Рафик Кулиев: Что же такое «РФ»?

Прошло уже более 30-ти лет с дня создания новой России с названием РФ, но огромное большинство современного российского народа до сих пор ломает голову над вопросом: что такое РФ? А между тем в отношении прошлой России с названием РСФСР, ни один человек не мучился таким вопросом. Почему? Да просто потому, что уже сама аббревиатура: «РСФСР», прямо обозначает политическую и экономическую системы этого общества. А именно: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. А что означает аббревиатура «РФ»? Какую смысловую нагрузку она в себе несёт? Кроме той, что она является федерацией, т.е. объединением национальных областей, при котором национальные области, сохраняя юридически определённую политическую и экономическую самостоятельность, создают государство, никакой. Но каковы реальные политические и экономические отношения в этой федерации, это остаётся тайной за семью печатями.

Это последнее обстоятельство даёт возможность всяким болтунам, с корочками «экспертов» и «аналитиков», шуметь о том, что современное российское общество является то ли рабовладельческим обществом, то ли феодальным обществом, то ли диким капиталистическим обществом.

Существует только одно истинное решение какого-либо вопроса, и в этом смысле истина всегда однозначна.

Так что же такое РФ? Какое общество она из себя представляет: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое или социалистическое? Это легче всего понять с точки зрения наиболее научного определения общества.  «Общественные отношения, при которых производят индивиды, общественные производственные отношения, изменяются, преобразуются с изменением и развитием материальных средств производства, производительных сил. Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером. Античное общество, феодальное общество, буржуазное общество представляют собой такие совокупности производственных отношений, из которых каждая вместе с тем знаменует собой особую ступень в историческом развитии человечества» (К. Маркс, «Наёмный труд и капитал», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 6, с 442).

Характер всякого общества определяется формой собственности на средства производства и определённым социальным положением человека, который непосредственно приводит в движение средства производства, – рабочего.

В античном обществе, т.е. в рабовладельческом обществе, не только вещественные средства производства, но и рабочий, в форме раба, являются собственностью собственника средств производства – рабовладельца. Рабовладелец может делать с рабом всё, что угодно, даже убить его. Рабы трудятся под свист плети надсмотрщиков.

Есть ли подобные политические и экономические отношения в современном российском обществе? Является рабочий собственностью собственника средств производства? Нет. Может ли собственник средств производства делать с рабочим всё, что ему угодно, даже убить его? Нет. Рабочие работают под свист плети надсмотрщика? Нет. Следовательно, нет и оснований определять современное российское общество как рабовладельческое общество.

В феодальном обществе рабочий, в форме крепостного, уже не находится в полном и безраздельном распоряжении своего господина – феодала. Феодал имеет возможность принуждать крепостного к труду, может его продать, но не может его убить. Крепостной вынужден работать на феодала в силу того, что важнейшее средство производства – земля является собственностью феодала. Феодал «наделяет» крепостного землёй, и, тем самым, «намертво» привязывает его к себе. Крестьянский земельный надел служит условием обеспечения феодала рабочей силой.

Есть ли подобные политические и экономические отношения в современном российском обществе? Может ли собственник средств производства продать рабочего? Нет. Может ли собственник средств производства привязать к себе рабочего намертво «наделом» земли? Нет. Следовательно, нет и оснований определять современное российское общество как феодальное общество.

Наконец, буржуазное общество. В буржуазном обществе рабочий, в форме наёмного рабочего, лично свободен. Но, обладая личной свободой, он в то же время лишён средств производства, следовательно, и средств существования. Поэтому он под угрозой голодной смерти вынужден наниматься на работу к собственнику средств производства для того, чтобы получить от него определённое количество средств существования, чтобы работать и жить.

Есть ли подобные политические и экономические отношения в современном российском обществе? Рабочий лично свободен? Да. В то же время он лишён средств производства? Да. В силу этого последнего обстоятельства он вынужден под угрозой голодной смерти наниматься на работу к собственнику средств производства? Да. Но тем самым доказывается, что современное российское общество является буржуазным обществом, которое, с лёгкой руки К. Маркса, называется капиталистическим обществом.

Не бывает дикого или цивилизованного капитализма. Есть просто капитализм, который покоится на том, что средства производства и земля в форме частнокапиталистической собственности, т.е. в форме денег (пресловутые инвестиции), находятся в руках нерабочих, т.е. финансовой олигархии (современных мировых ростовщиков), в то время как масса, т.е. широкие слои трудящегося населения, обладают только личным условием производства – рабочей силой. А это фактически означает, что трудящиеся, т.е. большинство общества, находятся в политической и экономической зависимости от финансовой олигархии, что делает возможной эксплуатировать первых вторыми.

Для большой ясности сказанного, остаётся ещё добавить два отличительных момента капиталистической эксплуатации. В отличие от рабовладельческой эксплуатации, которая держится на внеэкономическом, непосредственном принуждении к труду, капиталистическая эксплуатация держится силой экономических законов самого капитализма, действующих и осуществляющихся с железной необходимостью. Во-вторых, капиталист обеспечивает себе рабочую силу не «земельным наделом», как феодал, а торговлей деньгами, т.е. ростовщичеством, которая куда свирепее феодальной барщины. Если потребности феодала в труде крепостного удовлетворялись вместе с удовлетворением его естественных потребностей, то жажда наживы (денег) у ростовщика не имеет границ. Финансовая, кредитная удавка привязывает рабочего к капиталисту крепче, чем железные цепи приковывают раба к рабовладельцу. «К варварским ужасам рабства, крепостничества и т.д. присоединяется цивилизованный ужас чрезмерного труда» (К. Маркс, «Капитал», т. 1, с. 247, К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 23, с. 247).

За рабочий класс!

Рафик Кулиев, 31 мая 2024 г.