Добрым словом вспоминаем советского композитора Серафима Туликова

Песни этого большого русского советского композитора привлекали слушателей своим выразительным мелодизмом, эмоциональностью, лиризмом, задушевностью, строгим благородством, высоким патриотическим звучанием. В них отчётливо слышался голос кипучего времени, голос созидательной эпохи, её великих символов и грандиозных свершений. Ну и, разумеется, в них слышался голос подлинно национального художника — продолжателя традиций народного, русского и советского классического искусства. Голос художника самобытного, исконно русского, слышавшего Россию, знавшего её музыкальные напевы и композиции, чувствовавшего её душу.

  «Гражданственность содержания, народная основа, высокое художественное мастерство — главные принципы, или, по выражению композитора, «три кита», на которых он опирается в своих творческих устремлениях», — писал о своём коллеге-композиторе и единомышленнике известный советский композитор Эдуард Колмановский.

«Серафим Туликов относится к той редкой категории художников, — продолжал далее Колмановский, — по произведениям которых можно проследить биографию страны, ощутить дух времени — настолько достоверно выражают они смысл нашей жизни, думы, переживания, надежды современников.

Героико-патриотические песни Туликова — непременные «участницы» народных праздников, торжеств, демонстраций. Ему принадлежат многие торжественные, гимнообразные произведения, хоровые оды, песни-плакаты. При этом хочется отметить особо: песни на значительные социальные, гражданственные темы лишены официозности, внешней парадности. Они почти всегда эмоциональны, романтически возвышенны, овеяны неподдельным пафосом».

Серафим Туликов… Композитор, долгие годы находившийся в беспокойном движении, в постоянном поиске, творивший замечательные, неповторимые произведения, поражавшие своим высоким, истинно патриотическим звучанием. Художник-коммунист, чей тематический и жанровый диапазон творчества был широк и многогранен: от набатной гражданственности и до любовной лирики, от публицистического плаката до шуточной зарисовки, от песен-воззваний до задушевных лирических сочинений.

И сочетание такое, на первый взгляд, не совсем естественное, было вполне оправданным. Иначе выдающийся композитор, чей стодесятилетний юбилей со дня рождения приходится на 7 июля 2024 года, работать не мог, не желал, не считал для себя возможным. Песенное творчество он воспринимал как концентрированное выражение народной жизни с её праздниками и буднями, раздумьями и чувствами, стремлениями и чаяниями, героизмом и самопожертвованием, любовью и преданностью. В общем, со всем тем, без чего нашу повседневную жизнь мы себе не представляем.

Туликов в творческом плане, в смысле жанровых пристрастий был однолюбом. Потому-то все его значительные успехи, достижения и связывались с песней. При этом композитор также писал увертюры для симфонического оркестра, концертные сюиты и сказы для оркестра народных инструментов, марши и вальсы для эстрадного оркестра, песенно-хоровые сюиты, музыку к спектаклям и кинофильмам.

«Мы знаем С. Туликова прежде всего как большого мастера гражданственной песни, — писала Александра Пахмутова, — проникнутой высоким пафосом и горячим патриотическим темпераментом. Как не вспомнить такие его выдающиеся песни, как «Ленин всегда с тобой», «Мы за мир», «Марш советской молодёжи», «Песня о Ленине» и, конечно, знаменитую «Родину». Но эти песни не были бы так прекрасны, не обладали бы такой убеждающей силой, если бы их автор был только композитором-трибуном, если бы в его даровании не было бы и другой привлекательной грани — лирической».

Да, это сочетание гражданственности и лиричности для произведений Туликова стало определяющим. И всё же в первую очередь следует подчеркнуть, что центральной темой в искусстве композитора являлась Лениниана. К образу Ленина Серафим Сергеевич постоянно обращался на протяжении всего своего творческого пути. В результате он написал следующие песни о Владимире Ильиче: «Ленин всегда с тобой» и «Ленин, партия, мир!» (слова Л. Ошанина); «Заветам Ленина верны» (слова А. Викторова); «Калмыцкая песня о Ленине» (слова Л. Инджиева); «Слушайте Ленина», «Ленин у нас на заводе», «Мы завершим, товарищ Ленин», «Половодье» (слова В. Харитонова); «Зовёт Ильич с броневика» (слова А. Гангова); «Я думаю о Ленине», «Мы — люди ленинского века» (слова В. Лазарева); «Родной Ильич» (слова Н. Доризо), «Партия Ленина» (слова Ю. Полухина).

Песня «Ленин всегда с тобой», написанная Туликовым в 1955 году, сразу же станет любима народом. Советские граждане дадут ей самую высокую оценку. Они оценят достаточно простую, лиричную, но и выразительную мелодию, легко запоминающуюся. Оценят они и эпичность, величественность этого произведения.

«Не спеша. Величаво. С благородством и теплотой» — такое указание давал автор певцу о характере исполнения своей песни. Потому-то и следовало её петь неспешно, сосредоточенно, вдумчиво.

День за днём идут года —

Зори новых поколений,

Но никто и никогда

Не забудет имя ЛЕНИН…

Эти простые и вместе с тем выразительные слова в Советском Союзе знали повсеместно, от мала до велика. И только лишь начинала звучать мелодия, как люди массово готовы были петь эту песню вместе с профессиональными исполнителями.

Ещё более известен был в народе запев этой песни. В нём преобладал своеобразный эпическо-повествовательный тон, который позволял воспринимать его в качестве хорового лирического высказывания-признания:

  Ленин всегда живой,

Ленин всегда с тобой —

В горе, надежде и радости.

Ленин в твоей весне,

В каждом счастливом дне,

Ленин в тебе и во мне!

Вот так просто и возвышенно одновременно, с особой теплотой и каким-то удивительным благородством, признательностью, искренним уважением и выразит Туликов чувство всенародной любви к вождю. Выразит, будучи к тому времени композитором состоявшимся, подтвердившим своё удивительное дарование, музыкальность, чуткое восприятие мелодий, способность их рождать в своём сознании. Не подведёт, конечно, и Лев Ошанин. Слова, сочинённые им, будут удачно сочетаться с музыкой, разумно, выразительно и лирично дополняя её.

Песню «Ленин всегда с тобой» исполняли многие талантливые и авторитетные советские вокалисты. Одним из лучших, пожалуй, был выдающийся оперный певец, бас, народный артист СССР, солист Большого театра Евгений Нестеренко.

При этом подчеркнём, что при всей своей содержательности песня эта не сложна по строению, легко запоминается и может исполняться без аккомпанемента. Оттого-то и до сих пор поют её в ленинские дни наши убеждённые сторонники, все те, кому дороги образ и дело Ленина. Поют также спокойно, выразительно, пафосно, будто бы представляя вождя на каком-то массовом мероприятии, в движении, выступающего, нацеливающего сограждан на новые трудовые свершения…

Вспоминая историю написания самой знаменитой своей песни, посвящённой Владимиру Ильичу, Туликов рассказывал: «Песня сложилась за один день, наверное, потому, что шёл я к ней многие годы… Ребёнком я ужасно не любил оставаться дома один. И вот, помню, родители мои ушли в театр, мне было страшно, тревожно. Но вскоре вдруг раздался звонок в дверь — они неожиданно вернулись. «Что случилось?» — спросил я. «Симочка, умер Ленин!» — сказала мать и заплакала. Я понял, почувствовал, что произошло что-то страшное, непоправимое…

Потом, когда я уже занимался в училище, в нашем доме появился радиоприёмник, детекторный. Часами я мог терпеливо иголочкой ловить волну в поисках интересной передачи. Однажды поймал музыку, совершенно меня зачаровавшую. Дождался конца передачи и узнал, что прозвучала «Аппассионата» Бетховена в исполнении Льва Оборина. В библиотеке отыскал ноты сонаты, принёс их своему педагогу и попросил разрешения разучивать. Но он посчитал, что мне её играть рановато, и добавил: «А знаешь ли ты, что «Аппассионату» очень любил Ленин?» И я понял, что не осмелюсь играть сонату.

Наступил год восьмидесятипятилетия со дня рождения Владимира Ильича. На партийном собрании в Доме композиторов шла речь о создании новых песен, посвящённых великому вождю. Мне сразу представилось, что это должна быть светлая, оптимистическая песня — песня о бессмертии Ленина. В перерыве я зашёл в кабинет, где стоял инструмент, и сыграл мелодию, ставшую потом припевом моей песни о Ленине: «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой, в горе, в надежде и радости…»

В тот же вечер сложилась музыка всей песни. Потом Лев Ошанин написал стихи…»

К девяностолетию со дня рождения Ленина Туликов напишет новую песню — «Ленин, партия, мир!», совершенно не похожую на предыдущий шедевр «Ленин всегда с тобой». Автором же слов этой песни вновь станет Лев Ошанин. А замысел песни сведётся к тому, чтобы подчеркнуть единство Ленина и партии, их неотделимость от идеи всеобщего мира. Такой поворот темы сделает песню актуальной и своевременной.

Торжественно-праздничное развёрнутое вступление сменяется в данном произведении широким эпического склада запевом, строившимся не из коротких мотивов, а из длительных фраз большого дыхания. Сама же мелодия начиналась с высокого, кульминационного звука. Посему и слова начинали звучать не издалека, а с самого главного:

  Первым ленинским декретом

В грозный час, в огне мортир

Над страною, над планетой

Прогремело слово «мир».

Вступающий тут же хор торжественно скандирует слова: «Ленин, партия, мир!» И вся песня, в которой композитор говорил о победе ленинских идей, становится светла, оптимистична, проникнута уверенностью в завтрашнем дне. Жаль, что звучит она ныне крайне редко, даже на ленинских мероприятиях, проводимых КПРФ.

Песня эта, замечательно исполнявшаяся солистом Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко басом Эдуардом Булавиным, увы, практически не знакома молодому поколению наших партийцев. Мало знакомо ему и имя самого Туликова. Действительность такова, что многие активные и решительные наши комсомольцы, молодые коммунисты, те, кому сегодня 18—30 лет, имеют смутное представление о советской культуре, о советской массовой песне, о композиторах, поэтах, исполнителях, эти песни доносивших в своё время до слушателей. Ну и что из того, скажут в ответ. Разве это незнание столь важно в сегодняшней динамичной, наполненной многими вполне конкретными проблемами жизни? Или оно как-то влияет на повседневные дела молодых товарищей, пришедших в наши ряды? Нет, напрямую не влияет. Но не хочется, поверьте, множить Иванов, родства не помнящих. Не хочется верить и в то, что современным молодым людям совсем не интересна могучая советская культура, в том числе и песенная.

Каждая песня туликовской Ленинианы по-своему выразительна, интересна и значима. Особо, наверное, выделяются лаконичная и броская песня-призыв «Слушайте Ленина!», а также песня-беседа «Мы завершим, товарищ Ленин» и песня-раздумье «Ленин у нас на заводе». Мужественной суровостью значителен марш «Зовёт Ильич с броневика», массовым духом верности ленинским идеям пронизана песня «Мы — люди ленинского века». А вот песне «Я думаю о Ленине» присущ романтически взволнованный характер, и основное её настроение — светлое раздумье с особой интонацией, заключавшееся в ключевой фразе припева: «Я думаю, я думаю о Ленине, как он когда-то думал обо мне». То есть какая бы из них вдруг ни прозвучала, о каждой можно порассуждать, задуматься, попытавшись непредвзято оценить как сугубо их музыкальную сторону, так и содержание, его глубину и актуальность.

«Песни Туликова о вожде — одна из важнейших областей творчества композитора, — была уверена известный советский музыковед, кандидат искусствоведения Ирина Лихачёва. — К этой теме он возвращается постоянно и всегда находит свежее, интересное, оригинальное решение, новый ракурс в раскрытии облика Владимира Ильича. Различие в жанрах не лишает песен очень важной общей черты — их подлинно русской основы, проявлявшейся в интонационном языке, характере и духе сочинения. Многогранность песен Туликова, посвящённых ленинской теме, позволяет говорить о создании им собственной Ленинианы. Она составляет творчески самобытный и яркий раздел советской музыкальной литературы о Ленине. Такая песня Туликова, как «Ленин всегда с тобой», — одно из самых её выдающихся достижений. Это наиболее популярная массовая песня о Владимире Ильиче».

Туликову принадлежало авторство многих патриотических песен, посвящённых партии и Родине, России. Об этом напоминал и выдающийся русский советский композитор, первый секретарь правления Союза композиторов СССР Тихон Хренников: «Серафим Туликов принадлежит к плеяде выдающихся композиторов страны. Его лучшие песни посвящены Родине, Ленину, партии. Проникнутые сердечной теплотой, они получили широкое распространение среди народа. Не случайно все наши торжественные праздники начинаются и заканчиваются песнями Туликова».

Непременной «участницей» всех праздничных советских мероприятий, демонстраций и митингов не одно десятилетие была песня Туликова «Мы — коммунисты», написанная им в 1959 году на стихи поэта Петра Градова.

Принадлежала же она к жанру песен-маршей. И в запеве этой песни Туликов будет использовать пунктирный ритм, характерный для советских песен времён Гражданской войны и первых лет революции. Обращение к такому ритму было всецело оправданным, так как в стихах Градова убедительно доносилась мысль о преемственности среди коммунистов страны.

  В наших рядах миллионы,

Ленина мы сыновья.

Реют над нами победно знамёна

Славного Октября!

Мы, коммунисты,

Правдой сильны своей.

Цель нашей жизни —

Счастье простых людей!

Цель всей борьбы и жизни —

Счастье простых людей! 

  «Мы — коммунисты» — песня, в которой слышатся не только отголоски интонаций русских революционных песен, маршевый ритм, сдержанная уверенность и гордость за выдающиеся свершения партии коммунистов. В ней отчётливо звучит также и настрой на созидание, на выдающиеся трудовые завоевания, на победы, напрямую связанные с деятельностью партии.

  Партия смелых и стойких,

Все мы гордимся тобой.

Первыми шли мы

на новые стройки,

Первыми шли мы на бой.

Нечасто на партийных мероприятиях звучит ныне эта песня-признание, песня-призыв. А ведь в ней заложены и глубинный смысл, и особая энергетика, способная объединять и вести за собой. Собственно, Туликов, когда писал эту песню, на то и рассчитывал, что сможет она вести за собой, вдохновлять, напоминать советским коммунистам об их высоком предназначении и ведущей роли в жизни всей страны.

Среди патриотических и гражданственных произведений Туликова особо выделяется и его песня «Мы за мир» на стихи Александра Жарова. С этой песней, написанной в 1947 году, к Туликову придёт известность и популярность.

Лишь раз прозвучав по радио, песня «Мы за мир» получит всенародное признание. Мелодия её с тех пор стала звучать на праздничных демонстрациях, в концертных залах, причём как в исполнении первоклассных профессиональных коллективов, так и скромных самодеятельных хоров. Первые ноты её припева — как всем понятный символ борьбы за мир — стали распространятся на художественных плакатах. Её переведут на ряд иностранных языков, и она выдержит множество изданий в различных странах мира.

Произведение отличали маршевый ритм, пунктирный рисунок, мелодическая яркость, лаконичность, народный характер. В 1951 году Туликов за песню «Мы за мир», а также за «Песню о Волге» (слова О. Фадеевой), песни «Расцветай, земля колхозная» (слова Л. Ошанина), «Приезжали на побывку» (слова Я. Белинского), «Лес-богатырь» (слова П. Кудрявцева) будет удостоен Сталинской премии третьей степени.

Тема борьбы за мир найдёт своё продолжение в песнях «Марш советской молодёжи» (слова Е. Долматовского) и «Это мы — молодёжь» (слова Л. Ошанина), написанных к Третьему (Берлинскому, 1951) и Пятому (Варшавскому, 1955) фестивалям молодёжи и студентов и удостоенных первых премий на этих форумах. Различные по характеру, они схожи были в том, что отражали своё время и нацеливали на дружбу людей разных национальностей. Той же цели поспособствовала и более скромная по своему назначению и содержанию лирическая песня «Марш дружбы» (слова С. Острового).

Пройдёт два десятка лет, и на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в октябре 1973 года в Кремлёвском Дворце прозвучит песня Туликова «Мир нужен всем» (слова А. Боброва), имевшая значительный успех. Что и неудивительно, так как в песне при всей её новизне опять звучали чеканная мелодика, стальные ритмы прежних произведений композитора, посвящённых миру и борьбе за него.

На протяжении всего своего творческого пути Туликов вдохновенно воспевал Отчизну. Его безграничная преданность Родине наиболее ярко и красочно была раскрыта в таких широко известных песнях, как «Советская Россия» (слова Л. Кондырева); «Ты, Россия моя» (слова С. Острового); «Лишь ты смогла, моя Россия» (слова Г. Ходосова); «Мы твои рядовые, Россия» (слова И. Шаферана); «Я о Родине пою» (слова Н. Доризо); «Любите Россию» (слова О. Милявского); «Родина любимая моя» (слова А. Досталя); «Сын России», «А там вдали моя Россия» (слова В. Харитонова); «Родина», «Сердце России моей» (слова Ю. Полухина); «Над Россией моей» (слова М. Пляцковского). Эти и другие потрясающие лиричные песни исполняли в том числе и такие выдающиеся, непревзойдённые вокалисты, как Людмила Зыкина, Юрий Гуляев, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова.

«Я счастлива, что пела и пою сейчас песни Серафима Туликова — шуточные, лирические, песни о Родине, России… Слушатели любят их за истинно народный характер, выразительную красоту мелодии, душевную теплоту», — говорила Людмила Зыкина в одном из кадров телефильма «Композитор Серафим Туликов», снятого на Центральном телевидении в 1982 году.

  О каждой из перечисленных песен можно многое рассказать, тем более что тема Родины, в самом широком её понимании и представлении, начнёт звучать в творчестве Серафима Сергеевича с сороковых годов прошлого столетия и вплоть до последних лет жизни.

«Главной и основной в нашем массовом искусстве всегда была песня патриотического, гражданственного звучания, — писал композитор. — Она, как никакой другой вид песенного творчества, ставит перед авторами требование глубокого идейного содержания, национально-самобытной формы и высокого художественного уровня создаваемых произведений. Однако, работая над патриотической темой, композитор должен суметь согреть её личным чувством, тёплой эмоцией и передать её так, чтобы она стала близкой и дорогой каждому слушателю. Иначе не избежать ходульности, ложного пафоса, серости».

Вышеназванные песни, как и все другие, посвящённые Туликовым России, Москве, Ленинграду, Туле, Сибири, Алтаю, Волге, Днепру, БАМу, отдельным регионам, серыми, невыразительными, обременёнными ложным пафосом никак не назовёшь. Да и их эмоциональность, чувственность, лиричность столь очевидны, что нет никакой надобности эту их самую сильную сторону как-либо подтверждать или доказывать. Всё, что называется, говорит само за себя. Вот, к примеру, обратимся к песне «Я о Родине пою» на стихи Николая Доризо, написанной композитором в 1980 году к XXVI съезду КПСС и блестяще исполнявшейся Муслимом Магомаевым.

Будто бы величественный гимн слышится при звучании этой глубокой, прославлявшей родную страну песни. И всё в ней гармонично, чинно, выверенно, последовательно изложено. Мелодия, распевная и широкая, завораживает, способствует концентрации внимания, чувственному восприятию сильного, по-настоящему патриотичного текста.

  Я горжусь тобой,

Советская страна.

Жизнь твоя святому

подвигу равна.

Это счастье,

Что судьбою

Ты мне в матери дана.

Вот о чём сегодня песню я пою,

Вот за что люблю я Родину мою.

Сугубо личное, звучавшее в этой песне, касалось миллионов. Лиризм же, присущий ей, отчётливо говорил о том, что у Советской страны великая созидательная миссия, о которой следовало постоянно напоминать и которую обязательно стоило прославлять. Что Туликов на протяжении всей своей жизни успешно и делал.

Впечатляет и песня «Ты, Россия моя», написанная на стихи Сергея Острового в 1961 году и бывшая в исполнении Людмилы Зыкиной многие годы очень популярной.

В ней слышалась интонация протяжной русской песни с её особым раздольным, но и серьёзным по содержанию распевом. И в то же время мелодия к этой песне Туликовым была написана необыкновенно уравновешенная, отдающая спокойствием, умиротворённостью. Что-то ощущается в ней основательное, но и камерное, больше соответствующее откровенному рассказу неравнодушного, искренне любящего Россию человека.

  Мать-Россия моя,

С чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить…

Ты, Россия моя,

Золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная,

За твою широту,

За твою красоту

Я люблю тебя,

Родина светлая!

Все эти составляющие, наполнявшие песни Туликова о России особым мелодизмом и лиризмом, позволявшие восприниматься и массово, при большом эмоциональном подъёме, и исключительно индивидуально (как будто бы та или иная песня звучала только для одного человека), убедительно подтверждали тот впечатляющий размах таланта, о котором в один голос высказывались профессиональные критики и музыковеды. Таланта бесспорного, широкого, дававшего композитору возможность творить произведения разноплановые и на многие темы, на первый взгляд совсем непересекающиеся.

  Но при сём Туликов был творцом взыскательным и к собственной творческой деятельности относился достаточно строго. «…Когда массовая песня отражает высокие человеческие деяния и чувства, она поднимается до уровня больших художественных обобщений, — писал Серафим Сергеевич в 1974 году, — но как только замыкается в мир мелких субъективистских переживаний — тускнеет, блёкнет. Этот же опыт неопровержимо свидетельствует, что художник обязан быть бесконечно требовательным к себе, должен неустанно оттачивать своё социальное чутьё, черпать вдохновение в самых прогрессивных идеалах современности, отметая всё случайное и быстротечное. Он должен быть стойким перед влиянием моды, готовой засосать любой талант в трясину мелкотемья. Губителен соблазн пойти на поводу у невзыскательных вкусов, стремясь обеспечить себе быстрый, но по сути поверхностный, эфемерный успех».

«Нелегко — и это мы знаем — создавать хорошую массовую песню, способную увлечь миллионы, — продолжал далее свои рассуждения Туликов. — Подлинные удачи в этом жанре приходят не каждый день. Однако нет ничего вреднее, чем успокаивать себя мыслями, что во все времена, дескать, существовали произведения разные — хорошие и плохие, что во все времена песенная продукция измерялась многими сотнями опусов, составляющих своего рода шлак, из которого музыкальная практика отбирает «зёрна» художественных открытий». Сознательно создавать «музыкальный шлак», Туликов считал занятием непозволительным. Безыдейное, слабо в тематическом отношении мотивированное, бессистемное сочинительство он не воспринимал. Таковое, в его представлении, к искусству не имело никакого отношения.

Туликов действительно не успокаивал себя и не поддавался соблазну писать вещи малохудожественные, неглубокие, посредственные, сочинявшиеся лишь «на потребу дня», но работал, однако, ударными темпами, писал много. Успеху же его произведений способствовало то, что у композитора были талантливые коллеги-поэты, писавшие стихи для его песен.

«Я всегда сотрудничал с хорошими поэтами, — с гордостью говорил Туликов. — Писал с Л. Ошаниным, Е. Долматовским, А. Жаровым, С. Островым, Н. Доризо, В. Харитоновым, П. Градовым, М. Пляцковским, Ю. Полухиным, В. Лазаревым».

Уроженец Калуги, появившийся на свет в музыкальной семье, выпускник Калужского и Московского музыкальных училищ, а также Московской консерватории, Туликов начал писать свои сочинения в конце 1930-х годов. Со времени Великой Отечественной войны, находясь в том числе и в эвакуации в Алма-Ате, он писал песни о Красной Армии, о героях войны, о фронтовой дружбе. Затем творческий диапазон композитора стал расширяться. С каждым годом появлялись всё более талантливые и совершенные песни о жизни, о труде, о партии, о Ленине, о комсомоле, о России, о Москве и о многом-многом другом, что волновало Серафима Сергеевича. А волновало его, похоже, буквально всё.

«Василёк» (слова А. Жарова); «Родина советская», «На партийной работе», «Уходят поезда» (слова В. Харитонова); «Комсомол — это юность моя» (слова С. Острового); «Если сердце полюбило» (слова О. Фадеевой); «Мы небо Родины храним» (слова В. Малькова); «Девчонки, которые ждут», «Полярное сияние», «Что такое комсомол?», «Не повторяется такое никогда», «Море нельзя разлюбить», «Бамовский вальс», «В спорте побеждает дружба» (слова М. Пляцковского); «Космический вальс» (слова Л. Кондырева); «Не стареют душой ветераны» (слова Я. Белинского); «Пионерский фонарик» (слова Г. Ходосова); «Футболист, не теряй мяча» (слова Ю. Цейтлина); «Неизвестный солдат» (слова А. Гангова); «Японский журавлик» (слова В. Лазарева); «Запомни номер части войсковой» (слова Н. Палькина); «Пусть дружба будет фронтовой» (слова Н. Доризо); «Родина — весна моя» (слова Н. Добронравова).

Песни… Сколько же их замечательных, выразительных, мелодичных, лиричных, гражданственных было в творческой судьбе народного артиста СССР и РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Сталинской премии и Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, кавалера ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени Серафима Туликова? Не счесть! И, что самое главное, они не канули в Лету. Их по прежнему помнят, поют. Собственно, для всех тех, кто искренне любит советское песенное искусство, песни Серафима Туликова продолжают жить. И жизни их, к счастью, не суждено прерваться…