Весной 1962 года состоялась премьера советского фантастического фильма «Планета бурь». Свою картину создатели приурочили к первой годовщине полёта Гагарина в космос.
Как позже рассказывал режиссёр фильма Павел Клушанцев, стояла задача снять максимально реалистичный фильм. И постараться не скатиться в очередную киносказку, каких не мало в то время снимали, например, по произведениям Жюля Верна или Герберта Уэллса.
В основу сюжета легла одноименная научно-фантастическая повесть советского писателя Александра Казанцева. Чтобы минимизировать в кадре возможные научные ляпы, были привлечены опытные консультанты из космической отрасли. Многие из них были засекречены, но по личному распоряжению С.П. Королева принимали активное участие в консультациях съёмок.
Кстати, одним из первых зрителей смонтированного фильма был сам Сергей Павлович. В целом он остался доволен картиной, а прощаясь, то ли в шутку, то ли всерьёз сказал, что это не такая уж и фантастика, как всем кажется на первый взгляд.
Сегодня фильм, конечно же, выглядит наивным и даже сказочным, хоть создатели и стремились этого избежать. Просто потому, что за прошедшие десятилетия человечество больше узнало о космосе и планетах, а в кинопроизводстве появились мощнейшие технологии, позволяющие на экране из любой фантастики сделать виртуальную реальность.
Интересная особенность сюжета была в том, что в фильме наши авторы показали совместную советско-американскую экспедицию на Венеру. В то время наши страны были единственными в мире, которые могли летать в космос, но отношения между странами были крайне напряженными. Поэтому даже предположение о том, что мы могли бы вместе делать космические проекты, для многих в те годы (особенно в США) казались невозможными. К тому же всего через четыре месяца после премьеры фильма случился Карибский кризис, который поставил планету на грань уничтожения в глобальном конфликте СССР и США.
Но в моей статье речь пойдёт о другом. Кинокартина получилась очень продвинутой для своих лет, и её купили более тридцати стран, включая США. Фильм настолько впечатлил голливудских киношников, что они тут же его перемонтировали и в американский прокат картина вышла уже как собственный фантастический блокбастер «Путешествие на доисторическую планету».
Успех был колоссальный, поэтому американские продюсеры запустили «свою» картину и в мировой кинопрокат. Кто-то из специалистов подсчитал, что прибыль от перемонтированного (а по сути, сворованного) фильма превысила стоимость купленной лицензии почти в двести раз! Но с точки зрения условий договора подобный «трюк» в контракте не был предусмотрен и поэтому формально не запрещался.
Что интересно, американцы в свойственной им манере нигде даже не упомянули о советских создателях. А нашим актёрам в титрах своего фильма присвоили выдуманные американские имена. Якобы, это в фильме снимались американские актёры. Юрий Саранцев стал актёром Джоном Магрейном, Геннадий Вернов — Робертом Чанталом, а Георгий Жжёнов — Куртом Боденом. Были придуманы американские имена и для других советских актёров второго плана.
И тут случился казус. Крупная французская кинокомпания «Gaumont», впечатленная фильмом и игрой нашего актёра Георгия Жжёнова, стала разыскивать в США киноактёра Курта Бодена, чтобы пригласить его на съёмки своего французского фильма.
Так как найти через своих агентов его не смогли, то французы обратились в американскую кинокомпанию «Америкэн Интернешнэл», которая «сняла» тот фильм. Чтобы они помогли найти актёра и передать ему условия выгодного контракта во Франции.
Американцы ничего не придумали лучше, чем сообщить французам, что киноактёр Курт Боден недавно скоропостижно скончался. Одно враньё неизбежно притянуло за собой и новую ложь. Но американцев это совсем не смущало.
Французы приняли всё за чистую монету и даже попросили передать соболезнования близким Курта Бодена.
Вообще суть бизнеса по-американски однажды очень доходчиво объяснил один из младших Рокфеллеров. По его мнению, настоящим мастером бизнеса является тот, кто сможет разбогатеть путем обмана (deception) клиентов и партнеров, не нарушая действующих законов. То есть о морали бизнеса или о чести бизнесмена речи вообще нет. Как ту не вспомнить классические слова Карла Маркса, что «нет такого преступления, на которое бы не пошел капитализм ради прибыли». С нашим фильмом произошла ровно такая же история.