России 21 сентября 1993 года.
В течение нескольких последовавших часов Конституционным Судом Российской Федерации – России было принято Заключение Конституционного Суда Российской Федерации – России от 21 сентября 1993 года № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года № 1400 и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года» [2], которое признавало действия и решения Президента Российской Федерации – России Б.Н. Ельцина не соответствующими ряду положений действовавшей на тот момент Конституции Российской Федерации – России.
В соответствии с этим Заключением Конституционного Суда Российской Федерации – России Президиум Верховного Совета Российской Федерации – России на основании статей 121.6, 121.8 и 121.11 Конституции Российской Федерации – России Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации – Совета от 21 сентября 1993 года № 5779-I «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина» [3] прекратил полномочия Президента Российской Федерации – России Б.Н. Ельцина, признал Указ Президента Российской Федерации – России от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» не подлежащим исполнению, признал Вице-президента Российской Федерации – России А.В. Руцкого приступившим к исполнению полномочий Президента Российской Федерации – России, созвал 22 сентября 1993 года внеочередное заседание Верховного Совета Российской Федерации – России с повесткой дня «О государственном перевороте в Российской Федерации».
В развитие этого решения Верховный Совет Российской Федерации – России Постановлением Верховного Совета Российской Федерации – Совета от 22 сентября 1993 года № 5780-I «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.» [4] на основании статьи 121.6 Конституции Российской Федерации – России подтвердил прекращение полномочий Президента Российской Федерации – России Б.Н. Ельцина с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 года.
Действуя в интересах сохранения конституционного строя в Российской Федерации – России, Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации – России А.В. Руцкой Указом Исполняющего обязанности Президента Российской Федерации – России от 22 сентября 1993 года № 2 «О мерах по пресечению антиконституционных действий в Российской Федерации» [5] постановил принять ряд первоочередных мер по обеспечению гарантий прав граждан и законно избранных органов власти и управления.
24 сентября 1993 года созванный Верховным Советом Российской Федерации – России X чрезвычайный (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации – России Постановлением Съезда народных депутатов Российской Федерации – России 24 сентября 1993 года № 5807-I «О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом» оценил действия Президента Российской Федерации – России Б.Н. Ельцина как государственный переворот, а также заявил о прекращении полномочий Президента Российской Федерации – России Б.Н. Ельцина с момента издания Указа Российской Федерации – России от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» [6].
Однако, легитимно отставленный бывший Президент Российской Федерации – России Б.Н. Ельцин фактически продолжил осуществлять полномочия Президента Российской Федерации – России. Его действия и решения поддержали как Совет Министров – Правительство Российской Федерации – России, так и все руководители федеральных органов исполнительной власти, включая те из них, в которых была предусмотрена военная служба (Министерство обороны Российской Федерации – России, Министерство безопасности Российской Федерации – России, Министерство внутренних дел Российской Федерации – России).
Кульминацией конституционного кризиса стало вооружённое кровопролитное столкновение 3 – 4 октября 1993 года в центре города федерального значения Москва и возле Телевизионного технического центра «Останкино» с последующим штурмом российскими войсками, верными Б.Н. Ельцину, Дома Советов Российской Федерации – России, что, в совокупности, привело к многочисленным жертвам, прежде всего, среди мирного населения. Результатом этого политического противостояния стали вооружённые действия российских войск, верных Б.Н. Ельцину, приведшие к насильственному прекращению функционирования на территории Российской Федерации – России существовавшей с 1917 года советской власти и сопровождавшиеся их столкновениями на улицах города федерального значения Москва с несогласными с этим представителями народа, в ходе которых погибло не менее 158 человек и 423 человека были ранены или получили иные телесные повреждения (из них 3 и 4 октября – 124 убитых, 348 раненых). Но эти цифры приводятся согласно официальным данным российских властей на тот момент, но некоторые российские издания того времени (например, российская еженедельная газета «Завтра», советская и российская ежедневная общественно-политическая газета «Московский комсомолец») с разными эмоциональными или оценочными оттенками их коннотаций называли и другую примерную численность погибших в тех событиях – 1500 человек.
Даже события также во многом замалчиваемого так называемого Августовского путча (также известны и другие названия тех событий: Августовский кризис 1991 года, Путч 1991 года) – события 18 – 21 августа 1991 года в СССР, получившие оценку со стороны официальных лиц и органов государственной власти в СССР как заговор, государственный переворот и антиконституционный захват власти (путч), оставили в сознании людей в возрасте до 40 лет и молодёжи гораздо более стройный образ, гораздо более приближённый к истине для их понимания, чем указанные события Разгона Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 30-летней давности.
Обгоревший фасад Дома Советов Российской Федерации – России – символический результат Кровавого октября
Следует подвести некоторые и самые главные результаты указанных событий Разгона Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 30-летней давности. Если по итогам Августовского путча случилась величайшая геополитическая катастрофа – распалась великое государство-держава под названием СССР, но общая ситуация для советского народа ещё была не настолько проиграна в целом (к моменту событий Чёрного октября ещё существовали Западная группа войск, дислоцированная в восточной части ФРГ, Краснознамённая Северо-Западная группа войск, дислоцированная в Литовской Республике, Латвийской Республике и Эстонской Республике, только-только в Российскую Федерацию – Россию была выведена Северная группа войск, ещё днями ранее дислоцированная в Республике Польша, а в Литовской Республике, Латвийской Республике и Эстонской Республике всё ещё отсутствовали ведомства в сфере приватизации), то по итогам же Расстрела Дома Советов в Российской Федерации была уничтожена советская власть полностью, отменено действие Конституции (Основного закона) Российской Федерации – России, были созданы политические предпосылки для осуществления хищнического, заранее организованного, хорошо подготовленного и практически ничем не ограниченного массового хищения (приватизации) государственного и муниципального имущества в Российской Федерации, ещё совсем недавно находившегося в социалистической собственности на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности в СССР, без последующей должной легитимации его результатов до настоящего времени. Российских народ как крупнейший осколок советского народа фактически был ограблен, прежний статус-кво не восстановлен и до наших дней. Так и остающимися пока в тени «отечественными» организаторами-ликвидаторами советской власти, завоеваний социализма и территориальной целостности СССР была дана отмашка на продолжение дальнейшего сокращения влияния нашей Отчизны (с некоторых пор – Российской Федерации) на события во всём мире. Была пройдена следующая точка невозврата в советское прошлое, точнее сказать, всё советское прошлое становилось ещё более далёким для всех осколков советского народа, в том числе, российского народа.
Ещё одним итогом состоявшихся 30 лет назад Расстрела Дома Советов и уничтожения советской власти в Российской Федерации полностью стало принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 года до сих пор действующей Конституции Российской Федерации [7], вступившей в силу со дня официального опубликования – 25 декабря 1993 года.
Кстати, за новую Конституцию Российской Федерации проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании 12 декабря 1993 года избирателей, что при явке в 54,81 % избирателей от списочного состава составляло всего лишь 32,03 % от числа зарегистрированных избирателей в Российской Федерации.
Мемориал памяти защитников Белого дома 1993 года
И в те дни, и сейчас меня не оставляет осознание того факта, что столь важные события в судьбе для всех осколков советского народа, в том числе, российского народа фактически были проигнорированы подавляющей частью российского общества. Всех тех, кому были дороги идеалы социализма и справедливости, как будто было очень мало в тогдашней Российской Федерации – России. Причём даже под «всеми теми» я подразумеваю участников по обе стороны баррикад – это не только тех, кто стоял у Дома Советов Российской Федерации – России, но и вообще всех, кто участвовал тогда в тех событиях: протестующих, ОМОНовцев-щитоносцев из оцепления, народных депутатов Российской Федерации – России, министров Российской Федерации – России, обитателей Кремля. В происходящих событиях участвовало очень небольшое количество людей. А остальные почти сто пятьдесят миллионов человек воспринимали сообщения об этом как обычные новости, в промежутках между новостями спорта и прогнозом погоды, хотя реально решалась их дальнейшая судьба на многие годы вперёд. Хотя для российского народа очень многое решалось именно во время этих событий: ещё можно было удержаться на принципах устройства общества в рамках той или иной формы социализма, но российское общество не осознавало стоящих перед ним тогда и реализовавшихся угроз, массовое сознание было убаюкано антикоммунистической и антисоветской пропагандой. Российским обществом было утрачено чувство реальности и осознание того, насколько радикально в негативном плане может быть изменена Отечественная история в результате этих событий. И после расстрела Верховного Совета Российской Федерации – России пошла совсем по другим рельсам и путям.
Памятная доска, посвящённая событиям 1993 года
По-видимому, к 1991 – 1993 году в СССР выросло и подросло молодое поколение, для которого социалистический выбор старших советских поколений уже не был определяющим. Конечно же, этот процесс не был стихийным. Не стал бы я относить этот же процесс и к инициированным исключительно извне. Политическая верхушка СССР после смерти И.В. Сталина «заблудилась в трёх соснах» мировых стратегий, оказалась «без руля и без ветрил». А как мы знаем, ещё римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека (лат. Lucius Annaeus Sĕnĕca minor, Сенека Младший, или просто Сенека, 4 до н.э., Кордуба, провинция Бетика, Римская Империя – 65 н.э., Рим, провинция Италия, Римская Империя) говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Это же утверждение остаётся верным и для правящих элит всех времён и народов. Начиная примерно с 1961 – 1962 годов руководители коммунистической партии и советского государства («советская элита») раскололась по вопросу о том, с кем вместе делать ИСТОРИЮ далее – с США или с КНР. Вопрос дальнейших «самостійністі», «незалежністі» и «лідерства» СОВЕТСКОГО ПРОЕКТА практически уже был снят с повестки дня ещё тогда. Так, в острой интриганской борьбе различных элитных советских групп возник вектор или курс на «всеобъемлющую конвергенцию двух систем», «мирное сосуществование между государствами с различным общественным строем», абсолютное подобие Церковных уний (только не в сфере религий, а уже в сфере идеологий) – объединений двух или более христианских конфессий (в данном случае – двух или более идеологий), под которыми обычно имеется в виду акт объединения Восточной (православной или древневосточной) и Западной (Римско-католической) церквей на условиях признания Восточною церковью католической экклезиологии и догматики (включая папский примат), но при сохранении ею восточного литургического обряда, богослужения на родном языке, отсутствия обета безбрачия для белого духовенства и некоторых других элементов самости. Церкви, образовавшиеся в результате церковных уний, именуются униатскими, восточно-католические церкви византийского обряда называются грекокатолическими. Примерно то же самое произошло и с СОВЕТСКИМ ПРОЕКТОМ в 1961 – 1962 годах: он стал советским униатским, но для советского народа тогдашняя верхушка СССР не стала предавать общественной огласке факт сей политической и идеологической унии с (а фактически – капитуляцией перед) капиталистической идеологией. То есть, в 1961 – 1962 годах в СССР был запущен процесс идеологической реформации, процесс униатский (капитулянтский) по своему характеру в сфере идеологии.
Мемориал в честь событий 1993 года
Суть политической и идеологической унии СОВЕТСКОГО ПРОЕКТА с Западным проектом, состоявшейся в 1961 – 1962 годах, заключалась в полной сдаче, утрате и отказе от первородства СОВЕТСКОГО ПРОЕКТА. Из его первородного и первоначального имперского (или всемирного и универсального) содержания он становился дочерним для Западного проекта, фактически – провинциальным (или субрегиональным, епархиальным) в мировом плане. Но для провинциального (или дочернего значения) советский униатский проект после своей реформации к началу 1990-х годов становился слишком крупным, так как наличие суверенных по своему характеру Организации Варшавского договора (ОВД), Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), СССР и ГДР, даже СФРЮ (как нейтрального (внеблокового) государства движения неприсоединения) оказывалось избыточным для провинциального (или субрегионального, епархиального) уровня мирового Западного проекта. Поэтому преемники и продолжатели принявшей политическую и идеологическую унию верхушки СССР образца 1961 – 1962 годов осуществили в 1990 – 1991 годах те политические и организационные операции опять-таки капитулянтского характера (объединение двух Германий – ФРГ и ГДР, роспуск СЭВ, роспуск ОВД, рукотворный развал СССР), которые привели состоявшуюся концептуальную капитуляцию перед Западным проектом тридцатилетней давности в соответствие с целями осуществлённой политической и идеологической унии.
ОМОНовцы-щитоносцы против безоружного народа, мирно двигающегося от Октябрьской площади к Крымскому мосту 3 октября 1993 года
Ну а далее, после 1990 – 1991 годов, различные остатки бывшего единым советского общества и обществ бывших социалистических государств погрузили в пучину постмодерна и дальнейшего отстраивания Западного проекта на новых территориях: образование Европейского Союза, расширение НАТО на Восток, расширение Европейского Союза на Восток, создание противоракетной обороны в государствах – новых членах НАТО и так далее.
Всё перечисленное происходящее – абсолютно закономерно и логично в парадигме состоявшейся политической и идеологической унии. Но кто-то из тогдашней верхушки Российской Федерации почувствовал себя обманутым или проигравшим в БОЛЬШОЙ ИГРЕ. Всё эти факты должны изучать современные российские школьники и студенты. ОНИ ПРОСТО ОБЯЗАНЫ ЭТО ЗНАТЬ, чтобы ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ, чтобы их не «троллила» нынешняя отечественная пропаганда, утверждающая какие мы – хорошие, а все кругом – плохие. Иначе, из-за того, что советская идентичность практически полностью разрушена, а российская идентичность не понятно на чём должна быть выстроена, российское общество является достаточно эфемерной сущностью, а чтобы перейти в действительную сущность ему (точнее – над ним) надо проделать значительную работу – СКАЗАТЬ ЕМУ ВСЮ ПРАВДУ О ПРОИЗОШЕДШЕМ С СОВЕТСКИМ ОБЩЕСТВОМ, ОТ КОТОРОГО ОНО НАЧАЛО СВОЁ НОВОЕ ФОРМИРОВАНИЕ.
Список литературы.
1. Указ Президента Российской Федерации – России от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» («Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации», 27 сентября 1993 года, № 39, ст. 3597).
2. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации – России от 21 сентября 1993 года № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года» («Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 1994, № 6).
3. Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации – Совета от 21 сентября 1993 года № 5779-I «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», 6 октября 1993 года, № 39, ст. 1710).
4. Постановление Верховного Совета Российской Федерации – Совета от 22 сентября 1993 года № 5780-I «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», 6 октября 1993 года, № 39, ст. 1631).
5. Указ Исполняющего обязанности Президента Российской Федерации – России от 22 сентября 1993 года № 2 «О мерах по пресечению антиконституционных действий в Российской Федерации» («Российская газета», № 184 (800), 23 сентября 1993 года, с. 3).
6. Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации – России 24 сентября 1993 года № 5807-I «О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», 6 октября 1993 года, № 39, ст. 1663).
7. Конституция Российской Федерации («Российская газета», № 237 (853), 25 декабря 1993 года).