Вначале приведу выдержку из речи Сталина на совещании секретарей деревенских ячеек при ЦК РКП (б) 22 октября 1924 года:
«Для характеристики того, насколько нечутко подходят иногда к крестьянам, следует сказать несколько слов об антирелигиозной пропаганде. Иногда некоторые товарищи рассматривают крестьян как философов-материалистов, полагая, что стоит прочесть лекцию по естествознанию, чтобы убедить мужика в несуществовании Бога. Они не понимают часто, что мужик смотрит на Бога по-хозяйски, то есть мужик иногда не прочь бы отвернуться от Бога, но его часто раздирают сомнения: «А кто его знает, может, Бог и в самом деле существует; не лучше ли будет ублаготворить и коммуниста, и Бога, чтобы надёжнее было для хозяйства». Кто не учитывает эту особенность психологии крестьянина, тот ничего не понял о взаимоотношениях между партийным и беспартийным, тот не понял того, что в вопросах антирелигиозной пропаганды требуется осторожное отношение даже к предрассудкам крестьянина» (И. Сталин, «Об очередных задачах партии в деревне», т. 6, с. 309-310).
Сталин разъясняет, что крестьянин путается в религиозных предрассудках и что ему надо помогать выпутываться из этих предрассудков. Но делать это надо так, чтобы не отталкивать крестьянина от Советской власти, не настраивать его против неё. Антирелигиозную пропаганду надо вести не по-учёному, не по-книжному, не «по прямой линии чистого марксистского просвещения» (В. Ленин, «О значении воинствующего атеизма, т. 45, с. 26), о котором у крестьянина и понятия нет, а исходя из фактов хозяйских (экономических) условий жизни крестьянина, чтобы она была понятна ему, как ухаживание за домашним скотом.
Не атеистическая пропаганда, а перегибы в атеистической пропаганде, как и в других областях общественной жизни, вызывали серьёзное недовольство Сталина, которые он резко бичевал.
«Мы ведем пропаганду и будем вести пропаганду против религиозных предрассудков. Законодательство нашей страны таково, что каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию. Это дело совести каждого. Именно поэтому и провели мы отделение церкви от государства. Но, проведя отделение церкви от государства и провозгласив свободу вероисповедания, мы вместе с тем сохранили за каждым гражданином право бороться путем убеждения, путем пропаганды и агитации против той или иной религии, против всякой религии. Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке. Такие случаи, как в Америке, где осудили недавно дарвинистов, у нас невозможны, потому что партия ведет политику всемерного отстаивания науки.
Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам.
Партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства, отравляющего сознание трудящихся масс.
Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано. Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства. Бывают случаи, что кое-кто из членов партии иногда мешает всемерному развертыванию антирелигиозной пропаганды.
Если таких членов партии исключают, так это очень хорошо, ибо таким “коммунистам” не место в рядах нашей партии» (И. Сталин, «Беседа с первой американской рабочей делегацией», 16 сентября 1927 г., т. 10, с. 132-133).
Как видно, у Сталина вызывала серьёзное недовольство не атеистическая пропаганда, а, наоборот, те члены партии, которые мешают вести антирелигиозную пропаганду, и «Если таких членов партии исключают, так это очень хорошо, ибо таким “коммунистам” не место в рядах нашей партии».
Сталин, до мозга костей диалектический материалист, следовательно, атеист, и в мыслях не мог допустить критики антирелигиозной пропаганды. Сталин, как и Ленин, предупреждал о недопустимости опошления антирелигиозной пропаганды, превращать её в шоу-балаган, как это делает буржуазия.
«По отношению к религии политика РКП состоит в том, чтобы не удовлетворяться декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви – т.е. мероприятиями, которые буржуазная демократия обещала, но нигде в мире не довела до конца, благодаря многообразным фактическим связям капитала с религиозной пропагандой.
Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, а также к фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков, организуя для этого самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма» (В. Ленин, «Проект программы РКП (б)», изд. 4, т. 29, с. 114).
В 1928 году, но уже по другому поводу, Сталин с предельной ясностью высказался об отношении коммунистической партии к религии, к антирелигиозной пропаганде.
«Получилась в известной степени такая же комбинация (конечно, с соответствующими оговорками), какая имела место в 1921 году, когда партия во главе с Лениным, ввиду голода в стране, поставила вопрос об изъятии ценностей из церквей на предмет приобретения хлеба для голодающих районов, построив на этом широчайшую антирелигиозную кампанию, и когда попы, уцепившись за ценности, выступили на деле против голодающих масс и тем самым вызвали озлобление масс против церкви вообще, против религиозных предрассудков в частности, против попов и их руководителей в особенности. Были тогда такие чудаки в нашей партии, которые думали, что Ленин понял необходимость борьбы с церковью лишь в 1921 году (смех), а до того времени он будто бы не понимал этого. Это, конечно, глупость, товарищи. Ленин, конечно, понимал необходимость борьбы с церковью и до 1921 года. Но дело вовсе не в этом. Дело в том, чтобы связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с борьбой за кровные интересы народных масс и повести ее таким образом, чтобы она, эта кампания, была понятна для масс, чтобы она, эта кампания, была поддержана массами» (И. Сталин, «О работах апрельского объединённого пленума ЦК и ЦКК», т. 11, с. 50).
Церковь учит, что человек осуждён есть свой хлеб в поте лица своего. А между тем в обществе есть богатые, очень богатые люди, которые вообще не работают. Но церковь это в упор не замечает. Более того, она сама купается в богатстве, кичится своей роскошью.
Ныне бытует мнение, что якобы при Сталине началась реабилитация веры в бога. Это ложь. Как раз наоборот. Борьба с религией, с верой в бога была закреплена в Конституции СССР 1936 года и никогда не отменялась Советской властью.
«В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа – от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаётся за всеми гражданами» (ст. 124, Конституция СССР, 1936 г.).
Религия является одной из форм общественного сознания, одной из форм выражения насущных интересов масс и смысла человеческой жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Сталин, коммунистическая партия, в условиях Великой Отечественной войны, несколько приглушили антирелигиозную пропаганду. Почему? Не является секретом, что во время стихийных бедствий, войн, катаклизмов у человека усиливаются религиозные наклонности. Сталин, как марксист до мозга костей, ясно осознавал, что буржуазия непременно воспользуется этим последним обстоятельством и будет делать всё возможное, чтобы ослаблять, раскалывать Советское общество по религиозному признаку. Поэтому, в условиях войны, Советская власть несколько ослабила антирелигиозную пропаганду. Но это отнюдь не означало, что отношение Сталина к религии, к религиозным организациям, как к органам, которые прививают трудящимся тупую покорность, примирение с капиталистическими порядками, изменилось.
Интересы трудящихся требуют пресечения всяких вылазок церковников, попыток нарушить советские законы. При Советской власти церковь всегда находилась под жестким контролем Советского государства. Те представители церкви, которые выступали против Советской власти, участвовали в заговорах с целью свержения Советской власти, беспощадно карались со всей суровостью советских законов, вплоть до высшей меры наказания – смертной казни.
После окончания войны антирелигиозная пропаганда снова была усилена, стала нормой в СССР.
В СССР в школьных программах, во всех высших учебных заведениях было обязательным разъяснение ложности религии, использование её буржуазией для морального порабощения трудящихся масс, подчинения их эксплуататорским классам.
Вся система воспитательной работы в СССР была направлена на то, чтобы формировать у человека научное, материалистическое мировоззрение, несовместимое с религией.
В СССР миллионными тиражами издавалась атеистическая литература, снимались сотни и тысячи фильмов, в которых с блестящим юмором разоблачалось лицемерие церкви.
Но довольно и больше, чем довольно. «Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» (В. Ленин, «Об отношении рабочей партии к религии» (т. 15, с. 171-172, изд. 4).