Как устроить мир без насилия и войн? Диспутклуб

Постигая уроки истории

КАК УСТРОИТЬ МИР БЕЗ НАСИЛИЯ И ВОЙН?

«Пора уже коммунистам перед всем миром открыто

изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления

 и сказкам о призраке коммунизма противопоставить

                 манифест самой партии».

К.Маркс, Ф.Энгельс

Социализм не имел бы перспектив, если бы все иные общественно-политические системы не были пронизаны массой пороков, порождающих постоянные кризисы и войны, гигантское социальное неравенство, голод и нищету. Противоречия, порождённые разделением общества на классы и становлением классово-антагонистических государств, были замечены ещё в дохристианские времена греческими и римскими историками и философами, выдающимися еврейскими проповедниками. Они решительно осуждали общественное неравенство и зло богатства. Пророки Исайя и Амос, жившие в VIII в. до н.э., указывали, что «исполнилась земля серебра и золота, и конца нет её сокровищам». Но богатства оказались в руках лишь немногих. К ним и был обращён пафос осуждающих проповедей: «Горе вам, приобретающим дом к дому, присоединяющим поле к полю, пока не останется ни одного свободного места, чтобы вы могли одни только жить на земле»; «Выслушайте слово сие, телицы жирные, … притесняющие бедных, отталкивающие жаждущих, говорящих своему господину: дай нам пить… Выслушайте вы, поглощающие бедных и губящие голодных; вы, которые говорите: будем покупать неимущих за деньги…»[1].

По прошествии 100 лет в произведениях еврейской литературы того времени звучали те же мотивы осуждения социального неравенства и тревоги: «Какой мир может быть у гиены с собакой, и какой мир может быть у богатого с бедным? Как ослы в степях – добыча львов, так и бедные для богатых»[2]. Глубокий исследователь истории становления социалистической мысли академик В.П.Волгин справедливо указывал, что богатые и тогда успешно приспосабливались к любой политической власти, налаживали контакты с завоевателями, а вся тяжесть катаклизмов доставалась угнетённым массам. Это вызывало протесты и восстания, жестоко подавляемые силой оружия. Своеобразной формой сопротивления существующим порядкам явилось формирование ещё в дохристианский период истории человечества так называемых общин «потребительского коммунизма». Об их существовании в Палестине, Египте и других странах эллинско-римского мира свидетельствовали историк Флавий и философ Филон, относительно недавно обнаруженные в Израиле и Иордании «кумранские рукописи» и данные археологических раскопок.

В книге патриарха Еноха, являющейся одним из наиболее значимых апокрифов Ветхого Завета, опять же не обошлось без обличительных речей в адрес сильных мира того, а теперь и нынешнего: «Горе строящим дома свои во греху, ибо со всех своих оснований они будут ниспровергнуты… Горе вам, богатые, ибо понадеялись на богатства свои: от всех богатств своих будете оторваны… Вы творили мерзость и нечестие, поэтому будьте готовы ко дню пролития крови…».  Не ограничиваясь этой угрозой, патриарх Енох снова и снова предупреждает: «Горе вам, неправедно собирающим серебро и золото и говорящим: разбогатели мы и достигнем всего, что пожелаем. Теперь осуществим всё, что задумали, ибо накопили мы деньги, сокровищницы наши переполнены, как водой… Как вода, утечёт ложь ваша, ибо богатство ваше не устоит… Так как собрали всё это (богатство) нечестивым путём…»[3]

Мироустройство, основанное на стремлении к обогащению, порождало бесконечные конфликты и войны, что не могло не вызывать отторжения и протесты. Сохранившийся фрагмент из «Книги Тайн», обнаруженный в тех же Кумранских пещерах, воспроизводит картину мира, отвергаемую живущими в этом мире насилия. «Разве не все народы ненавидят кривду? — вопрошал проповедник, и давал ответ: — А среди всех них она водится. Разве не из уст всех народов раздаётся голос истины? Но разве есть уста и язык, придерживающиеся её? Какой народ желает, чтобы его угнетал более сильный, чем он? Кто желает, чтобы его достояние было нечестиво разграблено? А какой народ не угнетает своего соседа. Где народ, который не грабил бы богатства другого?»[4].

Это были не просто нравоучения. В районе Мёртвого моря, в Иудее, на территории современной Иордании, в Египте за несколько столетий до наступления «христианской эры» и в самом начале первого тысячелетия существовали многочисленные общины, исповедовавшие гуманистические принципы и начала, присущие коммунистическому идеалу. Римский историк Плиний Старший, побывавший на ближнем Востоке с армией Веспасиана, а позднее погибший при извержении Везувия в 79 году н.э., описывая в своей «Естественной истории» общины ессеев, признавал, что они «племя — …наиболее удивительное изо всех в мире… изо дня в день число их увеличивается благодаря появлению массы утомлённых жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев… недовольство жизнью среди других людей способствует увеличению их числа…»[5]  

Обстоятельное описание ессейских общин присутствует в произведения философа Филона, жившего в ту эпоху. Он тоже отмечал, что ессеи являлись противниками всякого стяжательства. В их поселениях не обнаруживалось даже малейших признаков корыстолюбия. На коллективистских принципах базировалась вся жизнь в объединениях ессеев. По утверждению Филона, ессеи, «не имея ни денег, ни собственности… считают себя богатейшими, так как справедливо полагают, что умеренность и ограниченность в потребностях равносильны изобилию»[6].

Отвергая институт рабства, отстаивая постулат равенства людей, ессеи «осуждают господ (владеющих рабами) не только как людей несправедливых, оскверняющих равенство, но и как нечестивцев, нарушающих закон и установления природы, которая подобно матери, всех породив и выкормив равным образом, сделала людей законными братьями не только по названию, но и в действительности»[7]. Проникнутые этим убеждением, ессеи выступали на исторической арене как последовательные пацифисты. Филон писал: «У них вы не найдёте ремесленника, изготавливающего луки, стрелы, кинжалы, шлемы, панцири, щиты, и вообще никого, делающего оружие, орудия, или чтобы то ни было, служащее для войны»[8].

Филон находил, что ессеи, благодаря сложившемуся у них порядку, вкушают «действительную свободу». Усматривал он её в том, что «никто из них не имеет ничего собственного: ни дома, ни раба, ни земельного участка, ни скота и никаких других средств приобретения богатства. Всё внося в общий фонд, они совместно пользуются доходами всех. Живут они вместе, создавая товарищества… время проводят в работе на общую пользу… Одни из них, сведущие в делах посева и обработки земли, трудятся на земле, другие ведают стадами…, третьи заботятся об ульях пчёл. Часть же занимается ремеслом… те, кто получает плату, отдают её одному казначею, избранному поднятием рук. Казначей же… покупает съестные припасы и всё другое, необходимое для существования человека… Общим у них является не только стол… то, что считается принадлежностью одного, является достоянием всех и. напротив, то, что принадлежит всем, принадлежит и каждому в отдельности»[9].

Гуманизм, присущий жизни и быту ессейских общин, ярко проявлялся в отношении к старикам, больным, детям. Очевидцы свидетельствовали, что, если кто-то заболевал, то его лечили из общих средств, проявляли коллективную заботу и внимание до самого выздоровления. «Старики же, если они окажутся без детей, обычно завершают жизнь не только как многодетные, но как имеющие очень хороших детей; у них счастливейшая и прекраснейшая старость, они удостаиваются привилегий и почёта со стороны большого числа людей, которые считают нужным ухаживать за ними скорее по добровольному решению, чем по закону природы», — писал Филон[10].  

Исследователями признаётся, что ессейство стало первой известной социальной утопией, ставшей реальностью[11]. А, исходя из того, что в «Манифесте Коммунистической партии» К.Марксом и Ф.Энгельсом чётко сформулировано, что «коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности»[12], можно утверждать, что образ жизни и идеология ессейско-курманской общины олицетворяли отрицание эксплуататорского классового строя и предлагали гуманистическую альтернативу без угнетения человека человеком, без насилия и войн. И было это до рождения Христа.

А.Кругликов,

член президиума РУСО,

доктор исторических наук


[1]  Цит. по: Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей. – М.: 1975. — С.65.

[2] Там же. – С.66.

[3] Цит. по: Авдусин И.Д. Кумранская община. – М.: 1983. – С.47.

[4] Там же. – С.80.

[5] Там же. – С.188-189.

[6] Там же. – С.189

[7] Там же. – С.190.

[8] Там же.

[9] Там же. – С.191.

[10] Там же.

[11]См.: Волгин В.П. Указ соч.; Авдусин И.Д. Указ соч.; Тантлевский И.Р. История и идеология Курманской общины. – СПб.: 1994. – С.182, 315-316.

[12] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии// Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. 2-е изд. — Т. 4. – С.438.