«Как Ленин отказался дать развернутое определение социализму». Ответ Рафика Кулиева Льву Сорникову

В статье «Отклик Льва Соркина на статью Аристарта Ковалёва» (сайт РУСО, 13 октября 2023 года)  Лев Соркин утверждает, что  «С 1919 года, когда на съезде РКП(б) Ленин заявил, что «мы не знаем, что такое социализм» настолько точно, чтобы вставить его определение в научный документ (Программу партии), прошло 104 года. То есть нет возможности сформулировать определение, отвечающее требования диалектики, сущностное, а не описательное».

Что сказать по этому поводу?

Уважаемый Лев Соркин! Если Вы сослались на Ленина, то будьте добры, укажите, где и когда Ленин говорил, что «мы не знаем, что такое социализм», укажите название работы, том и страницу, где Ленин это сказал. Вы этого не сделали. Я сделал это за вас. «Выступления Ленина на 7 съезде РКП 8 марта 1918 года против Бухарина».

Читаем:

«Я никак не могу согласиться с поправкой тов. Бухарина. Программа характеризует империализм и начавшуюся эру социальной революции. Что эра социальной революции началась, – это абсолютно точно установлено. Что же хочет тов. Бухарин? – Характеризовать социалистическое общество в развернутом виде, т. е. коммунизм. Тут неточности у него. Мы сейчас стоим безусловно за государство, а сказать – дать характеристику социализма в развернутом виде, где не будет государства – ничего тут не выдумаешь, кроме того, что тогда будет осуществлен принцип – от каждого по способностям, каждому по потребностям. Но до этого еще далеко, и сказать это – значит ничего не сказать, кроме того, что сказать, что почва слаба под ногами. К этому придем в конце концов, если мы придем к социализму. То, что мы сказали, над этим поработать хватит с нас. Если бы мы это сделали, это было бы гигантской исторической заслугой. Дать характеристику социализма мы не можем; каков социализм будет, когда достигнет готовых форм, – мы этого не знаем, этого сказать не можем. Сказать, что эра социальной революции началась, что мы то-то сделали и то-то сделать хотим, – это мы знаем, мы скажем, и это покажет европейским рабочим, что мы, так сказать, не преувеличиваем свои силы нисколько: вот что мы начали делать, что собираемся сделать. Но чтобы мы сейчас знали, как будет выглядеть законченный социализм, – мы этого не знаем. Теоретически, в теоретических сочинениях, в статьях, в речах, в лекциях мы будем развивать те мысли, что борьба против анархистов ведется Каутским неправильно, но в программу мы ставить этого не можем, потому что нет еще для характеристики социализма материалов. Кирпичи еще не созданы, из которых социализм сложится. Дальше ничего мы сказать не можем, и надо быть как можно осторожнее и точнее. В этом будет состоять, и только в этом, обаятельная сила нашей программы. А если мы малейшие претензии заявим на то, чего мы не можем дать, – это ослабит силу нашей программы. Они будут подозревать, что наша программа – это только фантазия. Программа есть характеристика того, что мы начали делать, и следующие шаги, какие хотим сделать. Дать характеристику социализма мы не в состоянии, и эта задача формулирована была неправильно. Так как формулировки не было в письменной форме, то недоразумение, конечно, возможно. Но тов. Бухарин меня не убедил. Название нашей партии достаточно ясно выражает, что мы идем к полному коммунизму, что выставляем такие абстрактные положения, что каждый из нас будет работать по способностям, а получать по потребностям, без всякого военного контроля и насилия. Об этом сейчас говорить рано. Когда еще государство начнет отмирать? Мы до тех пор успеем больше, чем два съезда собрать, чтобы сказать: смотрите, как наше государство отмирает. А до тех пор слишком рано. Заранее провозглашать отмирание государства будет нарушением исторической перспективы» (В. Ленин, изд. 5, т. 36, с. 66).

Разберём это выступление Ленина.

Прежде всего, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что здесь Ленин указывает на ошибку Бухарина в том смысле, что он путает социализм с коммунизмом. Получается характеристика не социализма, а коммунизма.

Далее, Ленин разъясняет: поскольку мы пока только взяли власть с целью перехода от капитализма к коммунизму, мы ещё не можем сказать, как будет осуществляется, в каких формах будет проявляться это переход на практике, но мы точно знаем, что этот переход может начаться с «общего владения средствами производства и распределения продуктов по мере работы каждого, т.е. социализма». Это можно сказать только после того, как мы на практике утвердим общественную собственность на средства производства и осуществим на практике принцип распределения продуктов производства: «от каждого по способностям – каждому по труду». Это было достигнуто к 1936 году.

Наконец, идёт обсуждение программы, а не выработка точного определение социализма.

Но уважаемый Лев Соркин не унимается, он утверждает, что точное определение социализма никогда не было дано.

Это ложь или невежество. Ленин дал точное определение социализм в апреле 1917 года.

«Название «социал-демократия» научно неверно, как показал Маркс, неоднократно, между прочим, в «Критике Готской программы» 1875 года и популярнее повторил Энгельс в 1894 году. От капитализма человечество может перейти непосредственно только к СОЦИАЛИЗМУ, т. е. ОБЩЕМУ ВЛАДЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОДУКТОВ ПО МЕРЕ РАБОТЫ КАЖДОГО. Наша партия смотрит дальше: СОЦИАЛИЗМ неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм, на знамени которого стоит: «каждый по способностям, каждому по потребностям» (В. Ленин, «Задачи пролетариата в нашей партии», изд. 5., т. 31, с. 179-180).

Для чего же Лев Соркин здесь всё запутывает? Для того, что любой ценой протащить: 1) вообще неизвестно сможет ли человечество дотянуть до коммунизм; 2) если человечество и дотянет до коммунизма, то оно не откажется даже при коммунизме от частной собственности. Нужны доказательства? Читайте:

«Начнём с конца. Коммунизм трактуется как историческое будущее человечества. Но кто его человечеству гарантировал? Оно, увы, также смертно, как и каждый из нас, и по разным причинам. У Маркса коммунизм трактуется совершенно однозначно как переходный период развития общества из предыстории в эпоху положительного гуманизма, не опосредованного необходимостью уничтожения частной собственности».

Если согласиться со Львом Соркиным, то надо заказывать панихиду по человечеству прямо сегодня же.

На деле же Лев Соркин пытается внушить трудовому народу России, что Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года была ошибкой и что, следовательно, надо было остановиться на февральской буржуазной революции и направить Россию по капиталистическому пути развития. Иначе как понимать его утверждение, что «У Маркса коммунизм трактуется совершенно однозначно как переходный период развития общества из предыстории в эпоху положительного гуманизма, НЕ ОПОСРЕДОВАННОГО НЕОБХОДИМОСТЬЮ УНИЧТОЖЕНИЯ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»?

За рабочий класс!

Рафик Кулиев

13 октября 2023 г.