Благодаря социалистической революции в 1949 г. Китай превратился в то могущественное государство, которым является сегодня.
С точки зрения многих историков и исследователей «китайского коммунизма» он прошёл в своем развитии ряд этапов, причем определяющим и направляющим моментом его эволюции был национализм, переросший в конечном итоге в великоханьский социал-шовинизм. Так говорится и в трудах советских исследователей. А поскольку маоизм развивался внутри коммунистического движения, он, естественно, прибегал к марксистским понятиям и категориям, пытаясь таким образом придать своей доктрине и практике «марксистскую» форму.
Среди работ Ленина можно встретить статью «Демократия и народничество в Китае», изданную в 1912 году, где он отмечает благородные, субъективно-социалистические устремления Сунь Ят-сена, в то же время указывал на историческую ограниченность его программы, сводящейся к уничтожению только феодальной эксплуатации: «Теория эта, если рассматривать ее с точки зрения доктрины, есть теория мелкобуржуазного „социалиста”-реакционера… И Сунь Ят-сен с неподражаемой, можно сказать, девственной наивностью сам разбивает в пух и прах свою реакционную народническую теорию, признавая то, что признать заставляет жизнь, — именно: что „Китай стоит накануне гигантского промышленного” (т.е. капиталистического) „развития”, что в Китае „торговля” (т.е. капитализм) „разовьется в громадных размерах”, что „через 50 лет у нас будет много Шанхаев”, т.е. миллионных центров капиталистического богатства и пролетарской нужды и нищеты». Сунь Ят-сен, кстати, является основателем партии Гоминьдан в 1912 году, сразу был избран её главой, она выступала за координальные реформы, вроде либеральных западных, хотя поддерживала и национальные традиционные ценности, например, философию Конфуция, но сегоня её почему-то считают правой, хотя императора она не поддерживала, более того, пыталась два раза совершить революцию.
Партии Гоминьдан и её лидеру Сунь Ят-сену следует уделить не меньшее внимание, чем КПК, т.к. она являлась в одно время основным союзником, а в другое главным соперником коммунистов. Как говорилось, партия была создана в 1912 году. Сунь Ят-сен родился в 1866 году в бедной крестьянской семье, в школьном возрасте уехал к брату на Гавайские острова, где поступил в миссионерскую школу, вскоре брат отправляет его обратно на родину, где 17-летний юноша видит ту же отсталую деревню, затем перезжает в Гонконг, где поступает снова в местную мессионерскую школу, а после в колледж. Преподавание в мессионерских школах велось на английском языке. Во время учёбы в колледже Сунь Ят-сен с тремя товарищами организовал кружок, друзья собирались в квартире, где обсуждали политику Китая и возможность свергнуть власть императорской династии Цин. Освобождение Китая они видели в необходимости проведения либеральных реформ. Но Сунь Ят-сен также не выступал против Советского Союза, он хотел мирного развития своей страны, а не её милитаризации: «Должны ли мы организоваться и сплотиться для войны или нам следует организоваться и сплотиться для мира? Наши милитаристы и реакционеры стоят за первое и хотят японизировать Китай, с тем чтобы, когда придет время, поднять новое боксерское движение и бросить вызов цивилизованному миру. Но как основатель Китайской Республики, я хочу видеть Китай организованным для мира. Поэтому я беру перо во имя мирного развития Китая и пишу эти планы — планы более эффективные, чем то оружие, за которое я брался, чтоб свергнуть маньчжурскую династию». А вот ещё: «Настанет время, когда Советский Союз как лучший друг и союзник будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы».
Мао Цзэ-дун родился в семье мелкого землевладельца, отец спонсировал его обучение в старшей школе. Среди ощутимых недостатков историки отмечают ещё на раннем этапе его жизни нелюбовь к физическому труду. Во время учёбы увлёкся трудами предков-реформаторов, изучал классиков. В 1917 году написал свой первый печатный труд — «Изучение физической культуры». Но тогда он ещё ничего не знал о коммунизме.
Философией европейских стран, в том числе трудами Маркса, Ленина и прочих, молодой Мао стал увлекаться в 1919 году. Тогда же вышла его первая статья, посвящённая социализму, если так можно выразиться — «Широкий союз народа». В этой статье автор излагает по сути идеи анархизма, которые были взяты от российского теоретика Кропоткина, основной мыслью в ней является противоречие на основе проблемы «бедный-богатый», а не «рабочий-эксплуататор», также предлагается создать «широкий союз» из «простых людей», чтобы заявить о себе и обрести силу.
В 1920 году Мао примкнул к марксистским кружам, а уже в 1921 году принял участие в учредительном съезде Коммунистической партии Китая (КПК), после чего стал секретарём Хуанского отделения КПК. При вступлении в партию имел лишь поверхностные знания марксизма, что не изменится и в дальнейшем.
В 1922 году в сборнике «Последние 50 лет» дается следующая общая характеристика китайской промышленности за 1917-1920 гг.: «Капитал китайской промышленности очень невелик. Организация ее очень молода. На каждом промышленном предприятии в среднем работает шесть человек. Отсюда можно заключить, что Китай все еще находится на стадии домашней промышленности. Машины используются лишь на крайне небольшом числе новых заводов, а о таких больших предприятиях, где рабочих более 10 тыс., и не слышно».
В июле1923 года в еженедельном журнале «Сяндао» в статье «Пекинский политический переворот и торговцы» Мао называл торговую буржуазию гегемоном «национальной революции» в Китае: «Чем шире будет организация торговцев, тем больше будет их влияние, тем больше будет сила, руководящая народом всей страны, и тем быстрее революция одержит победу».
В конце 1923 года КПК вступила в союз с партией Гоминьдан.
В январе 1924 года Мао участвовал на I съезде партии Гоминьдан. Он был избран кандидатом в члены ЦИК Гоминьдана и занимал значительное место в центральном гоминьдановском аппарате, выполнял обязанности заместителя заведующего отделом агитации и пропаганды, а также был редактором гоминьдановского «Политического еженедельника».
В феврале 1926 года в статье «Анализ общественных классов Китая», опубликованной в гоминьдановском журнале «Чжунго нунминь», основой определения классовой принадлежности Мао считал величину доходов, а не социальное положение.
В мае 1927 года на V съезде КПК: «Экономическая жизнь китайской деревни всё еще в значительной степени основана на феодальных взаимоотношениях. Наибольшая часть всей земли, приблизительно 66%, принадлежит помещикам, сдающим ее в аренду»
В августе 1932 года на совещании ЦК КПК в Нинду Мао Цзэ-дун был подвергнут критике за узкий эгалитаризм, прагматизм и непонимание марксизма. За это же в 20-30-х годах его критиковали такие выдающиеся деятели КПК, как Цюй Цю-бо, Ван Мин, Бо Гу и др.
6 ноября 1938 года Мао Цзэ-дун на VI пленуме ЦК КПК говорил: «После революции 1911 г. все милитаристы всегда дорожили армией, как своей жизнью; они всегда чтили истину: „Есть армия — есть власть”… Для Чан Кай-ши армия — это его жизнь…..Есть армия — есть власть”, „война решает все” — эти истины он прочно усвоил. В этом отношении мы должны у него учиться». Там же Мао указал на необходимость «китаизации марксизма»: «Не существует такого понятия, как абстрактный марксизм, — говорил он, — существует только конкретный марксизм, который принял национальную форму… Китаизация марксизма — так это следует называть — означает, что во всех своих проявлениях он исходит из китайской специфики, применяется в соответствии с этими особенностями».
В 1940 г. Мао Цзэ-дун писал о роли Советского государства в освободительной борьбе китайского народа следующее: «Если Китай хочет стать независимым, то он никак не может обойтись без помощи социалистического государства и международного пролетариата… Это особенно относится к помощи Советского Союза, которая является необходимым условием завоевания окончательной победы в войне против японских захватчиков. Отказаться от помощи Советского Союза — значит обречь революцию на поражение».
В июне 1945 года Мао в докладе на VII съезде КПК «О коалиционном правительстве», декларируя создание после разгрома японских интервентов государственного строя новой демократии — блока участников единого национального фронта (включая буржуазию), говорил, что в условиях чужеземного и феодального гнёта в Китае сковывалась инициатива и развитие частного капитала и что в новодемократическом государстве будут созданы условия для того, чтобы обе стороны — труд и капитал — «прилагали усилия к развитию промышленного производства».
В августе 1946 г. А. Л. Стронг, интервьюировавшая Мао Цзэ-дуна , ввела в оборот западной литературы подброшенные ей маоистами термины «азиатский марксизм» и «китайский марксизм». Она пришла к выводу, что у тогдашнего руководства КПК «понятие марксизма постепенно отходит от европейского образца».
В 1947 году вспыхивает гражданская война между правыми силами, т.н. партией Гоминьдана, и коммунистами, в виде КПК. У коммунистов была своя армия, называемая Красной армией.
8 февраля 1949 года в телеграфной директиве к командующим народно-освободительными армиями Мао писал: «Армия не только боевой отряд, но и главным образом рабочий отряд. Все армейские кадры должны научиться принимать в свое ведение города и управлять ими. В городах они должны знать, как действовать в отношении империалистов и гоминьдановских реакционеров, как действовать в отношении буржуазии; они должны умело руководить рабочими и организовывать профсоюзы, умело мобилизовывать и организовывать молодежь, сплачивать и обучать кадровых работников в новых районах, управлять промышленностью, руководить учебными заведениями, газетами».
1 октября 1949 года в Китае произошла победа революции благодаря Красной армии, во главе страны встала КПК, была провозглашена новая республика в виде Китайской народной республики (КНР) под руководством председателя Мао Цзе-дуна.
14 февраля 1950 г. был заключён договор «о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР» сроком на тридцать лет. Задаче защиты завоеваний революции в высшей степени полно отвечали и оформление военно-политического союза между СССР и КНР , и широкая помощь Советского государства Китаю в модернизации его вооруженных сил, в укреплении его обороноспособности. Именно с помощью СССР в 50-е годы КНР создала современную оборонную промышленность. Общеизвестно, что в 50-е годы именно при решающем содействии Советского Союза в КНР был заложен костяк целостной промышленной системы.
15 сентября 1952 г. ЦК КПК сформулировал генеральную линию партии в период перехода к социализму: «В течение довольно длительного периода времени постепенно осуществить социалистическую индустриализацию страны и постепенно провести социалистические преобразования сельского хозяйства, кустарной промышленности и капиталистической промышленности и торговли». Принятие генеральной линии свидетельствовало о том, что интернационалистские силы, опиравшиеся на опыт мирового социализма, опыт КПСС и советскую помощь делу развития Китая по социалистическому пути, обладали в то время значительным влиянием в КПК.
В 1952 году в результате проведения аграрной реформы был ликвидирован класс помещиков.
20 сентября 1954 г. собрания народных представителей провинций, крупнейших городов и автономных районов избрали депутатов Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Исполнительными органами власти на местах становились народные комитеты, избиравшиеся собраниями народных представителей. 1-я сессия ВСНП избрала Председателем КНР Мао Цзэдуна.
В сентябре 1954 г. ВСНП приняло Конституцию КНР. В ней было выражено стремление китайского народа «построить процветающее и счастливое социалистическое общество». Конституция содержала важное положение о развитии дружбы КНР с СССР и другими социалистическими странами: «Наша страна уже установила отношения нерушимой дружбы с великим Союзом Советских Социалистических Республик и со странами народной демократии. С каждым днем растет дружба народов нашей страны с миролюбивыми народами всего мира. Эта дружба будет и впредь развиваться и укрепляться».
В 1954 г. с целью гарантированного распределения ограниченных ресурсов питания и одежды в стране была введена система нормированного снабжения товарами первой необходимости.
В 1956 году было ликвидировано кулачество как класс благодаря кооперированию китайской деревни. Также были кооперированы мелкие производители и мелкие торговцы. Созданы государственно-частные предприятия.
В 1956 году Мао Цзэ-дун в ряде своих выступлений сформулировал целый комплекс националистических, волюнтаристских «установок», «китайских методов», а также попытался опорочить роль и влияние Советского Союза, его опыт социалистического строительства. Именно в этот период были выдвинуты «идеи» о «волнообразном развитии» экономики, о том, что Китай — это «чистый лист бумаги», что «бедность — это хорошо» и т.п. Стал широко пропагандироваться лозунг «Строить социализм по принципу „больше, быстрее, лучшее и экономнее”». Это лозунг стал генеральной линией партии.
В январе 1956 года, выступая на совещании по вопросу об интеллигенции, Мао заявлял: «Мы должны стать первой страной мира в области развития культуры, науки, техники и промышленности, у нас социалистический строй, надо приложить еще немного усилий, и этого можно достичь. Иначе к чему трудолюбие и мужество шестисот миллионного народа? Не должно случиться так, что спустя несколько десятилетий мы все еще не станем первой державой мира».
В сентябре 1956 года на VIII съезде КПК марксисты-ленинцы убрали из Устава КПК формулировку: «Коммунистическая партия Китая во всей своей работе руководствуется идеями Мао Цзэ-дуна», включенную на VII съезде КПК. Это подчёркивает, что некоторые члены партии никогда не считали «идеи» Мао Цзэ-дуна марксизмом-ленинизмом, вместо этого они записали в Уставе, что «КПК в своей деятельности руководствуется марксизмом-ленинизмом», и сочли необходимым специально подчеркнуть: «Только марксизм-ленинизм правильно объясняет закономерности развития общества, правильно указывает пути построения социализма и коммунизма». Таким образом, обращалось внимание на отличие «идей» Мао Цзэ-дуна от марксизма-ленинизма и на противоречие идей в самой КПК. Важно ещё, что на первой сессии в выступлении председателя Верховного народного суда, члена Политбюро ЦК КПК Дун Би-у были вскрыты текущие социальные корни пренебрежительного взгляда к праву и законности: «Мелкая буржуазия является самым многочисленным из всех классов нашего общества. Большую часть членов нашей партии также составляют выходцы из мелкой буржуазии… Мелкая буржуазия легко поддается настроениям пренебрежения ко всякой законности. Идеология мелкой буржуазии легко смыкается с анархизмом. Мы можем сказать, таким образом, что всякие взгляды, выражающиеся в пренебрежении к законности, по сути дела, являются отражением анархистской идеологии мелкой буржуазии».
В 1956 году необоснованно форсированное ускорение темпов и увеличение масштабов капитального строительства и промышленного производства имело серьезные отрицательные последствия для экономики Китая, сказавшиеся уже в результате непомерного развития одних отраслей промышленности и отставания от них других усилилась имевшая место и раньше неравномерность их развития. Истощение финансовых и материальных резервов чрезвычайно осложнило проблемы материально-технического снабжения. В стране, несмотря на значительное увеличение производства, стала ощущаться серьезная нехватка проката, лесоматериалов и многих других видов оборудования и сырья. Несмотря на увеличение производства хлопчатобумажных тканей и некоторых других товаров первой необходимости, а также продовольственных товаров. Создалось напряженное положение и со снабжением населения предметами потребления. Главной причиной этого был чрезмерный рост числа рабочих и служащих, а также фонда заработной платы. Попытка поставить страну на рельсы искусственно форсированного экономического строительства, предпринятая в 1956 году, в этом же году и закончилась. Политика «большого скачка» с лозунгом «больше, быстрее, лучше, экономнее» закончилась едва начавшись.
В 1957 году на государственном совещании Мао Цзэ-дун говорил: «В нашем государстве противоречия между рабочим классом и национальной буржуазией относятся к противоречиям внутри народа. Классовая борьба между рабочим классом и национальной буржуазией относится вообще к классовой борьбе внутри народа, так как национальной буржуазии в нашей стране присущ двойственный характер.., в конкретных условиях нашей страны, если соответствующим образом регулировать антагонистические противоречия между этими двумя классами, они могут превратиться в неантагонистические».
В сентябре 1957 году на III пленуме ЦК КПК Мао потребовал вернуться к лозунгу «Больше, быстрее, лучше, экономнее». Там же Мао Цзэ-дун заявил, что Китай может «развиваться быстрее и лучше, чем Советский Союз».
В конце 1957 г. на московском Совещании коммунистических и рабочих партий Мао выступил с докладом: «Если половина человечества будет уничтожена, то ещё останется половина, зато империализм будет полностью уничтожен, и во всём мире будет лишь социализм, а за полвека или за целый век население опять вырастет даже больше чем наполовину… Если сейчас придется воевать, то у Китая есть только гранаты и нет атомной бомбы, но она есть у Советского Союза. Попробуем предположить, сколько погибнет людей, если разразится война?.. Как только начнётся война, посыплются атомные и водородные бомбы. Я спорил по этому вопросу с одним иностранным политическим деятелем. Он считает, что в случае возникновения атомной войны могут погибнуть абсолютно все люди. Я сказал, что в крайнем случае погибнет половина людей, но останется ещё другая половина, зато империализм будет стёрт с лица земли и весь мир станет социалистическим».
В 1958 году снова велось осуществление начала «большого скачка». На совещании в Чэнду Мао Цзэ-дун выдвинул новую задачу: «Прежде всего следует добиваться выполнения за три года пятилетнего плана… Мы через 15 лет догоним Англию, а через 20 — Америку». Особое место на совещании в Чэнду во всех выступлениях Мао Цзэ-дуна занимала неприкрытая «критика» Советского Союза с националистических и великодержавных позиций, стремление «доказать», что Китай под руководством маоистов способен на большее и лучшее, чем Советский Союз. Кампания, развернутая Мао Цзэ-дуном в 1958 г. под девизом ту (местное, национальное) против ям (иностранного), была направлена на то, чтобы скомпрометировать иностранный, прежде всего советский, опыт, хотя именно на основе этого опыта с помощью советских специалистов и новейшего советского оборудования КНР обеспечила быстрый рост своего промышленного производства и экономики. Вот что об этом писал Сунь Ят-сен: «Сам Китай очень высоко оценивал свои собственные достижения и ни во что не ставил другие государства. Это вошло в привычку и стало считаться чем-то совершенно естественным. В результате у Китая появилось стремление к изоляции… Изоляционизм Китая и его высокомерие имеют длительную историю. Китай никогда не знал выгод международной взаимопомощи, поэтому он не умеет заимствовать лучшее у других, чтобы восполнить свои недостатки. То, чего китайцы не знают и не в состоянии сделать, они признают вообще невыполнимым». По некоторым данным, причиной такому повороту также могло быть антикоммунистическое настроение в Европе, направленное против Сталина как раз в конце 50х гг.
3 мая 1958 года Мао выступил на съезде КПК с речью о «пользе» мировой войны, он только вернулся из поездки в Москву, поэтому эта речь очень похожа на то что он сказал недавно: «Войны не нужно бояться… Если во время войны погибнет половина человечества — это не имеет значения. Не страшно, если останется и треть… Если действительно разразится атомная война, не так уж это и плохо, в итоге погибнет капитализм и на земле воцарится вечный мир».
В июле 1958 г. по заданию Мао Госпланом КНР был «выработан» новый, соответствующий политике «большого скачка» вариант второго пятилетнего плана. По этому совершенно оторванному от реальной действительности «варианту пятилетки» валовое промышленное производство в 1962 г. должно было увеличиться в 6,4 раза при среднегодовом темпе прироста, равном 45%, а сельскохозяйственное производство — в 2,5 раза при среднегодовом темпе прироста 20%.
В августе 1958 г. состоялось расширенное заседание Политбюро ЦК КПК в Бэйдайхэ. Мао Цзэ-дун в своем выступлении в Бэйдайхэ совершенно изменил свою прежнюю точку зрения по вопросу о народонаселении в Китае. Он говорил: «Надо изменить взгляд на проблему роста населения. Раньше речь шла о 800 миллионах населения, а теперь даже миллиард и несколько сот миллионов населения не составляет проблемы». Здесь же Мао требовал ударности труда на законодательном уровне: «В течение месяца надо отдыхать два дня, в полмесяца — один день. В страдную пору надо отдыхать поменьше, в нестрадную — побольше». Но уже на совещании Чжэнчжоу предложил несколько урегулировать рабочее время: «Для рабочих и служащих приемлема система 8-4-2-10 (т.е. 8 часов в сутки отводится на сон, 4 — на еду и отдых, 2 — на учебу и 10 — на работу. — Авт.), причем нужно составить точный распорядок дня, иначе рабочие долго не выдержат. Воскресенье будет нерабочим днём… Говоря о потребностях нужно прежде всего говорить о калорийности пищи, 2500 калорий вполне достаточно для человека, потреблять больше этого было бы не под силу даже императорам и князьям, но и меньше потреблять тоже нельзя». Здесь же Мао провозгласил возврат к военной экономике и управлению, т.е. «возврат к Яньани». «Яньаньский опыт» — это опыт военного руководства экономикой с «опорой на собственные силы». Он утверждает националистические, великоханьские тенденции в социально-экономической жизни страны, игнорирует другой, положительный опыт китайской революции, особенно на Северо-Востоке в 1946-1949 гг.
В течение 1958 г. общие затраты на строительство мелких металлургических и других промышленных предприятий составили примерно 10 млрд. юаней, или более половины всех вложений в капитальное строительство в промышленности в этом году. Год характеризовался исключительно высокими темпами капитального строительства крупной промышленности. В течение года велось строительство тысячи с лишним сверхлимитных промышленных предприятий, из которых 700 было полностью или частично построено и сдано в эксплуатацию, включая 46 крупных объектов, в создании которых Китаю помогал Советский Союз. Однако, осуществление «большого скачка» в 1958 г. протекало не так гладко, как об этом сообщала китайская печать. Уже в октябре — ноябре появились явные признаки неблагополучия в развитии экономики страны, начали поступать сообщения о трудностях в материально-техническом снабжении, перебоях на транспорте, недостатке продовольствия, плохой уборке осеннего урожая, брожении в «народных коммунах» и т.д.
Весной 1959 года вследствие истощения запасов председатель Мао вынужден был обратиться к партийным организациям со специальным письмом, требуя всерьез заняться экономией зерна. Он предлагал: «в период сельскохозяйственной страды… потреблять продовольствия больше, в период, свободный от сельскохозяйственных работ, — меньше. Во время страды питаться круто сваренным рисом, в период затишья в работе рис надо варить пожиже, добавляя в пищу батат, зелень, репу, бахчевые, бобы, картофель и т.д.» Эта острая необходимость экономии зерна вызвана, в том числе, изменением его распределения в 1958 году, когда была принята «система бесплатного снабжения» и отказ от денег.
В апреле 1959 г. в Чжэнчжоу было созвано расширенное совещание Политбюро ЦК КПК, носившее строго закрытый характер. Здесь Мао Цзе-дун выступал против разжигателей критики «большого скачка», всех критиков он назвал «правыми оппортунистами».
В августе 1959 г. в Лушане состоялся VIII пленум ЦК КПК. Под нажимом Мао Цзэдуна пленум объявил главной опасностью «правый оппортунизм», представители которого называли движение за «большой скачок» и движение за создание народных коммун «мелкобуржуазными фанатическими движениями». Пленум постановил снять Пэн Дэ-хуая, Хуан Кэ-чэна, Чжан Вэнь-тяня и Чжоу Сяо-чжоу с их постов в министерстве обороны, министерстве иностранных дел и хунаньском комитете КПК, за выступления против новой генеральной линии, против «большого скачка» и народных коммун. Дело в том, что народные коммуны закрытого аграрно-промышленного производства Мао предложил возводить везде, несмотря на недостаток современных орудий труда и необходимость развития города, пролетариата и технического прогресса, в первую очередь. Интеллигенция вокруг него понимала, что на данном этапе технического и социального развития коммунизм невозможен, нужно разделение труда и развитая крупная промышленность. Эта проблема началось с того, что революция произошла в рядах крестьянства, главным образом, которое впоследствии пришло в города и громило всё вокруг.
11 сентября 1959 года на расширенном заседании Военного совета ЦК КПК председатель Мао заявил: «Мы должны покорить земной шар. Нашим объектом является весь земной шар… Что же касается работы и сражений, то, по-моему, важнее всего наш земной шар, где мы создадим мощную державу. Непременно надо проникнуться такой решимостью»
С каждым днем, с каждым месяцем 1959 года все больше и больше, все яснее и яснее обнаруживалось, что «достижения» 1958 года не так уж велики, а за множеством рапортов об «успехах» и «рекордах» либо стоит никуда не годная, совершенно не удовлетворяющая даже минимальным требованиям и нормам «промышленная продукция».
В 1959 г. доля крупных капиталистических стран во внешнеторговом обороте КНР составляла 30%, а социалистических стран — около 70%
В январе 1961 года на IX пленуме ЦК КПК был провозглашен курс на «урегулирование, закрепление, пополнение и повышение», озвученная ранее программа «большого скачка» завершилась неудачно уже во второй раз. Это было объяснено наличием «временных экономических трудностей в стране», вызванных якобы «небывалыми за последние 100 лет» стихийными бедствиями, а также отзывом из Китая советских специалистов. К разрыву с Советским Союзом, к отречению от революционных заветов Сунь Ят-сена Мао Цзэ-дуна привел крайний великоханьский национализм, расистский фанатизм.
С 1961 года всё десятилетие характеризуется резким пересмотром маоистской концепции народонаселения в целом. Маоисты стали на путь принудительного воздействия на уровень рождаемости, склоняя и принуждая китайцев к отсрочке вступления в брак и ограничению числа детей в семье (не более одного-двух). При этом применялась «активная» демографическая политика, состоящая во введении нового официального брачного возраста (25 лет для женщин и 28 лет для мужчин), в составлении индивидуальных планов рождения детей с разрешения местных партийных и административных органов, в агитации за массовые операции по стерилизации и прочих мерах по ограничению деторождения и, наконец, в прямых экономических санкциях за «нарушение» новых установок по вопросам народонаселения. Широко пропагандировались тезисы Мао Цзэ-дуна: «Человечество должно контролировать свою численность», «Если население Китая возрастет до 800 млн. человек, то будет уже поздно».
В феврале 1963 г. на Конференции афро-азиатской солидарности в Моши глава китайской делегации Лю Нин-и в беседе с советскими представителями заявил: «Странам Восточной Европы не следует вмешиваться в дела Азии и Африки… Мы сожалеем, что вы вообще сюда приехали, для чего вы тут нужны, это оскорбление движению солидарности афро-азиатских стран». Китайские делегаты на конференции внушали представителям азиатских и африканских стран, что, поскольку русские, чехи, поляки — белые, «на них положиться нельзя», что они-де «всегда сговорятся с американцами-белыми»
14 июня 1963 г. в «Предложении о генеральной линии международного коммунистического движения» от ЦК КПК написано: «В настоящее время находятся люди, которые отрицают великое международное значение антиимпериалистической революционной борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки и под предлогом какого-то устранения перегородок, разделяющих людей по национальной принадлежности, цвету кожи и географическому принципу, стремятся затушевать грань между угнетёнными и угнетающими нациями, между угнетёнными и угнетающими странами, сдержать революционную борьбу народов в этих районах».
14 июля 1963 г. ЦК КПСС в «Открытом письме к партийным организациям, всем коммунистам Советского Союза» подчеркивал, что суть разногласий войны и мира «в противоположном подходе к таким важнейшим проблемам, как возможность предотвращения мировой термоядерной войны, мирное сосуществование государств с различным социальным строем, взаимосвязь между борьбой за мир и развитием мирового революционного движения».
С конца 1963 г. на страницах китайской печати развернулась широкая «критика» принципа материальной заинтересованности, имевшая целью вызвать у трудящихся отрицательное отношение к материальному благосостоянию и максимально возможно ограничить их потребности.
По имеющимся сведениям, в 1963 г. в Китае была принята десятилетняя программа развития науки и техники, направленная на то, чтобы в 1972 г. создать межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками.
В феврале 1964 года, беседуя со студентами, Мао Цзэ-дун заявил: «Курс наук можно срезать наполовину… Если взять в истории людей, которые были отмечены научными знаниями, то среди них выдающихся деятелей не было… Прочтешь много книг — императором не станешь».
В октябре 1964 года журнал «Хунци», подводивший итоги философской дискуссии в Китае по вопросу о сущности закона единства и борьбы противоположностей, показал пример метафизического, софистического подхода: «Те, кто признает основным законом развития явлений „раздвоение единого” (имеется в виду борьба противоположностей. — Авт.), стоят на позиции диалектического материализма, те, кто считает основным законом развития явлений „слияние двух в единое” (т.е. единство противоположностей. — Авт.), выступают против диалектического материализма». Таким образом, маоизм пересмотрел основы научного социализма, который дал Карл Маркс, сократив три закона философии в один.
В октябре 1964 года в постановлении Пленума ЦК КПСС и в докладе М. А. Суслова «О борьбе КПСС за сплоченность международного коммунистического движения» позиция китайского руководства рассматривалась как антимарксистская, великодержавная, троцкистская. М. А. Суслов в своем докладе говорил: «Китайские руководители закономерно докатились теперь до того, что заимствуют многие свои идеи и концепции из идейного багажа троцкизма, так же как они унаследовали от него и фракционные, раскольнические методы борьбы с марксистско-ленинскими партиями».
В июне 1964 г. выступая на рабочем совещании ЦК КПК с докладом «О третьем пятилетнем плане», Мао Цзэ-дун открыто противопоставил военную промышленность гражданской, заявив, что «нужно выжимать денежные средства из промышленности, сельского хозяйства, из сферы культуры и просвещения», чтобы в каждой провинции создать объекты военной промышленности.
В 1964 году китайские учёные изобрели атомную бомбу и провели её испытание.
С середины 1965 г. во многих отраслях промышленности Китая вновь начали прибегать к штурмовщине, сверхурочным работам, нарушать нормы продолжительности рабочего дня, резко интенсифицировать труд. Для строительства и ремонта ирригационных систем привлекались все более значительные крестьянские массы. Маоистская пропаганда призывала «в строительных организациях и на дорожных работах… постепенно внедрить систему обязательной трудовой повинности».
В августе 1965 г. на заседании Политбюро ЦК КПК Мао Цзэ-дун говорил: «Мы обязательно должны заполучить Юго-Восточную Азию, включая Южный Вьетнам, Таиланд, Бирму, Малайзию, Сингапур… Такой район, как ЮВА, очень богат, там очень много природных ископаемых, он весьма заслуживает затрат на то, чтобы его заполучить. В будущем он будет очень полезен для развития китайской промышленности. Таким образом, можно будет полностью возместить убытки. После того как заполучим ЮВА, в этом районе можно будет увеличивать наши силы, тогда мы будем иметь свои силы, противостоящие советско-восточноевропейскому блоку, ветер с Востока будет подавлять ветер с Запада».
В 1965 г. капиталовложения на оборону достигли 13 млрд. юаней, что было почти равно общей сумме капиталовложений во все другие отрасли народного хозяйства (13,5 млрд. юаней).
В 1966 году Мао провозгласил начало «культурной революции»: «Великая пролетарская культурная революция, совершившаяся у нас в Китае, по своим масштабам не знает себе равных в истории. Новая великая эпоха — эпоха 700 миллионов мудрецов показалась на горизонте, когда беспрецедентно широкий размах приобрело движение критики в нынешней великой культурной революции. Будем же приветствовать эту новую великую эпоху!… Водрузим знамя идей Мао Цзэ-дуна над всем миром!». Этот хитрый шаг позволил Председателю КПК узнать самых явных и опасных критиков власти, которые вскоре будут наказаны как ревизионисты и виновники провала реформ «большого скачка».
В ходе «культурной революции» маоисты создали военно-бюрократическую диктатуру, стоящую над народом, воплотив таким образом в жизнь конфуцианскую идею деления общества на управляющих и управляемых. В современном Китае насилие и принуждение стало нормой политической жизни, особенно ярко проявившейся в ходе «культурной революции», возведенной в некую социальную закономерность на X съезде КПК. Слежка, доносы и взаимная ответственность, которые ввели в своем государстве легисты, теперь уже — обычные явления в жизни Китая, в результате чего население страны находится в постоянном страхе. В период «культурной революции» под лозунгом «слома старой государственной машины» в Китае были разогнаны партийные организации, созданные в соответствии с уставом партии, принятым на VIII съезде КПК, и выборные государственные органы, сформированные на основе Конституции КНР. Карательные функции в период «культурной революции» широко осуществлялись и армией, из которой были выделены специальные «войска поддержки левых». В частности, при помощи этих частей подавлялось сопротивление рабочих разгону партийных и народных комитетов. Прежде всего как карательные органы выступали военно-контрольные комитеты периода «культурной революции». Вместе с НОАК (народно-осовободительной армией Китая) карательные функции выполнялись и отрядами миньбинов (ополченцев), хунвейбинов (школьников и студентов) и цзаофаней (молодых рабочих). «Культурная революция» привела не только к широкомасштабным репрессиям против партийной оппозиции, но и к гонениям на интеллигенцию, разгрому КПК, общественных организаций (КСМК, профсоюзов, пионерской организации и т.д.), нанесла колоссальный урон культуре и образованию, отразилась на внешней политике. С самого начала хунвэйбиновскому движению был придан организованный характер по типу военных структур. Армия принимала самое непосредственное участие в его развитии, создавая специальные пункты по приему хунвэйбинов, центры связи, снабженные транспортными средствами, типографским оборудованием, финансами. К каждой группе из 20-30 человек прикреплялся военнослужащий, призванный обучать их военной дисциплине и осуществлять контроль. Для распространения столичного опыта «красным охранникам» было разрешено разъезжать по стране за государственный счет на всех видах транспорта.
В феврале 1966 г. в Шанхае в «Протоколе совещания по вопросам работы в области литературы и искусства в армии» была принята установка на использование литературы в качестве пропаганды маоизма. И хотя формально этот документ касался работы в армии, фактически в нем были провозглашены особые маоистские установки в области литературы и искусства для всей страны. В период «культурной революции» китайской литературе и искусству был нанесен тяжелый урон. Художественная литература оказалась под запретом; были закрыты все художественные и литературно-критические журналы; были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т.д.
Летом 1966 г. «культурная революция» достигла большого размаха: в учебных заведениях устраивались массовые судилища, во время которых партийных работников, известных профессоров не только подвергали критике, принуждая сознаваться в несовершенных преступлениях, но и унижали, обряжая в шутовские колпаки, и просто избивали. Появились и первые жертвы. Разгрому подверглись не только партийные комитеты, но и органы китайского комсомола.
5 ноября 1966 г. газета «Жэньминь жибао» писала: «Китайский народ морально готов всеми силами бороться за возвращение потерянных территорий, когда-то принадлежавших Китаю».
В декабре 1966 г. в городах стали создаваться отряды «бунтарей» (цзаофаней). В них входила рабочая молодежь, перед которой была поставлена задача распространить «культурную революцию» за пределы учебных заведений на предприятия и в организации, что позволило бы охватить все общественные структуры.
В марте 1967 г. был издан «Проект временных революционных правил ревкома провинции Шаньси». Он определил функции объединенного карательного органа маоистской диктатуры следующим образом: «Комитет диктатуры пролетариата является высшим исполнительным органом провинции Шаньси. Он исполняет все функции общественной безопасности, прокуратуры, суда… решительно наносит удары по уголовным преступникам за контрреволюционные преступления». Во время «культурной революции» обыденным явлением в жизни страны стали массовые «митинги» — судилища, происходившие обычно на стадионах.
26 апреля 1968 г. на стадионе в Чанчуне был устроен «суд» над большой группой местных работников, обвиненных в выступлениях против «штаба Мао». Шесть человек были казнены, а остальные приговорены к пожизненному или к длительному тюремному заключению.
27 апреля 1968 г. в Шанхае на площади Культурной революции семь человек, обвиненных в нападках на Мао Цзэ-дуна и Линь Бяо, были приговорены к смертной казни и тут же расстреляны. Эта средневековая сцена передавалась по городскому телевидению.
11 сентября 1969 года состоялся пограничный конфликт на острове Даманском между СССР и КНР. В ходе конфликта китайские военные пытали пленных советских пограничников. Примечательно ещё, что остров так и не был передан КНР в ходе переговоров, но был передан ей только в 1991 году.
27 января 1969 г. на одном из стадионов Пекина после судебного «митинга» были публично казнены 19 юношей из числа бывших хунвейбинов. Хунвэйбины — участники общественной организации за реформы Мао Цзе-дуна.
В апреле 1969 г. обязательство «освободить все человечество» было включено в Устав КПК, принятый на IX съезде. Здесь же маоисты заявили о невозможности завершить строительство социализма без победы мировой революции.
В марте 1970 г. Мао Цзэ-дун предложил созвать Всекитайское собрание народных представителей для пересмотра Конституции и при этом внес предложение не учреждать должность председателя государства. Тем не менее в проект Конституции внесли: «Председатель Мао Цзэ-дун является великим вождем всех наций и народностей всей страны, главой нашего государства пролетарской диктатуры, верховным главнокомандующим вооруженными силами нашей страны. Заместитель председателя Линь Бяо является близким соратником председателя Мао и его преемником, заместителем верховного главнокомандующего вооруженными силами. Идеи Мао Цзэ-дуна являются руководящим курсом всей деятельности народа всей страны».
20 июля 1971 г. в «Уведомлении ЦК КПК о визите Никсона в Пекин от » говорилось: «Приглашение Никсону нанести визит является важным стратегическим маневром, направленным на изоляцию советского ревизионизма — социал-империализма… На нынешнем этапе китайско-советские противоречия являются антагонистическими и самыми главными противоречиями в наших отношениях с внешним миром». Наконец, в связи с официально объявленной подготовкой к китайско-американским контактам на высшем уровне в печати КНР появились недвусмысленные рассуждения о необходимости использовать второстепенного врага для борьбы с врагом номер один.
В сентябре 1971 г. статья «Мощное оружие для сплочения народа на борьбу за победу над врагом», помещенная в журнале «Хунци», проводила мысль по совместной борьбе США и Китая против общего врага почти открыто.
В октябре 1972 г. газета «Жэньминь жибао» писала, что «в соответствии с нуждами революции кадровые работники из числа военных назначаются на работу на места, кадровые работники с мест назначаются на работу в армию, что является нашей партийной традицией».
В 1972 г. в Китае вышла книжка Хун Ши-ди «Цинь Ши-хуан», в которой оправдывается жестокость, восхваляются диктаторские методы управления страной.
В августе 1973 году на X съезде КПК в связи с изменившейся международной обстановкой и рядом других причин маоисты были вынуждены говорить «об освобождении всего человечества» вскользь, заменив эту «идею» менее понятной, состоящей в том, что Китай должен «внести сравнительно большой вклад в дело человечества». На съезде утверждалось также, что современное международное положение характеризуется «большими потрясениями», т.е., говоря другими словами, войнами и революциями. Но именно эти «беспорядки» маоисты считают залогом победы своего «нового» мира на всей земле. Таким образом, маоисты продолжают придерживаться линии в лице троцкизма на основе теории перманентной революции.
21 августа 1973 г. «Нью-Йорк таймс» писала: «По существу, была заложена политическая основа для возможного будущего китайско-американского союза против СССР».
26 октября 1973 г. Л. И. Брежнев на Всемирном конгрессе миролюбивых сил говорил: «Отстаивая принципы мирного сосуществования, мы боремся за то, что дороже всего миллиардам людей на земле: за право на самую жизнь, за избавление от опасности ее уничтожения в пламени войны. Одновременно тем самым мы боремся и за обеспечение благоприятных международных условий для продвижения вперед дела социального прогресса всех стран и народов».
В апреле 1974 года на VI специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН с трибуны представителем КНР Ден Сяо-пином было заявлено: «Социалистический лагерь, существовавший некоторое время после второй мировой войны, перестал уже существовать». В результате этого в борьбе двух мировых социальных систем китайское руководство оказалось на стороне капитализма.
В мае 1974 г. на встрече делегаций КПСС и Компартии США представители двух партий заявили: «Существует необходимость самой решительной борьбы против всех извращений марксизма, против маоизма, ставшего откровенным врагом коммунистического и национально-освободительного движения и выступающего против разрядки напряженности вместе с самыми реакционными силами».
В мае 1974 г. орган ЦК КПК журнал «Хунци» рекомендовал населению для пополнения продовольственного рациона шире использовать дикорастущие растения. Потому что государство самоустранилось от строительства ирригационных и других водохозяйственных объектов. В результате стихийные бедствия по-прежнему наносят громадный ущерб урожаю и оставляют крестьян на грани полуголодного существования.
В 1974 году сразу же после X съезда КПК и после недавней смерти Линь Бяо в авиакатастрофе была развернута шумная кампания «критики Линь Бяо», которая затем, была названа кампанией «критики Линь Бяо и Конфуция». Линь Бяо был в должности 2-го министра обороны и пытался бежать в СССР от преследования ЦК КПК, на территории Монголии его самолёт потерпел крушение. Этот человек известен как боевой генерал, за ним числятся как внутренние сражения в гражданской войне на стороне Гоминьдана, так и ряд побед над японскими войсками во время Второй мировой. Его карьере казалось бы не предвещало никаких проблем, ведь во время «культурной революции» всячески восхвалял и пропагандировал председателя Мао. Проблемы начались тогда, когда стало известно, что он будет управлять государством после смерти Мао Цзе-дуна, но на этот пост уже метил Ден Сяо-пин. В итоге, на Линь Бао руководство КПК переложило все грехи прошедшей «культурной революции».
В 1974 г. доля крупных капиталистических стран во внешнеторговом обороте КНР составляла уже 56%, а социалистических стран — 15%. Заморозив товарооборот с СССР на уровне 200 млн. руб. в год, Пекин форсирувал развитие товарообмена с Соединенными Штатами. В 1974 г. объем китайско-американской торговли был в несколько раз больше, чем китайско-советской. «КНР сейчас сталкивается, вероятно, с самыми серьезными трудностями в торговле и экономике со времен «культурной революции», писала английская газета «Файнэншл таймс» в декабре 1974 г. А гонконгский еженедельник «Чайна ньюс аналисиз» отмечал, что «1974 г. показал, какой большой ущерб может причинить экономике политическая кампания».
В 1975 г. была начата новая кампания — «по изучению теории диктатуры пролетариата». Её организаторы под флагом критики «буржуазного права» преследовали цель расправиться со сторонниками социалистического распределения продукта. Вся логика сводилась к тому, чтобы решать проблему нехватки товаров путём ограничения потребления. В «буржуазное право», помимо распределения по труду, маоистами включались также товарное производство, денежный обмен, различия между городом и деревней, рабочими и крестьянами, умственным и физическим трудом. Всё началось с того, когда Мао Цзе-дун сказал: ««Китай принадлежит к числу социалистических стран. До освобождения он мало чем отличался от капитализма. В настоящее время все еще осуществляется система заработной платы, распределение по труду и обмен через посредство денег. Все это мало чем отличается от того, что было в старом обществе. Разница лишь в том, что изменилась форма собственности». Нажим со стороны маоистского руководства вызвал ответное сопротивление со стороны рабочего класса и крестьянства.
В первом квартале 1975 г. вследствие беспорядков серьезно пострадали железнодорожные перевозки в провинциях Аньхуй, Хубэй, Цзянсу, Чжэцзян, Хэнань, Ганьсу, Юньнань и во Внутренней Монголии. Беспорядки вызваны программой критики «буржуазного права». Крестьяне настаивали на справедливом распределении урожая и оплате труда «в соответствии с трудовыми единицами». Рабочие отказывались работать сверхурочно без дополнительной оплаты.
В январе 1975 года в Конституции КНР, принятой на первой сессии ВСНП четвертого созыва, было записано: «Социалистическое общество охватывает довольно длительный исторический этап. На протяжении всего исторического периода от начала до конца существуют классы, классовые противоречия и классовая борьба, существует борьба между двумя путями — социалистическим и капиталистическим, существует опасность реставрации капитализма, существует угроза агрессии со стороны империализма и социал-империализма. Эти противоречия можно разрешить, лишь опираясь на теорию и практику продолжения революции при диктатуре пролетариата». Также в неё добавили тезис «внести сравнительно большой вклад в дело человечества». Здесь можно отчётливо заметить, что отношнеие КНР к СССР было настолько отрицательным, что пришлось это закрепить законодательно. Более того, по некоторым данным подчёркивается, что это собрание проводилось в закрытом режиме и только среди допущенных проверенных народных представителей. В конституцию было введено право рабочих на забастовку, а в «Докладе о внесении изменений в Конституцию КНР» было озвучено: «Некоторые предприятия формально являются социалистической собственностью, но фактически руководство там находится не в руках марксистов и широких народных масс. Многие позиции, если их не занимает пролетариат, захватываются буржуазией».
В феврале и марте 1975 г. в Китае были опубликованы «новые указания» Мао Цзэ-дуна, направленные на дальнейшее ограничение и без того суженной сферы распределения по труду и постепенное возвращение к уравнительным принципам «народных коммун» образца 1958 г.: «Ныне в нашей стране осуществляется товарная система, существует еще неравенство в системе заработной платы, то есть практикуется 8-разрядная система заработной платы и т.д. Их можно ограничивать только в условиях диктатуры пролетариата… В настоящее время все еще осуществляется 8-разрядная система заработной платы, распределение по труду и обмен через посредство денег. Все это мало чем отличается от того, что было в старом обществе. Разница лишь в том, что изменилась форма собственности».
В середине 1975 г. широкое недовольство маоистским курсом в области образования заставило пекинских лидеров развернуть специальную кампанию под лозунгом «Дать отпор правоуклонистскому поветрию работников науки и техники, пытающихся пересмотреть правильные взгляды». Эта кампания изображалась как «большая дискуссия» между сторонниками маоистской и «ревизионистской» линий в области просвещения. Журнал«Хунци» писал об этом: «В образовании пролетарская линия председателя Мао окончательно еще не реализована в жизни; буржуазия все еще узурпирует власть пролетариата».
В 1976 г. в китайской печати антимаоистов в КПК стали именовать «внутрипартийной буржуазией» или «буржуазными демократами», которые, по определению Мао Цзэ-дуна, «идеологически до сих пор остаются на этапе демократической революции».
В марте 1976 г. Генеральный секретарь Коммунистической партии США Гэс Холл на XXV съезде КПСС: «Маоизм является классическим примером того, куда может завести тропа оппортунизма, если ему не давать отпора. На дне мутного болота оппортунизма находится контрреволюция. И маоизм достиг этого дна. Союз ЦРУ, американского бизнеса и маоизма в поддержку фашистских палачей в Чили — это контрреволюция. Заговор маоистов, ЦРУ и расистской Южно-Африканской Республики против народа и правительства Анголы — это контрреволюция. Осуществляемая маоистами кампания злобной клеветы против сил мирового социализма — это контрреволюция».
В сентябре 1976 г. смерть Мао Цзэ-дуна и последующие события, включая арест его бывшего ближайшего окружения (жены — члена Политбюро ЦК КПК Цзян Цин, заместителя председателя ЦК КПК Ван Хун-вэня, члена Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК, заместителя премьера Госсовета КНР Чжан Чунь-цяо и члена Политбюро ЦК КПК Яо Вэнь-юаня), отнюдь не означают, что маоизм сошел с политической арены Китая.
Итоги: маоизм не разделяет мыслей марксизма, следовательно, его сложно отнести к одной из его ветвей, но так говорят сегодня. С момента своего создания, КНР на протяжении 50х гг сотрудничало с СССР. Но уже в 60х гг кардинально изменяет свою позиции, таким образом, Китай в начале 60х гг повернул в сторону капитализма. «Китайский коммунизм» начал распространять свою идеологию на страны Азии, Африки и Латинской Америки в тех же 60х гг. прошлого века.
Вопрос: сохранились ли взгляды того Китая, которые существовали в 70х гг? Продолжает ли КНР использовать свою идеологию маоизма сегодня? Факты говорят о том, что Мао Цзе-дун до сих пор остаётся народным героем, который сделал Китай сильным, независимым и социально справедливым. Что касается уклона к капитализму, сегодня это, пожалуй, не скрывается. Хотя противостояние КНР и США обставляется как сопротивление двух противоположных систем. Кастаельно влияния маоизма на другие страны, мне вспоминается недавний репортаж на YouTube, в котором отражены методы ассимиляции народов на границе с Китаем. Кроме того, в проблеме курдов фигурирует маоизм, как основная идеология, которую дал им лидер Абдулла Оджалан. Но на этом сегодня не ставят акцент вовсе, поэтому мало так информации. Не стоит забывать, что Китай давно поддерживает национальные восстания в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке.
——————————————————————————————
Список источников:
«Идейно-политическая сущность маоизма» АН СССР
«Мао Цзе-дун и его наследники» Бурлацкий Ф.М.
«Конституция Китайской народной республики» 1975 года
«Выступление на Московском совещании представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран
(фрагменты)» 16 ноября 1957 года
«Война и вопросы стратегии. Выступление на VI пленуме ЦК КПК 6-го созыва» 6 ноября 1938 года
«Совместный исход. Дневник двух эпох. 1972–1991» Черняев Анатолий